Внимание

Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе , рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В. Оно имеет пассивный характер, так как навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида В. служит . Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном В. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредствованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации , и по своему происхождению связано с трудовой деятельностью. По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции , а также в результате изменений мотивации (например, мотива на цель) возможно появление так называемого постпроизвольного В. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.

К числу характеристик В., определяемых путем экспериментальных исследований, относятся избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость.

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Внимание

Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание занимает особое место среди явлений психических. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического. Внимание - динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, нужного для выполнения определенного акта деятельности или общения. Проявляется в избирательном отражении объектов соответственно потребностям субъекта и целям и задачам его деятельности. Это - своего рода целесообразная воля, очень важная компонента в структуре самостоятельности. Она обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности сознания на объекты, кои он воспринимает в ходе деятельности и о коей думает или говорит. Благодаря устойчивому вниманию он глубже осознает свою практическую жизнь, и деятельность, что обеспечивает избирательное отношение к миру, людям, делу и самому себе. К числу основных характеристик внимания, определяемых экспериментально, относятся:

1 ) избирательность - связана с возможностью успешной настройки - при наличии помех - на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;

2 ) объем (широта, распределение внимания) - определяется количеством «одновременно» (в пределах 0.1 с.) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или памяти кратковременной; этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5 - 7 объектам; оценка объема внимания производится с помощью тахистоскопического предъявления (см. ) множества объектов (букв, слов, фигур, цветов и пр.);

3 ) распределение - характерно возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий); исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возможности выполнения путем быстрого переключения внимания;

5 ) устойчивость - определяется длительностью концентрации внимания на объекте;

6 ) переключаемость (скорость переключения) - динамическая характеристика внимания, определяющая его способность быстро переходить от одного объекта к другому; для определения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей. Выделяются три вида внимания:

1 ) внимание непроизвольное - самое простое и генетически исходное; представлено рефлексом ориентировочным, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей;

2 ) внимание произвольное - обусловленное постановкой сознательной цели;

3 ) внимание послепроизвольное.

В зависимости оттого, где находится объект внимания - во внешнем мире или в субъективном мире человека - выделяются внимание внешнее и внутреннее. В ходе обучения, воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания и его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания - индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленные также типом системы нервной. В отечественной психологии разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения. Развитие такого контроля улучшает результативность любой деятельности и ее планомерное формирование (см. ), позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например рассеянность. Эксперименты с рассеченными полушариями мозга головного показывает, что процессы внимания тесно связаны с работой тела мозолистого; при этом полушарие левое обеспечивает селективное внимание, а правое - поддержку общего уровня настороженности.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

Упорядочивание поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Эксперименты с рассеченным полушарием мозга покрывает, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела, при этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, а правое - поддержку общего уровня настороженности.

Свойства.

Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания ( , ), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.

Диагностика.

Существует ряд методик:

Для определения объема внимания предназначена тахистоскопическая методика Д.Кеттела, В.Вундта;

Для определения концентрации и устойчивости - корректурный тест Б.Бурдона;

Для определения скорости переключения внимания - метод таблиц Шульте.

Виды.

Произвольное внимание обусловлено постановкой сознательной цели;

Непроизвольное представлено ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ВНИМАНИЕ

(англ. attention ) - процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Теоретически и операционально В. (настройка) характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), селективностью (см. , , ), скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью.

Для исследования В. разработано большое множество методик: тахистоскопическая методика для определения объема В. (Д. Кеттел, В . Вундт ); разнообразные варианты корректурного теста для определения концентрации и устойчивости В. (1-й вариант предложил в 1895 г. фр. психолог Б. Бурдон); метод таблиц Шульте для определения скорости переключения В.; (К. Черри; см. также ); методы селективного чтения и селективного наблюдения (У. Найссер и Р. Беклин); тест Струппа (см. Эффект Струппа ) и т. д. Распределение В. изучается в экспериментах, в которых к выполнению одной задачи добавляют выполнение др. задачи. Об успешном распределении говорят в том случае, если дополнительная задача не ухудшает выполнение первой (основной). Показано, в частности, что ухудшение двигательной активности рук и ног наступает при одновременном произнесении бессвязного набора слов и не наступает - при многократном произнесении фразы «Быть или не быть?» . Вполне понятный интерес к распределению В. проявили инженерные психологи, которые к тому же существенно обогатили фактографию В. многочисленными работами по бдительности (vigilance ) и помехоустойчивости операторов .

Наряду с т. н. произвольным вниманием выделяют и его непроизвольную форму - ориентировочную реакцию , возникающую при воздействии неожиданных («новых») раздражителей. С этой рефлекторной реакцией, однако, не следует путать непроизвольные и автоматические процессы настройки, включенные во всякий процесс произвольной деятельности.

В современных экспериментальных исследованиях делаются попытки разделить в процессах В. внутренние (идеальные) компоненты и внешнедвигательные. Напр., установлено, что независимо от движений глаз фокус В. может перемещаться в поле зрения со скоростью 125 угл. град/с.


Определение, виды, функции внимания. Внимание в классической психологии сознания и его современное понимание. Основные свойства и их экспериментальные исследования. Нарушения внимания.

План ответа

    Определение внимания.

    Виды внимания.

    Функции внимания.

    Свойства и эксперименты.

    Нарушения внимания.

Ответ:

    Определение внимания.

Внимание – это направленность психики, сознания на определенный объект, имеющий для личности устойчивую или ситуативную значимость. Оно предполагает повышение функционирования сенсорики, памяти, интеллекта. Внимание может быть направлено на процессы, происходящие внутри нас и на предметы окружающего мира. Внимание обеспечивает положительную задержку активности на том или ином предмете. Установка определяет выбор тех или иных впечатлений, событий, концентрацию на них психической энергии. Таким образом, внимание – специфическая человеческая психическая деятельность, которая служит для трансформации тех или иных установок импульсивного поведения. Внимание является сквозным психическим процессом, так как никогда не выступает отдельно, а только вместе с какой-либо деятельностью, как ее сторона или характеристика. Внимание не имеет особого содержания, оно находится внутри всех процессов. Сущность внимания заключается в направленности, которая определяет селекцию информации, предполагающую произвольный и непроизвольный выбор объектов и более длительную обработку, сохраняющуюся в сознании. Сущность также заключается в сосредоточенности субъекта на объекте.

    Виды внимания.

