Одним туманным вечером в декабре 1893 года в Амстердаме 96 прохожих свалились в амстердамские каналы. Причиной такого явления была не только любовь голландцев к своему национальному напитку – можжевеловой водке (джину) genever, — но и кромешная тьма на улицах Амстердама.

Амстердам и сегодня – довольно темный город. То есть это обычный в плане уличного освещения европейский город, который после привычного в Москве последних лет светового расточительства кажется темным. В декабре в Амстердаме проходит Фестиваль света, и мы рассчитывали, что это будет феерическое зрелище, когда в первый же вечер отправились кататься на речном трамвайчике.

Фестиваль света был действительно в разгаре, но это было устроено как-то очень по-голландски. В иллюминаторе нашего кораблика вдруг возник разноцветный тюльпан. Световой цветок менял окраску, а вскоре на маслянисто-черной глади воды в канале появились светящиеся голубые шары.

Контуры кое-каких зданий по берегам каналов подсвечены огоньками: это сделано достаточно экономно, чтобы не сказать скупо – без всякого желания выбросить дом через форточку, как в подобных случаях выражаются любезные моему сердцу испанцы.
Через какое-то время начинаешь привыкать к уровню освещенности амстердамских улиц и каналов и уже находишь в этой приглушенной атмосфере свои плюсы. Потому что город прекрасен, и скромное освещение ему к лицу.

Нам очень повезло, что первые наши амстердамские впечатления оказались водными. Едва ли какой еще город на планете – за вычетом Венеции, естественно, — так сильно зависит от воды и настолько состоит из нее. Подобно человеку, который по большей части сам состоит из воды, Амстердам – это густая паутина каналов плюс река Амстел, ну, и дома на их берегах. И горбатые мостики между ними.

Каналы занимают 25% всей площади голландской столицы.

Естественно, есть новые городские кварталы, в которых размещаются большие офисные и жилые здания, вы видите их, когда добираетесь в центр на электричке из аэропорта Схипхол, но речь сейчас не о них. Исторический Амстердам, город, имя которого состоит из имени реки и слова «дамба», стоит на каналах. В прошлом году отмечали 400-летие создания так называемого «пояса каналов» — эксклюзивного района, который строили для зажиточных амстердамцев.

Всему человечеству повезло, что у этих людей был хороший вкус в прямом смысле слова, а еще вкус к архитектурным инновациям и бережливость. Благодаря последнему качеству дома очень узкие по фасаду и достаточно высокие для XVII века – ведь налоги платили в зависимости от ширины фасада. Дома на каналах построены таким образом, что толстые, несущие стены – боковые, т.е. те, которые стоят перпендикулярно к воде. А вот фасад, обращенный к каналу, — относительно легкий, и поэтому может быть сменным. Иными словами, если вы видите дом XVII века, то это еще не факт, что фасад у него той же эпохи. Однако как-то так все устроилось в Амстердаме, что все фасады домов на каналах – и старинные, и относительно новые — выглядят замечательно и очень гармонично сочетаются, когда вы любуетесь ими снизу, с борта тихо скользящей по воде лодки.

Пора уже сказать несколько слов об этой лодке и о том, что мы на ней делали. В Интернете можно найти множество объявлений о прогулках по амстердамским каналам. Мы выбрали самую старую лодку, она построена в конце позапрошлого века. Уже на борту мы услышали подтверждение этого факта от роскошного голландского капитана. Был он немолод, подтянут и сразу внушал доверие и симпатию. По словам капитана, изначально лодка принадлежала амстердамскому нотариусу, который плавал на ней от одного клиента к другому. А когда кораблик не нужен был ему для заключения сделок, он сдавал его богатым людям, выезжавшим на пикники.

Сегодня вы можете заказать в Интернете билет на это судно и провести за одним из его нескольких столиков три часа, пока лодка будет тихим ходом выводить кружева на темной воде каналов.

