К написанию этой статьи меня побудило желание заинтересовать читателей личностью русского нейрофизиолога А.А. Ухтомского и ознакомить их с частью его научного и духовного наследия.

К сожалению, этот великий ученый зачастую остается неизвестным либо недооцененным. Для многих знакомство с ним сводится к учению о доминанте, но учение о доминанте ухтомского всего лишь часть его обширной творческой деятельности. А.А.Ухтомский был также и философом с неординарным мышлением, а кроме того, он исследовал механизмы психологической жизни человека. Возможно, его идеи могут быть интересными и для современных специалистов, а также для тех, кто просто интересуется психологией.

Смирнов Сергей Сергеевич - специалист по биотехническим и медицинским системам, научный сотрудник ЮгНИРО, г.Керчь

Принцип доминанты в психологической сфере

Алексей Алексеевич Ухтомский (1875—1942) известен прежде всего как автор учения о доминанте. Вот что говорит об этом Википедия:

Главным открытием Ухтомского принято считать разработанный им принцип доминанты — теорию, способную объяснить некоторые фундаментальные аспекты поведения и психических процессов человека. <…> Под «доминантой» Ухтомский и его последователи понимали «более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он ни был вызван, причём вновь приходящие в центры возбуждения сигналы служат усилению (подтверждению) возбуждения в очаге, тогда как в прочей центральной нервной системе широко разлиты явления торможения».

Очень существенным является тот факт, что принцип доминанты работает на разных уровнях организации нервной системы: от самых простых рефлексов до высшей нервной деятельности.

Из записей Ухтомского о доминанте:

«Наиболее подготовленная к деятельности область нервных центров будет иметь доминирующее значение для того, в какие рефлекторные последствия отольются влияния среды на организм.

Для низших отделов нервной системы последствие это будет в том, что организм, подготовленный к дефекации, будет стимулироваться к дефекации и такими раздражителями, которые обычно должны побуждать его к убеганию.

Для высших центральных аппаратов последствие будет в том, что человек, предубежденный, что его окружают обжоры, эгоисты и подлецы, успешно найдет подтверждение этому своему убеждению и тогда, когда ему повстречается сам Сократ или Спиноза. Обманщик подозревает необходимо во всем обман, и вор везде усматривает воровство».

То есть именно наши обусловленные доминантами предубеждения приводят к тому, что мы начинаем судить других по себе. Также теория доминанты объясняет распространённый в эзотерике принцип «вот что верим - то и получаем». Дело в том, что доминанта во многом подстраивает под себя восприятие реальности и мышление, то есть мы видим то, к чему предрасположены и имеем логические схемы для обоснования нашей картины мира, более или менее точно отражающей реальность. «Доминанта всегда оправдывается, и логика — слуга её », — писал Ухтомский.

При этом доминанта является не только самоподдерживающейся, но и «самоусиливающейся» структурой. Если говорить языком кибернетики, она формирует петлю положительной обратной связи.

Например, у некоей барышни сложилось предубеждение: «Все мужчины - самовлюблённые циники и негодяи». У неё существует доминанта, активно способствующая тому, чтобы из всего разнообразия мира (с разнообразными мужчинами) такая вот барышня обращала внимание именно на тех мужчин, которые соответствуют этой установке.

А если они не совсем ей соответствуют, то барышня начинает провоцировать их на «нужное» поведение (ну или хотя бы на какой-то намёк, остальное сама додумает), чтобы в результате она могла с чистой совестью сказать себе: «Ну вот, я так и знала! Всё же именно так и есть!». В результате подобного «подтверждении правильности» — сила этой доминанты растёт, она укрепляется, чтобы в следующий раз сработать еще «эффективнее».

И вот что страшно и печально — человек может сидеть в ловушках подобных деструктивных доминант десятилетиями, только усиливая их и углубляя свой разрыв с другими и с самим собой, а вернее - с духовной частью личности.

В своих заметках Ухтомский пишет про действие доминант следующее:

«…поведение каждого таково, каково мировосприятие, а мировосприятие таково, какова воспитанная наклонность поведения. Тут для каждого замкнутый круг, из которого вырваться чрезвычайно трудно, а без посторонней помощи обыкновенно и нельзя! Лишь потрясение и терпеливая помощь другого может вырвать человека из этой роковой соотносительности субъект-объекта, т.е. того, что мир для человека таков, каким он его заслужил, а человек таков, каков его мир! Надо ведь не более и не менее как переменить в человеке его физиологическое мировосприятие: физиологическую, закрепленную привычкою, непрерывность его жизни. А это очень больно и очень трудно!

Ибо ведь человеку в его инерции обыкновенно всё лишь подтверждает его излюбленное миропонимание, действует он так, как мироощущает, а мироощущает так, как действует. «Chaque vilain trouve sa vilaine» (букв.: каждый мерзавец находит свою мерзость (фр.)). Каковы доминанты человека, таков и его интегральный образ мира, а каков интегральный образ мира, таково поведение, таковы счастие и несчастие, таково и лицо его для других людей».

Крит ика эгоцентризма

Ухтомский подвергает критике европейскую систему ценностей и идеологию, ведущую человека к индивидуализму и эгоцентризму, в результате чего «европейский человек» замыкается на себе: его интересуют в первую очередь лишь свои проблемы, удачи и неудачи, ему нет особого дела до других и зачастую он воспринимает окружающих людей лишь как объекты, которые можно использовать для достижения собственных целей.

Этот подход вреден не только для окружающих, но и для него самого, поскольку при таком эгоцентризме (или гордыне, если говорить другими словами) человек теряет контакт с духовной частью своей личности - а это очень серьёзная потеря, поскольку обычно приводит к чувству внутреннего разлада и смыслоутрате, т.е. к потере ощущения смысла жизни.

Конечно, европейская культура выработала различные способы - как отвлечься от самого себя, чтобы не ощущать этой внутренней пустоты, а заполнить свой мир такими «суррогатами смысла» (по выражению В.Франкла) как различные удовольствия или власть и общественный статус.

«Когда радость и радостность покупаются искусственно — зажмуриванием глаз на действительность, при помощи так называемых «развлечений» и разных специальных «культурных удовольствий», это приводит только к жалким и жалобным результатам. Завороженные искусственными радостями люди, сами того не замечая, усугубляют несчастия мира и оказываются совершенно беззащитными, когда в один прекрасный день реальность откроется для них во всем своем громадном и трагическом значении!» (А.А. Ухтомский, 1928 г.).

В качестве здоровой альтернативы европейскому индивидуализму Ухтомский предлагает человеку открыться окружающей действительности и людям вокруг него. Не «зацикливаться» на своём Я, а искать живого общения с другими. И даже понятие Истины для этих двух «жизненных философий» существенно отличается.

«Людям ужасно хочется устроить себе Истину так, чтобы на ней можно было покоиться, чтобы она была удобна и портативна! А она — живая, прекрасная, самобытная Жизнь, часто мучительная и неожиданная, все уходящая вперед и вперед от жадных человеческих вожделений и увлекающая человека за собою! Не для наслаждения и не для покоя человеческого она дана и существует, а для того чтобы влечь человека за собою и отрывать его от привычной и покойной обстановки к тому, что выше и впереди! Не её приходится стаскивать вниз до себя, а себя предстоит дотянуть и поднять до неё!

<…> Популярная европейская мысль, убежденная в том, что призвана строить истину для себя и по своим интересам, кончает тем, что приходит к отрицанию возможности знать кого-либо, кроме своей эгоцентрической личности; нельзя знать другого, нельзя понимать друга; неизбежен принципиальный солипсизм.

