1.1. Государственная политика в области образования. В Екатерининскую эпоху тенденция огосударствления образования получила новый импульс и новый характер. Если в первой четверти столетия главной целью образования было удовлетворение государственной потребности в кадрах, то перед Екатериной II стояла задача с помощью просвещения воздействовать на общественное сознание, воспитать «новой породы людей». В соответствии с этим был сохранен принцип сословности образования. 1.2. Книжное дело. Важную роль в распространении грамотности и развитии образования сыграла книгоиздательская деятельность, заметно расширившаяся во второй половине столетия. Книжное дело перестало быть привилегией государства. Большую роль в его развитии сыграл русский просветитель Н. И. Новиков. В его типографиях издавались книги по всем отраслям знаний, в том числе и учебники. Важным событием стало издание в 1757 г. «Российской грамматики» М. В. Ломоносова, взамен «Грамматики» М. Смотрицкого, уже не соответствовавшей нормам языка и нуждам российской школы. 1.3. Система учебных заведений. Начальная школа оставалась наименее развитым звеном в системе образования. Как и в предшествующий период, существовали епархиальные школы для детей духовенства, гарнизонные школы для детей рекрутов. Лишь в конце века в каждой губернии были открыты формально бессословные главные народные училища, а в каждом уезде - малые народные училища. Однако дети крепостных крестьян по-прежнему были лишены возможности получить образование. В 1786 г. был издан Устав народных училищ - первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы и классно-урочная система. Профессиональные школы по-прежнему занимали значительное положение в системе образования. Дальнейшее развитие получила сеть медицинских, горных, коммерческих и др. профессиональных школ, возникли новые направления специального образования. В 1757 г. в Петербурге по проекту И. И. Шувалова была основана Академия трех знатнейших художеств (в 1764 г. преобразована в Императорскую Академию художеств, бывшую одновременно и учебным заведением и правительственным учреждением, регламентировавшим всю художественную жизнь). При Московском воспитательном доме было открыто Балетное училище. Для подготовки учителей народных школ в Москве и Петербурге были созданы учительские семинарии, на базе которых впоследствии возникли учительские (педагогические) институты. Существенные изменения произошли в системе высшей школы. Крупнейшим культурным центром Российской империи стал созданный в 1755 г. по проекту Ломоносова и Шувалова Московский императорский университет. Университет имел философский, юридический и медицинский факультеты. Богословие в нем не преподавалось вплоть до начала XIX в., все лекции читались на русском языке. При университете была организована типография, в которой до 1917 г. издавалась газета «Московские ведомости». Помимо Московского университета, обучение в котором в соответствии с уставом было бессословным, по-прежнему действовали дворянские корпуса (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный и пажеский) и духовные академии. В 1764 г. для девочек открылся Смольный институт благородных девиц (Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге), при котором существовало Училище для малолетних девушек недворянского происхождения (позже оно было преобразовано в Александровский институт). 1.4. Итоги. К концу XVIII в. в стране функционировало 550 учебных заведений, в которых насчитывалось около 60 тыс. учащихся; было положено начало женскому образованию. Несмотря на значительные достижения в деле распространения грамотности и развития сети учебных заведений, образование по-прежнему оставалось сословным, оно не было всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. 1.

Еще по теме Образование:

  1. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  2. СЛОВО ПЕДАГОГА РЕФОРМАТОРАМ ОБРАЗОВАНИЯ, или Почему проваливаются все реформы образования?
  3. Международная стандартная классификация образования и сущностное определение высшего образования
  4. 3.3. Становление системы промышленного образования. Всероссийские съезды деятелей по техническому и профессиональному образованию
  5. Раздел IV. ОТ ОБРАЗОВАНИЯ В РАБСТВЕ «ТЛЕНИЯ» К ОБРАЗОВАНИЮ В СВОБОДЕ ДУХА
  6. ? 15. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
  7. А. П. Огурцов Образование в перспективе тезаурусной динамики (М. К. Петров как философ образования)
  8. 5. Февральская революция. Падение царизма. Образование Советов рабочих и солдатских депутатов. Образование Временного правительства. Двоевластие.

"Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали" - писал о Екатерине II А. С. Пушкин
Действительно, роскошь и изящество составляли характернейшую черту эпохи, которую потомки стали называть "екатерининской" Императрица была ласкова и проста в обхождении с придворными и даже слугами и в отдельных случаях помнила, что “поклон спины не ломит” . После грубости монархов предшествующего времени все это казалось удивительным и даже пугающим. Сама Екатерина с тоской рассказывала: "Когда я вхожу в комнату, можно подумать, что я медузина голова: все столбенеют, все принимают напыщенный вид; я часто кричу... против этого обычая, но криком не остановишь их, и чем более я сержусь, тем менее они непринужденны со мною, так что приходиться прибегать к другим средствам".

О придворных нравах времен Елизаветы Петровны она презрительно писала: "Остерегались говорить об искусстве и науке, потому, что все были невеждами: можно было побиться об заклад, что лишь половина общества еле умела читать, и я не очень уверена в том, чтобы треть умела писать".

Теперь при дворе начитанность и образованность были в цене. В домах столичной знати появились обширные библиотеки, где заняли почетное место сочинения французских классиков, а рядом с ними стояли на полках и произведения отечественных авторов.
Екатерина, вероятно, не менее Елизаветы Петровны любила балы, маскарады, развлечения, но при этом была натурой деятельной. "Для Екатерины жить смолоду означало работать", - писал В. О. Ключевский. Пожалуй, единственная из российских монархов она вполне профессионально владела пером, и сама пробовала силы в драматургии, журналистике и исторических изысканиях. Но, конечно, главной "работой" императрицы было управление обширной империей, которую она кокетливо называла своим "маленьким хозяйством". Она постоянно уделяла много сил и времени государственным делам, не отдавая их на откуп ни приближенным, ни фаворитам.

Ко времени вступления Екатерины на российский престол фаворитизм здесь был уже не в новинку: достаточно вспомнить Бирона при Анне Иоановне или Разумовского при Елизавете Петровне. Однако именно при Екатерине фаворитизм превратился в России в государственное учреждение (как во Франции при Людовике XIV и Людовике XV) . Фавориты, живя с императрицей, признавались людьми, служившими отечеству, и были заметны не только деятельностью и силой влияния, но даже капризами и злоупотреблениями.

Историки насчитывают 15 фаворитов Екатерины за время с 1753 по 1796 г. Многие из них, особенно в конце царствования, были значительно (на 30 и более лет) моложе императрицы. В течении 10 лет находился возле императрицы Григорий Орлов. У них родился сын, получивший впоследствии титул графа Бобринского. Екатерина даже подумывала о браке со своим любимцем и возведении его на престол. По преданию, остановила её фраза Н. И. Панина: "Императрица может делать, что хочет, но кто же станет повиноваться графине Орловой! " Но крупнейшей фигурой из числа любимцев императрицы все-таки следует признать Потемкина. Сын смоленского дворянина, в 1762г. он среди заговорщиков, после чего становится подпоручиком гвардии. Участвует в русско-турецкой войне (1768-1774) и получает звание генерала. Затем вице-президент Военной коллегии, граф, генерал-фельдмаршал, шеф регулярных войск.