Различаются (Добрынин) три вида внимания:

1- непроизвольное внимание как непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция;

2- произвольное внимание, связанное с целенаправленными волевыми усилиями; и

3- постпроизвольное внимание, когда в результате сдвига мотива на цель выполнение действия осуществляется без значительных волевых усилий.

В непроизвольном выделяют:

    вынужденное – определяется видовым опытом субъектом и обусловлено внешними факторами среды;

    невольное – зависит от индивидуального опыта, проявляется в минуты отдыха, может быть длительным и устойчивым при сильном интересе, привлекают его объекты, которые находятся ближе всего, более значимы и более бросаются в глаза;

    привычное – обусловлено установками субъекта и намерением выполнить ту или иную деятельность, внимание к алгоритму деятельности (водитель – знаки).

В произвольном :

      волевое – проявляет себя в условиях помех, когда есть конфликт между хочу и надо;

      выжидательное – проявляется во всех задачах на бдительность;

      собственно произвольное – сознательное внимание, но протекающее довольно легко, с минимум усилий;

      спонтанное – высшая форма развития внимания, аналогично послепроизвольному, это когда нам трудно начать что-то, но начав уже нет необходимости прилагать усилия.

    Функции внимания.

(а) избирательность деятельности – отбор материала

(б) направленность деятельности

(в) активность деятельности

(г) улучшение качества любой деятельности

(д) отбор и удержание значимых воздействий

(е) регуляция и контроль деятельности – направляем энергию (интеграция, встраивание, расширение и углубление знания)

    Внимание в психологии сознания и современное понимание.

1. Внимание и психология сознания.

Так внимание являлось фундаментальным свойством сознания -- центрального предмета в этой школе, то вниманию было посвящено множество исследований.

В психологии сознания существовало три метафоры сознания и связанных с ним три метафоры внимания:

1. Структурная метафора сознания Вундта:

Вундт "Сознание и внимание".

Вниманием называется процесс происходящий при более ясном восприятии ограниченной по сравнению со всем полем содержаний сознания.

"Внимание определяется как состояние сознание, степень сознательности которая обеспечивает улучшение эффективности деятельности. С вниманием связано состояние интереса (аффективное переживание), а также определенный комплекс кожных и кинестетических ощущений, которые можно представить как эмпирическую реальность для разговорного термина внимание. При внезапном возникновении внимания в сознании происходит переструктурирование всех его содержаний по принципу ясности и нахождений содержаний в фокусе или на периферии. В этом смысле внимание становится тождественно сенсорной ясности. Распределение содержаний на ясные или темные является единственным и характерным признаком внимания как душевного процесса (присутствие в сознании чувств или кинестетических ощущений не является обязательным. Однако, ясность представления зависит скорее от собственной концентрации сознания на чем-то и возможности его произвольного переключения, чем от характера самого представления

Джеймс. Метафора потока. Сознание – это поток, одно из важнейших свойств потока избирательность – внимание это и есть избирательность потока сознания. Основная функция отбор, селекция.

Титченер. Метафора волны. Сознание это река, на пути течения сознания может встретиться препятствие. Внимание это волна, эффекты волны его характеризуют:

Критерии внимания изнутри:

1. ясность сознательных представлений. На гребне волны все сенсорные переживания ясные.

2. отчетливость. (все сенсорные переживания отделены друг от друга)

3. самозадержка. Фиксация сознания на каких-то впечатлениях.

Критерии описывающие внимание извне:

1. продуктивность деятельности

2. телесные сопровождения деятельности.

7. Теории внимания в когнитивной психологии. Это современный подход. Основное внимание селективности и объему внимания.

Подходы когнитивной психологии к изучению механизмов внимания.

Здесь необходимо выделить три класса теорий:

1. Внимание как селекция.

Этот подход был сосредоточен на исследовании механизмов селекция, выбора одно или другого объекта, в основном на материале перцептивного материала. Эти исследования начались с рассмотрения феномена вечеринки с коктейлем - ситуация совершения субъектом произвольного или непроизвольного перцептивного выбора. Это привело к созданию методики селективного слушания (повторения) Черри: ситуация выбора одного и игнорирования других одновременно подаваемых сообщений. Повторение состояло в задаче моментального воспроизведения релевантного (определенного задачей) сообщения, отстраиваясь от нерелевантного каналов. Это позволило создать несколько моделей селективного внимания первая из которых (модель ранней селекции) была создана Бродбентом в его работе "Восприятие и коммуникация". Функционирование внимания сравнивалось с работой электромеханического устройства - фильтра, отбирающего информацию на основе сенсорных признаков и работающего по принципу "все или ничего". Он исходил из следующего: перерабатывающая, перцептивная система представляет из себя канал с ограниченной пропускной способностью (восприятие ограниченного количество информации в единицу времени). Ограниченную способность определяет нахождение определенного блока, механизма перед этим каналом, называемый фильтром, работающим согласно определенным закономерностям задачи, его настройки. Информация попадает извне в сенсорный регистр, затем в КП (здесь информация попадает и сохраняется полностью и обрабатывается параллельно), после фильтра остается часть информации, так как фильтр связан с системой долговременной памяти (хранилище условных вероятностей прошлых событий), определяющей что надо извлекать из этого информационного потока (например инструкция, настраивающая фильтр на определенный аспект информации). Таким образом внимание это есть фильтр в системе переработки информации, делающий возможным восприятие в системе с ограниченной пропускной способностью, настроенный на определенные аспекты стимуляции (физические признаки: слева-справа, громче-тише, мужской-женский). Однако возникает проблема именно физических признаков настройки (собственное имя на "вечеринке с коктейлем" опознается сразу, хотя фильтр и не настроен). И здесь возникает идея настройки фильтра на семантические признаки и полемика о том, где расположен фильтр - либо до перцептивной перерабатывающей системы, либо прямо перед ответом Теория Нормана и Дойч: внимание это не фильтр и вся перцептивная система работает параллельно, а внимание - это настройка на уровне ответа. В памяти существуют центральные детекторы, активация которых служит с механизмом восприятия. Эти структуры находятся под влиянием двух потоков информации - периферической и центральной, последний поток определяется интегральной характеристикой значимости данного сообщения или объекта (pertinense) - модель уместности). А.Трейсман заняла промежуточную позицию: существует и фильтр настроенный на физические признаки и на более сложно организованные аспекты информации (фонетические, грамматические, семантические) и в зависимости от важности сигнала возможна переработка даже не из релевантного канала. Это модель "дерева" - существует несколько уровней фильтрации в зависимости от сложности задачи, смысла, ожиданий - на любом уровне информация, которая ранее задерживалось могла быть пропущена. Таким образом селективные теории внимания это модели в которых важную роль играет механизм отсева одной информации и пропуска другой. Проблема состояла в месте фильтра или в уровневой организации фильтра. (Эксперименты по настройке what is hell!).