Напротив, здоровый и любящий человеческий дух начинает с того, что знает друга и ничем более не интересуется, кроме знания друга, другого, весь устремлен от себя к другому; и он кончает тем, что Истина понимается как самобытное и живое существование. Тут логические циклы, неизбежно приходящие к противоположным концам, ибо различны начала!» (А.А. Ухтомский, 1922 г.)

Можно сказать, что эгоцентричный индивидуалист создаёт в себе «самозамыкающие» доминанты, отрезающие его от других и от своей духовной части, а человек свободный от гордыни создаёт в себе «самораскрывающие» доминанты, которые позволяют ему быть в ладу с собой и с миром, чувствовать смысл жизни и реализовывать своё предназначение.

«Пока есть общее дело с людьми, пока мы чувствуем, что живем вместе, есть вера в жизнь, в ее ценность для нас и в нашу ценность для неё. Пока нас не разъединяют наши узенькие, самоуверенные понимания, мы вместе, мы в общем деле, и мы счастливы тем, что мы вместе!

Но вот он, наш роковой разъединитель, — смешной и жалкий в своей самоуверенности человечек с законченною определенностью во взглядах, с безапелляционной уверенностью в своих взглядах на мир, на встречаемых людей, на себя самого!

Ты скажешь мне, мой жалкий друг Вагнер [имеется в виду персонаж Гёте — подручный Фауста, «скучный, несносный, ограниченный школяр»], что против настойчивости в своих пониманиях невозможно восставать, самоутверждение и вера в себя — непременные условия успеха! <…> Но кто же, кто же тебе сказал, мой друг, что это в самом деле ценно, чтобы ты с твоими пониманиями имел успех?! Неужели за приземистыми очертаниями твоего успеха не видишь ты уже широты, красоты и важности жизни, превышающей все, что в тебе есть!» (А.А. Ухтомский, 1923 г.).

«… Мы все одно, как ни застилаемся друг от друга условными скорлупами, которые с годами становятся застарелыми и прочными, — но как только счастливый случай размягчит и разобьет скорлупу, просыпается все та же дорогая тяга по сродству между тем, что в одном лице, и тем, что в другом!

<…> Ведь каждый из нас — только всплеск волны в великом океане, несущем воды из великого прошлого в великое будущее! А бедствие индивидуализма и рационализма в том, что отдельная волна начинает мыслить себя исключительной мировой точкой, около которой вращается и прошлое, и настоящее, и будущее, и вращается так, как вздумается этой мировой точке.

Перестали в народе видеть живые лица и оттого сами потеряли лицо, а превратились в «индивидуальности», индивидуалистически мыслящие о мире и людях, чтобы самоудовлетворить свое мировоззрение.

<…> Да, события далекого прошлого через мгновение настоящего предопределяют события далекого будущего. Каждый из нас ненадолго всплескивается в этом великом море, чтобы передать предание прошлого преданию будущего. Хорошо, если мы сумеем быть чуткими к тому, что завещало нам в художестве, в музыке, в слове и в совести прошлое, чтобы со своей стороны мы сумели быть художниками своей жизни, дабы в свою очередь передать красивое, значащее, совестливое слово тем, кто пойдет после нас…» (А.А. Ухтомский, 1927 г.).

Двойник и Собеседник

В своих записях Ухтомский вводит понятия Двойник и Собеседник. Это своего рода «суперструктуры», сформированные из доминант.

Двойник - это наше «самозамкнутое, самоутверждающееся, самооправдывающееся Я» . Для упрощения можно называть его Эго, но это спорно, поскольку разные специалисты порой вкладывают в этот термин различный смысл. Можно также сказать, что Двойник - это не наше истинное Я, а его «самозамкнутая» психофизическая часть (есть еще духовная часть). Двойник есть практически у всех - это, можно сказать, фаза духовной эволюции, только мало кто выходит из этой «личинки» и идёт дальше.

Двойник играет роль экрана, отделяющего нас как от реальности и других людей, заставляя видеть везде лишь свои отражения и проекции, так и от своего духовного Я. Такое состояние, при котором человек (сам этого обычно не сознавая) находится во власти своего Двойника, в христианстве называют гордыней. Это уже упомянутая выше эгоцентрическая позиция, которую иронично можно описать так: «Аз есмь пуп Земли и всё должно быть по моему усмотрению и хотению».

При этом, как уже говорилось ранее, человек теряет способность к приятию окружающего мира, да и самого себя, а также это ведёт к смыслоутрате со всеми вытекающими последствиями: тут и стремление к удовольствиям и власти как к «суррогатам смысла», и психосоматические заболевания, и разного рода зависимости, и добровольная «подстройка» под общепринятые стандарты массового оболванивания и т.д.

«И когда человек принял природу за мертвую и вполне податливую для его вожделений среду, в которой можно распоряжаться и блудить «sansgêne» сколько угодно, это лишь закрыло от человеческих глаз ту содержательную и обязывающую правду, которою живет действительность. Ослеп, оглушился человек своими страстями, они же его идолы! И, оглушившись ими, стал он им работен, поработился им, а они стали для него принудительными. <…> И тогда само собою двойник застилает для человека реального собеседника. Двойник становится как экран между человеком и его собеседником, подменяя последнего двойником». (А.А. Ухтомский, 1928 г).

«Когда люди осуждают других, то тем только обнаружи-вают своего же, таящегося в себе Двойника: грязному в мыс-лях все кажется заранее грязным; завистнику и тайному стяжателю чудятся и в других стяжатели; эгоист, именно по-тому, что он эгоист, объявляет всех принципиально эгоистами. Везде, где человек осуждает других, он исходит из своего Двойника, и осуждение есть, вместе с тем, и тайное очень тон-кое, тем более ядовитое самооправдание, т. е. успокоение на себе и на своих точках зрения!» (А.А. Ухтомский, 1927 г).

Однако, помимо Двойника, существует и Собеседник. Он отличается от Двойника в первую очередь тем, что раскрыт окружающему, направлен не внутрь себя, а вовне. Сложно дать понятию Собеседника чёткое определение, но можно попытаться охарактеризовать его как комплекс «самораскрывающих» доминант, позволяющий человеку взаимодействовать с духовной частью своей личности, быть в ладу с собой и с миром, чувствовать смысл жизни и реализовывать своё предназначение.

«…собеседник — всякий встречаемый человек и всякое встречаемое бытие, которое открывается по содержанию именно таким, каким их человек себе заслужил: доброму — добрые, злому — злые, любящему — любящие, благорасположенному — благорасположенные».

«Самая живая, самая конкретная и наиболее непререкаемая действительность есть Собеседование и узнавание-построение своего Собеседника или по типу действительно самостоятельного Собеседника, которого я слушаю и в которого вдумываюсь, которого заранее приветствую, — или по типу Двойника, которого не терплю, ибо он — я сам в своей самости».

Выход за рамки привычного Я - от Двойника к Собеседнику

Австрийский психолог и психиатр Виктор Франкл (1905-1997), изучавший проблему смыслоутраты, придавал очень большое значение дерефлексии (устранению самозамыкания) и самотрансценденции, то есть выходу за рамки своего привычного Я — как основным условиям для нахождения смысла. Аналогичные идеи высказывает и Ухтомский, хотя делает это немного другими словами. Он пишет о переходе от Двойника к Собеседнику, о выходе из скорлупы «самозамкнутого Я», что в итоге позволяет увидеть в окружающих людях Лица, а не объекты, позволяет почувствовать смысл жизни и найти своё духовное Я.