Но главной сферой интересов Потемкина были военное дело и освоение вновь завоеванных территорий. А. С. Пушкин писал о Потемкине: "Ему мы обязаны Черным морем". Австрийский император Иосиф говорил о нем: "Я понимаю, что этот человек... мог приобрести влияние на императрицу. У него твердая воля, пылкое воображение, и он не только полезен ей, но необходим... Трудно сыскать человека, более способного держать в руках народ еще грубый, недавно лишь тронутый просвещением, и обуздать беспокойный двор". Действительно, влияние Потемкина простиралось столь далеко, что все последующие фавориты попадали к Екатерине лишь по его представлению. Но и Потемкин отнюдь не был тем полновластным и самостоятельным правителем, каким являлся Бирон при Анне Иоановне. Сохранилось письмо Екатерины барону Гримму, написанное в день смерти светлейшего: "Снова страшный удар разразился над моей головой.... Мой выученик, мой друг, можно сказать, мой идол, князь Потемкин - Таврический умер в Молдавии... Это был человек высокого ума, редкого разума и превосходного сердца. Цели его всегда были направлены к великому".

Английский посланник Гаррис и Кастера, известный историк, даже вычислили, во что, обошлись России фавориты Екатерины Второй. Наличными деньгами они получили от неё более 100 миллионов рублей. При тогдашнем русском бюджете, не превышавшем 80 миллионов в год, это была огромная сумма. Стоимость принадлежащих фаворитам земель также была огромна.
Кроме того в подарки входили крестьяне, дворцы, много драгоценностей, посуды. Вообще фаворитизм в России считался стихийным бедствием, которое разоряло всю страну и тормозило её развитие. Деньги, которые должны были идти на образование народа, развития искусства, ремесел и промышленности, на открытие школ, уходили на личные удовольствия фаворитов и уплывали в их бездонные карманы.

Вторая половина 18 в. - время становления русского помещичьего быта. После освобождения дворян от обязательной государственной службы поместья становятся местом их постоянного обитания. За несколько десятилетий была создана довольно густая сеть загородных усадеб, расположенных, как правило, вдали от обеих столиц. В этих усадьбах сложилась особая "бытовая культура".

“Проще всех в усадьбах устраивались те, которые, располагая большими средствами и некоторым вкусом, старались искусством прикрыть неправильность своего житейского положения. Удаляясь от столичного шума, добровольный отшельник где-нибудь в глуши Владимирской или даже Саратовской губернии, в стороне от большой дороги, среди своих 20 тыс. десятин земли воздвигал скромную обитель во 100 комнат, окруженную корпусами служб с несколькими сотнями дворовых слуг. Все музы древней Греции при содействии доморощенных крепостных ученых, художников, артистов и артисток призывались украсить и оживить этот уголок светского отшельника, тайного советника или капитана гвардии в отставке.

Гобелены, обои, разрисованные от руки досужим сельским мастером, портреты, акварели, гравюры, удивительные работы сюжеты из античной древности, амфилада из 20 зал и гостиной с перспективой, замыкаемой по обоим концам колоссальной фигурой Екатерины II, вышитой шелками и с необыкновенно свежим подбором колеров, в одной из угольных задних комнат ряд больших завешанных темно-зеленой материей книжных шкафов с надписями "Historia", "Phisique", "Politique", в другой - домашний театр с тремя рядами кресел в партере, а подле - зала в два света, от потолка до пола увешанная портретами, - живая история 18 века в лицах, где-нибудь в углу особо от других тщательно вырисованная на полотне типическая фигура с тлеющими угольными глазами, игольчатым носом и идущим ему навстречу загнутым и заостренным подбородком - известная фигура Вольтера, а наверху дворца уютная келейка, украшенная видами Франции, где под желтым шелковым пологом покоится веселый собеседник хозяина m-r Grammont, самоотверженный апостол разума, покинувший родную Францию, чтобы сеять просвещение среди скифов Сердобского уезда. В доме на стенах глаз не находил места, ни завешанного наукой или искусством, не оставалось щели, через которую могли бы проникнуть в этот волшебный фонарь уличный свет или житейская проза.

А за домом тянулся обширный парк с 42 просеками и дорожками и 10 храмами-беседками на перекрестках - приют новых чар и воображения. Все дорожки и беседки имели свои названия, которые рисовали воображению либо приманки общежития, либо художественные образы, либо только приятные воспоминания. Были беседки Славы, Дружбы, Истины, вместилище чувствий нежных, дорожки приятного наслаждения, уединения, неожиданного утешения, истинного разумения, постоянного друга, веселой мысли, милой жены, жаркого любовника, верных любовниц, услаждения самого себя, наконец дорожка Марии Антоновны, т.е. французской королевы Марии Антуанетты с ее мраморным бюстом.

Что делали и как жили обитатели этих изящных приютов? Один из них, екатерининский вельможа и дипломат князь А. Б. Куракин, холостой отец 70 детей, перед лестницей своего деревенского дворца на Хопре выставил для сведения гостям свою программу, один из пунктов которой гласил: "Хозяин почитает хлебосольство и гостеприимство основанием взаимственного удовольствия в общежитии, следственно видит в оных приятные для себя должности".

Итак, жили для друзей и наслаждались их обществом, а в промежутках уединения любовались, читали, пели, писали стихи - словом, поклонялись искусству и украшали общежитие. "Это была приторная и распущенная идиллия барского сибаритства, воспитанная беззаботной праздностью крепостного быта” - так иронично, но очень верно опишет В. О. Ключевский быт екатерининского вельможи вдали от столичного шума.

Правда, в самом конце 18 века в быт российской аристократии проникает дух сентиментализма. Из пышных дворцов обитатели перебираются в "дома уединения", отличающиеся и скромностью и архитектуры и внутреннего убранства. Регулярные парки сменяются пейзажными садами. Но это тоже была дань моде.

В результате реформ Екатерины II активизировалась общественная жизнь дворян. Дворянские съезды, выборы сопровождались различными торжествами балами, маскарадами. Появился дополнительный повод для частой перемены платья, возникновения новых его видов. Одеваться стремились богато и модно. Путешествовавший по России в 70-х гг. академик Георги отмечал, что дворянки "всех классов" не только в столице, но и в губернии ходят в европейском платье. С 1779 г. журнал "Модное ежемесячное сочинение, или Библиотека для дамского туалета" стал публиковать моды. Усилилось значение униформы. В 1782 г. был издан указ, который регламентировал цвета дворянской одежды по губерниям, в соответствии с цветами губернского герба. В апреле 1784 г. указом "О мундирах для дворян и губернских чиновников" впервые во всей империи вводилось форменное платье для всего находящегося "у дел дворянства и гражданства". По указу предусматривался не только определенный цвет, но и определенный покрой мундира для каждой губернии.

При Павле I была проведена полная унификация чиновничьей одежды. В 1797 г. вводится единый статский мундир для всех губерний. Всем был определен кафтан темно-зеленого сукна "с наблюдением в воротниках и обшлагах тех цветов, кои заключаются в губернских гербах, и с означением на пуговицах тех самых гербов". Предпринимались попытки регламентации и женской одежды. Во второй половине 18 века вышел целый ряд правительственных постановлений, рекомендовавших дамам соблюдать "более простоту и умеренность в образе одежды". Парадные платья разрешалось украшать кружевом шириной не более двух вершков (9 см) , а шить их следовало только из московской золотой или серебряной парчи. Нарядные платья полагалось шить из отечественного шелка или сукна, и по цвету они должны были соответствовать мужским губернским костюмам. Крестьяне, мещане, купцы продолжали носить преимущественно одежду традиционного покроя.

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий эпохи "просвещенного абсолютизма" имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. Начала обучение Академия художеств. Скуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.

Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником стал Иван Иванович Бецкой. Воцарение Екатерины II, матери которой в свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений - Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и воспитательными домами в Москве и Петербурге, Смольным институтом.

