После того, как окончился Всемирный потоп, Ной вышел из ковчега со своими сыновьями. Его сыновей звали Сим, Хам и Иафет.

Ной стал возделывать землю и выращивать виноград. Из виноградного сока он сделал вино и, попробовав его, опьянел, потому что еще не знал силы вина. Он лежал обнаженным в своем шатре и это увидел его сын Хам. Он непочтительно отнесся к отцу своему - рассказал об этом своим братьям. Братья его - Сим и Иафет взяли одежду, подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготу, и покрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о поступке своего меньшего сына Хама, то осудил и проклял его, в лице сына его Ханаана.

Он сказал, что потомки его будут в рабстве у потомков его братьев. А Сима и Иафета он благословил и предсказал, что в потомстве Сима сохранится истинная вера, а потомки Иафета распространятся по земле и примут истинную веру от потомков Сима.

Все, что предсказал Ной своим сыновьям, в точности исполнилось. Потомки Сима называются семиты, к ним относится, в первую очередь, народ еврейский, в нем одном сохранялась вера в истинного Бога. Потомки Иафета называются иафетиды, к ним относятся народы, населяющие Европу, которые и приняли от евреев веру в истинного Бога.

Потомки Хама называются хамиты; к ним относятся ханаанские племена, первоначально населявшие Палестину, многие народы Африки и других стран.

Столпотворение вавилонское и рассеяние людей

Потомки Ноя долгое время жили вместе в одной стране, недалеко от гор Араратских, и говорили на одном языке.

Когда человеческий род стал многочисленным, то злые дела и распри между людьми увеличились, и они увидели, что скоро придется им разойтись по всей земле.

Но, прежде чем разойтись, потомки Хама, увлекая за собою и других, задумали построить город и в нем башню, наподобие столпа, высотою до небес, чтобы прославиться и не быть в подчинении у потомков Сима и Иафета, как о том предсказал Ной. Они наделали кирпичей и принялись за работу.

Эта гордая затея людей была неугодна Богу. Чтобы зло окончательно не погубило их, Господь смешал язык строителей так, что они начали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга.

Тогда люди были вынуждены бросить начатую постройку и разойтись по земле в разные стороны. Потомки Иафета ушли на запад и расселились по Европе. Потомки Сима остались в Азии, Потомки Хама ушли в Африку, но часть их также осталась в Азии.

Недостроенный город прозван Вавилоном, что значит “смешение”. Вся же страна, где был этот город, стала называться землею Вавилонскою, а также Халдейскою.

Расселившиеся по земле люди постепенно стали забывать свое родство, и стали образовываться отдельные, самостоятельные народы или нации со своими обычаями и языком.

Господь видел, что люди больше научаются друг от друга злым делам, чем добрым, и потому произвел смешение языков, разделил людей на отдельные народы и дал каждому народу отдельную задачу и цель в жизни.

Появление идолопоклонства

Когда люди разошлись по всей земле, они стали забывать невидимого истинного Бога, Творца мира. Главной причиной этому были грехи, которые удаляют людей от Бога и затемняют разум. Праведников становилось все меньше, и некому было учить людей истинной вере в Бога. Тогда стала появляться среди людей неправильная вера (суеверие).

Люди видели вокруг себя много дивного и непонятного, и вместо Бога они стали почитать солнце, луну, звезды, огонь, воду и разных животных, делать их изображения, поклоняться им, приносить жертвы и строить им храмы или капища.

Такие изображения ложных богов называются идолами, или кумирами, а народы, поклоняющиеся им, называются идолопоклонниками, или язычниками. Так появилось на земле идолопоклонство.

Скоро почти все люди стали язычниками. Только в Азии, в потомстве Сима, был праведный человек по имени Авраам, который оставался верным Богу.

Легенды о единственно выжившем после потопа Ное есть в культурах разных народов мира. В некоторых еврейских мидрашах подробно описываются его праведные поступки во времена, предшествующие потопу. А в Армении до сих пор сохранилась могила Ноаха, к которой еще несколько столетий назад ходило множество паломников, придерживающихся разных авраамических религий. В каноническом христианстве Ной – это библейский патриарх, предок современного человечества и пример высокой нравственности. С его фигурой связаны многие первоосновы современной христианской истории.

Жизнь Ноя до и после потопа

Библейский Ной или с древнееврейского Ноах по христианским представлениям является прямым потомком Адама и прародителем всего современного человечества. В Книге Бытия он описывается как единственный, кто сохранил праведный образ жизни из своих современников. За высокие нравственные качества и любовь к господу, бог, который решил наказать людей за грехопадение, спасает Ноя. Перед тем, как наслать на человечество потоп, он предупреждает последнего из ветхозаветных патриархов о надвигающемся бедствии и рассказывает ему, как спастись.

Чтобы выжить, Ной должен был построить деревянный Ковчег, взять туда всю свою семью и всех известных животных, по одной паре из каждого вида, для продолжения рода.

Тех же животных, которых можно было приносить в жертву, следовало брать больше – чтобы в первые годы после того, как вода отступит и начнется новая жизнь, делать жертвоприношения. У Ноя было три сына (Сим, Хам и Иафет) и несколько жен, но в Книге Бытия ничего не говорится дочерях Ноя и женах его сыновей до потопа, что иногда является предметом антихристианской критики. В последствие от сыновей Ноя произошли все известные народы (от Сима – семиты, от Хама – хамиты, от Иафета – индоевропейцы). Несмотря на то, что сегодня эти термины являются устаревшими, проблема их старшинства до сих пор часто оказывается камнем преткновения в межрелигиозных спорах.

Жизнь Ноя в ковчеге

Вместе со своей семьей с момента начала потопа до нового появления земли Ною пришлось прождать в ковчеге около года. Все это время он скитался по океану, ничего не зная о том, когда отступит вода и покажется земля вместе с растущей на ней пищей. Согласно библейской легенде, чуть более сорока дней перед наводнением он провел в ковчеге в ожидании конца света , затем сорок дней и ночей длился Всемирный потоп. После этого ковчег поднялся и поплыл по воде, которая поднялась выше самых высоких гор, погубив все живое на земле. Полгода (150 библейских дней) Ной провел в ожидании. Затем вода стала медленно уходить, и на седьмой месяц, по преданию, ковчег впервые остановился на скалистом Арарате.

Но для жизни Ною нужна была более пригодная для ведения хозяйства суша. Для ее поисков он стал выпускать из ковчега голубя. В первый раз птица не принесла ему ничего, что означало, что земля еще не показалась. Во второй голубь принес ветку маслины. А в третий птица не вернулась, и вскоре Ноев ковчег оказался около суши. Затем еще некоторое время он и его семья ждали, пока земля «обсохнет», и только тогда покинули корабль. После спасения библейский патриарх заколол и принес в жертву нескольких животных, а после заключил с Богом завет, получив от него наставления к праведной жизни и обещание больше не наказывать человечество потопом за грехи.