«Только тогда, когда будут раскрыты уши для всех, нищета афинского чудака не помешает узнать в нем Сократа, из последнего оборванца будешь черпать крупицы любви и правды и для того, кого нарочито любишь, будешь действительно надежным и верным другом, открытым ему до прозрачности. Пока этого выхода от убийственного Двойника к живому собеседнику нет, нет возможности узнать и понять человека, каков он есть. А без этого выпадает все самое ценное в жизни!

Человек жалуется и стонет, что вокруг него нет смысла бытия, нет людей, все равно, как децеребрированная лягушка умирает от голода и жажды, будучи окружена пищей и водой: самые лучшие устремления человека вырождаются тогда во зло (самое объективное зло!), — наука в военно-химическую технологию, человеколюбивая доктрина в эксплуатацию природы и людей, а любовь в последнее неуважение к человеческому лицу и, фактически, в разврат».

«Освободиться от своего Двойника — вот необыкновенно трудная, но и необходимейшая задача человека! В этом переломе внутри себя человек впервые открывает «лица» помимо себя и вносит в свою деятельность и понимание совершенно новую категорию лица, которое «никогда не может быть средством для меня, но всегда должно быть моею целью». С этого момента и сам человек, встав на путь возделывания этой доминанты, впервые приобретает то, что можно в нем назвать лицом.

Вот, если хотите, подлинная диалектика: только переключивши себя и свою деятельность на других, человек впервые находит самого себя как лицо!» (А.А. Ухтомский, 1927 г).

Любовь

«Любовь сама по себе есть величайшее счастье изо всех доступных человеку, но сама по себе она не наслаждение, не удовольствие, не успокоение, а величайшее из обязательств человека, мобилизующее все его мировые задачи как существа посреди мира. Сама о себе любовь говорит: «Приближающийся ко мне приближается к огню; но тот, кто уходит от меня, не достоин жизни». Перифраз этого таков: я — огонь; приближающийся ко мне должен помнить, что может быть опален; но тот, кто, из страха быть опаленным, отдаляется от меня, утрачивает источник жизни.

Это древнеалександрийский текст, когда-то меня особенно поразивший лапидарным выражением величайшей правды о том, чем мы живем и чем жив человек. Истинная радость, и счастье, и смысл бытия для человека только в любви; но она страшна, ибо страшно обязывает, как никакая другая из сил мира, и из трусости пред её обязательствами, велящими умереть за любимых, люди придумывают себе приличные мотивы, чтоб отойти на покой, а любовь заменяют суррогатами, по возможности не обязывающими ни к чему.

Придумываются чудодейственные программы с расчетом на фокус, чтобы как-нибудь само собою далось человечеству то, что по существу достижимо лишь силами любви!» (А.А. Ухтомский, 1928 г).

Заключение

Одна из учениц Ухтомского - А.В. Казанская (Коперина) — сравнивая И.П. Павлова и Ухтомского, пишет: «Разница в мировоззрении этих двух ученых особенно ясна в их отношении к религии. Ведь И.П. Павлов был сыном священника и тоже получил религиозное воспитание. Как-то на одной из своих лекций И.П. Павлов сказал: «Религия — это наивысший из защитных условных рефлексов человека». В этом определении весь И.П. Пав-лов с его точностью и ясностью мысли. Алексей Алексеевич о ре-лигии однажды сказал: «Наука, или познание законов Мира и Ис-тины, — это наилучшая и наивысшая форма служения Богу!» В этом тоже весь Алексей Алексеевич».

Надеюсь, что читатель открыл для себя новые грани личности А.А.Ухтомского и увидел в нём не только нейрофизиолога и автора учения о доминанте, но также и высоко нравственного человека с выдающимся умом и открытым сердцем, чьё научное, философское, психологическое и духовное наследие не утратило своей ценности и по сей день.

Литература:

Ухтомский А.А., Доминанта. - СПб.: Питер, 2002. - 448 с. (Серия «Психология-классика»)

Бюллетень АТОП №14

Доминанта в физиологии, очаг возбуждения в центральной нервной системе, временно определяющий характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражения. Доминирующий нервный центр (или группа центров) обладает повышенной возбудимостью и способностью стойко удерживать это состояние и тогда, когда первоначальный стимул уже не оказывает активирующего воздействия.

Суммируя относительно слабые возбуждения др. центров, доминанта одновременно воздействует на них тормозящим образом.

В естественных условиях доминанта образуется под влиянием рефлекторного возбуждения или при действии на нервные центры ряда гормонов. Доминирование одних нервных центров над другими впервые описал Н. Е. Введенский (1881). Выясняя механизмы образования условных рефлексов, И. П. Павлов отмечал, что длительно поддерживаемый уровень повышенной возбудимости тех или иных участков коры больших полушарий определяет в значительной мере динамику высшей нервной деятельности в норме и патологии.

Основные положения учения о доминанта как общем принципе работы нервных центров сформулировал Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942 г.г.) на основании выполненных им и его сотрудниками экспериментальных исследований (1911-23). Слово «доминанта» Ухтомский заимствовал из книги Рихарда Авентариуса «Критика чистого разума».

Доминанта выражается в готовности определённого органа к работе и поддержании его рабочего состояния. Доминанта в высших центрах головного мозга служит физиологической основой ряда психических явлений (например, внимания и др.).

Как возникает доминанта? В своем развитии она проходит три стадии

1) Доминанта возникает под влиянием внутренней секреции (например, полового созревания) и внешних раздражителей. В качестве поводов для подпитки доминанта привлекает самые разнообразные раздражители.

2) Это стадия образования условного рефлекса по И.П. Павлову, когда из прежнего множества действующих возбуждений доминанта выделяет группу, которая для нее особенно "интересна", - идет выборка раздражителя для данной доминанты... "

3) Между доминантой и внешним раздражителем устанавливается прочная связь так, что раздражитель будет вызывать и подкреплять ее.

Перечислим основные свойства доминантного очага, установленные А.А. Ухтомским:

1) повышенная возбудимость;

2) это очаг возбуждения, и, как правило, достаточно стойкий во времени;

3) доминантный очаг обладает свойством "стягивать" (суммировать) различные внешние раздражители и "подпитываться" ими;

4) этот очаг (система очагов) может одновременно располагаться как в коре, управляющей высшими функциями человека (счет, письмо, речь и т.п.), так и в подкорке;



5) в конкретный интервал времени (это могут быть минуты, часы, а в болезненных случаях - месяцы и годы) господствует одна доминанта.

Если сложилась доминанта, ее не преодолеть словами и убеждениями, - она будет ими только питаться и подкрепляться. Это оттого, что доминанта всегда самооправдывается, и логика - слуга ее", - писал А.А. Ухтомский.

Что же советует А.А. Ухтомский?

Во-первых, иметь много доминант (вспомним освежающий эффект от новых поездок и встреч).

Во-вторых, пытаться осознать свои доминанты - быть не их жертвой, а командиром.

В-третьих, подпитывать свои доминанты, связанные с творческим процессом. Например, неоднократно отмечалось стимулирующее влияние доминанты с помощью ходьбы или музыки. Так, любили на ходу обдумывать свои проблемы Жан Жак Руссо, В. Гёте, П.И. Чайковский, В.И. Ленин и др.

В-четвертых, можно резко ослабить доминанту в связи с ее естественным разрешением. Это свойство знакомо каждому: после объявления посадки на ожидаемый самолет все последующие объявления диктора воспринимаются не столь напряженно.

Другой пример: Сходный механизм используется на фирмах Японии, где обиженный на начальника может избить его надувное чучело...