В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной императрицей дать юношеству хорошее образование и нравственное развитие. Для этого учеников нужно изолировать от косной среды и поместить в закрытые школы. Эти усилия Бецкого способствовали распространению общего образования. Он же положил начало женскому образованию.

Во время правлении Екатерины II творят такие мастера пера как Василий Лукич Боровиковский, который приобрел известность портретами императрицы, Державина, многих вельмож, Дмитрий Григорьевич Левицкий, в 60-е годы стол академиком, преподавал в Академии художеств, Федор Степанович Рокотов, который работал вместе с Ломоносовым, написал коронационный портрет Екатерины II, который очень ей понравился.

Заключение

Историческое значение деятельности Екатерины II определяется на основании того, что было сказано в реферате об отдельных сторонах екатерининской политики. Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.

Способность Екатерины подводить итог видна в русской дипломатии эпохи Екатерины и в решении основных задач, унаследованные ею от XVII века; закрепление достижений Петра Великого в Прибалтике; воссоединение земель населенных родственными русскому народу белорусами и украинцами. Завоевание решающего голоса в делах общеевропейских.

От того, что в конце XVIII века политика российского абсолютизма была направлена на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя, господствующего положения дворян в экономике и политической жизни, Екатерина II вступив на престол в период обострения классовой борьбы крестьянства против крепостнического гнета, пытается привлечь к анализу проблем и поиску путей выхода из них просвещенных людей, признанных западным миром. Это прекрасно видно из попыток привлечь их к одной из крупных акций политики "просвещенного абсолютизма", а именно к конкурсу о праве крестьян иметь в собственности землю.

С кончиной императрицы Екатерины закончилась целая эпоха русской истории. Сама Екатерина и ее сподвижники сумели, опираясь на народные силы, достичь блестящих успехов и во внешней политике, военных акциях, и во внутреннем устройстве, и в культурных начинаниях.

Реформы Екатерины 2 (кратко)

Екатерина 2, подобно большинству монархов, правивших хоть сколько-нибудь значительное время, стремилась проводить реформы. Тем более, что Россия досталась ей в тяжелом положении: ослаблены были армия и флот, большой внешний долг, коррупция, коллапс судебной системы и т. д. и т. п. Далее мы кратко опишем суть преобразований, проведенных в правление императрицы Екатерины 2.

Губернская реформа:

«Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» принято 7 ноября 1775 года. Вместо прежнего административного деления на губернии, провинции и уезды стали делить территории на губернии и уезды. Количество губерний увеличилось с двадцати трех до пятидесяти. Они, в свою очередь, делились на 10-12 уездов. Войсками двух или трех губерний командовал генерал-губернатор, иначе называемый наместником. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый Сенатом и подчинявшийся напрямую императрице. Финансами занимался вице-губернатор, ему подчинялась Казенная палата. Высшим должностным лицом уезда являлся капитан-исправник. Центрами уездов являлись города, но так как их было недостаточно, то статус города получили 216 крупных сельских поселений.

Судебная реформа:

Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан – магистраты, а крестьян – расправы. Также были учреждены совестные суды из представителей всех трех сословий, выполнявшие функцию примирительной инстанции. Все эти суды были выборными. Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был Сенат.

Секуляризационная реформа:

Была проведена в 1764 году. Все монастырские земли, а также жившие на них крестьяне передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. Содержание монашества государство брало на себя, но с этого момента получило право определять необходимое империи число монастырей и монахов.

Реформа Сената:

15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины 2 «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй – судебными в Санкт-Петербурге, третий – транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой – московский судебный департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору.

Городская реформа:

Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи», которая была выпущена Екатериной 2 в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей при этом увеличилось. Жители городов были поделены на шесть разрядам по различным имущественным, сословным признакам, а также по заслугам перед обществом и государством, а именно: настоящие городские обыватели – те, кто владел недвижимостью в черте города; купцы трех гильдий; цеховые ремесленники; иностранные, а также иногородние гости; именитые граждане – архитекторы, живописцы, композиторы, учёные, а также богатые купцы и банкиры; посадские люди – те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.

Полицейская реформа:

В 1782 году императрицей Екатериной 2 был введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Суд за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры и т. п., а также за самовольную застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы, а по прочим делам проводилось предварительное следствие, после чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того – запрещение некоторых видов деятельности.

Реформа образования

Создание в городах народных училищ положили начало государственной системе общеобразовательных школ в России. Они были двух типов: главные училища в губернских городах и малые - в уездных. Содержались эти учебные заведения за счет казны, и учиться в них могли люди всех сословий. Школьная реформа была проведена в 1782 году, а ранее в 1764 году было открыто училище при Академии художеств, а также Общество двухсот благородных девиц, затем (в 1772 году) – коммерческое училище.

Денежная реформа

В царствование Екатерины 2 были образованы Государственный банк и ссудная касса. А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации).

Екатерина Вторая, великая императрица, правила нашей страной ровно 34 года. Это огромный период истории, на протяжении которого произошло много самых разнообразных событий.

В массовом же сознании эта правительница ассоциируется с ненасытной в любви дамой. Что ж, Екатерина II известна своими любовными похождениями, во многих исторических романах можно прочесть, что императрица меняла фаворитов постоянно. Но будем смотреть правде в глаза: неужели все 34 года она была занята исключительно этим? Наверняка нет: период ее царствования все русские историки считают временем расцвета отечественной литературы, науки и живописи; именно тогда появляется русская опера и невиданными темпами развивается театральное искусство.

Именно Екатерина 2, реформы которой были продуманы, взвешены, а потому осторожны, оставила глубокий след в истории отечественной дипломатии и законодательства.

Не следует забывать и о блистательных военных победах. Пока сия самодержица занимала престол, Россия не потерпела ни одного военного поражения, в отличие от предшествующих периодов. К примеру, в 1812 году мы разбили французов, хотя до того победы на поле брани принадлежали им. Время Екатерины характеризуется присоединением Крыма, а также жесткими «уроками» для польской шляхты. Наконец, вспомним известные реформы Екатерины 2.

Внутренняя политика

Что же происходило в это время внутри страны? Событий было немало, так как Екатерина, в отличие от многих своих предшественников, пришла к власти с уже готовой программой действий, что позволило ей вести действительно результативную политику. Сама себя она позиционировала как «верную последовательницу мыслителей эпохи Просвещения». К чести ее, Екатерина умела понять, что из их теорий годится для реальной жизни, а что — не очень.

Так, в 1773 году в Россию с визитом прибыл знаменитый Дени Дидро, которого очень интересовали реформы управления Екатерины 2. Он с удивлением обнаружил, что императрица внимательно его слушает, внимая всем его предложениям, но... не торопится ни одно из них претворять в жизнь. Когда несколько уязвленный философ спросил, почему так происходит, Екатерина сказала: «Бумага может вытерпеть все, но мне приходится иметь дело с людьми, кожа которых куда тоньше бумажного полотна».

Вторая важная мысль ее касалась того обстоятельства, что любое начинание и реформу следовало проводить постепенно, исподволь готовя общество к их принятию. Это выгодно отличало Екатерину как от отечественных правителей, так и от европейских монархов, которые с интересами своих подданных в таком вопросе не считались практически никогда

Итак, что же конкретно сделала императрица Екатерина 2? Реформы следует начинать описывать с губернской.

Губернская реформа

Ее она начала проводить вскоре после Пугачевского бунта, который потряс самые столпы Империи и явился своего рода предвестником грядущих трагических событий. В отличие от Николая II, Екатерина выводы делать умела.