Помимо сказочной красоты видов, вы еще ужинаете. Размеры лодки не позволяют держать на ней кухню, поэтому она дважды заходит в один из ресторанов на берегу. Время рассчитано до минуты с тем, чтобы горячие блюда попадали без задержки с ресторанной кухни к вам на столик. Для этого существуют не только отработанные процедуры, но и маленькие голландские технологические изобретения, из тех, что меня постоянно восхищали во время всей поездки. Вообразите этажерку с отделениями на дюжину тарелок. Капитан подхватывает ее у ресторанного посыльного, и вот уже стюардесса разносит по столикам блюда – такие горячие, что она берет тарелку полотенцем, дабы не обжечься.

У меня были сомнения относительно качества еды, которую может предложить подобный кейтеринг. Но должна признать, что все было на уровне: хорошо приготовлено из хороших продуктов, красиво сервировано, хотя и без особых изысков.

Нас, конечно, постоянно занимали виды из иллюминатора: причем не только дома, но и старые баржи, стоящие на приколе по краям каналов. Это тоже дома.

Амстердам – не единственный европейский город, жители которого предпочитают жить на воде. Это, например, очень модно во французском Лионе. Но, кажется, только в Амстердаме это явление носит настолько массовый характер.

В городе насчитывается две с половиной тысячи плавучих домов.

Предполагается, что корни этого необычного, на взгляд приезжих, явления уходят в годы после второй мировой войны, когда в Амстердаме были большие сложности с жильем. Но должны быть еще какие-то важные причины того, что голландец стоически переносит неудобства, связанные с проживанием на тесной барже, где готовить приходится на плитке от газового баллона, а туалет представляет собой корабельный гальюн.

По амстердамской традиции, жители плавучих домов не зашторивают окна (иллюминаторы), поэтому обстановку и обитателей можно наблюдать, когда проплываешь мимо.

К тому же окна в традиционном амстердамском доме очень большие и высокие, что, как обычно в этом городе, имеет не только эстетическую составляющую, но и сугубо практическую. Если кто-то захотел бы внести в голландский дом пианино или шкаф, это невозможно было бы сделать через дверь. Лестницы в доме такие крутые и узкие, что по ним крайне трудно затащить даже чемодан (в чем мы могли убедиться в своем отеле). Все крупногабаритные предметы обстановки заносят через окно. В амстердамском доме рамы окон можно легко выставить. Под крышей старых домов на фасаде можно заметить ржавый крюк: он позволяет поднимать мебель с помощью лебедки. Поскольку фасады голландских домов накренены в сторону канала, имеются достаточно большие шансы на то, что пианино не влетит в окно соседа.


Творчество одного из самых видных представителей Голландии в современной архитектуре, Рема Коолхаса, не оставляет равнодушным никого. Начавший свою карьеру в качестве актера кино, режиссера и сценариста, голландец в конечном счете выбрал архитектуру и стал известен во всем мире как настоящий мастер стиля деконструктивизм. В нашем обзоре представлены 15 потрясающих проектов голландского архитектора Рема Коолхаса, один только вид которых вызывает восхищение.

1. Концертный зал "Дом музыки" в Порту, Португалия


Концертный зал "Дом музыки



Концертный зал "Дом музыки


Концертный зал "Дом музыки" был построен в центре города Порту в 2005 году. Внешне это современное здание напоминает огромный усеченный куб, который многие люди в шутку сравнивают с кусочком рафинада. Однако интерьеры "Дома музыки" удивляют еще больше - внутренние стены примыкают друг к другу и пересекаются под совершенно немыслимыми углами, а в каждом помещении открываются невероятные перспективы. Главный зал, в котором выступают три оркестра, вмещает немногим более 1200 зрителей. Помимо этого, в "Доме музыки" есть дополнительная аудитория на 350 человек и репетиционные помещения.