Легенда о Нухе в Армении

Гора Арарат, на которую Ной сошел с ковчега после потопа, находится в Армении. Поэтому с фигурой библейского патриарха Ноаха или Нуха здесь связано множество легенд. Один из армянских городов (ныне находящийся в Азербайджане), Нахичевань, по преданию, получил свое имя в честь этого библейского персонажа. Именно в Араратской долине Ной по легенде сделал первое жертвоприношение «чистых животных», после которого бог смилостивился и пообещал больше не наказывать человечество потопом за проступки. Здесь же Нух вместе со своими сыновьями развел первые виноградники.

В XIII веке один из армянских летописцев в работе по географии Армении упоминает, что в Нахичеване находится место упокоения Ноя, а в Маранде – могила его жены. Со временем здесь действительно появляется гробница Ноя. В заметках путешественников XIX века содержится много указаний о том, что она популярна среди паломников. Несмотря на то, что в последствие ученые-исследователи Библии доказали, что отождествление армянского Арарата с библейским может быть ошибочным, в Армении могилу Ноя считают настоящей. В советское время гробница (предположительно построенная в XVI веке) была разрушена. Но с 2006 года началось ее планомерное восстановление, и в 2010 году Мавзолей Ноя (или Гробница пророка Нуха) открылся для посетителей.

Семиты, хамиты и иафеты

Как было сказано выше, от трех сыновей Ноя произошли основные группы библейских народов – семиты, хамиты и иафеты. С некоторыми поправками их потомков соотносят с соответственно современными семитами, африканским и островным населением и индоевропейцами. По одной из библейских легенд, Хам оказался проклят Ноем за то, что насмехался над своим отцом, когда тот был пьян. Согласно преданию, библейский патриарх предсказал, что он вечно будет рабом Сима и Иафета, что в Новое время нередко являлось «законным» христианским оправданием работорговли.

Сегодня определение хамитов, семитов и иафетов как этнических групп не считается релевантным в науке.

Что характерно, в древних шумерских текстах также существовал миф о потопе, в котором боги погубили надоевшее им человечество. И последний праведник у вавилонян также остался в живых. Тем же способом – предупреждением о потопе и рассказом о постройке ковчега – его спас один из небожителей. Ученые, которые всерьез занимаются исследованием вопросов, касающихся историчности Библии, видят в этом доказательство того, что Всемирный потоп действительно имел место быт. Другие же отмечают, что по крайней мере это свидетельствует о том, что на ближнем Востоке существовал единый цикл легенд о до- и послепотопных временах.

Ксения Жарчинская


Обозреватель «КП» изучил священные тексты и сделал невероятное открытие

Изменить размер текста: A A

Обратимся к родословной первого человека на земле, Адама. В Ветхом Завете черным по белому записано: «всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.»

Сын Адама Сиф прожил 912 лет. Внук Енос - 905. Правнук Каинан – 910. Праправнук Малалеил – 895. Прапраправнук Иаред – 962. Следующий потомок Енох – 365. Мафусаил и вовсе – 969! Рекордсмен-долгожитель планеты. Не зря есть выражение мафусаилов век. Ламех - 777 . Ной – 950.

Путем несложного сложения, деления выясняем: средняя продолжительность жизни патриархов девяти допотопных поколений составляла 912 лет. (Десятый, Енох, не в счет, он в 365 лет был взят живым на небо. Зато успел породить самого Мафусаила!)

У каждого из этих почтенных отцов семейств были еще сыновья, дочери. Но в родословной упоминаются лишь первенцы по линии Адама. Надо полагать, что и остальные детки жили подолгу.

Странно, что в Ветхом Завете не сказано, сколько прожила прародительница человечества Ева и ее наследницы. Возможно, потому, что была создана из ребра Адама. Простите, феминистки, но из Библии слов не выкинешь. Железный патриархат правил бал до потопа, женщины знали свое место…


ВСЕ ВРУТ КАЛЕНДАРИ?

Но почему, почему так долго жили первые люди?

Помню, ведущий геронтолог страны (специалист по старению), академик РАМН на «Прямой линии» с читателями «Комсомолки» ответил на подобный вопрос емко и авторитетно: «Тогда в Библии месяц считался годом!» Я сидел рядом с академиком, позволил усомниться. «Научно доказанный факт!» - заявил заслуженный деятель науки РФ .

Да уж, против науки не попрешь.

На днях, взявшись за сей библейский детектив, я задал животрепещущий вопрос о мафусаиловом веке еще одному уважаемому геронтологу, генетику, доктору наук. «Библию на разных языках в разные века переписывали, - доходчиво объяснил ученый. - Ошибка перевода была. В оригинале «лунный месяц» стояло, а древний переводчик поставил слово «год». Потом так и пошло. А если пересчитать, то продолжительность жизни была в районе 80 лет, что реально».

Выходит, легендарный Мафусаил на самом деле прожил всего чуть более 80?! Остальные патриархи – и того меньше. Вот что значит всезнающая наука!

Не иначе, бес попутал древнего переводчика. Винца крепкого поднес ему, либо под локоток толкнул ненароком. Внес, лукавый, сумятицу в священную книгу. Ох, уж этот сатана! Сначала под видом змея соблазнил Еву вкусить запретный плод с древа познания добра и зла. За что Господь разгневался на Адама и его легкомысленную супругу, выгнал их из Эдема. Таким образом первые люди и все их потомство, включая нас с вами, лишились жизни вечной, бесконечной, нарушив первоначальный замысел Творца. А потом бес подменил месяц в Библии годом и народ в разных странах уже не одну тыщу лет ломает голову, почему до потопа люди жили по девять веков, а сейчас и до одного лишь единицы со скрипом дотягивают.

Можно спокойно закрывать журналистское расследование.


ПЯТИЛЕТНИЕ ОТЦЫ!

Но обнаружилась одна закавыка. Судя по ветхозаветной летописи, Адам родил Сифа в 130 лет. Если же верить нашим ученым-геронтологам, на самом деле первому отцу планеты тогда одиннадцати годков не стунуло. А ведь до Сифа, на минуточку, он успел произвести на свет аж двух сыновей. Потерял их уже взрослыми. Помните историю, как Каин убил Авеля, сам отправился в изгнание. Только после этой потери Адам и зачал Сифа, между прочим. Чтобы продлить род. Тот подарил Адаму внука Еноса в 105 лет. Делим на 12 . Это что ж, 9 лет не исполнилось молодому родителю? Ну и дела! Еще большая загадка - праправнук Адама Маллелеил. Он стал папашей Иареда в 65. Если следовать научной версии, что допотопный год равнялся нашему месяцу, зачал первенца, когда самому и пяти лет не стукнуло. Самой-то науке не смешно? В допотопные 65, между прочим, и Енох породил самого Мафусаила.

Так что нестыковочка выходит, товарищи ученые, в вашей научной формуле - «год за месяц».

«ЗА РАЗВРАТ, ЗА ПЬЯНСТВО, ЗА ДЕБОШ!»

Потом наступил Вселенский Потоп. Ну, про него, полагаю, все слышали. Господь разгневался на людей за грехи их и порешил всех утопить.