Во-первых, само название этого преобразования совершенно некорректно. Все дело в том, что суть реформы была много глубже, являя собой создание практически новой управленческой системы «на местах».

Было предложено новое разделение страны. Всего губерний стало 50, причем разделение это в практически неизменном виде сохранялось вплоть до развала Империи в 1917 году. Что это означает? Проще говоря, в стране образовалось в несколько раз больше городов «федерального» значения, чем было до тех пор. В конкретный населенный пункт приезжает назначенный губернатор, туда же направляется масса энергичных, образованных людей. В результате тихий и «затхлый» уездный городишко вскоре превращался в местный центр общественной и политической жизни.

Ответ на бунт Пугачева

Тут внимательный читатель вполне может задать вопрос: «И где же тут влияние бунта Пугачева»? Все просто: после этих событий Екатерина хотела, чтобы большая часть местной власти набиралась из уроженцев этой же местности. Проще говоря, впервые в истории дома Романовых народ получил возможность самостоятельно выбирать тех, кто им будет править. Невиданный рывок для тех времен! Вот чем прославилась Екатерина 2. Реформы ее позволили отойти от замшелого общественного строя начала 16-го века и наконец-то заставили реально развиваться многие отрасли.

Возникли органы самоуправления, которые привычны для нашего времени, но были диковиной для той эпохи. Сразу оговоримся: все это теоретически существовало и до Екатерины. Но делалось не целенаправленно, а только лишь по причине нехватки столичных чиновников, которых бы можно было отправить во все города и веси необъятной империи. Реальных полномочий все эти органы не имели, ограничиваясь лишь правом на сбор налогов и прочие механические операции. Если проводить параллели с нынешними временами, то внутренние реформы Екатерины 2 были направлены на перераспределение властных полномочий.

Все эти преобразования были следствием убеждения императрицы в том, что все бунты возникают из-за неспособности назначенных чиновников оперативно «вникать» в проблемы на местах и решать их. В принципе, у таких наместников и желания-то такового не было: им было важно отчитаться о достижениях «народной пятилетки» и собрать налоги. Другого от них и не требовалось, а инициатива всегда была наказуемой.

Важно заметить, что после 1775 года, когда эта реформа и была проведена, ни одного (!) повторения Пугачевского бунта не было. Местные власти, хоть и отличались порой все тем же стремлением к взяточничеству, все же были гораздо более заинтересованы в том, чтобы улучшить жизнь своего родного края. Проще говоря, государственные реформы Екатерины 2 действительно были направлены на благо страны.

Возникновение гражданского самосознания

Многие историки сходятся во мнении, что с тех пор начали появляться слабые, но все же заметные черты гражданского общества и самосознания. Так, именно в те времена постоянно случалось так, что жители маленьких уездных городов проводили собрания, собирали добровольные пожертвования и строили на эти средства гимназии, библиотеки, храмы и прочие объекты социальной и духовной сферы.

До тех пор такой согласованности и единодушия невозможно себе было даже представить. Как же далек был упомянутый Дидро от реального решения общественных проблем!

Реформа сената

Конечно же, Екатерина 2 (реформы которой мы тут описываем) была далеко не «вестницей демократии». Она и мысли не могла допустить о том, чтобы хоть в чем-то ограничить свою власть и ослабить институт государственного абсолютизма. Так, видя усиливавшуюся самостоятельность Сената, государыня решила взять его «под крепкое государственное крыло», всячески ограничив любую реальную власть этого важного органа.

В конце 1763 года структура Сената была признана «не соответствующей реалиям». Была крайне возвышена роль генерал-прокурора, которого назначала сама императрица.

На это место был выдвинут А. А. Вяземский. В общем-то, человек это был известный: его уважали даже враги за неподкупность, честность и ревностность в деле служения Отечеству. Он ежедневно докладывал Екатерине о работе Сената, подчинил себе всех губернских прокуроров, а также единолично выполнял многие функции, которые до той поры были распределены в Сенате. Разумеется, роль этого органа постоянно падала, хотя формально все обстояло не так.

Все функции Сената в скором времени были распределены между совершенно автономными департаментами, которые фактически являлись лишь марионетками и уже не могли проводить слаженную общую политику.

Изменение структуры общественного управления

В то же время все сильнее начало обозначаться полное несоответствие старой системы городского управления новым устремлениям государства. Уже описанная нами губернская реформа Екатерины 2 сделала каждый город абсолютно самостоятельной административной единицей. За управление им отвечал городничий, чей статус сразу же несоизмеримо вырос.

Он назначался из отслуживших воинскую службу дворян и властью обладал огромной. На этом же должностном лице «висели» полицейские, а не только управленческие функции, а потому человек на этой должности должен был отличаться завидным трудолюбием. Эта реформа местного управления Екатерины 2 сразу поспособствовала наведению порядка на местах.

Напротив, ратуши и магистраты сразу же практически утратили все свое административное значение, превратившись в судебные органы для торговцев и промышленников. Был создан новый магистрат, людей в который набирали по рекомендациям купцов и промышленников. Управление этим органом осуществлял городской голова. Кроме того, в городах действовали общественные и сиротские суды. Из всего этого и формировалось городское самоуправление, на создание которого были направлены многие реформы Екатерины 2. Конечно же, оно пребывало под постоянным надзором со стороны центральной власти, но все же это также был прорыв в области социальной и управленческой сферы. Впрочем, иного выхода у власти не было: города интенсивно росли, появлялось множество предприятий, общин, образовательных и прочих учреждений. Все это нужно было «привести к общему знаменателю», все требовало адекватного городского управления, реализовать которое на практике смогла только губернская реформа Екатерины 2.

Судебная реформа Екатерины

Все вышесказанное приводит ко вполне простому выводу: столь бурное развитие социальной сферы было бы невозможным без нормальных судебных органов, которые бы могли корректно разрешать неизбежно возникающие противоречия и споры, как между отдельными членами общества, так и между целыми их группами.

Нужно также подчеркнуть, что судебная реформа Екатерины 2 базировалась на аналогичном начинании Петра I, вот только императрица смогла найти куда более изящное решение, а потому программа не только была претворена в жизнь, но и дала очень хорошие результаты.

В 1775 году был опубликован первый свод официальных положений. Многие административные суды были упразднены и полностью расформированы. Наконец-то были четко разграничены две ветви власти: судебная и административная, которые ранее были слиты воедино. Более того, административная власть сохранила свое единоначалие, в то время как судебные органы управлялись коллегиально.

Разумеется, не этим прославились реформы Екатерины 2. Кратко основное их значение для судебной системы раскрывается ниже.

Важное замечание

Самое важное — наконец-то были разделены гражданские и уголовные иски. В свое время именно этот «атавизм» мешал отправлению нормального правосудия, так как сложно было адекватно разграничить вину за административные нарушения и действительно серьезные деяния. Нижней инстанцией стал уездный суд. Разбирались в нем дела мелкие и незначительные. Тем самым значительно снижалась нагрузка на судей, которые занимались чем-то действительно важным.

Вообще результаты реформ Екатерины 2 во всех сферах одинаковы — резкое увеличение эффективности работы многих отраслей. Это и сейчас заставляет уважать императрицу за недюжинный управленческий талант. Но вернемся к судам.

Уездный орган рассматривал более серьезные заявления. В отличие от вышеописанного земского, в этом суде заседатели набирались уже из помещиков. Заседания проводились ровно три раза в год, причем за работой этого органа уже наблюдал прокурор, в обязанность которого входила функция «внутренней полиции», так как он фиксировал все случаи нарушения законов самими судьями и докладывал о том «наверх».