2. Внимание как умственное усилие или ресурсы.

Теории направленные на изучение силовой характеристики внимания Д Канемана * отвечали на вопрос о том, что определяет политику распределения степени внимания, энергии на разные объекты. Несколько тезисов этого подхода:

Внимание -- это трата психических сил на что-то и акт внимания соотносим с умственным усилием (активацией), который определяется не столько желаниями и сознательными интенциями субъекта, сколько объективной сложностью поставленной задачи. Эквивалентом психической затраченной энергии в физиологии является активация. (Иллюстрация этого тезиса возможна на примере закона Йорка-Додсона: там где активация высока, там эффективность деятельности или трата внимания наиболее сильна. Там где активация низка, то мало и психической энергии, например при легкой, автоматизированной работе. При максимуме активации происходит разрушение решения трудной задачи. Внимание затрачивается на сосредоточение на каком-то мотивационном аспекте и на остальное его не хватает.

Законы распределения ресурсов психической энергии позволяют построить модель: политика распределения ресурсов внимания позволяет выбрать и осуществить специфические формы ответной активности. Ресурсы же (или активация) ограничены на каждый данный момент в зависимости от состояния субъекта (сон, возбуждение, гипервозбуждение и т.д.). Главным фактором распределения ресурсов для человека является блок оценки требований задачи к ресурсам внимания (). Это блок контроля определяющие сложность, необходимость и т.д. задачи. Здесь же существует еще один блок "постоянные правила" который работает по законам непроизвольного внимания и могут вмешаться в момент решения задачи и учесть изменение ситуации и перераспределить энергию между задачами. Также на распределение энергии влияет блок действующих в данный момент интенций, работающих по принципу произвольных действий. Еще на политику влияет общее активационное состояние. При падении его ниже какого-то значения выполнение задач невозможно. На активацию в общем виде влияют всякие факторы (arousal) - Детерминанты активации. Сама активация может проявляться не только в продуктивном решении задач при распределении внимания, но и в проявлении физиологических индикаторов активации (вызванные потенциалы, альфа-волны, изменения диаметра зрачка (наиболее важный и прямо коррелирующий с процессами внимания показатель)).

Вопрос о возможности распределения внимания на несколько задач (который в модели Бродбента нельзя распределять, а можно только быстро переключать) решается Канеманом введением гипотетического отношения затраченных и требуемых для задачи усилий (Здесь нужен график отношения между реально затрачиваемыми усилиями и объективной сложностью задачи включающим понятия пределов ресурсов и дельта-ресурсов) Таким образом распределять внимание можно при наличии достаточности ресурсов для их решения. Для проверки этого было проведено экспериментальное исследование ситуации двух задач: первичная задача (которая мотивируется: за успешное решение в течении длительного времени за каждый час прибавлялось 10-15 $ при успешном решении основной задачи). Задача состояла из легкого * (требующего мало ресурсов) и трудного (их откачивающих). (График результатов). По оси ординат откладывался процент ошибок. Вторая задача -- наблюдение на экране разных объектов с инструкцией немедленной реакции на появление буквы D. По оси OX -- эффективность решения обоих задач. В решении основной задачи -- малый процент ошибок, по второй резкое увеличение количества ошибок при переходе от восприятия к счету. Выводы: резкое увеличение количество ошибок при переходе к трудной части основной задачи говорит о том, что все внимание испытуемого переключилось на основную задачу и ресурсов на дополнительную задачу не осталось. (# Обрыв в записи).

В лаборатории Романова обе этих позиции рассматриваются одновременно.

Все эти раздражители оказывают специфическое действие на нервную систему: интенсивность возбуждения, особая чувствительность НС, суммация возбуждений, последовательность возбуждения без утомления и адаптации, совпадение возбуждений.

Современное состояние изучения внимания в когнитивной психологии схоже по объему исследований с психологией сознания.

3. Внимание как перцептивное действие (Найссер).

    Свойства и эксперименты.

Статические характеристики внимания: объем, устойчивость, концентрация. Динамические характеристики: селективность, интенсивность, распределение, переключение, колебания.

Объем – для определения объема пользовались тахистоскопом (изучал Вундт, например). Количество однородных предметов, которые одновременно попадают в зону ясного и четкого восприятия. Количество находящихся в поле нашего внимания объектов является подвижным и зависит от связанности содержательно.

Устойчивость – определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Длительность зависит от возможности вскрывать в предмете новые стороны и связи.

Концентрация – это сосредоточенность. Концентрация означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая и сознательная деятельность. Концентрация определяется повышением интенсивности сигнала при ограничении поля восприятия. Включает единство интенсивности и узости объема внимания.

Селективность – характеристика внимания, связана с особенностью функционирования доминантного очага. Говорит о способности нашего внимания выделять из окружающего сенсорного «шума» только существенную (релевантную) информацию для нас в данной ситуации, способность отсеивать нерелевантную.

Интенсивность – характеризуется высокой степенью сосредоточенности сознания на определенном объекте или стороне деятельности. Энергетическая характеристика.

Распределение – способность удерживать в поле внимания управлять как бы несколькими действиями сразу, сохраняя их в поле внимания. Распределение осуществляется быстрым переносом. Зависит от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределятся внимание.

Переключение – сознательное и осмысленное перемещение внимания с той или иной скоростью с одного объекта на другой. Перенос реализуется всегда волевым усилием.

Колебания – подвержено первичным непроизвольным колебаниям. В первую очередь, колебания сенсорной ясности.

Свойства и экспериментальные исследования

1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания.

2. Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.

3. Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно.

4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.

5. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект.

Устойчивость.

Если поднести к уху часы, то заметите, что тиканье их то усиливается, то ослабляется и вдруг на мгновение вообще исчезает. Колебания внимания легко наблюдать и при зрительных восприятиях с помощью двойственных изображений. Что вы видите на рисунке: вазу на черном фоне или два профиля на белом? Как только человек увидит оба изображения, в силу вступают колебания внимания: изображение как бы пульсирует - вы видите то вазу, то профили.