Вопрос на засыпку: за какие конкретно грехи? Думаю, большинство не знает.

Когда потомство Адама стало умножаться на земле, «сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». И стали дочери человеческие рождать сынам Божиим исполинов. Не их ли гигантские скелеты до сих пор периодически находят археологи в разных уголках земли? А кто такие сами сыны Божии? Библия ответа не дает. Некоторые считают их атлантами, другие - пришельцами с иных планет, той же Нибиру . Впрочем, это тема отдельного библейского детектива, за рамками нашего сегодняшнего расследования.

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время…. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человеков до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю…»

Помиловал лишь благочестивого внука Мафусаила, шестисотлетнего Ноя с женой, да трех его сыновей с супругами. Приказал Ною построить огромный ковчег, взять в него в назначенный день свое большое семейство и каждой твари по паре . Для развода после потопа.


А теперь, граждане, внимание!

«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились. И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных; остался только Ной и все, что было с ним в ковчеге. И стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.»

Судя по Библии, ковчег плавал до остановки над Араратом ровно 5 месяцев - 150 дней. Так что месяц равнялся 30 дням. Примерно как сегодня.

А вдруг в ветхозаветном году было всего 7 месяцев, задастся вопросом дотошный читатель? Тогда мафусаилов век почти вдвое короче будет, и с молодыми 65-летними отцами все тип-топ!

«Вода постоянно убывала до десятого месяца. В первый день десятого месяца показались верхи гор. По прошествии сорока дней (почти середина одиннадцатого! – Авт.) Ной открыл сделанное им окно ковчега.» И выпустил голубя, чтоб узнать, есть ли где суша. Тот вернулся, не обнаружив ее. Помедлив семь дней, снова выпустил Ной птичку. Вечером та прилетела с масличным листом в клюве. Выждав еще семь дней, патриарх вновь выпустил голубя, и тот уже не вернулся. Видно, нашел где-то кусочек суши и остался. А Ной продолжал ждать. До конца двенадцатого месяца. И только «шестьсот первого года к первому дню первого месяца иссякла вода на земле и открыл Ной крышку ковчега.» Земля высохла лишь к двадцать седьмому дню второго месяца. Тогда-то и приказал Бог Ною покинуть ковчег вместе с семейством, всеми скотами, гадами и разойтись по земле, чтобы плодиться и размножаться.

ПРИГОВОР - 120 ЛЕТ ПОЖИЗНЕННО

С календарем, худо-бедно, разобрались. Получается, с ветхозаветным летоисчислением все было, как сегодня. Я специально не называю реально уважаемых мною академика и доктора наук, что ввели меня в заблуждение «научной» формулой - библейский год равен современному месяцу. Сами-то Библию явно не читали, хотя затронутая в ней тема долгожительства – дело их жизни. Просто повторили распространенную в научных кругах версию, ловко опровергающую необъяснимый для ученых мафусаилов век. Вот почему я так подробно цитировал Библию, приводил факты. Можете мне не верить. И не верьте, лучше сами проверьте. Сегодня не советские атеистические времена, любой интересующийся может спокойно найти и почитать Библию.

Есть еще версия, что тогдашние 10 лет шли за один год нынешний. Но как она объяснит, что Маллелеил и Енох родили своих первенцев в 6.5 годков?


Еще до потопа, разозлившись на людей, грешивших с сынами Божиими, Господь сказал: « Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.» Вот откуда, дорогие читатели, все разговоры ученых, что человек должен жить 120 лет. Из Библии. (Если же брать «научные формулы библейского летоисчисления», то получится, что Бог отвел нам по 10-12 лет. Бред!!!)

А теперь внимательно посмотрим, как исполнялся строгий приговор Господа грешному человечеству о сокращении жизни с 969 мафусаиловских лет до 120.

Произошло исполнение не мгновенно, методом Божественного Чуда, как можно было подумать: стукнуло кому 120 – тут же отдавай Богу душу! А постепенно. Эволюционно. Уже после всемирного потопа.

Сам Ной, сойдя с семьей и скотами из ковчега, радость отцовства уже не испытал. Хотя прожил еще 350 лет после вселенского катаклизма. И почил в бозе в 950. Землю заселило многочисленное потомство его сыновей: Сима , Хама и Иафета. Но в Ветхом Завете, по традиции, подробно расписана родословная лишь первенца Ноя.

Сам Сим, рожденный до Потопа, прожил 600 лет, его сын Арфаксад, появившийся на свет спустя два года после вселенского наводнения – 438, внук Сала – 433, правнук Евер - 464, праправнук Фалек – 239, Рагав – 239, Серух – 230, Нахор – 148, Фарра – 205. Сын Фарры – легендарный «отец множества племён» Авраам – 175, его жена Сарра- 127. Сын Авраама Исаак - 180, внук Иаков - 147, правнук Иосиф – всего 110. Тот самый мудрый Иосиф, что предсказал египетскому фараону семь тучных лет и семь голодных. После смерти его тело забальзамировали и положили в ковчег в Египте .

А вскоре пророк Моисей выведет всех евреев из египетского плена в Землю обетованную. Сам Моисей прожил аккурат 120 лет, обозначенных Господом. Но вот его любопытный псалом:

«Дней лет наших - семьдесят лет,

а при большей крепости - восемьдесят лет;

и самая лучшая пора их - труд и болезнь,

ибо проходят быстро, и мы летим.»

Сказано еще до рождества Христова, но словно про нас, горемык 21 века.

Судя по родословной Сима, потребовалась смена всего полтора десятка поколений потомков 950-летнего патриарха Ноя, чтобы продолжительность жизни резко и неуклонно сократилась. Застыв на современном нам уровне. Что стряслось? Потоп вселенский? Но ведь вода ушла, земля обсохла. И грешить люди после Потопа не перестали. Сожжение Содома и Гоморры за гомосексуализм случилось при Аврааме.

Есть умозрительные околонаучные гипотезы, что до Потопа над атмосферой земли был громадный пароводяной купол. Толщиной 12 метров! Он, дескать, словно экран, надежно защищал планету и первых людей от вредных космических лучей, ультрафиолета, поглощая больше 70% радиоактивного фона. Заодно создавал парниковый эффект, плюс дополнительное атмосферное давление. Кислорода на земле было больше на 50 процентов. Люди жили словно в гигантской теплице, совмещенной с целебной гипербарической камерой. Круглый год, якобы, все цвело, благоухало. Дышалось легко. Поэтому человек мог бегать без устали сотни километров. Никаких, мол, тебе болезней. А если и случался какой недуг, люди быстро выздоравливали. Еда кругом натуральная, обогащенная всеми витаминами, прочими добавками.


Во время потопа небеса разверзлись, весь водный слой вылился на землю, затопил ее. Защитный экран исчез, не стало потомкам Ноя спасения от злой космической радиации, ультрафиолета, всяких гамма-бета лучей. Пошли мутации, дегенеративные изменения, болезни, эпидемии. А тут еще климат изменился, ось земная сдвинулась, стужа объявилась регулярная… Оттого и стала, мол, жизнь людская трудной, короткой.