На уровне губерний главным органом в иерархии стал Высший земский суд, который мог находиться не только в губернском, но и в уездном городе. Отныне в каждом административном центре могло быть сразу несколько таких органов. В каждом из них было уже по десять заседателей. Председатели же выбирались исключительно Сенатом, а их утверждением занимался зачастую лично глава государства.

Но не только этим ознаменовались реформы Екатерины 2: кратко говоря, суды стали более специализированными.

Структурное разделение судов

Верхний земский суд подразделялся на уголовный и чисто административный отделы. Это была важная инстанция для «младших» органов. Кроме того, его судьи имели право на рассмотрение более сложных дел. Дело в том, что уже тогда был законодательно закреплен список правонарушений, рассматривать которые не могли представители нижних земских и уездных судов, а также члены магистрата. Все это препятствовало развитию кумовства на местах.

В Губернском суде также была общественная и уголовная палата. В каждой имелся собственный председатель, а также пара советников и асессоров. Они также могли быть избраны исключительно Сенатом и утверждены Верховной властью. Это была высшая судебная инстанция тех времен, в которой рассматривались наиболее сложные дела, а также разбирались все самые тяжкие и опасные преступления.

Словом, судебная реформа Екатерины 2 была весьма и весьма сложной.

Секуляризационная реформа

К ней Екатерина приступила в 1764 году. Все земли монастырей отныне официально передавались в управлении Экономической коллегии. В ходе этой реформы Екатерина пошла по стопам Петра I, который не слишком жаловал духовенство. С одной стороны, отныне государство было обязано содержать Церковь... но при том светская власть уже сама определяла, сколько же стране нужно монастырей и священнослужителей. Коллегия также имела право отчуждать «лишние» земли в фонд государства.

Преобразования в образовательной сфере

Известна также реформа образования Екатерины 2. Главная ее задача — создание Воспитательных домов, воспитанники которых получали денежное довольствие, полное содержание и образование. В результате страна пополняла ряды своих граждан большим количеством образованных и умных молодых людей, которые были преданы государству и воспитаны в нужном моральном и этическом духе.

Полицейская реформа

В 1782 году был утвержден «Устав благочиния». Управа стала официально управлять городским полицейским ведомством. В составе имелись: приставы, полицмейстер и городничий, а также комиссия из граждан, состав которой определялся путем голосования. Орган этот мог накладывать штраф или порицание, а также имел право на запрет некоторых видов деятельности.

Какие еще были важные реформы Екатерины 2? Таблица даст нам ответ на этот вопрос, а также несколько дополнит цели тех мероприятий, которые уже рассматривались в этой статье.

Название

Цель

Смысл

Управленческие действия

1. Полная ликвидация автономии казачеств и Запорожской сечи (до 1781 года)

2. Губернская реформа (1775)

Упразднение излишне вольных и потенциально опасных формирований.

Полностью контролировать все районы страны, но делать это не в ущерб населению.

Урезание казачества в правах. На их территориях также вводилось централизованное губернское управление.

Образование 50 губерний приблизительно по 300 тысяч человек. Делились они на уезды по 30 тысяч человек. В некоторых случаях губернии могли быть объединены.

Экономические реформы Екатерины 2

1. Свобода организации предприятий (1775 год)

2. Официальное повышение оплаты крестьянского труда (1779 год)

Управление все более централизуется, но при том увеличиваются экономические свободы населения

Население могло свободно производить ситец и вывозить хлеб за пределы государства. Любой человек мог организовать любое промышленное предприятие. Проще говоря, отныне в промышленное сословие были открыты двери всем.

Сословные реформы

Жалованные грамоты дворянству и городам (1775 год)

Впервые были официально определены права и обязанности дворянства и городского сословия.

Дворяне были полностью освобождены от обязательной службы и многих повинностей. Сословия получили право на самоуправление. Без следствия и суда отныне нельзя было лишать их членов собственности и свободы.

Вот прочие реформы Екатерины 2. Таблица достаточно подробно раскрывает их суть.

Результаты

Без преувеличения можно сказать, что все проведенные мероприятия действительно были судьбоносными. Чему способствовали реформы Екатерины 2? Кратко (таблица этот момент раскрывает) говоря, они были направлены на достижение двойственных целей:

    Укрепление самодержавия.

    Экономическая свобода населения, возможность подняться из низших сословий способным людям.

В период её правления была практически полностью ликвидирована угроза неповиновения со стороны казачьей вольницы. Какие еще можно назвать последствия реформ Екатерины 2? Церковь окончательно была подчинена воле государства, судебная отрасль стала более гибкой. Граждане, так или иначе, получили возможность участия в судьбе собственного города или даже губернии.

Вот чем отметились реформы Екатерины 2. Кратко (таблица поможет вам это увидеть) говоря, общество стало более сознательным, свободным и социально защищенным.

Во время правления Екатерины II»

Цель занятия: проанализировать основные мероприятия внутренней и внешней политики в период правления российской императрицы Екатерины II и оценить их управленческую эффективность.

Обеспечение: конспект подготовки к семинарскому занятию, методическое пособие с заданиями и рекомендациями, ноутбук и мультимедийный проектор.

Время: 2 часа.

План занятия:

1. Приход к власти Екатерины II и окончание «эпохи дворцовых переворотов».

2. Антиправительственное восстание под руководством Е. Пугачева: причины, ход, результаты.

3. Социальная опора монархии в период «просвещенного абсолютизма». «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованная грамота городам».

4. Территориальные приобретения в годы правления Екатерины II. Ликвидация Крымского ханства и присоединение его территории к Российской империи.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1. Приход к власти Екатерины II и окончание «эпохи дворцовых переворотов» .

Императрица Екатерина II (урожденная немецкая княжна Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская) вошла в отечественную историю как «Екатерина Великая» и является, пожалуй, самой известной женщиной-правительницей России. Она пришла к власти в результате дворцового переворота 28 июня 1762 г., в ходе которого был сначала отстранен от власти, а затем погиб при невыясненных обстоятельствах её законный супруг Петр III. Непосредственными исполнителями переворота была группа офицеров гвардейских полков, по разным причинам симпатизировавших Екатерине и недовольных политикой Петра III – братья А. и Г. Орловы, Г. Потёмкин, Ф. Хитрово и др. Однако, вопреки ситуации частой смены правителей, характерной для «эпохи дворцовых переворотов», её правление было очень длительным. Екатерина II правила Российской империей на протяжении 34 лет, с 1762 г. до своей смерти в 1796 г. Также можно с уверенностью утверждать, что это была высокообразованная, умная, деловая, энергичная, честолюбивая женщина, которая проводила самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, заметно укрепила международный авторитет Российской империи в мире и существенно расширила её территорию. Её власть по-прежнему основывалась на принципах абсолютизма, однако под влиянием передовых европейских тенденций того времени она пыталась представить свою политику как «просвещенный абсолютизм », постоянно декларируя свое стремление к проведению «разумных» реформ, направленных на достижение блага всех подданных. Согласно одному из источников, при вступлении на престол Екатерина II так сформулировала задачи своего правления: 1) просвещать нацию, которой должно управлять; 2) ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы; 3) учредить в государстве хорошую и точную полицию; 4) способствовать расцвету государства и сделать его изобильным; 5) сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

2. Антиправительственное восстание под руководством Емельяна Пугачева: причины, ход, результаты .