Двойственным является и изображение усеченной пирамиды. Она кажется то выпуклой, обращенной вершиной к зрителю, то углубленной с уходящей вдаль задней стенкой. И опять-таки здесь налицо колебания внимания: стенка как бы то приближается, то удаляется от зрителя. Впрочем, колебания можно снять, если не просто рассматривать фигуру, а поставить перед собой новую, более сложную задачу. Представим себе, что перед нами изображение комнаты, которую необходимо обставить: справа поставим стол и стулья, слева на стену хорошо бы повесить картину, на пол постелить ковер, на потолок - хорошо бы люстру и т. д. Пока вы «обставляете» комнату, колебаний внимания не будет... Из этого опыта можно сделать выводы, касающиеся сохранения устойчивости внимания: необходима внешняя и внутренняя активность личности, надо ставить перед собой все новые и новые, задачи.

Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания, ставшие уже классическими. Обычно используют таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, притом каждая буква повторяется в строке одно и то же количество раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3,5,10 минут) вычеркивать заданные буквы. Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течении каждой минуты, и число пропусков. Аналогично измеряется устойчивость внимания с помощью таблиц Крепелина, состоящих из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

Дихотомическое прослушивание.

Концентрация.

Следующее свойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности. А.А.Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Распределение.

Проба Бурдона

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако, как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще В.Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно. Исследование распределения внимания имеет большое практическое значение. Для этой цели используются так называемые таблицы Шульте. На этих таблицах изображены два ряда беспорядочно разбросанных цифр, красных и черных. Испытуемый должен в определенной последовательности называть серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют - на красную цифру надо показывать в прямом порядке, а на черную - в обратном. Как показали исследования, у отдельных испытуемых здесь отчетливо выступают значительные индивидуальные различия. Исследователи (в частности, А. Р. Лурия) считают, что эти различия могут надежно отражать некоторые вариации силы и подвижности нервных процессов и с успехом использоваться в диагностических целях.

Переключение.

Следующее свойство внимания – переключение. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Переключаемость внимания определяются скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому.

Легкость переключения у разных людей различна и зависит от целого ряда условий (прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них). Чем интересней деятельность, тем легче на нее переключиться и наоборот. Переключаемость относиться к числу хорошо тренируемых качеств. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй - тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Для исследования переключения внимания часто используется методика «кольца Ландольта», она является универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания людей разного возраста. Для исследования переключения внимания испытуемому дается задание: в течение первой минуты нужно находить и зачеркивать одним способом кольца одного типа (с одной ориентацией разрыва), в течение следующей минуты – кольца другого типа и так далее по очереди в течение 5 минут. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных за каждую минуту и за 5 минут в целом. Также определяется количество ошибок.

Объем.

Следующее свойство внимания – это его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые человек может охватить с достаточной легкостью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы.

Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т.п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания, с помощью прибора, называемого тахистоскопом. Обычно он состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50-100 мс). Число ясно воспринимаемых предметов и является показателем объема внимания. Если предъявляемые объекты достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания колеблется от 5 до 7 одновременно ясно воспринимаемых объектов. Вообще-то объем внимания - величина индивидуально изменяющаяся, но классическим показателем объема внимания у людей считается равный 5±2.

Объем+интенсивность+длительность=устойчивость

    Нарушения внимания.

Нарушения внимания - болезненные расстройства, в разной мере наблюдающиеся при утомлении и при органических поражениях мозга, прежде всего лобных долей. Характеризуются неадекватными изменениями направленности, избирательности деятельности и координации отдельных действий. Могут проявляться в сужении объема внимания, в его неустойчивости (отвлекаемость на побочные раздражители). При поражении лобных долей мозга и связанных с ними неспецифических структур нарушения внимания могут быть модально–неспецифическими и проявляться во многих видах деятельности, при восприятии любой модальности. При поражении определенной анализаторной системы нарушения внимания могут быть модально–специфическими и проявляться в работе только одной модальностью. В частности, при поражении затылочной области коры возникают нарушения зрительного внимания, при поражении височной коры - слухового.

Тема “Свойства внимания” из раздела “Психология познания человеком окружающего мира”, на изучение внимания по программе предусмотрено 6 часов – это второе занятие по теме. Главным этапом является изучение нового материала, с использованием метода-беседы опираясь на жизненный опыт учащихся).

1. Познакомить учащихся со всеми свойствами внимания, опираясь на полученные знания данного познавательного процесса. Учить определять переключение и распределение внимания.

2. Развивать мышление, внимание.

3. Воспитывать желание познать себя и окружающий мир.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со свойствами внимания, стимульный материал для определения переключения и распределения внимания.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Добрый день! Сегодня мы поговорим о знакомом познавательном процессе – внимание. Мы говорили о видах внимания, но качественное содержание процесса внимания определяется его свойствами. Именно о свойствах и пойдет речь.

Основными свойствами вниманий являются: ОБЪЕМ, КОЛЕБАНИЕ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ, КОНЦЕНТРАЦИЯ, УСТОЙЧИВОСТЬ, РАСПЕРЕДЕЛЕНИЕ.

Охарактеризуем содержание каждого свойства.

-ОБЪЕМ внимания – определяется количеством объектов, которые схватываются сознанием человека за малый промежуток времени (0,1 – 0,01сек.). исследование объема внимания обычно осуществляют путем предъявления нескольких объектов на небольшой промежуток времени. Для этой цели используют, как правило, прибор, который называется тахитоскоп (от греческого тахито - быстрый, сконео - смотрю). Чему равен объем внимания человека? Ученый Мюллер определил, что он равен 7+2 разрозненных, несистематизированных объектов или предметов.

Если предметы представлены, например, так 1111111 111111111111, то человек охватывает сознанием 7+2 палочки. Если этот ряд сгруппировать следующим образом, то сознанием охватывается группы 7+2

    111 111 111 111 111 111 111

Поэтому объем внимания сильно зависит от структуры и расположения воспринимаемых объектов. С другой стороны, объем внимания человека зависит от его индивидуальных способностей и, также, от специфики деятельности, которую выполняет человек. Например, объем внимания водителя будет больше, чем объем внимания часового мастера, так как деятельность у них различна и выполнение ее требует различия в объеме внимания.

От чего может измениться объем внимания?

Объем внимания может измениться в зависимости от требования деятельности, которую выполняет человек.

-УСТОЙЧИВОСТЬ внимания определяется прочностью и стабильностью удержания сознания на предметах в течение длительного времени. Поэтому это временная характеристика внимания. Устойчивость внимания развивается у человека в течение жизни и особенно развивается у тех людей, которые выполняют деятельность, где требуется это свойство.

Пример – водители, операторы и т.д.