Но, повторяю, это все любительские гипотезы, не подтвержденные Библией.

ЕШЬ АНАНАСЫ, ТРАВКУ ЖУЙ!

Зато вот что обозначено в самой Библии прямым текстом! Сотворив в первую неделю мужчину и женщину, Бог сказал: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу.»

Выходит, Творец создал первых людей вегетарианцами. Чистыми. Так называемыми веганами. Никаких тебе яиц, икры, молока, сыра и прочих гастрономических ухищрений с продуктами животноводства, птицеводства, как делают многие современные вегетарианцы. Только фрукты, овощи, злаки. От рождения до самой смерти. Без «разгрузочных дней». Вечный Пост!

Более того, Творец животных тоже сделал травоядными. «А всем зверям земным¸ и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.»

Представляете идиллию: спокойно гуляют вместе львы, тигры, коровы, волки, зайцы, люди. Никто никого не пожирает! И все живут веками.

Но люди не оценили такую благодать. Разнежились, предались разврату и прочим непотребствам. И возмущенный сей черной неблагодарностью Господь порешил утопить грешников. А будущим поколениям сократить жизнь до 120 лет. Чтоб много не баловали. И потому вышедшему из ковчега Ною с семейством дал иной завет, чем дальнему его предку Адаму. «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские; в ваши руки отданы они. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все.» Уже позже, через Моисея, Господь передал людям большой список чистых и нечистых животных, рыб, птиц и пресмыкающихся, конкретизировав, кого можно употреблять в пищу, кого нет.

Как видите, только питание кардинально изменилось после потопа. Человеку позволили соскочить с веганства, есть мясо, молоко, яйца и прочую животную пищу, дарующую, по науке, силу, нужные для организма жиры, белки. Сменилось всего лишь полтора десятка поколений прямых потомков допотопного патриарха, 950-летнего Ноя, как на животной пище продолжительность жизни резко и неумолимо сократилась. До присужденных Творцом 120 лет. И это в исключительном случае. Обычный же наш удел по-прежнему – 70-80 лет. О чем еще в стародавние времена скорбел Моисей в своем знаменитом псалме.

Надо думать, именно мясоедение и стало гуманным орудием Творца для исполнения его не подлежащего обжалованию приговора о кардинальном сокращении жизни грешных людей.

А в память о золотых веках вегетарианства в христианстве, полагаю, сохранились посты. 14 марта начинается самый строгий из них – Великий. Он продлится до 1 мая.

Наверняка спросите, а почему сегодня вегетарианцы не живут намного дольше мясоедов. Честно говорю, не знаю. Хотя медицина действительно находит небольшие преимущества растительного питания перед животным. Возможно, потому, что нет поколений чистых веганов, которые питались бы так несколько веков без единого нарушения. Тогда можно было бы посмотреть результаты, сравнить статистику, родословные, как в Библии до и после Потопа. Это дело ученых. Их ныне много среди вегетарианцев. Пусть они и разбираются. Мое дело журналиста – разгадать библейский детектив о долгожителях.

ИНОЕ МНЕНИЕ

НЕ МЯСО, НО ГРЕХИ СОКРАТИЛИ НАШУ ЖИЗНЬ

Сергей ЗУБОВ, преподаватель Московской духовной Академии:

Действительно, изначально пища человека была растительной: И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу (Быт. 1, 29).

Животные тоже не ели мяса.

Изначально человек был потенциально бессмертным, т. е. бессмертие ему давал Бог, причина его была в Боге. Задача человека была, уподобляясь Богу в заботе о творении, в послушании Богу восходить от силы в силу и достигать подобия Ему. Так как Бог есть источник жизни, то человек, всё более уподобляясь Богу, раскрывал бы в себе божеские свойства, - этот процесс бесконечен, т.к. бесконечен Сам Бог.

Вся проблема не в "диете", а в нарушении заповеди Бога. Произошло грехопадение и дорога к бессмертию для человека закрылась. После грехопадения человек не может не грешить. Соответственно, если ему дать вечную жизнь, то это означает возможность для бесконечного совершенствования в грехах.

Потому Бог изгоняет человека из Рая: И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно (Быт. 3, 22). - Бог ограничивает человеческий век, чтобы человек не мог грешить вечно.

Обратите внимание, что не после потопа Бог сокращает продолжительность жизни, а до того: И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт. 6, 3).

А разрешение употреблять в пищу мясо даётся после потопа, скорее, для подкрепления человека, потому что, вероятно, мир и условия существования изменились.

Таким образом, согласно православного богословия, продолжительность земной жизни человека сократилась не из-за употребления мясной пищи, а из-за совершения грехов:

1. грехопадение Адама и Евы в Раю - человек становится смертным;

2. грехи допотопного человечества - сокращается век человека.

В обоих случаях сокращение обусловлено уменьшением времени утверждения в совершении грехов.

В книге Премудрости Соломона читаем:

Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших (Прем. 1, 12).

Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею , ибо они достойны быть ее жребием (Прем. 1, 15-16).

О влиянии на продолжительность жизни Библия говорит так: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле (Исх. 20, 12). В самом начале человек не почтил Отца. И как результат - человек стал смертным.

ПЯТЕРКА СТАРЕЙШИХ ЖИТЕЛЕЙ ЗЕМЛИ

Все – женщины, возраст был подтвержден документально.

1. Жанна КАЛЬМАН , Франция . 122 года, 164 дня. (1875-1997 гг.)

2. Сара КНАУСС , США . 119 лет, 97 дней. (1880-1999 гг.)

3. Люси ХАННА, США. 117 лет, 248 дней (1875-1993 гг.)

4. Мария Луиза МЕЙЛЕР, Канада . 117 лет, 230 дней (1880-1998 гг.)

5. Мисао ОКАВА, Япония . 117 лет, 27 дней (1898 – 2015 гг.)

КСТАТИ

ВЕРИТЬ – НЕ ВЕРИТЬ?

Всемирный Потоп фигурирует не только в христианской Библии. Предания о нем сохранились в мифах и религиозных текстах многих народов Австралии , Северной и Южной Америк, Индии , Европы , Папуа Новой Гвинеи , Японии, Китая , Ближнего Востока … Британский антрополог, историк религий Дж. Дж.Фрезер собрал по миру около сотни таких версий. Легенды о первых древних долгожителях - богах, царях - также были широко распространены у разных народов. Вспомним хотя бы нашего Кащея Бессмертного.

Ученые-атеисты часто называют Библию сборником мифов, легенд о происхождении Земли, человека, не имеющих ничего общего с наукой. Но, согласимся, глубоко научная теория Большого Взрыва о происхождении Вселенной – тоже всего лишь гипотеза, пусть и самая пока распространенная. У нее есть немало критиков в научной среде. И альтернативных версий. Главное, до сих пор нет ответа, а что было до Взрыва? Ведь пустое место не взрывается. Есть критики и у научной теории о происхождении человека от обезьяны. Да что там происхождение! Современные ученые-геронтологи, биологи так и не могут внятно объяснить, почему человек стареет. Есть десятки глубоко научных, умных теорий на сей счет, подчас взаимоисключающих друг друга. Одни академики считают, что человек, аки боевая ракета, запрограммирован на самоуничтожение, другие винят свободные радикалы, вызывающие «ржавчину» организма, третьи - «шлаки», засоряющие тело…

Так что каждый вправе верить в то, во что хочет.