Самым массовым антиправительственным выступлением периода правления Екатерины II стало восстание 1773-1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачева , в котором наиболее активно приняли участие яицкие казаки, крепостные и государственные крестьяне, «работные люди» с мануфактур, народы Поволжья, Башкирии и Калмыкии. Восстание началось на территориях, прилегающих к реке Яик (сейчас носит название Урал), где находились станицы яицкого (уральского) казачества. В рассматриваемый период вследствие целого комплекса причин яицкое казацкое войско утратило свое значение для обороны южных границ Российской империи от набегов кочевников с территории Средней Азии. Вследствие этого государственные органы власти вели последовательную политику по сокращению как политических прав казаков (отмена выборности старшины), так и по ликвидации их традиционных экономических занятий (в устье реки по распоряжению правительства были сооружены искусственные заграждения, препятствовавшие продвижению рыбы из Каспийского моря в верховья). Активизацией протестных настроений в этом регионе воспользовался Емельян Иванович Пугачев (1742-1775) – выходец из донских казаков, прежде участвовавший в Семилетней и русско-турецкой войне и обладавший незаурядными лидерскими качествами. Для придания легитимности своих притязаний на власть он объявил себя чудесным образом спасшимся императором Петром III . Помимо яицких казаков, составивших начальное ядро отрядов Пугачева, к нему стали примыкать крестьяне, недовольные усилением крепостного гнета, работавшие в очень тяжелых условиях рабочие мануфактур и заводов, а также поволжские татары, башкиры, калмыки и другие народы Поволжья и Урала.

Активная фаза восстания началась в сентябре 1773 г., когда на стороне Пугачева, называвшего себя Петром III, выступила значительная часть яицких казаков. Осенью его отряды, уже насчитывающие до 30 тыс. человек, одержали несколько побед над регулярными войсками и начали осаду Оренбурга и Уфы. Ближайшими сподвижниками Пугачева являлись бывший мастеровой Афанасий Соколов («Хлопуша») , яицкий казак Иван Зарубин («Чика») , руководитель башкирских конных отрядов Салават Юлаев . Повстанцы, с одной стороны, имели значительные людские ресурсы за счет недовольных властью, однако были плохо вооружены и зачастую отличались слабой дисциплиной. Екатерина II отправила для подавления восстания крупные правительственные войска, и, чтобы солидаризироваться с дворянами Поволжья и Урала, объявила себя «простой казанской помещицей». Осада Оренбурга затянулась на полгода и оказалась безрезультатной, а в крупном сражении 22 марта 1774 г. под Татищевой крепостью правительственные войска разгромили силы восставших.

После этого Пугачев с остатками своего войска отступил на восток и продолжил свою деятельность на территории горнозаводского Урала и Башкирии. В июле 1774 г. пополнив ряды своих сторонников, Пугачев с 20-тысячным войском смог захватить часть Казани, но затем вынужден был снова отступить. Однако под контролем восставших оказались довольно крупные города Саранск и Пенза. К тому времени была завершена очередная русско-турецкая война и у властей появилась возможность направить в зону восстания многочисленные правительственные войска, в числе командующих которыми был выдающийся военачальник А.В. Суворов. Для расширения числа своих сторонников в этой сложной ситуации 31 июля 1774 г. Пугачев от имени императора Петра III обнародовал манифест, в котором провозглашал освобождение крестьян от крепостной зависимости и всех податей , в то время как дворян надлежало «ловить, казнить и вешать». Была предпринята попытка организации из восставших полноценной армии с разделением на полки, овладением основами военной подготовки, введением ответственности за дезертирство и мародерство. Однако отряды восставших так и не смогли на равных противостоять регулярным правительственным войскам, наладить жизнеспособные органы власти на подконтрольных территориях. Действуя под девизом народной борьбы с произволом чиновников и помещиков, восставшие сами нередко совершали грабежи и насилие по отношению к местным жителям, особенно к зажиточным слоям населения. В августе 1774 г. отряды Пугачева безрезультатно атаковали Царицын, но смогли на непродолжительное время взять под свой контроль Саратов. Однако вскоре Пугачев был схвачен находившимися при нем яицкими казаками и 12 сентября 1774 г. был выдан властям. После этого руководителя восстания доставили в Москву, где после следствия и обвинительного заключения в январе 1775 г. он был публично казнен на Болотной площади путем четвертования.

Восстание 1773-1775 гг. показало, с одной стороны, достаточно широкое недовольство внутренней политикой Екатерины II среди беднейших слоев населения. Однако оно также продемонстрировало, что восставшие, идя по пути гражданской войны и «самозванства», не смогли захватить власть вооруженным путем, а тем более предложить реалистичный и способный консолидировать общество план преобразований в Российской империи, поэтому их поражение выглядит вполне закономерным. Для предотвращения повторения подобных восстаний в будущем был предпринят комплекс мероприятий, связанный с предпринятым в 1775 г. разукрупнением губерний (увеличение их количества с 20 до 50), реформированием полицейских органов, а также расширением прав дворянства и зажиточного городского населения, являвшихся главной опорой самодержавия.

3. Социальная опора монархии в период «просвещенного абсолютизма». «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованная грамота городам» .

Население России во второй половине XVIII в. стремительно росло за счет различных факторов: если в 1763 г. оно составляло 23 млн. чел., то к концу правления Екатерины II достигло 37 млн. чел., основную массу которых составляли крепостные и государственные крестьяне. Городскими жителями было менее 10 %, хотя по мере развития мануфактурного производства и торговли социально-экономическое значение городов постепенно возрастало. При этом господствующее положение в обществе на тот момент занимало дворянство, которое при своей немногочисленности (менее 1 % населения) имело юридически закрепленный привилегированный статус, было максимально интегрировано во все органы государственной власти, отличалось наивысшим организационным и образовательным уровнем. Екатерина II считала дворян опорой своей власти и продолжала начатую её предшественниками политику по расширению их полномочий.

21 апреля 1785 г. была обнародована подписанная Екатериной II «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства ». В первую очередь этим документом были подтверждены положения провозглашенного Петром III манифеста «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762), освобождавшего дворян от обязательной службы, а также все прочие их привилегии, существовавшие на тот момент. Кроме того, дворянству предоставлялся целый ряд новых прав и полномочий:

· Создавались органы дворянского самоуправления (губернские и уездные дворянские собрания во главе с выборным «предводителем дворянства»).

· В отношении дворян запрещалось применять телесные наказания.

· Дворянство освобождалось от обязательства размещать и содержать в случае необходимости военные части (т.н. «постой»), в то время как все остальные социальные слои, даже самые малообеспеченные, вынуждены были нести эту повинность.

· Дворянство имели исключительные права собственности на землю, в том числе на «недра» (т.е. на пользование полезными ископаемыми), и в то же время могло заниматься всеми видами предпринимательства.

· Запрещалось производить конфискацию имений дворян за уголовные преступления; имения надлежало передавать законным наследникам.

· Основанием для лишения дворянства могло быть только совершение уголовного преступления из определенного списка, включавшего всего несколько позиций, который не мог быть расширен.

· Судить дворян мог только «суд равных».

· Наименование высшего сословия в стране изменялось – теперь вместо «дворянство» оно носило название «благородное дворянство», информация о всех потомственных дворянах фиксировалось специальными родословными книгами.

На вновь присоединенных территориях бывшей Речи Посполитой, Войска Запорожского, Крыма и Кавказа представители региональной элиты (шляхтичи, казацкая старшина, беи и мурзы) уравнивались в правах с российским дворянством, что должно было сделать их опорой новой власти на местах.