-КОНЦЕНТРАЦИЯ внимания определяется степенью сосредоточения сознания на объекте или предмете и отвлечением от побочных раздражителей. Можно сказать, что это характеристика помехоустойчивости психики человека. Многие виды деятельности, которые выполняет человек, требуют от него сильной концентрации внимания, требуют того, чтобы человек умел отвлечься от всего и выполнял только одну операцию, действие и т.д. Например, часовой мастер не сможет хорошо работать, если у него не будет сформировано это свойство внимания. Концентрацию внимания можно формировать, упражняясь в этом.

- РАСПРЕДЕЛЕНИЕ внимания определяется способностью человека распределять свое сознание на несколько предметов одновременно. Это свойство обратное свойству концентрации внимания.

Представьте себе занятие, которое ведет преподаватель, у которого ярко выражено свойство концентрации внимания и отсутствует проявление свойства распределения внимания!

Что будет происходить?

Представьте водителя, который не может распределить внимание на возникающие ситуации на дороге, приборы и т.д. Это свойство развивается у человека в течении жизни.

-ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ внимание определяется временем, которое затрачивает человек на осознанный перенос внимания с одного предмета на другой. Например, вы писали в тетради. А дальше нужно слушать рассказ преподавателя.

Что необходимо сделать?

Перенести сознание с тетради, письма в ней, на рассказ.

Сколько времени затрачивается на такой перенос сознания?

Во-первых, это зависит от индивидуальных особенностей человека, и в большей мере, от его темперамента. Например, сангвиник переключится очень быстро, а флегматик – медленно.

Вы встречались с такой ситуацией? Приведите примеры.

Мама очень быстрый человек, т.е. – холерик. Просит дочку что-то сделать, а дочь-флегматик. Она очень медленно встает, идет и начинает делать, в результате – конфликт.

В основе его лежит различие в переключении внимания.

Во-вторых, переключение внимания зависит от возраста человека. Маленькие дети могут переключаться с одной деятельности на другую 10 и более секунд.

Время переключения внимания, бесспорно, уменьшается у человека в течении жизни, но нужно понимать, что оно будет различно в связи с различием в темпераментах людей.

-КОЛЕБАНИЕ внимания отличается своим содержанием от переключения тем, что его обусловливает неосознанный перенос внимания с одного объекта на другой. Поясним это на простом примере. Вам предлагается рисунок усеченной четырехугольной пирамиды. Сосредоточьте свое внимание на центре пирамиды.

Что вы замечаете? Одно время в поле зрения будет усеченная пирамида, затем в поле зрения появится “коридор”. Если вы будете смотреть на рисунок долгое время, то заметите очередность смены объектов в поле сознания.

Какой механизм лежит в основе колебания внимания? Колебание внимания обусловливается физиологическими механизмами, т.е. особенностями работы нервных клеток мозга. Ученые доказали, что клетки мозга работают попеременно – часть клеток работает, часть находится в заторможенном состоянии. Поэтому в зависимости от смены работы клеток в зрительном центре коры головного мозга будет меняться фон и предмет воспринимаемого объекта, т.е. или пирамида, или “коридор”.

С другой стороны, время колебания внимания будет отличаться у различных людей, в связи с особенностями работы нервной системы. У одних людей смена фона и предмета восприятия будет происходить быстро, у других – медленно. Это свойство изменить человек не может, так как оно определяется силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения в нервных клетках.

Давайте повторим все свойства внимания.

Теоретически мы познакомились со всеми свойствами внимания, а сейчас проведем практическую работу на переключение и распределение внимания, сыграем в игру на концентрацию слухового внимания.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема: Изменение времени переключения внимания

Оборудование: Таблицы для исследования переключения внимания, секундомеры.

Ход работы: Учащихся необходимо разбить по парам, где один – испытуемый, другой – экспериментатор.

Инструкция испытуемому: Вам необходимо выполнить три задания:

  1. показать на таблице ручкой арабские цифры в возрастающем порядке от 1 до 25;
  2. показать римские цифры в убывающем порядке от XXIV до I;
  3. показать попеременно арабские цифры в возрастающем, а римские в убывающем порядке.

Например: 1, XXIV 2, XXIII 3, XXII 4 и т.д. экспериментатор засекает время каждого показа и следит за правильностью его выполнения. Данные заносятся в протокол.

Таблица для исследования времени переключения внимания

ПРОТОКОЛ

Обработка результатов:

t1 – время, затрачиваемое испытуемым на называние и показ 1 ряда;

t2 – время показа и называние 2 ряда;

t3 – время показа и название 1 и 2 рядов одновременно;

t переключения – время, затрачиваемое на одно переключение

t пер = t3 – (t1 + t2) 24

ВЫВОДЫ: Сравните и проанализируйте время переключения, полученное у всех членов группы.

ТЕМА: Изучение распределения внимания.

Оборудование: лист бумаги, ручка, таблица.

Инструкция: Перед вами таблица, на которой числа от 1 до 40. но всего на таблице изображено 25 чисел, а 15 чисел пропущено. На контрольном листе у нас написан ряд чисел от 1 до 40. за 2 минуты постарайтесь вычеркнуть в контрольном листе те цифры, которые пропущены в таблице. (исправления не допускаются).

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания. Такой фокус на определенных предметах имеет избирательную направленность и способствует формированию индивидуального отношения к ним.

В качестве объектов внимания могут выступать как другие лица, так и неодушевленные предметы. Явления природы, предметы искусства и науки тоже часто оказываются в поле внимания субъекта. Надо признать, что в зону внимания человека попадают только те объекты, которые вызывают у него существенный интерес, или обусловлены социальной необходимостью для изучения. Развитие внимания напрямую зависит от таких факторов как возраст человека, целенаправленность его стремлений, интерес к изучаемому предмету или явлению, регулярность выполнения специальных упражнений.

Виды внимания

Непроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием сознательного выбора человека. Возникает при появлении воздействующего раздражителя, который заставляет на мгновение отвлечься от повседневных дел и переключить свою психическую энергию. Этим видом внимания трудно управлять, поскольку оно напрямую связано с внутренними установками личности. Говоря иными словами, нас всегда привлекает только то, что представляет существенный интерес, что будоражит и заставляет «шевелиться» чувства, эмоциональную сферу.

Объектами непроизвольного внимания могут стать: неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление, которое появилось перед глазами, любые движущиеся предметы, психическое состояние человека, индивидуальное настроение.

Непроизвольное внимание ценно своей непосредственностью и естественностью возникновения, что обеспечивает всегда живой эмоциональный отклик. Но, в то же время, оно способно отвлекать личность от выполнения насущных задач, решения значимых проблем.