Сыновья Ноя, вышедшие с ним из ковчега, были Сим, Хам и Иафет.

Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. Когда из виноградного сока сделал вино и попробовал его, то опьянел, потому что еще не знал силы вина, и раскрывшись, лежал обнаженным в шатре своем. Это увидел сын его Хам, он непочтительно отнесся к отцу своему, пошел и рассказал об этом своим братьям. Сим же и Иафет взяли одежду, подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготу, и покрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о поступке своего меньшего сына Хама, то осудил и проклял его, в лице сына его Ханаана, и сказал, что потомки его будут в рабстве у потомков его братьев. А Сима и Иафета он благословил и предсказал, что в потомстве Сима сохранится истинная вера, а потомки Иафета распространятся по земле и примут истинную веру от потомков Сима.


Ной прожил 950 лет, он был последний, достигший такой глубокой старости. После него силы человеческие стали оскудевать, и люди могли доживать только до 400 лет. Но и при такой все еще долголетней жизни люди быстро размножались.

Все, что предсказал Ной своим сыновьям, в точности исполнилось. Потомки Сима называются семиты , к ним относится, в первую очередь, народ еврейский, в нем одном сохранялась вера в истинного Бога. Потомки Иафета называются иафетиды, к ним относятся народы, населяющие Европу, которые и приняли от евреев веру в истинного Бога. Потомки хама называются хамиты ; к ним относятся ханаанские племена, первоначально населявшие Палестину, многие народы Африки и других стран. Хамиты всегда были в подчинении у других народов, а некоторые и до сего времени остаются дикарями.

Выход на экраны голливудского с его весьма далекой от оригинала интерпретацией библейских событий означает создание в современной массовой культуре искаженного образа ветхозаветного патриарха , которого православная Церковь почитает как святого. Поэтому хотелось бы напомнить о том, каким был настоящий Ной, что о нем известно из Священного Писания и Священного Предания. А известно, надо сказать, немало, и фигурой он был, безусловно, выдающейся.

Жизнеописанию Ноя посвящены главы с шестой по девятую книги Бытия. Имя его встречается и во многих других местах Библии. Так, в книге пророка Иезекииля Господь упоминает Ноя в числе трех величайших праведников древних времен вместе с Иовом и Даниилом (Иез. 14:13-14, 20). В книге пророка Исайи Бог упоминает Свой завет с Ноем как пример непреложного обетования (Ис. 54:8-9).

В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, праотец восхваляется: «Ной оказался совершенным, праведным; во время гнева он был умилостивлением; посему сделался остатком на земле, когда был потоп» (Сир.44:16-17). В третьей книге Ездры он называется тем, от кого «произошли все праведные» (3Езд. 3:11). А в книге Товит Ной упоминается в числе древних святых, которым надо подражать (Тов. 4:12).

Неоднократно Ной упоминается и в Новом Завете. Господь Иисус Христос ссылается на его историю как на вполне реальную и использует ее для объяснения того, что будет происходить перед концом нашего мира (Мф. 24:37-39). Апостол Павел приводит Ноя как пример подлинно верующего (Евр.11:7). В свою очередь апостол Петр упоминает события, связанные с Ноем и потопом, как доказательство того, что у Бога не остается без воздаяния грешник и не остается без помощи и спасения праведник (2Петр. 2:5,9).

По словам блаженного Августина, в истории Ноя «никто не должен думать, будто бы все это было написано с целью обмана; или же что в рассказе нужно искать только истину историческую, без всяких аллегорических значений; или, напротив, что всего этого в действительности не было, а что это только одни словесные образы» .

Итак, рассмотрим, что и почему произошло во времена Ноя и какое духовное значение это имеет.

По свидетельству святителя Иоанна, благодаря такому пророчеству «это дитя, мало-помалу возрастая, для всех видевших его служило уроком… этот человек, живший пред глазами всех, всем напоминал о гневе Божием» .

Из Библии о первых пятистах годах жизни Ноя известно лишь то, что в этот период он женился, и у него родилось трое сыновей: Сим, Хам и Иафет (Быт. 5:32). Святой Кирилл Александрийский пишет, что Ной «обращал на себя общее внимание, весьма знаменит был и известен» .

Во время жизни Ноя было «велико развращение человеков на земле, и все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5), «потому что не временами только, но постоянно и во всякой час грешили, ни днем, ни ночью не переставая исполнять лукавое свое помышление» . Однако ветхозаветный патриарх отличался от своих современников: «Ной же обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6:8). Почему? Потому что «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9).

Святой Иоанн Златоуст отмечает главную черту личности Ноя - небывалую твердость и решимость на пути добродетели: «как был предан добродетели этот праведник, когда среди такого множества людей, с великою силою стремившихся к нечестию, один он шел противоположным путем, предпочитая добродетель — и ни единодушие, ни столь великое множество злых не остановило его на пути добра… Представь же необычайную мудрость праведника, когда он, среди такого единомыслия злых людей, мог избежать заразы и не потерпеть от них никакого вреда, но сохранил твердость духа и уклонился от греховного единомыслия с ними» .

Требовалась поистине несгибаемая воля для того, чтобы быть одному против всего мира, особенно если учесть, что «за свою решимость вопреки всем подвизаться в добродетели, Ной терпел великое поношение и осмеяние, так как все нечестивые обыкновенно всегда издеваются над решившимися удаляться нечестия и прилепляющимися к добродетели» .

Святой праотец не был равнодушен к участи современников: «всем людям в течение всего этого времени он проповедовал и внушал отстать от нечестия» , но никто не откликался и не приходил в чувство, и в ответ на проповедь он получал новые насмешки.

А «Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9), то есть все свои поступки, стремления и помышления сообразовывал с Его волей, помня, что Бог все видит и знает. Так Ной «смог пренебречь и стать выше столь великого множества насмехавшихся над ним, нападавших, поносивших, бесславивших его... Он непрестанно взирал на недремлющее Око Божие и к нему устремлял взор души своей; поэтому уже и не заботился обо всех этих поношениях, как будто бы их и не было» .

Когда Ною было пятьсот лет, он получил откровение от Бога: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег… И вот, Я наведу на землю потоп водный… все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 6:13-14, 17-18). Также Господь повелел Ною ввести в ковчег по паре от всех животных, птиц и пресмыкающихся (а чистых видов скота и птиц - по семи), и запастись пищей для себя и для них. «И сделал Ной всё: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал» (Быт. 6:22).