В-пятых, осторожно использовать запрет, так как волевое управление "в лоб", выражаемое обычно приказами "нельзя!", "не делай!", - метод традиционной педагогики - малоэффективен. Длительное управление личностью в таком режиме ведет к конфликту между "хочу" и "нельзя", и к так называемой "сшибке нервных процессов", неврозам.

В-шестых, нужные действия необходимо перевести в автоматизм. В школе и университете есть ряд ритуалов, например приветствие коллег и преподавателя в начале занятия.

Такой ритуал, "полезный автоматизм", необходим для настройки на занятие, на творческую работу независимо от погоды, настроений, событий в школе и т.п. Возможен "ритуал" и на более высоком уровне.

Например, преподаватель не позволяет тебе использовать в практике обучения чужие работы из Интернета, - это вынуждает тебя непрерывно искать новый материал, развиваться самому...

В-седьмых, необходимо затормозить прежнюю доминанту новой. Как выполнить задание "Ни за что в течение 5 минут не думай о белой обезьяне, об этой противной обезьяне!"? Как можно не думать о таком впечатляющем образе? Кажется, сам запрет работает на доминанту!

Наиболее успешный путь здесь - по мнению А.А. Ухтомского - создание новой доминанты, тормозящей старую. То есть, чтобы не думать о белой обезьяне, следует упорно думать о... красном зубастом крокодиле! Действительно: ведь недаром умная мать не запрещает малышу хныкать, а отвлекает его...

В-восьмых, необходимо помнить, что информационное воздействие, как правило, самое слабое - недаром призывы Минздрава "Курение опасно для вашего здоровья" не срабатывают даже в среде медиков...

Сделаем вывод: при прочих равных условиях, формирование новой доминанты, тормозящей старую, наиболее целесообразно вести через физиологический механизм, мышечные действия.

Недаром физиолог И.П. Павлов для снятия сильного возбуждения рекомендовал "страсть вогнать в мышцы": окатиться холодной водой, поколоть дрова, сделать пробежку. Известны случаи, когда человек с неврозом (то есть имевший патологическую доминанту) выздоравливал, оказавшись перед лицом реальной физической угрозы.

Зачем преподавателям нужно знать способы формирования доминант? Вероятно, затем, что прежде, чем заниматься ученику, и педагогу необходимо скорректировать свои прежние доминанты (или, иначе - стереотипы мышления).

Итак, доминанта - объективно существующий механизм человеческого мышления и поведения. Но, в отличие от животных человек способен осознавать, корректировать прежние и создавать новые доминанты.

Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия. Доминанта служила тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку. Ухтомский считал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука, подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления, образы и убеждения.

Доминанта – это господствующий в данный момент очаг возбуждения в нервном центре, обуславливающий работу остальных нервных центров и определяющий направленность поведенческих реакций. Физиологическую основу доминанты составляют отрицательная индукция и концентрация возбуждения. А сама доминанта является физиологической основой внимания, воли, восприятия и мышления.

Принцип доминанты допускает, что если в коре мозга одновременно возникают два очага возбуждения, то один из них оказывается господствующим (доминирующим). Рефлексом, связанным с этим очагом в данный момент, направляется и трансформируется деятельность всего нервного аппарата.

Доминирующий очаг возбуждения характеризуется:

· 1. Повышенной возбудимостью и лабильностью;

· 2. Способностью к суммированию и накоплению возбуждения;

· 3. Торможением текущих рефлексов, встречающихся с ним;

· 4. Инерцией, т.е. способностью к длительному удержанию возбуждения после окончания раздражения.

Эти свойства нервных центров делают доминанту особым и очень важным аппаратом координации, осуществляемой нервной системой. Такая координация обусловлена появлением непродолжительных, легко сменяющих друг друга доминант. Из этого оказывается понятным основной смысл важнейшего принципа деятельности нервной системы: он заключается в возникновении на каждом этапе существования организма одного господствующего очага возбуждения в нервной системе, подчиняющего себе всю ее деятельность и определяющего приспособительный характер возникающих реакций. Все другие реакции, являющиеся менее или совсем несущественными в этот момент, тормозятся по механизму индукционных отношений между доминантным очагом и остальными участками ЦНС.

На базе доминантного очага возбуждения формируется конкретная приспособительная деятельность, ориентированная на достижение полезных результатов. Например, на базе доминантного состояния центра голода реализуется поведение, направленное на добывание пищи.

При наличии господствующего, или доминантного, очага возбуждения раздражения, поступающие в другие участки нервной системы, только усиливают доминантный очаг. Примером может быть случай, часто встречающийся в школьной практике: ученик получил плохую оценку, он расстроен и плачет, друзья успокаивают его, но это вызывает еще более безудержные слезы. Дело в том, что в данный момент в нервной системе ученика функционирует доминанта, и все раздражения только усиливают господствующий очаг возбуждения.

А.А.Ухтомский считал, что доминантой следует объяснить как резко меняющееся поведение человека при внешне мало изменяющейся среде, так и настойчивое повторение одного и того же образа действия в совершенно новых ее условиях.

Доминанта помогает понять механизм таких педагогических приемов, как, например, упрочение усвоенного учебного материала.

Доминанта имеет отчетливо выраженные возрастные особенности: чем младше школьник, тем она менее устойчива и тем легче может перейти в торможение. Этим объясняется отсутствие у детей усидчивости, резкие переходы от одного ритма деятельности к другому.

Итак, взаимодействие различных видов поведения строится на основе открытого А.А.Ухтомским принципа доминанты.

Статьи и публикации:

Приложения
Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Клоп Вредная черепашка Пшеничный трипс Хлебный пилильщик Шведская муха Хлебный жук Злаковые тли Хлебная жужелица Пьявица...

Вывод
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что старость это не законченный этап жизни, а лишь преддверие к более знаменательному ее событию. Исходя из этого, можно заключить, что в старости нам необходимо продолжать учиться и жить полной инт...

Групповые лимфоидные фолликулы
Под эпителием слизистых оболочек кишок, а также гортани, бронхов, мочеполовых органов содержатся образования лимфоидной ткани в виде одиночных фолликулов или их собраний. Наибольшее количество скоплений фолликулов находится в тонкой кишке...

Моторная теория внимания: внимание – это проявление моторных установок, которые лежат в основе каждого волевого акта. Механизм внимания – это сигналы мышечных усилий, характеризующих любое напряжение.

А.А. Ухтомский создаёт учение о доминанте. Возбуждение распределяется по нервной системе неравномерно, каждая деятельность создаёт очаги оптимального возбуждения. Доминанта – это очаг оптимального возбуждения в коре головного мозга. Всё, что находится в очаге – фокус внимания, а вокруг – периферия сознания. На физиологическом уровне принцип доминанты – основной принцип работы нервной системы. Доминанты господствуют над другими процессами и тормозят их. Более того, доминанты имеют свойство усиливаться под влиянием внешних раздражителей. Не имеющих к ней отношения.

Свойства доминанты:

1. Инертность. Очаг остаётся на некоторое время. Очаг устойчив, а время стойкости индивидуально.

2. Доминанта притягивает к себе приходящие раздражения, которые могут быть и не связаны с самой доминантой.

3. Доминанта оттеняет возбуждение от других очагов.

4. Доминанты связаны с возникающими идеями, образами и т.д.

5. Доминанте предшествует образование условного рефлекса, связей и ассоциаций.

6. Доминанта – механизм внимания.

7. Доминанта выполняет функцию абстрагирования. Она вычленяет только важный материал и отбрасывает лишнее. Внимание выполняет функцию фильтрации.

8. Доминанта проявляется в психосоматике – движениях тела.