Как правило, у детей – дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Воспитатели детских учреждений, конечно, согласятся с тем, что привлечь их внимание можно только яркими интересными образами и событиями. Именно поэтому занятия в детском саду так изобилуют красивыми персонажами, привлекательными заданиями, огромным простором для фантазии и творчества.

Произвольное внимание

Характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте. Произвольное внимание начинается тогда, когда появляется мотивация, то есть, человек понимает и сознательно концентрирует на чем – либо свое внимание. Устойчивость и усидчивость являются его неотъемлемыми атрибутами. Для того, чтобы необходимое действие выполнялось, от личности требуется предпринять волевое усилие, прийти в состояние напряжения, активизировать психическую активность.

Например, студент перед экзаменом изо всех сил старается фокусировать внимание на изучаемом материале. И даже в том случае, если ему не совсем интересно то, что он должен будет рассказывать преподавателю, внимание его поддерживается за счет серьезной мотивации. Необходимость закрыть семестр, поскорее приехать домой подчас добавляет мощный стимул для того, чтобы немного поднапрячься, отложить в сторону все развлечения и поездки.

Однако следует помнить о том, что длительная концентрация произвольного внимания приводит к состоянию усталости, даже сильного переутомления. Поэтому между серьезной интеллектуальной работой рекомендуется делать разумные перерывы: выходить на улицу дышать свежим воздухом, делать несложные физические упражнения, зарядку. А вот читать книги на отвлеченные темы не нужно: голова не успеет отдохнуть, кроме того, наличие лишней информации может спровоцировать дальнейшее нежелание возвращаться к делам. Замечено, что сильный интерес побуждает к деятельности, активизирует работу мозга, и к этому можно и необходимо стремиться.

Послепроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием напряжения у субъекта деятельности при выполнении задачи. В данном случае достаточно сильна мотивация и желание достичь конкретной цели. Этот вид внимания отличается от предыдущего тем, что внутренняя мотивация преобладает над внешней. То есть, человеком, его сознанием руководит не социальная необходимость, а индивидуальная потребность в действии. Такое внимание весьма продуктивно сказывается на любой деятельности, дает значительные результаты.

Основные свойства внимания

Свойствами внимания в психологии называют ряд значительных характеристик, тесно связанных с составляющими деятельности личности.

  • Концентрация – это намеренное сосредоточение на объекте деятельности. Удержание внимания происходит за счет сильной мотивации и желания субъекта выполнить действие как можно лучше. Интенсивностью сосредоточения на интересующем предмете руководит сознание личности. Если концентрация достаточно высокая, то результат не заставит себя ждать. В среднем без перерыва человек может фокусировать внимание в течение 30 — 40 минут, но и за это время можно сделать очень многое. Следует помнить о том, что при работе за компьютером следует устраивать себе короткие перерывы в 5 – 10 минут, чтобы глаза отдохнули.
  • Объем – это количество объектов, которые сознание может держать одновременно в поле своего зрения. Иными словами, объем измеряется во взаимном соотношении предметов и степени устойчивости внимания на них. Если личность способна достаточно долгое время сохранять сосредоточенность на объектах и их число большое, то можно говорить о высоком объеме внимания.
  • Устойчивость. Устойчивостью называют умение длительно сохранять внимание на одном объекте и не переключаться на другой. Если произошло отвлечение, то говорят обычно о лабильности. Устойчивость внимания характеризуется возможностью открывать в привычных вещах новое: обнаруживать взаимосвязи и аспекты, ранее не замеченные и не изученные, видеть перспективы для дальнейшего развития и движения.
  • Переключаемость. Переключаемостью называют осмысленное целенаправленное изменение направления фокуса внимания. Это свойство характеризуется обусловленностью внешними обстоятельствами или явлениями. Если переключение внимания происходит не под влиянием более значимого объекта и не отличается особенной преднамеренностью, то говорят о простой отвлекаемости. Надо признать, что переключить внимание с одного объекта на другой бывает трудно ввиду сильной сосредоточенности. Тогда даже случается, что человек переходит к другой деятельности, а мысленно продолжает концентрироваться на прежней: обдумывает детали, анализирует, эмоционально переживает. Переключаемость внимания нужна, чтобы отдохнуть после напряженной умственной работы, для включения в новую деятельность.
  • Распределение. Распределением называют способность сознания одновременно концентрировать внимание на нескольких объектах, которые по степени важности находятся примерно в одинаковой позиции. Соотношение предметов между собой, безусловно, оказывает влияние на то, как происходит это распределение: переход от одного объекта к другому. При этом у личности нередко возникает состояние усталости, вызванное необходимостью находясь в одной точке фокуса постоянно помнить о других существующих.

Особенности развития внимания

Развитие внимания человека обязательным образом связано с умением сосредоточиваться на одном или нескольких объектах определенный промежуток времени без всякого отвлечения. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Ведь чтобы сконцентрировать внимание на чем – то, нужно быть в достаточной степени заинтересованным на своем деле. Так, для развития непроизвольного внимания требуется только интересный предмет, на котором можно было бы фокусировать взгляд. Произвольное же внимание требует к себе серьезного подхода: нужна целенаправленность действий, волевое усилие, умение управлять своими чувствами, чтобы не допустить отвлечения в самый неподходящий момент. Послепроизвольное внимание является самым продуктивным из всех, так как не требует преодоления и дополнительных усилий.

Методы развития внимания

Приемы развития внимания на сегодняшний момент существуют самые различные, позволяющие добиться высоких результатов и научиться управлять вниманием.

Развитие концентрации внимания

Рекомендуется выбрать себе объект для наблюдения, и в течение определенного промежутка времени стараться сосредоточивать на нем свое внимание. Причем, чем проще будет этот предмет, тем лучше. К примеру, можно положить на стол книгу и представлять себе, о чем она написана, каковы главные действующие лица. Можно думать о книге только как о предмете, сделанном из бумаги и картона, воображать, сколько деревьев понадобилось для ее изготовления. В конце концов, можно просто обратить внимание на ее цвет и форму. Какое направление избрать – решать вам. Данное упражнение отлично тренирует сам фокус внимания, позволяет развить длительность концентрации на одном объекте.

Если есть желание, можно попробовать потренироваться удерживать в поле своего зрения два или более предмета. Тогда ко всему перечисленному необходимо прибавить развитие умения переключать внимание с одного объекта на другой, запоминая и отмечая значимые особенности каждого из них.