На то, чтобы построить ковчег, у Ноя ушло сто лет. «Стало известно Ноево дело во всей вселенной, и слова его передавались всюду, что такой-то человек строит необычайной величины корабль и говорит о потопе, который покроет всю землю. Многие издалека приходили посмотреть на этот делающийся корабль и послушать проповедь Ноеву. Человек же Божий, побуждая их к покаянию, проповедовал им о приближающейся потопной мести грешникам. Поэтому-то он и был назван у святого апостола Петра проповедником правды (2Петр 2:5)» .

Если бы современники Ноя покаялись и исправили жизнь свою, то могли бы отвратить от себя наказание, как отвратили ниневитяне, поверившие трехдневной проповеди Ионы. Однако «люди не покаялись, при всем том, что Ной по святости своей служил для современников образцом, а праведностью своей целых сто лет проповедовал им о потопе, даже смеялись над Ноем, извещавшем их, что искать спасения в ковчеге придут к нему все роды живых тварей, и говорили: “Как придут звери и птицы, рассеянные по всем странам?”»

И вот, когда Ною было шестьсот лет, Бог сказал ему: «Войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем… и всякого скота чистого возьми… также и из птиц небесных… чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли» (Быт. 7:1-4).

«И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег…» (Быт. 7:7). По словам святителя Иоанна Златоуста, члены семьи Ноя «хотя и далеко уступали праведнику в добродетели, однако же чужды были и чрезмерного нечестия развращенных современников» . Они оказались в числе спасенных потому, что поверили проповеди Ноя и оказали ему послушание, в отличие от зятьев Лота, которые не поверили такой же проповеди сродника своего и погибли вместе со всем Содомом: «И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит» (Быт. 19:14). Кроме того, по мысли Златоуста, спасение членов семьи было наградой от Бога Ною за его праведность.

«В тот самый день начали приходить с востока слоны, с юга — обезьяны и павлины, другие животные собирались с запада, иные спешили идти с севера. Львы оставили дубравы свои, лютые звери выходили из логовищ своих, животные, жившие на горах, собирались оттуда. Современники Ноевы стеклись на такое новое зрелище, — но не для покаяния, а чтобы насладиться, видя, как перед глазами их входят в ковчег львы, вслед без страха спешат волы, ища с ними убежища, вместе входят волки и овцы, ястребы и голуби» .

Свт. Филарет Московский указывает, что «долгота ковчега была более 500, широта более 80 и высота более 50 футов» , то есть ковчег был примерно 152 метра в длину, 25 метров в ширину и 15 метров в высоту, — такого размера вполне было достаточно для размещения животных, птиц и пресмыкающихся. «Испытатели природы находят, что все роды животных, долженствовавшие быть в ковчеге Ноевом, простираются только до трехсот или немного более. Из сих не более шести превышают величиною коня; немногие равняются с ним» .

После того, как Ной вместе с семьей и животными вошел в ковчег, по милосердию Божию время наступления потопа отлагается еще на неделю: «Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не одумались. Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, — однако же люди не захотели покаяться… Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, оставляя дверь ковчега отверстой... но современники Ноевы… не убедились оставить нечестивые дела свои» .

Господь Иисус Христос свидетельствует, что современники Ноя беспечно продолжали свою жизнь, с обычными житейскими занятиями: «Во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» (Мф. 24:37-38).

И вот «чрез семь дней воды потопа пришли на землю… разверзлись все источники великой бездны… и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом… И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Быт. 7:10-12, 18-19, 23-24).

Святой Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что вода поднималась постепенно сорок дней, прежде чем все погибли, и спрашивает: «Для чего так? Разве Бог не мог, если бы захотел, навести весь дождь в один день? Что говорю — в один день? В одно мгновение. Но Он делает это с намерением… По великой Своей благости, Он хотел, чтобы хотя бы некоторые из них вразумились и избегли всеконечной погибели, видя перед глазами у себя и смерть своих ближних и угрожающее им самим бедствие» . Об этом же говорит и святитель Филарет: «Сорок дней начинающегося потопа были последним даром Божия долготерпения для некоторых грешников, которые уже при виде заслуженной казни могли почувствовать свою вину и воззвать к милосердию Божию» .

И это произошло - многие люди прежнего мира, увидев своими глазами, как сбывается предсказание Ноя, вспомнили его проповедь и лишь теперь, в последние дни своей жизни, принесли покаяние Богу и смиренно приняли смерть от потопа как заслуженное наказание за свои грехи. Благодаря этому, хоть и запоздалому, обращению, современники Ноевы оказались в числе тех умерших древних, к душам которых была обращена проповедь Христа, когда Он Своею человеческой душой сошел во ад после смерти на кресте, как об этом свидетельствует апостол Петр: «Христос… быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1Пет. 3:18-20).

Таким образом, всемирный потоп был не только актом наказания за грехи, но в бо льшей степени спасительным действием Божиим, поскольку жившие тогда люди довели себя до такого жестокосердия, что только лицезрение гибели всего мира и осознание своей скорой смерти могло пробудить их сердца и через покаяние избавить от вечной гибели. Те из них, кто искренне покаялись в те сорок дней и ночей и обратились к Богу, впоследствии оказались в числе душ ветхозаветных верующих, спасенных Христом из ада.

Было это благодеянием даже и для тех, кто не захотел каяться - этим последним средством удалось «отторгнуть от греха неисправимых грешников, каждодневно причиняющих себе новые раны и делающих язвы свои неисцелимыми» .

Имел потоп благотворное значение и для последующего человечества, — «необходимо было истребить их и уничтожить весь род их, как негодную закваску, дабы они и для последующих родов не сделались учителями нечестия» . Потоп прервал и племя Каина, и все другие роды, уклонившиеся во зло. Бог сделал праведного Ноя родоначальником нового человечества. И если даже несмотря на то, что все ныне живущие имеют своим предком великого праведника, столь многие уклонились ко греху, то каково было бы разлитие зла на земле, если бы большую часть человечества составляли потомки тех укоренившихся в пороке родов?

Однако в потопе погибли не только люди, но и все живущие на суше существа. Святой Амвросий Медиоланский пишет: «Чем же провинились неразумные твари? Они были сотворены ради человека; и по истреблении человека, ради которого они были сотворены, следовало истребить и их: ведь уже не существовало бы того, кто бы ими пользовался» . А Златоуст так объясняет это: «Как при благочестивой жизни человека и тварь участвует в человеческом благоденствии, по слову Павла (см.: Рим. 8:21), — так и теперь, когда человек за множество грехов своих должен понести наказание и подвергнуться конечной погибели, вместе с ним и скоты, и гады, и птицы подвергаются потопу, имеющему покрыть всю вселенную» , поскольку они разделяют участь с тем, кто является их главой. И как многие животные разделили гибель со многими грешными людьми, так немногие животные разделили спасение в ковчеге с немногими праведными людьми. К тому же, если бы при гибели почти всего человечества Бог сохранил бы всех без исключения животных, то это привело последующие поколения людей к убеждению, что животные важнее и выше человека, и языческое обожествление животных, возникшее в некоторых народах, получило бы еще большее и быстрейшее распространение.

Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что ковчег не имел постоянно открытых окон и к тому же Сам Бог заключил его снаружи. Сделано это было по милосердию к Ною, чтобы избавить его от тягостного и ужасающего видения погибели мира.

«Начало потопа до лжно полагать в последней половине осени» , и продлился он год. И «год этой жизни, мне кажется, стоит целой жизни: столько-то скорби Ной должен был перенести там, находясь в такой тесноте… Заключенный в ковчеге как в темнице, он носился туда и сюда, не мог там видеть неба, ни устремить глаза в другое какое-либо место — словом, не видел ничего, что могло бы доставить ему некоторое утешение... Ной целый год прожил в этой необыкновенной и странной темнице, не будучи в состоянии и подышать свежим воздухом... как мог этот праведник, равно как сыновья и жены, выдержать совместное пребывание со скотами, зверями и птицами? Как он вынес зловоние? …удивляюсь, как он еще не пал под бременем уныния, помышляя и о погибели человеческого рода, и о собственном одиночестве, и о трудной жизни в ковчеге. Но причиной всего доброго была для него вера в Бога, по которой он выдержал и перенес все благодушно» .

Поэтому неудивительно, что апостол Павел восхваляет Ноя именно за его веру: «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр.11:7). «Не то, чтобы сам Ной осудил своих современников; нет, осудил их Господь сравнением их с Ноем, потому что они, имея все то же, что и праведник, не пошли по одному с ним пути добродетели» , — объясняет свт. Иоанн Златоуст.

Вот что говорится в Писании о том, что было дальше: «Стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце… на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор. По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал» (Быт. 8:3-8). Неделю спустя Ной «выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8:10-11). Еще позже «иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли… И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле» (Быт. 8:13, 15-17).

Святитель Филарет обращает внимание на совершенное послушание праведника Богу: «Несмотря на то, что по открытии ковчега около двух месяцев Ной видел состояние иссыхающей земли, он не осмелился из оного выйти до повеления от Бога» . А преподобный Иоанн Дамаскин замечает: «Когда Ною повелевалось войти в ковчег… Бог отделил мужей от жен, чтобы они, сохраняя целомудрие, избежали пучины… после же прекращения потопа Он говорит: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою , потому что опять дозволен брак для размножения рода человеческого» .

Ной исполнил повеление Божие, но сделал также и то, чего Господь не предписывал ему, и что было продиктовано движением его души: «тотчас же по выходе из ковчега, он выказывает свою признательность, и возносит к Господу своему благодарение, как за прошедшее, так и за будущее» — «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике» (Быт. 8:20). Здесь впервые в истории человечества мы видим создание места особого поклонения Богу. Если жертвоприношение Богу совершали уже Авель и Каин, то специальный жертвенник Господу устроил Ной. Однако святитель Филарет говорит, что в действительности Ной был не первым, устроившим жертвенник, поскольку, зная смирение праведника, «нельзя думать, чтобы Ной отважился ввести что-либо новое в обрядах жертвоприношений, принятых от благочестивых предков» .

«И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека… и не буду больше поражать всего живущего» (Быт. 8:21). Эти слова означают, что Бог «принял жертвоприношения. Ведь у Бога нет органа обоняния, так как Божество бестелесно. Правда, возносимое есть жир и дым от сжигаемых тел, и нет ничего зловоннее этого. Но чтобы ты знал, что Бог смотрит на приносимые жертвы и принимает либо отвергает их, Писание называет этот дым приятным благоуханием» . Так что «обонял Господь не запах от мяс животных или воскурения дров, но призрел Он и увидел чистоту сердца в том, кто из всего и за все приносил Ему жертву» .

Видя благочестие патриарха, «благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу… только плоти… с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь… от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию… И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас… что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли... Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт. 9:1-6, 8-9, 11, 13).

Прежде всего, здесь видно, как замечает Златоуст, что «Ной снова получает то благословение, которое получил Адам до преступления. Как тот, тотчас по сотворении своем, услышал: “плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею” (Быт. 1:28), так и этот теперь: “плодитесь и размножайтесь на земле”, потому что как Адам был началом и корнем всех живших до потопа, так и этот праведник становится как бы закваской, началом и корнем всех после потопа» .

Затем Бог дает разрешение людям на употребление в пищу животных, птиц и рыб. Блаженный Феодорит так объясняет причины этого: «предвидя, что впавшие в крайнее безумие будут все обоготворять, Бог, чтобы прекратить нечестие, дозволяет употреблять животных в пищу, потому что поклоняться тому, что употребляется в пищу, — дело крайнего малосмыслия» .

После этого Бог устанавливает запрет на употребление в пищу мяса с кровью животных, который впоследствии повторяется и в законе Моисеевом (Втор. 12:23), и в предписаниях апостольского собора (Деян. 15:29). Объясняется это тем, что в крови - душа животных. Обещанием «Я взыщу и вашу кровь… от всякого зверя » Бог «предсказывает воскресение... разумея, что пожранные зверями тела соберет и воскресит» . Затем Бог запрещает человекоубийство, предупреждая о строгом наказании за него, «изрекает, что всякий убийца должен быть умерщвляем» .

После этого «Бог говорит: “Я поставляю завет Мой” , т. е., заключаю договор. Как в делах человеческих, когда кто обещает что-нибудь, то заключает договор и тем доставляет надлежащее удостоверение, так и благой Господь говорит здесь» . На такую высоту поднимает Бог отношение с людьми. Он не просто предписывает и приказывает, как всемогущий Владыка, Он заключает договор, в рамках которого добровольно берет на Себя обязательства никогда более не истреблять рода человеческого посредством потопа.

Неслучайно именно радуга выбрана знаком этого завета - поскольку всемирный потоп начался с дождя, то как раз появляющаяся посредством дождя радуга становится знаком того, что никакой дождь уже не будет началом гибели человечества. Святитель Филарет допускает, что «радуга могла быть и до потопа, также как вода и омовение были до крещения» , но уже после потопа избрана Богом как знак Его завета с Ноем.

Далее говорится: «сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет… и от них населилась вся земля » (Быт. 9:18-19). Истинность этого подтверждает всеобщность предания о потопе. В древнейших сказаниях разных народов сообщается о праведном человеке, который смог пережить всемирный потоп в специально сооруженном ковчеге или корабле. Шумерский эпос о Гильгамеше называет его Утнапишти, древнегреческие писатели называли Девкалионом, а в индийском тексте «Шатапатха брахмана» он называется Ману. Предания о всемирном потопе встречаются повсюду - и в Китае, и в Австралии, в Океании, у коренных народов Южной, Центральной и Северной Америки, в Африке . Все эти народы возводят себя к потомкам немногих выживших во время всемирного потопа. Предания, записанные в древности, показывают значительное сходство в главных деталях с рассказом Библии, а предания, записанные уже сравнительно недавно, показывают больше отличий, что неудивительно, поскольку за прошедшие тысячелетия пересказчики внесли в рассказ много интерпретаций и домыслов. Тем не менее, память о всемирном потопе есть явление поистине общечеловеческое.