2. Вилла dall"Ava в Париже, Франция


Вилла dall"Ava в Париже, Франция



Вилла dall"Ava в Париже, Франция: бассейн на крыше


Вилла dall"Ava была построена по проекту архитектурного бюро Рема Коолхаса OMA в предместье Парижа в 1991 году. Вилла состоит из двух зданий: одно из них предназначено для заказчика, а второе - для его дочери. Эти здания представляют собой два куба, приподнятых над землей на специальных опорах. На крыше одного из них расположены бассейн и "зеленая" зона, откуда открывается потрясающий вид на Эйфелеву башню. Отличительной особенностью парижского здания Коолхаса служит идея "переноса наверх" всех значимых помещений - на первых этажах находятся лестницы, небольшие кухни и гаражи.





В 2009 году было завершено строительство уникального здания штаб-квартиры CCTV в китайской столице. Новая штаб-квартира CCTV, расположенная на 20 га земли, считается самым значимым проектом знаменитого голландского архитектора Рэма Колхаса. Современный небоскреб состоит из двух башен (54 и 44 этажа), высота большей из них составляет 234 м. Между собой два корпуса соединяются с помощью горизонтальных конструкций на уровне последних этажей и у основания. Интересно, что из-за столь необычной формы строение получило прозвище «большие штаны».





Строительства 254-метровой башни фондовой биржи в Шэньчжэне было завершено в 2013 году. Первое, что бросается в глаза при виде 46-этажного небоскреба - это приподнятое над землей на отметке 36 м 3-этажное основание, фактически превратившееся в огромную консоль. Внутри этой базы расположены: операционный зал, конференц-центр, выставочные площадки и кабинет сотрудников биржи. На крыше приподнятого основания находится рекреационная зона с декоративным садом, откуда открываются панорамные виды города Шэньчжьжен. Непосредственно в самой башне находятся офисы руководства биржи.





Первый в Европе специализированный театр для танца, с потрясающей звукоизоляцией, уникальным зрительным залом и всеми необходимыми помещениями был построен в Гааге в 1987 году. Помимо главного зала, рассчитанного на 1001 место, здание театра вмещает в себя 4 огромные студии для репетиций и тренировок, бассейн, сауну, специальную комнату для отдыха, тренажерный зал и столовую, где работают лучшие повара Гааги. Для посетителей театра предусмотрены просторный вестибюль с несколькими кафе и большим буфетом, где все напитки и угощения раздаются совершенно бесплатно. Проект театра танца стал первой серьезной работой Рема Коолхаса.





Летний павильон художественной галереи «Серпентайн» был возведен в лондонском парке Кенсингтон в 2006 году. Сооружение, функционировавшее с июля по октябрь 2006 года, включало в себя ежедневные культурные мероприятия - публичные дискуссии и конференции, показы фильмов и выставки немецкого скульптора и фотографа Томаса Деманда. Главной фишкой павильона стало яйцевидное надувное перекрытие из полупрозрачного материала, особенно эффектное при ночной подсветке. Эта «крыша» трансформировалась - ее можно было поднять и опустить в зависимости от погодных условий. Внутри павильона располагались кафе и амфитеатр для проведения общественных мероприятий.





Драматический театр Ди и Чарльза Уайли был открыт в Далласе в 2009 году. Главным новшеством Коолхаса в этом проекте стало его решение разместить фойе и технические помещения не перед или за зрительным залом, как это обычно бывает, а, соответственно, под и над ним. Зрители должны спуститься в вестибюль, находящийся под землей, а затем вновь подняться на первый этаж чтобы попасть в главный зал, рассчитанный на 575 мест. Помещение зала остеклено с трех сторон, из-за чего расположенные неподалеку скверы и современные комплексы могут стать частью спектакля. Однако стоит отметить, что при необходимости эти прозрачные поверхности можно затянуть черными шторами. Удивительно и то, что в зависимости от спектакля расположение зрительских рядов и профиль пола можно легко изменить.