9. С.Л. Рубинштейн: «Внешние причины действуют через внутренние условия». Ж. Пиаже: «Чтобы стимул вызвал реакцию, организм должен быть готов ассимилировать этот стимул». Доминанта создаёт физиологическую основу для ассимиляции стимула.

Существуют и субдоминанты – маленькие очаги, сопровождающие доминанту. Субдоминанты могут становиться доминантами при определенных условиях.

Вклад различных психологических теорий в современное понимание внимания.

Первые исследования проводились в ассоциативной психологии Вундтом. Произвольное сосредоточение на восприятии – апперцепция. Разрабатывал идею фокуса сознания, выхватывающего определенную часть сознания, оставляя все другое на периферии. Фокус сознания можно менять произвольно.

Джемс первым разделил внимание на произвольное и непроизвольное. Задачи у этих двух типов внимания разные.

По мнению гештальтистов внимания как такового не существует, есть лишь направленность восприятия.

Двигательная теория внимания (Рибо, Ланге). Произвольное внимание – искусственное, есть только у человека. Непроизвольное – естественное, есть у животных. Внимание – не духовное идеальное явление, оно связано с мышечной активностью. Произвольное внимание – это воспроизведение необходимого для сосредоточения состояния мышц, присущее только человеку. Те, кто не может управлять своими мускулами, не могут управлять вниманием. Произвольное внимание – активное внимание, оно связано с усилиями организма и основано на воспоминании о том, как совершается пассивное внимание.

Культурно-историческая концепция (Выготский). Подчеркивается социальная природа произвольного внимания. Произвольное внимание имеет социальную природу. Линия развития естественного внимания связана с созреванием организма, а искусственного – с социальными взаимосвязями.

Лурия подчеркивал зависимость внимания от поставленной перед человеком задачи.

Леонтьев выделил онтогенетические закономерности развития внимания. Параллелограмм отношение непосредственного и опосредованного внимания.

Павлов – очаги возбуждения в коре.

Ухтомский – учение о доминанте.

Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). Внимание – это идеальное совершенно автоматизированное действие контроля. Это развитие внешней предметной деятельности контроля. Каждое из свойств внимания проходит свои стадии развития Развитие внимания влияет на развитие и других мыслительных функций.

Когнитивные теории внимания, Бродбент. Внимание – фильтр, используемый для экономии ресурсов сознания на переработку информации. Фильтр не идеален – часть информации все же проникает на периферию (составляют бессознательное). Сознание обрабатывает ограниченное количество информации, а внимания при этом играет роль фильтра, отсеивающего ненужные сигналы. Однако на периферию сознания проходит и некоторая ненужная информация, так возникают субдоминанты.

Бредберт показал, что есть разница между осознанным и неосознанным восприятием. Важную роль в восприятии играет структурирование потока информации. Неосознанно человек сканирует 120 элементов в секунду, сознание же работает по принципу Мюллера, те есть воспринимает 5-9 элементов одновременно. Структурирование позволяет воспринимать осознанно гораздо больше, чем 5-9 элементов.

Бредбент также выдвигает теорию об эффекте «вечеринки с коктейлем»: при существовании двух раздражителей происходит борьба произвольного и непроизвольного внимания. Незначимый стимул оказывается более интересен, чем значимый, и внимание переключается на него.

Современное представление о внимании:

1. Непроизвольное внимание:

Вынужденное – внимание, которым сложно управлять. Связано со стимулами повышенной интенсивности.

Невольное – внимание к объектам, связанным с удовлетворением естественных потребностей

Привычное – внимание, связанное с основной сферой деятельности и интересов человека

2. Произвольное внимание:

Волевое – возникает в случае конфликта между сознательно выбранным направлением деятельности и тенденциями непроизвольного внимания.

Выжидательное – связано с сознательным ожиданием появления объекта

Спонтанное – трансформированное волевое внимание: сначала человек заставлял себя что-то делать, но затем это становится ему интересно и дополнительных усилий больше не требуется.

14.Общая характеристика воли. Представление о воле в различных психологиче­ских теориях.

Основные положения по проблеме воли:

1. Воля есть продукт общественно-исторического развития человека. Её формирование связано с формированием и развитием трудовой деятельности.

2. Воля не является врожденной, она формируется в реальной деятельности человека.

3. Развитие воли жестко связано в развитием мышления, воображения, эмоциональной, мотивационный и смысловой сфер человека, развитием сознания и самосознания.

4. Первичное волевое действие – действие, заданное и принятое личностью к исполнению, поэтому волевая регуляция есть личностный уровень регуляции, а волевое действие есть действие, имеющее личностный характер.

Критерии волевого поведения:

(Критерий – это признак, на основании которого производится оценка волевого действия).

1. Волевые действия

2. Выбор мотивов и целей

3. Регуляция внутренних состояний человека, его действий и психических процессов

4. Волевые качества личности.

Функции воли:

1. Регулирующая. Волевая регуляция – это сознательная саморегуляция или самодетерминация поведения и деятельности человека, которая осуществляется в отношении движений и их параметров, эмоционального поведения и других различных психических состояний. Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о ней исходит от самой личности и в регуляции используются личностные средства.
Одним из таких средств выступает изменение смысла действия (Иванников). Намеренное изменение смысла действия, приводящее к изменению побуждения, может достигаться:

> Переоценкой значимости мотива

> Привлечением дополнительных мотивов

> Предвидением и переживания последствий действия

> Актуализацией мотивов посредством воображаемой ситуации.
Развитие волевой регуляции связано с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы, стойкого мировоззрения и убеждений и способности к волевым усилиям в особых ситуациях.
Таким образом, волевое регулирование включает 3 компонента: когнитивный, эмоциональный и деятельный (поведенческий).

2. Тормозная (предложена Рибо). Происходит подавление конкурирующих в сознании мотивов с целью обеспечения победы одного из них.

3. Репрессивная – это способ борьбы человека с удовлетворением собственных желаний. Если человек слишком акцентирует этот момент, возникает репрессивный тип силы воли, который приводит к объединению воображения, наличия у человека подавленности, враждебности, самонеприятия.

Конкретные проявления силы воли у человека: волевые процессы, состояния, действия, качества, усилия.

Волевой процесс формируется в структуре произвольных актов и является компонентом любого психического процесса.

Волевое состояние – временное психическое состояние, способствующее преодолению личностью внешних и внутренних препятствий на пути в цели.

Волевое качество – конкретное ситуативное и инвариантное (постоянное) проявление воли личности в специальных условиях.

Представления о воле.

Впервые понятие воли возникло одновременно с понятием личность в эпоху Возрождения и Новое Время . Главной ценностью личности признается свобода воли. Ещё первые христиане говорили о свободе выбора человека. Свобода воли – самоопределяемость человека в своих действиях.

Решение проблемы воли состоит в признании вины и ответственности человека за свои поступки. В рамках философии эта проблема рассматривается с позиции индетерминизма и детерминизма.

Индетерминисты утверждали свободу воли и её независимость от природы и социальных условий. Воля – сущность всех явлений действительности. Наиболее яркие представители: Ницше, Шопенгауэр. Сознание и интеллект являются вторичными проявлениями воли. Абсолютизация этого положения привела к возникновению философского направления – экзистенциализма (философии существования). Приверженцы экзистенциализма: Ясперс, Камю, Сартр, Хайдигер. Человек волен поступать, как захочет – полная свобода воли. Никакая норма социума или природы не властны, не способны ограничивать волю. Если это происходит, то норма рассматривается как подавление личности.

Детерминизм утверждает, что воля несвободна, человек подчинен жесткой природной и социальной необходимости и чтобы он не делал, исход его действий полностью предопределен.