Уместно теперь сказать о том аллегорическом смысле событий, связанных с потом и спасением Ноя, который указывали святые отцы.

По словам блаженного Августина, все, «что говорится об устройстве этого ковчега, обозначает собою относящееся к Церкви» . И в самом «Ное, как и в сыновьях его, был явлен образ Церкви. Они убереглись от потопа на спасительном древе… прообразуя, что на дереве [креста] будет утверждена жизнь всех народов» . Об этом говорит и святой Кирилл Александрийский, указывая, что Христос есть «истиннейший Ной, который в прообразе этого древнего и славного ковчега устроил Церковь. Входящие в нее избегают угрожающей миру погибели… Итак спасает нас верою Христос и как бы в ковчег вводит нас в Церковь, пребывая в которой, мы избавимся от страха смерти и избежим осуждения вместе с миром» .

Святой Беда Достопочтенный предлагает подробное толкование: «Ковчег означает вселенскую Церковь, воды потопа - крещение , чистые и нечистые животные [в ковчеге] - духовных и телесных людей, пребывающих в Церкви, а выструганные и просмоленные бревна ковчега - учителей, укрепленных благодатью веры. Ворон, вылетевший из ковчега и не вернувшийся, означает тех, кто после крещения становится отступником; ветка оливы, принесенная в ковчег голубкой, — тех, кто крещен вне Церкви, то есть еретиков, однако имеющих тук любви и потому удостоенных воссоединиться со вселенской Церковью. Голубка, вылетевшая из ковчега и не вернувшаяся, есть символ тех [святых], кто отрешился от телесных уз и устремился к свету небесной отчизны, чтобы никогда более не вернуться к трудам земного странствия» .

Последний эпизод жизни патриарха, описанный в Книге Бытия, касается периода, когда он начал обустраивать жизнь семьи в новом мире. В то время у его сына Хама родился уже первенец - Ханаан:

Тот же святой пишет: «Заметь здесь, возлюбленный, что начало греха лежит не в природе, но в душевном расположении и в свободной воле. Вот, ведь все сыновья Ноя одной и той же природы и братья между собою, имели одного отца, родились от одной матери, воспитаны были с одинаковою заботливостью, и, несмотря на то, обнаружили неодинаковые расположения — один уклонился к злу, а другие оказали отцу должное почтение» .

Поступок Хама «обнаруживал в нем гордость, утешающуюся падением другого, недостаток скромности и неуважение к родителю» . «Пренебрегая почтением к родителю, он стремится сделать и других свидетелями этого зрелища и, сделав из старца как бы театральную сцену, убеждает и братьев к смеху» . Он, «вышедши из дому, подверг отца, сколько мог, посмеянию и поруганию, хотел и братьев сделать сообщниками своего гнусного поступка; и тогда, как следовало ему, если уже он решился объявить братьям, позвать их в дом и там сказать им о наготе отца, он вышел вон и объявил о наготе его так, что, если бы случилось тут множество других людей, он и их сделал бы свидетелями срамоты отца» .

Но событие, которое послужило к падению Хама, послужило к славе Сима и Иафета: «Видишь ли скромность этих сыновей? Тот разгласил, а они не хотят даже и видеть, но идут с обращенным назад лицом, чтобы, подошедши ближе, прикрыть наготу отца. Смотри также, как они, при великой скромности, были еще кротки. Они не упрекают и не поражают брата, но, услышав рассказ его, об одном только заботятся, как бы скорее исправить случившееся и сделать, что требовалось для чести родителя» .

Узнав о произошедшем, Ной, по вдохновению от Духа Святого, произносит одно проклятие и два благословения. Святые отцы разбирали вопрос о том, почему, если согрешил Хам, то проклятию подвергается не сам он, а его старший сын Ханаан?

Преподобный Ефрем пишет, что под «младшим сыном» не может иметься в виду Хам, который был средним сыном Ноя, но имеется в виду внук его, поскольку «сей малолетний Ханаан посмеялся над обнажением старца; Хам же со смеющимся лицом вышел и среди стогна возвестил братьям своим. Поэтому можно думать, что хотя проклят Ханаан не по всей справедливости, как сделавший это еще в детстве, однако же и не против справедливости, потому что проклят не за другого. Притом Ной знал, что если бы Ханаан в старости не сделался достойным проклятия, то и в отрочестве не совершил бы дела, заслуживающего проклятия… Потому проклят Ханаан как посмеявшийся, а Хам только лишен благословения за то, что смеялся вместе с посмеявшимся» . Пишет об этом и святитель Филарет: «Ханаан... первый увидел наготу своего деда и сказал об том отцу своему» . И Златоуст говорит, что «сын Хама, подвергшийся проклятию, понес наказание за собственные грехи» .

Кроме того, святые отцы объясняли, что наложив проклятие не на Хама, а на его первенца Ханаана, Ной избавляет от наследования проклятия всех остальных сыновей Хама, а также избегает налагать проклятие на того, кто в числе прочих вышедших из ковчега сподобился получить благословение Божие. По мысли блаженного Феодорита, есть в этом и та справедливость, что «поскольку сам Хам, будучи сыном, согрешил против отца, то и наказание принимает в проклятии своего сына» . «Хам наказывается в том сыне или в том племени, которому оставит в наследие свои грехи» .

В качестве наказания положено подчинение потомков Ханаана потомству Сима и Иафета. Как говорит святитель Филарет, «сие исполнилось на хананеях, которые израильтянами, потомками Сима, были частью истребляемы, частью покоряемы от Иисуса Навина до Соломона» . Блаженный Августин обращает внимание на то, что «в Писании мы не встречаем раба прежде, чем праведный Ной покарал этим именем грех сына. Таким образом не природа, а грех заслужил это имя» .

Наконец, Ной произносит благословение младшему сыну: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых». И это пророчество также исполнилось: «потомки Иафета заняли Европу, Малую Азию и весь север, который потом был гнездом и рассадником народов… шатры Сима означают Церковь, сохраненную в потомстве Сима, и, наконец, принявшую под кров свой и в участие наследия своего и язычников, потомков Иафета» .

«И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет» (Быт. 9:28). Господь дал Ною прожить еще долгое время после потопа, чтобы подольше сохранить живой пример праведника для первых поколений обновленного человечества. Указанием на то, что все люди произошли от троих сынов его, родившихся до потопа (Быт. 9:18-19), Писание сообщает, что сам Ной после потопа не рождал более детей, проводя жизнь в воздержании.

«Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер» (Быт. 9:29), и впоследствии стал одним из ветхозаветных праведников, души которых Христос спас из ада, спустившись туда в промежуток между Распятием и Воскресением из мертвых.

Как говорит святитель Иоанн, «праведник этот может научить весь род наш и руководить к добродетели. В самом деле, когда он, и живя [до потопа] среди такого множества злых людей, и не умея найти ни одного человека, подобного ему по нравам, достиг до такой высокой добродетели, то чем оправдаемся мы, которые, не имея таких препятствий, не радим о добрых делах?»



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png