Музей искусств национального университета был открыт в Сеуле в 2005 году и стал первым объектом подобного рода во всей Южной Корее. Внешне это сооружение представляет собой усеченный параллелепипед. В структуру музея искусств входит несколько выставочных залов, лекционные помещения, аудитории, актовый зал, библиотека и др. Так как музей входит в состав университета, в его стенах проводятся различные обучающие программы и мастер-классы. Особое внимание уделяется современному искусству и проведению мероприятий, в которых так или иначе задействованы музыка, литература, кино или театральные постановки. Сеульский музей стал одним из новых символов архитектуры развивающейся невероятными темпами Южной Кореи.





Комплекс из трех высотных башен на стеклянной базе был построен на берегу реки Ньиве-Маас в Роттердаме и стал крупнейшим многофункциональным зданием Голландии. Стоит отметить, что территория, где расположен "вертикальный город" Коолхаса общей площадью 160 тыс. кв. м, уже украшена шедеврами выдающихся зодчих современности Алвару Сизы, Ренцо Пиано и Нормана Фостера, что делает ее своеобразным центром архитектурных достижений Голландии. Центральный небоскреб De Rotterdam целиком отдан под офисные помещения. В западной башне расположены жилые апартаменты, а в восточной – офисы и четырехзвездочный отель Nhow. В цокольной части обустроены различные общественные пространства, выставочные холлы, кафе, рестораны, магазины и конференц-залы. Под землей находится трехуровневая парковка.





Футуристичное здание центральной библиотеки Сиэтла было спроектировано Ремом Коолхасом и построено в 2004 году. Главным мотивом к возведению этого огромного комплекса послужило желание привлечь настоящих ценителей книг. Здание состоит из четырех фасадов, оформленных металлической сеткой и стеклом, каждый из которых отличается друг от друга. В интерьерах библиотеки можно встретить практически все цвета радуги - многочисленные эскалаторы выполнены в салатовых тонах, детский читальный зал - в розовых и желтых, конференц зал - в красных, и т.д. Принцип открытости внутреннего пространства здания стал одним из ключевых в этом проекте. Интересно, что в здании библиотеки отсутствуют прямые углы и параллельные линии.





Студенческий центр «Эдукаториум» (от англ. education - образование) был построен на территории кампуса Утрехтского Университета в 1997 году. Архитектура здания достаточно типична для голландца - неправильные и скошенные формы, врубающиеся друг в друга объемы, максимальное остекление и разноуровневость. В стенах студенческого центра находятся как учебные помещения (классы, аудитории и лекционные залы), так и зоны отдыха (оранжерея, выставочный зал, игровые комнаты и столовая). Центр "Эдукаториум", ставший излюбленным местом среди студентов, стал первой работой Коолхаса, так или иначе связанной с образованием.





Здание Посольства Голландии в Берлине, построенное в 2003 году, представляет собой строгий параллелепипед высотой 27 метров. Здание полностью остеклено, из-за чего даже виден его несущий каркас. Все, что не должно быть видно посторонним глазам прохожих, скрыто за специальным дымчатым стеклом или выходит окнами во внутренний двор. При проектировании здания посольства Рем Коолхас разработал специальную спираль, двигаясь по которой, можно обойти все здание по периметру и попасть на его крышу. В 2005 году берлинский проект голландского зодчего был удостоен крайне престижной архитектурной награды Европейского Союза, которая вручается каждые два года. Любопытно, что главным членом жюри комиссии стала Заха Хадид, которая когда-то была ученицей самого Коолхаса.





Выставочный центр «Кунстхал» (перевод с голланд. Kunsthall - "Зал искусств") был открыт в 1992 на родине Коолхаса, в городе Роттердам. В стенах этого здания общей площадью 3,300 кв. м расположена экспозиция, разделенная на три выставочных зала, фотогалерею и галерею дизайна. Благодаря этому в "Кунстхале" возможно проведение от пяти до шести выставок одновременно. Также в выставоыном центре находятся просторная аудитория, кафе-ресторан, книжный магазин и небольшой VIP-зал. В "Кунстхалле" ежегодно проходит порядка 25 экспозиций и выставок.