Итак, основная проблема – проблема свободы воли. Люди не вольны выбирать объективные условия своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность в выборе целей или средств их достижения.

Волевая деятельность, безусловно, обусловлена, но психологически это не принудительная обусловленность, это свобода выбора решения, которая всегда остается за человеком.

Таким образом, можно выделить три подхода, в которых дается определение воли :

I. Мотивационный подход . Предполагает побудительную функцию воли и условно обозначен мотивационным. Воля анализируется как способность к инициации действий или усилению побуждения действий. Воля рассматривается как самостоятельное психическое образование или как образование эмоциональное, мотивационное. Некоторые авторы сводят волю к состоянию мозга как механизма регуляции.

II. Подход «свободного выбора». Воля наделяется функцией выбора, мотива, цели и действия. При этом акцент делается на моменте принятия решения.

Два представления о воле в различных подходах:

a. Воля – самостоятельная сила, обладающая, во-первых, способностью к решению о действии. Волюнтаристский тип теории.

b. Воля сводится к функционированию познавательных процессов. Это интеллектуалистические теории. Суть их в том, что внутренняя борьба мотивов включает в себя мысленное обсуждение доводов «за» и «против». Сознательные выбор – свобода сознания.

Эти два похода выступают как проблема самодетерминации.

III. Регуляционный подход. Представлен в психологии как проблема саморегуляции. Воля – психический механизм, через который личность регулирует свои психические процессы, перестраивая их в соответствии с решаемой задачей.

15. Общая характеристика воображения. Значение воображения в жизни челове­ка.

Воображение – это отражение реальности в новых неожиданных связях и сочетаниях, преобразование и создание новых образов. Воображение существует только у человека. Всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прошлом опыте человека. Творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет собой материал, из которого создаются построения фантазии.

Функции воображения:

1. представить действительность в образах и с их помощью решать задачи.

2. регулировать эмоциональные состояния. Это механизмы защиты, например, сублимация.

3. участвовать в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека.

4. формировать внутренний план действия.

5. планировать и программировать дейятельность.

Законы воображения (Л.С. Выготский)

1. Закон двойного выражения чувств: всякое чувство имеет не только внешнее телесное выражение, но и выражение внутреннее, сказывающееся в подборе мыслей, образов и впечатлений.

2. Закон общего эмоционального знака. Впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный знак, т.е. производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собой, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности, между ними не существует на лицо.

3. Закон эмоциональной реальности воображения. Независимо от того, реальная ли причина фантазии, связанная с ней эмоция всегда реальна. Т.Рибо: все формы творческого воображения включают в себя в аффективные моменты.

4. Построение фантазии может представлять собой нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее предмету. Однако, будучи воплощено во вне, принявши материальное воплощение, это кристаллизованное воображение начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи.

Виды воображения:

1. активное – человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя мысленный образ.

2. пассивное – образы возникают спонтанно помимо воли человека.

3. продуктивное – действительность сознательно конструируется человеком.

4. репродуктивное – ставится задача воспроизведения реальности в том виде, какова она есть. Также присутсвует элемент фантазии, но такое воображение больше напоминает восприятие или память.

Дополнительные виды воображения (косвенно связаны с процессом воображения):

*сновидения

*галлюцинации

Идеомоторный акт – это отчётливое представление о каком-то движении, которое вызывает у человека это движение, как правило, не контрлируемое.

Способы создания образов воображения:

Агглютинация – совмещение несовместимого, складывание несоединимых в повседневной жизни вещей.

Гиперболизация – парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его признаков.

Схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются.

Типизация – выделение существенного и повторяющегося, воплощение его в конкретном образе.

Акцентирование – выделение

16. Общая характеристика и виды речи. Особенности психологической структу­ры.

Речь – это форма общения опосредованная языком. Речь – это средство, с помощью которого происходит опосредствование остальных психических процессов. Речь индивидуальна, в то время, как язык является общим для всех его носителей. Единица речевого мышления – слово.

Физиологическая основа речи – левое полушарие головного мозга. В височных долях находится центр Вернике, центр распознавания речи. В лобной доле – центр Брока, центр воспроизведения речи.

Свойства речи:

2. выразительность

3. связность

4. ситуативность

Функции речи:

1. общение, воздействие на другого человека

2. обобщение. Слово выступает как исгнал, понятие, указатель на предмет

3. воздействие на самого себя, регуляция своей психической деятельности: произвольность внимания, памяти, воображения.

Теории речи:

1. эгоцентрическая (Пиаже, Выготский)

2. теория научения. У человека есть врождённая потребность к подражанию.

3. теория Хомского: в мозге существуют структуры, определяющие врождённую способность каждого человека к усвоению речи.

4. когнитивная теория. Развитие речи зависит от присущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию.

Слово – единица речевого мышления. Оно включает в себя 2 составляющие:

· семантика (содержание). Сюда входят:

¾ значение слова. Открывается в слове объективно. Значения устойчивы и определяются языком.

¾ Индивидуальный смысл слова. Отличается у разных людей. Формируется и меняется в течение жизни.

· материальный носитель

¾ материальный носитель: речедвигательный голосовой аппарат / движения руки при письме + активность головного мозга

¾ графический носитель

Нарушение речи – афазия. Афазия может быть как психической (нарушение понимания и воспроизведения речи), так и физической, или моторной (нарушение артикуляции речи).

Как происходит формирование высказывания и понимание высказывания?

Формирование высказывания:

1. возникновение мотива, замысла.

2. формирование программы речевого высказывания

3. внешние проявления. Смыл, который человек хочет передать другому человека, трансформируется в общепринятое, некое относящееся к языку значение.

Мысль формируется в процессе высказывания. Это происходит из-за того, что внутренняя речь всегда очень свёрнута, схематичная и бегла. Для лучшего осознания мысли рекомендуют её вербализовать или записать.

Восприятие речи происходит в обратном порядке. Из услышанного или прочитанного слова, понятия, человек извлекает смысл и усваивает его. Так происходит понимание.

17. Общая характеристика памяти. Основные психологические теории и методы исследования памяти.

1. Мнемическая теория (Р.Семон) . Мнема – это субстанция, способная сохранять определённые воздействия на организм, следы прошлого опыта. Этот след, результат сохранения – энграмма. Процесс запечатления следа – энграфирование. Возбуждение этого следа – экфорирование. Виды мнем: наследственная, индивидуальная, социальная и т.д. Семон впервые перевел тему памяти из области божественного в область науки, а также разработал систему терминов.

2. Ассоциативная теория. Возникла в 19 веке, получила распространение в Англии и Германии. Ассоциация рассматривается как универсальный объяснительный принцип всех явлений. Если определённые образы возникли в сознании одновременно и непосредственно, между ними возникает условная связь, и появление в последствии одного из элементов неминуемо ведёт и появление остальных. Память – сложная система кратковременных и долговременных ассоциаций, более или менее устойчивых, по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости.

См. вопрос 57.

3. Гештальт-теория. Возникла в конце 19 века. Исходное понятие и главный принцип памяти – гештальт, целостная организация элементов. Подчёркивается значение структурирования материала, организации его в системы и закономерности. Запоминание осуществляется на основе гештальт-установки.

4. Бихевиоризм. Основатели: Дж. Уотсон, Б. Скиннер.

6. Психоаналитическая теория памяти . Выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, потребностей, мотивов в запоминании и забывании материала. Помимо забывания существует и вытеснение сверхзначимого материала. Юнг разделяет забытую информацию на собственно забытую, вытесненную, подпороговую.