Развитие зрительного внимания

Упражнения должны быть направлены на расширение возможностей личности сосредоточиваться на объекте. Например, можно положить впереди предмет и поставить перед собой задачу рассматривать его в течение 3 — 5 минут, выделяя как можно больше деталей. Сначала у вас начнет складываться общее представление о предмете: его цвет и форма, величина и высота. Однако постепенно, чем больше вы будете концентрироваться, тем яснее начнут появляться новые подробности: мелкие детали, незначительные приспособления и т.д. Их тоже обязательно нужно увидеть и отметить про себя.

Развитие слухового внимания

Для совершенствования этого вида внимания, необходимо поставить себе цель не более десяти минут концентрироваться на звучащем голосе. Лучше всего, если это будет осмысленная человеческая речь, однако, если хочется отдохнуть, можно включить сюда пение птиц или любую мелодию, которая отвечает требованиям релаксирующей музыки.

Если звучит человеческая речь, во время прослушивания важно отмечать про себя скорость, с которой говорит лектор, степень эмоциональности подачи материала, субъективную полезность информации. Также вполне допустимо слушать в записи сказки, рассказы, а после пытаться вспомнить и воспроизвести их содержание. В случае прослушивания музыки важно улавливать уровни колебания звуковой волны, постараться «подключиться» к воспроизводимым эмоциям и представлять себе детали чего – либо.

Как управлять вниманием?

Многие люди, желающие повысить уровень своего внимания, сталкиваются с неизменными трудностями. У одних может не получаться концентрироваться на деталях, другие испытывают сложности с тем, когда нужно воспринимать предмет целиком. В данном случае хочется посоветовать тренироваться на разных объектах по всем направлениям и делать это каждый день. Согласитесь, ведь не трудно 5 – 10 минут в сутки уделять работе над собой.

Таким образом, проблемы развития внимания достаточно многогранны и глубоки. Нельзя рассматривать данный вид познавательных процессов только как составляющую деятельности. Нужно помнить и том, что внимание всегда необходимо нам в повседневной жизни, потому важно уметь сосредоточиваться на простых вещах, замечать даже мелкие подробности.

Глава 12. Внимание.

12.1 Функции внимания и его разновидности

Внимание - отражает направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, что обеспечивает их особо ясное отражение.

Основные функции внимания:

    ·Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

    ·Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности

    ·Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов .

Виды внимания

Существует несколько подходов к классификации различных видов внимания: исходя из ведущего анализатора, по направленности на различные объекты, по главной форме деятельности, в которой участвует внимание и т. д.

По форме деятельности выделяют сенсорно-перцептивное внимание, когда основным видом деятельности человека является восприятие информации. Это внимание реализуется через работу органов чувств - например, фиксация вратаря на перемещении мяча по полю, или внимание человека, слушающего музыку. Интеллектуальное внимание активизируется при решении мыслительных процессов; двигательное внимание важно при контроле над работой мышечной системы (например, у спортсмена при выполнении сложных движений). Понятно, что некоторые виды деятельности требуют комбинированного внимания. Так, у хирурга при выполнении сложной операции активизируются все три вида внимания.

По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное и другие виды внимания. Например, у зрителя, который смотрит балет, активны зрительное и слуховое внимание, а у дегустатора кофе - преимущественно обонятельное и вкусовое.

По направленности различают внешнее (направлено на внешний мир), внутреннее (направлено на ощущения, приходящие изнутри тела) и пограничное внимание (направленное на оценку ощущений с кожи и слизистых оболочек).

По степени волевого контроля различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Некоторые объекты как бы сами «притягивают» наше внимание, а для сосредоточения на других нужно прилагать определенные усилия. Первое внимание называется непроизвольным («пассивным»). Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.) или же связью между объектом и потребностями человека.

Второй вид внимания - произвольное (его еще называют «активным»), контролируется волевым усилием. В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели. Так продавец должен оказывать внимание каждому человеку, зашедшему в магазин, потому что любой из них может оказаться потенциальным покупателем и приобрести товар. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий, и удаления отвлекающих раздражителей.

Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер - сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.

12.2 Свойства внимания

Внимание человека обладает различными свойствами (Рис. 12.1). Когда человек сосредотачивает его в одной точке, то говорят о высокой концентрации внимания, когда долго поддерживает его активность - об устойчивости . Объем внимания определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов (он совпадает с объемом кратковременной памяти). Избирательностью внимания называют возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех. Способность внимания быстро переключаться с одного объекта на другой выражает переключаемость внимания, а одновременное восприятие нескольких объектов или выполнение нескольких действий называют распределением внимания. Правда, некоторые психологи считают, что последнее свойство на самом деле отражает очень быстрое переключение внимание, когда оно так быстро переходит с одного объекта на другой, что у наблюдателя создается иллюзия одновременного сосредоточения внимания на нескольких объектах. Существует легенда, что римский правитель Юлий Цезарь мог одновременно делать несколько дел: читать, слушать и отдавать распоряжения. Скорее всего, он просто мог очень быстро переключать свое внимание с одного дела на другое, но на современников такая способность производила сильное впечатление.

Оценка свойств внимания:

Концентрация и устойчивость внимания определяется при помощи корректурной пробы: тест Бурдона (буквы) или "Кольца Ландольта (кольца с просветом в четырех положениях).

Переключение и распределение внимание определяют с помощью таблицы Шульте (25 черных цифр) или красно-черной таблицы Платонова-Шульте (24 красных и 25 черных цифр).

Переключение внимание можно также оценивать с помощью теста Бурдона, если предлагать испытуемому зачеркивать одну букву. а подчеркивать - другую. Распределение внимания при этом не определяется.

12.3 Физиологические основы внимания.

Согласно представлениям И.П. Павлова, внимание отражает наличие в коре больших полушарий очага возбуждения , который, в свою очередь, является проявлением безусловного ориентировочного рефлекса. Такой очаг возбуждения за счет процесса отрицательной индукции тормозит соседние области коры больших полушарий, и при этом все психическая деятельность организма сосредотачивается на одном объекте.

По Ухтомскому, внимание определяется доминантой - господствующим, устойчивым очагом возбужде-ния в коре. Доминанта не только тормозит другие очаги возбуждения, но и спо-собна усиливаться за их счет, переключая на себя процессы возбуждения, возникающие в других нервных центрах. Особенно выражена интенсивность внимания, когда цель обусловлена биологически значимой мотивацией (голодом, жаждой, половым инстинктом). В этом случае происходит как бы "перекачивание" нервной энергии из участка мозга, связанного с удов-летворением потребности, в участок коры, связанный с определенным объектом внешнего мира.