14. Железнодорожная станция «МакКормик-Трибьюн Кампус-центр» Иллинойского технологического института в Чикаго, США





Железнодорожная станция «МакКормик-Трибьюн Кампус-центр» была открыта на территории Иллинойского технологического института в Чикаго в 2003 году. Это необычное сооружение стало первым реализованным проектом Коолхаса на территории США. Интересно, что станция находится над другим объектом голландца - одноэтажным студенческим корпусом. Конструкция станции представляет собой стальную трубу-перекрытие длиной в 161 м. Этим объектом Рем Коолхас хотел отдать дань уважения своему кумиру Мису ван дер Роэ, о чем свидетельствует наличие характерных для немца металлических каркасов и сплошного остекления, а также его портрет на фасаде главного здания института.





Современное здание выставочного зала «Мильштейн холл» было открыто на территории Корнелльского университета архитектуры и дизайна недалеко от Нью-Йорка в 2011 году. В выставочном зале расположены: просторный вестибюль, конференц-центр на 240 человек, пространства для экспозиции, университетский архив, небольшая столовая и кафе для посетителей, а также многочисленные студии, предназначенные для коллективного проектирования небольших групп студентов. Главной архитектурной особенностью здания служит тот факт, что оно буквально врезано в старый корпус университета на уровне второго этажа.

Рем Коолхас является основателем крупнейшего архитектурного бюро OMA, авторству которого принадлежит множество невероятных проектов. С некоторыми проектами этой компании можно познакомиться в наших материалах: и . Известно, что Рем Коолхас - не только практикующий архитектор, но и тонкий знаток теории архитектуры. Безусловно, самой известной его ученицей можно назвать Заху Хадид, творчество которой мы затрагивали в статье .

Ох и интересные люди эти нидерландцы. Вроде и не немцы, но крайне пунктуальны, вроде не испанцы, но очень любят погулять на праздниках, вроде не бразильцы, а имеют свой карнавал, не русские, но тоже устраивают купания в холодной воде на открытом воздухе. Интересно? И мне. Так случилось, что за последний год я в Нидерландах в буквальном смысле поселилась. Обычаи и традиции этой страны стремительно ворвались в мою повседневную жизнь. Я открываю их для себя постепенно, сравнивая с тем, что принято у нас и в других странах, находя очень много похожих черт и ровно столько же различий.

Самое первое, что я попыталась выяснить – это откуда такая популярность у красочных башмачков, продаваемых повсеместно в качестве сувенира или полноценной обуви (в основном домашних тапочек, у меня лично такие появились практически сразу же, мои нидерландские друзья постарались). Оказывается, давным-давно эти башмачки (по нидерландски klompen) были самой распространенной обувью. Давайте с нее и начнем.

Носить кломпены (klompen)

Варианты возникновения этой яркой и красочной обуви высказываются самые разные. Самая популярная версия – из-за специфического климата Нидерландов (очень мокро, холодно и, как следствие, очень грязно, особенно в полях) жителям нужна была повседневная обувь, которая максимально бы защищала их ноги от суровой реальности и капризов погоды.

Для производства используют в основном тополь или иву. Раньше, естественно, они делались вручную. Очень трудоемкое занятие, пока выпилишь, чтобы все красиво, гладко и, главное, одинаково. Но мастера своего дела навострились делать до 7-ми пар в день. Сейчас, конечно, все поставлено на поток. Есть сведения, что во всех Нидерландах осталось только 12 мастеров, которые могут делать кломпы вручную. Раньше каждая деревня имела своего мастера. Говорят, что кломпы являются сертифицированной защитной обувью, потому что могут выносить воздействие острых и тяжелых предметов и даже кислот.