7. Смысловая теория памяти (Бине, бюлер) . Работа соответствующих процессов памяти зависит от наличия и отсутствия смысловых связей и структур.

8. Деятельностная теория (А.Н. Леонтьев) . Каждый психический процесс представляет из себя деятельность. Память также выступает как деятельность в полной её структуре.

Роль ассоцианизма в исследованиях процессов памяти, открытие законов памяти Г. Эббингаузом.

Ассоциативная теория памяти возникла в 19 веке. Получила распространение в Англии и Германии. Автры: Г. Эббингаус и Г. Мюллер.

Память – это сложная система крастковременных и долговременных ассоциаций, более или менее устойчивых, по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близостию Ассоциации носят случайный характер. Однако в таком случае теряется любая произвольность запоминания и воспроизведения.

Эббингаус рассматривал ассоциацию в качестве объяснительного принципа всех явлений. Если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, между ними возникает ассоциативная связь, а появление одного из элементов необходимо несет за собой появление остальных. Запоминание Эббингаус рассматривал как связывание нового материала с уже имеющимся.

Попытки экспериментального исследования памяти, предпринимавшиеся различными исследователями в течение большей части 19 века, неизменно терпели поражение из-за различий индивидуального опыта испытуемых. Разный опыт обуславливал различные возникающие ассоциации при запоминании слов и отрывков текста, а, значит, неконтролируемым образом предопределял лучшее или худшее запоминание материала. Исходным материалом для своих исследований для Эббингауза послужили бессмысленные слоги – искусственные сочетания речевых элементов (двух согласных и гласной между ними), не вызывающие никаких смысловых ассоциаций. Таким образом Эббингаус добился возможности измерения «чистой памяти». Он составил список из 2300 бессмысленных слогов и стал на самом себе изучать процессы заучивания и забывания, разработав методы, позволяющие установить особенности и закономерности памяти. Таким образом, Эббингауз впервые смог провести точные измерения скорости запоминания и забывания заучиваемого материала, выведи некоторые важнейшие закономерности памяти, например, «кривую забывания». Результат своих исследований Эббингаус опубликовал в своей работе «О памяти» в 1885 году.

Кривая забывания. Согласно этой кривой, половина заучиваемого материала забывается в первые 30 минут после прекращения процесса заучивания. Затем процесс забывания замедляется и около 30% материала удерживается в памяти на протяжении многих суток.

Закон края. Эббингаусу принадлежит открытие некоторых особенностей процессов запоминания и забывания, в частности им было установлено экспериментально лучшее запоминание первых и последних слогов подлежащего запоминанию ряда. Не менее важным открытием стал тот факт, что осмысленный материал запоминается примерно в 9 раз лучше бессмысленного.

Среди других заслуг Эббингауса стоит отметить разработанный им тест на заполнение пробела в предложении пропущенным словом. До сих пор этот тест является одним из основных при диагностике уровня интеллектуального развития.

Общий обзор методов и методик исследования памяти.

Перед исследованием памяти может стоять одна из трех задач: установить объем и прочность запоминания, дать характеристику физиологической природы забывания, описать возможные уровни смысловой организации.

При исследовании непосредственного запоминания существуют 2 группы методик: методики непосредственного воспроизведения и методики заучивания.

Методики воспроизведения состоят в том, что испытуемому предъявляют ряд из возрастающего числа элементов и предлагают воспроизвести их в том же порядке, в котором они были даны. Объемом кратковременной памяти (непосредственной) считает то максимальное число элементов, которое испытуемый может воспроизвести после однократного предъявления без ошибок.

Методы заучивания состоят в том, что испытуемому дается длинный ряд не связанных элементов и предлагается воспроизвести удержанные элементы в любом порядке. Опыт повторяется несколько раз (до 10 раз). В конце опыта вычерчивается кривая заучивания. Заучивание характеризуется общим результатом после 10 предъявлений, характером кривой и стратегией запоминания.

Исследования способности удержания следов (А.Р.Лурия):

1. испытуемому предъявляется короткая серия слогов, которые он должен воспроизвести сразу после предъявления, через 30 с, 1 мин, 2 мин.

2. то же самое, но во время паузы испытуемый выполняет побочную деятельность: например, операции вычитания и умножения. Влияние посторонней деятельности проявится в том, что после паузы испытуемый не сможет воспроизвести столько же элементов.

3. испытуемому предъявляется короткий ряд элементов, затем ещё один такой же ряд. Он должен воспроизвести сначала второй, затем первый ряды.

Для изучения смысловой организации памяти обычно пользуются методами изучения опосредованного запоминания, разработанными Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и Л.В. Занковым.

Испытуемому дают задачу использовать для запоминания предложенного ряда слов вспомогательные картинки, логически связывая каждое слово с определенной картинкой. Затем испытуемый должен просматривать отобранные картинки и каждый раз называть то слово, для запоминания которого была использована данная картинка. Таким образом, испытуемому предлагается не один ряд стимулов (подлежащие запоминанию слова), а два ряда стимулов, из которых один является предметом запоминания, а второй – средством запоминания. Исследователь оценивает характер смысловых связей, которые устанавливает испытуемый, а также успешность припоминания слов по картинкам.

Иногда картинки как второй ряд стимулов могут отсутствовать. Их роль будут играть парные слова6 испытуемому предъявляются пары слов. Испытатель называет одно слово, испытуемый должен воспроизвести второе.

15. Процессы памяти. Сравнительные характеристики произвольного и непроиз­вольного запоминания.

Основные характеристики процессов памяти.

* быстрота запоминания

* прочность и длительность запоминания

* объём запоминания

* точность запоминания

Сравнительные особенности произвольного и непроизвольного запоминания.

Произвольное запоминание, в отличие от непроизвольного требует волевых усилий. Произвольное (опосредованное) запоминание не заложено генетически, но развивается в процессе онтогенеза.

18 и 19. Общая характеристика эмоций, их значение в жизни человека. Основные формы выражения и виды эмоций и чувств.

Бахтин: «Человек по своей сути не может быть беспристрастным. Сфера беспристрастного в душе человека окрашивает всё, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, и вызывают у нас определённое отношение».

Чувственный тон ощущений – это своеобразная окраска ощущений.

Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всём их многообразии. Отношение к ним выражается в сложных чувственных переживаниях, типа радости, горя, гнева, стыда, гордости, страха, вины, ненависти и т.д. – эмоции и чувства .

В эмоциональных переживаниях, с одной стороны, отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций, с другой стороны, именно они охватывают и пронизывают все прочие психические явления. Следовательно, в определённой мере эмоциональное даёт нам знание о строении душевного внутреннего мира человека в целом.

Рубинштейн: «Именно эмоция является первичной формой психического».

Характеристики эмоций:

1. В практической жизни под эмоциями понимают самые разнообразные реакции человека: от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений, в которых выражается личностная значимость и оценка внешних и внутренних ситуаций жизнедеятельности человека -> наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

2. Эмоции и чувства, как и все остальные психические процессы и явления, представляют собой отражение , но только в форме переживания. И в эмоциях, и в чувствах отражаются потребности человека, то, как эти потребности удовлетворяются.

Таким образом, эмоции – психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла, явлений и ситуаций или отношения явлений и ситуаций к потребностям. Всё, что способствует удовлетворению потребностей человека, вызывает положительные эмоции, и наоборот, всё, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает отрицательные эмоции.

А.Н.Леонтьев: «Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом, или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта».

3. Следующая всеобщая черта эмоций – их содействие в реализации потребностей и достижении определённых целей. Положительные эмоции связаны с достижением целей, отрицательные – с неудачей. Эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.