Одновременно с «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного дворянства» была обнародована также «Грамота на права и выгоды городам » (или «Жалованная грамота городам »), регламентировавшая положение горожан, которых в то время также называли «городскими обывателями» или «мещанским сословием». Были введены новые выборные городские учреждения (городские думы, состоящие из выборного городского головы и шести гласных), расширен круг избирателей. Горожане были поделены на шесть разрядов по имущественным и социальным признакам: 1) «настоящие городские обыватели» – владельцы городской недвижимости из числа дворян, чиновников, духовенства; 2) купцы, разделенные на 1, 2 и 3 гильдии в зависимости от оборота их предпринимательской деятельности; 3) ремесленники, записанные в ремесленные цехи; 4) иностранцы и иногородние граждане; 4) именитые граждане; 5) посадские люди – все прочие жители города, «кормящиеся промыслами или рукоделием».

Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты – органы сословного городского самоуправления, отдельно избирались суды для дворян и для городского населения. «Жалованная грамота городам» завершила формирование в России т.н. «городского общества», которое состояло из обывателей, принадлежащих к податным сословиям, то есть к купцам, мещанам и ремесленникам. Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.

4. Территориальные приобретения в годы правления Екатерины II. Ликвидация Крымского ханства и присоединение его территории к Российской империи .

В период правления Екатерины II значительно расширились границы Российской империи, в основном, в западном и южном направлениях. Продвижение на Запад было связано с т.н. разделами Речи Посполитой , которая ко второй половине XVIII в. находилась в состоянии глубокого кризиса. К концу XVIII в. это государство полностью прекратило свое существование, а его территория оказалась включенной в состав Российской империи, Австрии и Пруссии. По первому разделу Речи Посполитой в 1773 г. Россия получает часть Белоруссии (губернии Витебская и Могилёвская). По второму разделу 1793 г. Российская империя присоединяет Минскую, Волынскую и Подольскую области. Наконец, по третьему разделу 1795 г. в состав государства вошли литовские губернии (Виленская, Ковенская и Гродненская), верхнее течение Припяти и западная часть Волыни. Тогда же было присоединено к Российской империи герцогство Курляндское.

Более сложной задачей было продвижение Российской империи на юг и его закрепление на берегах Черного моря, главным противником которого выступала Османская империя. Решению этой задачи способствовала победа в русско-турецкой войне 1768-1774 гг . В 1771 г. российская армия под руководством генерал-аншефа, князя В.М. Долгорукова (впоследствии получившего титул «Крымский») вступила на территорию Крымского полуострова. Крымский хан Селим III Гирей вынужден был бежать в Османскую империю. Новый хан Сахиб II Гирей подписал 1 ноября 1772 г. с князем Долгоруковым Карасубазарский договор , по которому Крым объявлялся независимым ханством под покровительством России, под российский контроль переходили Керчь, а также крепости Кинбурн и Еникале.

10 (21) июля 1774 г. был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор , по которому Османская империя вынуждена была признать Крымское ханство независимым государством, а также контроль России над Керченским проливом. Однако османские правители рассматривали этот мир как временную уступку и в будущем предполагали восстановить свой протекторат над Крымским ханством. Многие положения Кючук-Кайнарджийского договора реально не выполнялись. Кроме того, турецкий султан, являясь верховным халифом, сохранял в своих руках религиозную власть и имел формальное право утверждать новых ханов, что оставляло ему возможность политического влияния на обстановку реального давления на Крымское ханство. Фактически одновременно с подписанием Кючук-Кайнарджийского договора на крымском побережье возле Алушты высадился турецкий десант под руководством нового претендента на ханский престол – Девлет IV Гирея . В окрестностях города произошло сражение турецких войск с российскими войсками под командованием М.И. Кутузова , которые не позволили неприятельскому десанту продвинуться вглубь полуострова. Часть крымскотатарской элиты по-прежнему ориентировалась на Османскую империю, в то время как другая часть была настроена пророссийски.

В ноябре 1776 г. на территорию Крымского ханства вновь были введены российские войска, с помощью которых в 1777 г. ханский престол удалось занять пророссийски настроенному Шахин-Гирею (Шагин-Гирею), в то время как Девлет IV Гирей бежал в Стамбул. По просьбе Шахин-Гирея российские военные формирования остались в Крыму, расположившись у Ак-Мечети. Новый хан попытался провести реформы по европейскому образцу (в т.ч. военную и административно-территориальную реформу), однако они встретили жесткое противодействие со стороны консервативной части населения, особенно у мусульманского духовенства. Неоднократно предпринимались попытки вооруженным путем сместить Шахин-Гирея с ханского престола, однако все они предотвращались российскими войсками, которыми на тот момент командовал А.В. Суворов.

В 1778 г. по указанию наместника Новороссийской, Азовской, Астраханской и Саратовской губерний князя Григория Потёмкина с помощью российских войск был осуществлен переход в российское подданство и переселение христианского населения Крыма на территорию Приазовья. С одной стороны, это решило проблему заселения этих плодородных земель, ранее входивших в состав Войска Запорожского. С другой стороны, вывод из Крыма христиан в количестве более 30 тыс. чел., которые прежде жили в крымских городах и занимались ремеслом и торговлей, резко сократил финансовые поступления в ханскую казну, что сделало Шахин-Гирея ещё более зависимым от помощи со стороны России. На протяжении последующих лет со стороны Османской империи неоднократно предпринимались попытки высадить десант на территории Крыма, а со стороны противников Шахин-Гирея – сместить его с ханского престола.

В конце 1782 г. стало очевидно, что развитие ситуации в Крыму и геополитические интересы России требуют иного решения. В этих условиях Г. Потёмкин обратился к императрице Екатерине II с меморандумом, в котором он подробно высказал свою точку зрения на сложившуюся ситуацию, настаивая на необходимости присоединения Крыма к Российской империи.

8 (19) апреля 1783 г. Екатерина II подписала Манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу» , однако первоначально он был тайным и не подлежал публичному оглашению. Мероприятиями по его реализации в Крыму по поручению императрицы руководил лично Г. Потемкин. Шахин-Гирей был фактически отстранен он власти, крымскотатарской знати и населению было предложено перейти в российское подданство. 28 июня (9 июля) 1783 г. – в день очередной годовщины восшествия Екатерины II на престол, Манифест о присоединении Крыма был наконец обнародован . В нем гарантировалась защита интересов местного населения в политических, экономических, религиозных вопросах, предоставление им равных прав с другими российскими гражданами. Состоялась торжественная присяга крымскотатарской знати новой правительнице, которую принимал Г. Потёмкин на вершине скалы Ак-Кая под Карасубазаром. Таким образом, окончательное присоединение территории Крымского ханства носила бескровный характер и являлась следствием политического компромисса. 28 декабря 1783 г. при подписании с Россией «Акта о мире, торговле и границах обоих государств» Османская империя вынуждена была признать новый, российский статус, отменявший 3-ю статью Кючук-Кайнарджийского мирного договора о независимости Крымского ханства. Большинство европейских государств, за исключением Франции, также признали изменение территориальной принадлежности Крымского полуострова.