Одним из наибольших затруднений в понимании истории кломпов является тот факт, что, когда они приходили в негодность (изнашивались, трескались), ими просто топили печи. Ну а почему нет? Дерево же. Поэтому большинство исторических "улик" просто сгорело в огне. Называется примерная дата возникновения этих чудо-башмачков – около 850 лет назад. И носили их представители рабочего класса.

Формы, кстати, у них были совершенно разные, в зависимости от профессии того, кто их носил. Были и с закругленными носами, и с заостренными. Последние пользовались популярностью среди рыбаков, острым носком башмака было очень удобно вытаскивать из воды сети. Для тех, кто работал на осушении болот, подошву кломпов делали квадратной для лучшего распределения веса (чтобы не застревать в грязюке).

У среднестатистического обладателя кломпенов их было две пары: простые и неразукрашенные для ежедневной носки и парадные (красочные) для воскресенья. Мужские башмаки обычно раскрашивали в желто-черные цвета, а женские были либо просто лакированные без рисунка, либо имели свой неповторимый традиционный узор. На свадьбу жених дарил своей невесте новую пару красивых, украшенных гравировкой, башмачков.

Еще эта обувь (с подошвой из ясеня) использовалась в танцах. Танцоры выбивали ритм, стуча своими деревянными башмачками об пол (по сути тот же современный степ).

Путешественники, впервые попадающие в Голландию, обращают внимание на отсутствие штор на окнах домов. Для нас такой образ жизни кажется совершенно немыслимым. Шторы или жалюзи на окнах это неотъемлемая часть интерьера квартир и офисных помещений. Но голландцы прекрасно обходятся без них.

У этой традиции есть причина, уходящая корнями в далёкое прошлое.

Как голландцы обходятся без штор

Странная, с нашей точки зрения, традиция зародилась в Голландии в 16 веке. Местное население восстало против владычества испанцев и католической церкви. Протестанты собирались в домах и проводили церковные собрания. Управляющий Голландскими территориями Испании герцог Альба издал приказ, запрещавший закрывать окна в домах. Так он стремился взять под контроль местных жителей. Несмотря на это и на жестокое подавление бунтовщиков, Голландия всё же обрела независимость. Но запрет на шторы уже стал традицией. Местные жители не спешили закрывать свои окна от посторонних взглядов. Причин этому несколько:

  • Голландцы демонстрируют таким образом свою открытость. Они показывают всем, что они живут честно и им нечего скрывать.
  • Интерьер в домах предполагает минимум мебели. Плотные, тяжёлые шторы явно не вписываются в эту картину.
  • Голландия - северная страна. Здесь не так много солнечных дней. В зимние месяцы световой день очень короткий. Поэтому местные жители предпочитают держать окна открытыми солнечному свету.

На окнах голландцев можно увидеть лишь лёгкие кружевные занавески. Они любят украшать подоконники статуэтками и вазонами с цветами.

Гуляя по городу вы можете видеть жизнь голландцев в их домах. Можно полюбоваться красивыми люстрами, изящным интерьером, увидеть как семья с детьми в уютных домашних костюмах и белых носочках проводят вместе вечер. Но сами голландцы не интересуются жизнью своих соседей. Они никогда не заглядывают к ним в окна.

Навязанная некогда насильно традиция не закрывать окна шторами, пришлась по душе открытым и честным людям. Она стала сегодня неотъемлемой особенностью голландских городов, придающей этой стране привлекательную атмосферу открытости и доверия.

Шведы, как и мы, любят жить в многоэтажных домах. Окраины Стокгольма застроены типовыми спальными кварталами, этим никого в Европе не удивишь, но обычно такие “панельки” – признак не самого хорошего района. Здесь же это в порядке вещей. Глядя на первую фотографию, даже можно подумать, что это Россия.
Но есть нюансы. О них я сегодня и хочу рассказать.

1. В одном из таких районов жил и я во время своей поездки в Швецию. Если не приглядываться, то и не поймёшь, что это не окраина Москвы, а спальный квартал столицы одного из самых благополучных европейских государств.