Согласно современным научным данным, в процессе активизации внимания важное значение, помимо коры больших полушарий играют и другие структуры мозга. Например, таламус служит своеобразным фильтром, отсеивающим часть информации, и пропускающим к коре только новые и важные сигналы. Ретикулярная формация активирует мозг и является важной энергетической составляющей процесса внимания.

12.5 Теории внимания

В психологии можно выделить шесть основных подходов, объясняющих феномен внимания (Рис. 12.2). Каждый из них считает главной какую-то одну сторону в сложном комплексе психической деятельности человека, но пока ни одна из этих гипотез не получила всеобщего признания. Возможно, что истинные механизмы внимания или являются формой интеграцией ниже описанных процессов, или обусловлены иными причинами.

Первый, эмоциональный, подход к пониманию внимания пропагандировал Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо считал, что интенсивность и продолжительность произвольного внимания обусловлено характеристиками тех эмоций, которые вызываются объектом внимания. Такой взгляд на внимание весьма правомерен, ибо эмоция - есть реакция организма на вероятность удовлетворения актуальной потребности, и внимание организма в первую очередь приковывается именно к таким объектам.

Второй подход выдвигали ученые И. Герберт и У. Гамильтон, которые считали, что более интенсивные представления подавляют мене интенсивные, вытесняя их в область подсознательного, а то, что остается в сознании и привлекает наше внимание.

Третий подход заключается в том, что внимание трактуется как результат апперцепции, то есть жизненного опыта индивида. При этом в нервной системе (возможно на уровне таламуса) происходит фильтрация поступающей информации, исходя из потребностей, знаний и жизненного опыта человека.

Четвертый подход развивал грузинский ученый Д.Н. Узнадзе, который утверждал, что установка внутренне выражает состояние внимания. Процесс выделения определенного образа под влиянием установки из всего многообразия окружающих объектов, Узнадзе называл «объективизацией».

Пятый подход делает упор на двигательный аспект процесса внимания. Дело в том, что в основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс - поворот организма к новому источнику раздражения и настройка анализаторов на него. Эти явления происходят при активном участии мышц, поэтому внимание можно трактовать как особым образом организованное двигательное приспособление к окружающей среде.

Шестой подход происходит из физиологического представления о внимании, как сложно организованном очаге возбуждения в коре больших полушарий, который подавляет активность соседних участков мозга. В настоящее время физиологи полагают, что такая гипотеза слишком примитивно трактует процесс внимания, так как при концентрации внимания очень часто задействуются не только отдельные участки коры, а весь мозг в целом.

К синтетическим представлениям о природе внимания можно отнести концепцию внимания П.Я. Гальперина, состоящую из следующих положений:

1. Внимание - есть один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности человека.

2. Главная функция внимания - контроль над содержанием действия или психического образа.

3. Внимание не имеет самостоятельного результата и является обслуживающим процессом. Как самостоятельный акт внимание выделяется только тогда, когда действие становится умственным и сокращенным.

Исследование внимания в когнитивной психологии

В когнитивной психологии можно выделить три группы теорий относительно механизмов внимания:

1. Внимание как селекция.

2. Внимание как умственное усилие или ресурсы.

3. Внимание как перцептивное действие

Внимание как селекция.

Этот подход был сосредоточен на исследовании механизмов селекции (выбора одного объекта из нескольких). Примером селекции является ситуации «вечеринки с коктейлем», когда из множества одновременно звучащих голосов человек может произвольно выбирать голоса определенных людей, распознавать их речь, игнорируя голоса других людей.

В первой гипотезе селективного внимания (модель ранней селекции) была создана Д. Бродбентом в его работе "Восприятие и коммуникация". Функционирование внимания он сравнивал с работой электромеханического фильтра, отбирающего информацию на основе сенсорных признаков и работающего по принципу нейрона «все или ничего». Данная концепция исходила из того, что перерабатывающая система представляет собой канал с ограниченной пропускной способностью, поэтому для отбора нужной и игнорирования ненужной информации перед этим каналом, располагается фильтр, работающий на основании параметров, определенных конечной задачей деятельности. Информация попадает из окружающей среды в сенсорный регистр (рецепторы), затем в кратковременную память (здесь информация обрабатывается параллельно) и потом в фильтр. Последний связан с системой долговременной памяти (хранилищем условных вероятностей прошлых событий), определяющей что надо извлекать из информационного потока. Настройка фильтра определяется параметрами задачи текущей деятельности (рис. 12.3). Таким образом, внимание это есть фильтр в системе переработки информации, делающий возможным восприятие в системе с ограниченной пропускной способностью и настроенный на определенные аспекты стимуляции.

Внимание как умственное усилие или распределение ресурсов.

Теории, направленные на изучение силовой характеристики внимания, отвечали на вопрос о том, что определяет политику распределения энергии внимания на разные объекты. Одну из моделей внимания, созданную в рамках данного подхода, предложил Д. Канеман. Ниже мы приводим несколько тезисов этого подхода:

1. Внимание - это трата психических сил на что-то, а так как сил (ресурсов) никогда не бывает достаточно, то задача внимания - оптимально распределить их среди множества объектов внешнего мира.

2. Степень умственных усилий (активация), определяется не столько желаниями субъекта, сколько объективной сложностью поставленной задачи.

3. Главным фактором распределения ресурсов для человека является «блок оценки требований задачи к ресурсам внимания».

4. Существует еще один блок («постоянные правила»), который работает по законам непроизвольного внимания и может вмешаться процесс решения задачи, перераспределяя энергию между отдельными текущими задачами.

5. Также на распределение энергии внимания влияет «блок действующих в данный момент желаний и намерений», работающих по принципу произвольных действий.

6. На интенсивность внимания также влияет общее активационное состояние организма. При падении его ниже какого-то значения выполнение задач невозможно.

Внимание как перцептивное действие

Данный подход был предложен У. Найссером, который ввел понятие «предвнимания» и выделил два процесса переработки информации: на первой стадии - пассивную, и вторую, активную - во время конструирования образа. Внимание рассматривалось этим автором как персептивное действие, которое во многом носит автоматический, врожденный характер, но может модифицироваться в процессе научения. Изменения в настройках внимания во время научения подготавливают субъекта к приему определенной информации и облегчают избирательное использование ее нужных элементов.

12.6 Нарушение внимания

Под нарушениями внимания понимают негативные изменения направленности, избирательности или устойчивости психической деятельности, отмечающиеся при состоянии утомления или при нарушении нормальной работы мозга (как функциональной, так и органической природы). Насчитывается несколько видов нарушения внимания (Рис. 12.4).



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png