Летом 1783 г. на берегу Атхиарской бухты появились первые постройки будущей главной военно-морской базы России на Черном море. Первые несколько месяцев поселение носило название Ахтиар , но в феврале 1784 г. Екатерина II своим указом дала ему новое имя – Севастополь , повелев создать здесь «военный порт с адмиралтейством, верфью, крепостью и сделать его военным городом». Также в 1784 г. территория бывшего Крымского ханства, включающая материковую и полуостровную части, была преобразована в Таврическую область с центром в городе Симферополь , основанном возле Ак-Мечети. Согласно указу «О составлении Таврической области из семи уездов и об открытии присутственных мест в городах оной» область была разделена на 7 уездов: Симферопольский, Левкопольский, Евпаторийский, Перекопский, Днепровский, Мелитопольский и Фанагорийский. Присоединение Крыма имело огромное геополитическое, военно-стратегическое и экономическое значение для Российской империи, оно стало одним из важнейших достижений, которые обычно связывают с именем Екатерины II.

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Вопросы для обсуждения:

2. На какие сословия опиралась власть Екатерины II? Оправдана ли была такая политика?

3. Охарактеризуйте социально-экономическое развитие Российской империи в екатерининскую эпоху. Можно ли назвать её политику в этом направлении реформаторской, или она была консервативной?

4. Какова была екатерининская политика в сфере образования и в отношении православной церкви?

5. Почему стало возможно массовое восстание под руководством Емельяна Пугачева и почему оно закончилось поражением?

6. Как изменились границы Российской империи в период правления Екатерины II, за счет чего были достигнуты такие существенные приращения?

7. Какова была политика Екатерины II по отношению к бывшим землям Речи Посполитой и Запорожской Сечи?

8. Почему именно при Екатерине II было ликвидировано Крымское ханство, а территория Крымского полуострова вошла в состав Российской империи? Могло ли это историческое событие состояться раньше? Кто из окружения императрицы сыграл особенно значимую роль в присоединении Крыма и его интеграции в состав российского государства.

9. Приведите примеры внешнеполитических поражений и просчетов Екатерины II (если они были).

10. Действительно ли правление Екатерины II можно назвать «просвещенным абсолютизмом», а саму императрицу – «великой»? Какую роль она сыграла в отечественной истории?

Темы рефератов и творческих работ (эссе):

1. Екатерина II и российское дворянство.

2. Выдающиеся российские полководцы и флотоводцы в русско-турецких войнах второй половины XVIII в.

3. Шахин-Гирей – последний крымский хан.

4. Фаворит императрицы Г.А. Потемкин и его роль в истории России и Крыма.

5. Путешествие Екатерины II в Крым.

6. Судьба Емельяна Пугачева: от рождения до казни.

7. Разделы Речи Посполитой и новая геополитическая карта Восточной Европы.

8. «Золотой век»?: Екатерининская эпоха в русской литературе и искусстве.

Альтернативные варианты проведения семинара:

Вариант 1. Деловая игра с использованием методов case study и «мозгового штурма» на тему: «Можно ли считать Екатерину II высокоэффективным менеджером?».

В ходе семинара студенты-«эксперты» на основе заранее подготовленной информации рассказывают о трех конкретных ситуациях (кейсах), связанных с правлением Екатерины II (регламент каждого из 3-х выступлений «экспертов» – 10 минут). Выступление «экспертов» должно содержать максимальное количество фактов, но не содержать их оценок и интерпретаций. Остальные студенты делятся на две группы – «сторонников» и «критиков» Екатерины II. После описания каждого кейса студенты в течение 15-20 минут методом групповой дискуссии и мозгового штурма выявляют сильные и слабые стороны мероприятий, предпринятых Екатериной II в данной ситуации, а также предлагают свои варианты возможных действий в данной ситуации. Сам «эксперт», рассказывавший о соответствующем кейсе, в ходе обсуждения не может давать оценки деятельности Екатерины II, а может делать только фактологические уточнения, если такая необходимость возникает во время дискуссии.

Для обсуждения берутся следующие кейсы:

Кейс № 1 . Подавление крестьянско-казацкого восстания под руководством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.).

Кейс № 2 . Издание в 1785 году «Грамоты на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованной грамоты городам»: содержание документов, цели их принятия, последствия для внутреннего развития страны.

Кейс № 3 . Борьба с Османской империей и Крымским ханством, присоединение территории Крымского полуострова к Российской империи (события 1774-1783 гг.).

Список терминов и понятий:

«Просвещенный абсолютизм», «пугачевщина», секуляризация.

Список персоналий:

Екатерина II, А.В. Суворов, Г.А. Потемкин, П.А. Румянцев, Ф.Ф. Ушаков, В.М. Долгоруков, Е.И. Пугачев, С. Юлаев, Шахин-Гирей.

Хронология:

1762, 28 июня – свержение императора Петра III в результате дворцового переворота и возведение на престол его жены Екатерины II Алексеевны

1764 – окончательное упразднение гетманства на Левобережной Украине и Слобожанщине

1765 – указ о праве помещиков ссылать крепостных крестьян в Сибирь

1769 – выпуск ассигнаций (первых бумажных денег в России)

1770 – победы русских войск под командованием П. А. Румянцева при Ларге и Кагуле

1771 – занятие русскими войсками под командованием В.М. Долгорукова Крыма

1772 – 1-й раздел Речи Посполитой между Российской империей, Пруссией и Австрией. Присоединение к России белорусских земель и польской части Ливонии

1773-1775 – крестьянско-казацкое восстание под предводительством Е.И. Пугачева

1774, 10 (21) июля – подписание Кючук-Кайнарджийского мирного договора с Османской империей как результат русско-турецкой войны 1768-1774 гг., признание Османской империей независимости Крымского ханства

1774, август – окончательное поражение Пугачева под Царицыном, выдача его правительственным войскам

1775 – издание «Учреждения для управления губерний Российской империи», разделение страны на 51 губернию

1783, 24 июля – Георгиевский трактат – договор о добровольном принятии Картли-Кахетинского царства (Восточная Грузия) под покровительство Российской империи

1785 – «Жалованная грамота дворянству» и «Грамота на права и выгоды городам Российской империи»

1791, 29 декабря – Ясский мир с Османской империей, официальное признание ей присоединения Крыма к Российской империи

1793 – 2-й раздел Речи Посполитой, переход к Российской империи большей части Правобережной Украины и Белоруссии (с Минском)

1794 – подавление русскими войсками восстания Т. Костюшко в Польше

1795 – 3-й раздел Речи Посполитой, присоединение к Российской империи Литвы, Курляндии, Западной Белоруссии и Западной Украины (кроме Галичины)

1796 – смерть императрицы Екатерины II и начала правления императора Павла I

Литература:

Основная литература:

  1. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2015. - 680 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251745 (17.08.2016). – С. 235-271.
  2. История России в схемах: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. - М. : Проспект, 2014. - 303 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251748 (17.08.2016). – С. 88-99.

Дополнительная литература:

  1. Екатерина II Великая, О величии России / Екатерина II Великая. - М. : Директ-Медиа, 2012. - 96 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=55725(22.08.2016).
  2. Елисеева О.И. Екатерина Великая / О.И. Елисеева. – М. : Молодая гвардия, 2010. – 190 с.
  3. Исторический лексикон. Россия. XVIII в. / сост. Г.В. Якушева, И.И. Илизаров, А.Б. Каменский, Э.С. Львова и др. - М. : Директ-Медиа, 2008. - 837 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=38660 (22.08.2016).
  4. Ключевский, В.О. Императрица Екатерина II (1729-1796) / В.О. Ключевский. - М. : Директ-Медиа, 2010. - 117 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=41245 (22.08.2016).
  5. Леонтьева, Г.А. Практикум по истории России XVIII века / Г.А. Леонтьева, А.П. Синелобов. - М. : Прометей, 2013. - 338 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212629 (22.08.2016).


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png