2. Все эти кварталы были построены 40 и более лет назад. Главное отличие от наших – большие дворы, практически все проездные, и много места для парковки. У нас же, когда возводили что хрущёвки, что брежневки, о машиноместах не думали – личный транспорт был далеко не у каждого, да и гаражные кооперативы выручали. Что там – всего лишь пять остановок на трамвае до гаража. Но это Швеция, и машину просто так под окном не поставишь: нужно платить. Многие места зарезервированы за конкретным жильцом, и никто туда свою машину не поставит. Вдоль улиц парковаться может кто угодно, но все парковки платные: жителям нужно купить талончик, подтверждающий, что они на самом деле проживают в квартале, а также раз в месяц оплачивать арендную плату: около 25 евро. Если же машина приехала в гости – извольте платить по часам.

3. Смотрите – ну точно какой-то подмосковный городок, только дом покрашен, и есть стоянка для велосипедов. Да, стоянки для велосипедов бесплатные Что для жителей, что для гостей.

5. Первые этажи домов часто сдают под офисы. Дело в том, что почти все давно объединились в кооперативы и ТСЖ, и вопросы обслуживания дома, как и его ремонт, целиком лежат на плечах жильцов. Если выкупить несколько квартир всем подъездом, а потом сдавать помещения для компаний, то можно неплохо сэкономить на обслуживании дома.

6. Знаете, что бросается в глаза, кроме того, что дом покрашен, хотя ему лет 40? Да, во-первых – отсутствие решёток на окнах первых этажей. Это абсолютно везде, и это нормально для Европы. Решётки стоят только в плохих кварталах для мигрантов, хотя не удивлюсь, если в Стокгольме они вообще запрещены законодательно. Но ещё одна мелочь – у многих штор нет вовсе. В Швеции это сложилось исторически, на шторы был даже запрет, чтобы человек не прятал дома имущества, на которое он не платит налог.

7. Место в спальных районах не экономят, везде, где возможно, стараются разбить красивые парки и скверы. При этом дома могут стоять и очень близко друг другу, буквально в десяти метрах. Ну и вы же помните про отсутствие штор?

9. Красиво, когда никто не хранит на балконах лыжи и старые шкафы, не вешает на стены кондиционеры и не стеклит лоджии в разном стиле.

10. Районы расположены с учётом транспортной доступности. Ветки метро протянулись до самых окраин города. Почти всегда от дома до станции не больше 15 минут пешком. Возле вестибюлей нет автомобильных свалок: проще оставить машину дома, чем искать, где её припарковать у метрополитена. В соседнем дворе тоже не получится – стоянка-то платная.

11. Так выглядят почти все метростанции на окраинах, сплошная Филёвская ветка.

12. Хотя, проезжая в поезде, я встречал и некое подобие больших паркингов у станций, хотя возможно, это были парковки расположенных поблизости фирм. Их на окраинах тоже достаточно, нет смысла размещать офис в дорогих центральных районах.

13. Типичный подъезд многоэтажки. Двери стеклянные. На почтовых ящиках написаны фамилии жильцов.

14. Подвалы домов вовсю используются жильцами. Почти в каждом подъезде есть помещение для хранения велосипедов. Пытаются даже сделать несколько секций “парковки”: те велики, что используются редко, убирают подальше.

15. Во всех домах, построенных до шестьдесят-каких-то годов есть бомбоубежища. Сейчас они уже не используются по прямому назначению, жители сами решают, что им делать с этими помещениями.

16. В доме, в котором я был, решили установить стол для пинг-понга. А кто-то делает сауну.

17. А вот шведский секрет. Такие клетушки-кладовки есть у каждой квартиры. Именно здесь и хранят летнюю резину, лыжи, чемоданы и прочий хлам.

18. Прачечная в подвале жилого дома. Зачем держать свою стиральную машинку дома, если можно пользоваться общественной? За электричество-то и так весь дом скопом платит.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png