Большинство эмоциональных состояний отражаются на особенностях поведения человека. Это проявляется в виде невербальных экспрессивных реакций, во-первых. Во-вторых, в виде физических раздражителей -> появляется возможность изучать эмоциональную сферу с помощью объективных методов.

4. Эмоции и чувства обладают ценностью для личности . Они важны для человека сами по себе. Оказывается, у человека есть потребность в эмоциональных переживаниях и эмоциональном насыщении . Если этого не происходит, то эта ситуация может быть угрожающей жизни человека.

Эмоциональная депривация – это эмоциональная изоляция, нехватка положительных эмоций.

5. Для эмоционального насыщения нужны не только положительные эмоции, но и эмоции, связанные со страданием и неудовлетворением .

Наша эмоциональная жизнь – эмоциональный маятник: не испытав горечи, не ощутишь сладости. В одном переживании могут слиться приятные и неприятные эмоции.

6. Эмоции и чувства следует рассматривать и со стороны эмоциональной компетентности, эмоциональной зрелости и эмоциональной культуры .

Эмоциональное явление можно рассматривать с точки зрения трёх компонентов:

1. Предмет эмоции представляет собой любое знакомое для человека событие или явление, в связи с которым возникает переживание. Значимые события и ситуации в психологии называются эмоциогенными. Следует иметь в виду, что человек далеко не всегда осознаёт предметное содержание своих эмоций.

2. Эмоциональное переживание – это центральный компонент эмоционального явления. Переживание – субъективная реакция, которая возникает при столкновении с эмоциогенной ситуацией. Переживание возникает непроизвольно и всегда осознаётся человеком. Переживание, в той или иной степени, меняет сознание человека и его внутренний мир, а также физиологические процессы.

3. Потребность (мотив) – выступает как внутреннее психологическое основание, критерий для эмоциональной оценки значимости чего-либо для человека. Значимость той или иной ситуации всегда задаётся потребностью. Эмоциональное переживание, таким образом, можно рассматривать как субъективную реакцию на значимое для удовлетворения человека жизненные ситуации.

Любые эмоции характеризуются определёнными общими свойствами:

1. Окраска эмоций – это качественная характеристика, которая придаёт своеобразие и неповторимость каждому переживанию. Она определяется характером, лежащим в основе потребности. Каждая потребность сопровождается только ей присущей собственной эмоциональной окраской.

2. Знак эмоций соответствует тому, в какой мере они субъективно приятны или неприятны. Это субъективный показатель полезности-вредности, соответствующий эмоциогенной ситуации. В зависимости от знака, различают положительные, отрицательные и амбивалентные (двойственные) эмоции.

3. Интенсивность – количественная характеристика, которая определяется двумя факторами:

· Степенью неудовлетворённости соответвенному удовлетворению

· Степенью неожиданности обстоятельств, влияющих на удовлетворение

Чем сильнее потребность, чем непредвиденнее для субъекта условие, способствующее или препятствующее удовлетворению, тем сильнее переживание в этой ситуации.

Именно через эти факторы можно сознательно управлять эмоциональными реакциями человека. В зависимости от интенсивности, можно выделить огромное разнообразие эмоций: от едва заметных до бурно протекающих аффектов.

4. Длительность – временная характеристика, зависящая от продолжительности контакта человека с эмоциогенной ситуацией и от времени, на протяжении которого соответственная потребность находится в состоянии неудовлетворения.

20. Основные виды внимания и закономерности их развития в онтогенезе.

По объекту:

o сенсорно-перцептивное

o интеллектуальное

o двигательное

o внимание на эмоциональную сферу.

По направленности:

o внешнее (предметы и явления окружающего мира)

o внутреннее (собственная психическая деятельность)

Н.Ф. Добрынин выделяет 3 вида внимания по степени усилия и наличия цели:

1. непроизвольное. Нет цели, нет усилия. Факторы, которые привлекают непроизвольное внимание: интенсивность раздражителя, контрастность, новизна, связь с потребностями.

a. Первичное. Физиологическим механизмом первичного внимания является ориентировочный рефлекс (рефлекс «Что такое?»).

b. Вторичное. Основано на апперцепции, влиянии опыта человека и его состояния.

2. произвольное. Есть цель, есть усилия.

3. послепроизвольное. Есть цель, усилий уже нет. Человек уже вовлечён в деятельность и внимание не требует усилий. Возникает интерес.

Способы совершенствования внимания. Формирование и развитие внимания (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин и др.).

Признаки развития устойчивого непроизвольного внимания появляются у ребёнка уже в первые недели развития. На первых порах непроизвольное внимание носит характер ориентировочного рефлекса на сильные и новых раздражители и «сосредоточения на них». Со временем развивается сложная ориентировочно-исследовательская деятельность в форме исследования и манипуляций с предметами. На первых порах эта деятельность неустойчива: стоит появиться новому предмету, и внимание переключается (явление «полевого поведения»).

Способы развития непроизвольного внимания: развитие ощущений, исключение возможности сенсорной депривации, развитие наблюдательности и разнообразия окружающих предметов, развитие эмоциональной сферы и чувств, накопление опыта, знаний.

Со временем у ребёнка развиваются высшие, произвольно регулируемые формы внимания. В их формировании основную роль играет влияние внешней среды, так как внимание представляет собой социально усвоенную организацию поведение. Общение со взрослыми помогает ребёнку организовывать своё внимание.

Произвольное внимание развивается под влиянием волевых усилий.

Развитие непосредственного и опосредованного внимании А.Н. Леонтьев схематические изобразил в так называемом «параллелограмме развития». Опосредованное внимание развивается под влияние команд взрослого.

Сначала (в 10-11 месяцев) команда взрослого вызывает лишь простую ориентировочную реакцию на голос. Лишь к концу первого – началу второго года жизни называние предмета или приказ начинают вызывать реакцию: ребёнок смотрит на предмет, выделяет его из остальных. Однако эта реакция ещё очень неустойчива и новый яркий раздражитель быстро переключает внимание ребенка на себя.

К середине второго года жизни опосредованная реакция уже становится сравнительно устойчивой. На ранних этапах опосредованная реакция также вызывается только в тех случаях, когда она совпадает с восприятием ребёнка.

К трём годам полностью развивается восприятие речевых команд взрослого, но ребёнок всегда должен подкреплять их своей деятельностью. К 3-4 годам ребёнок уже учится собственной речью контролировать своё поведение, отдает сам себе команды. Сначала эта речь внешняя, так называемая, «эгоцентрическая речь ребёнка». Со временем она интериоризируется, переходит во внутренний план.

В 4-5 лет ребёнок уже может устойчиво сохранять внимание на деятельности и на отдельных свойствах предметов, руководствуясь инструкцией.

Со временем, к 6-8 годам внешняя деятельность и инструкции переходят во внутренний план, вниманию уже не нужна опора.

П.Я. Гальперин рассматривал внимание как свёрнутую во внутренний план внешнюю деятельность контроля поведения. Развитие объёма и устойчивости внимания необходимо для развития и других мыслительных процессов.

21. Основные закономерности развития психики человека в онтогенезе.

Проблема периодизации развития человеческой психики очень важна. Периодизация зависит от общества, культуры, в которых обитает человек. Переход от стадии к стадии всегда связан с противоречиями, кризисом. Развитие каждого человека индивидуально. Количественные изменения в нём подготавливают качественные. Накопление зхнаний, умений, способностей происходит постепенною Для каждого периода характерен свой вид деятельности. При переходе от одного периода к другому возникают противоречия – конфликт между уже сформировавшимися способностями и новыми потребностями.

В развитии ребенка выделяют сенситивные периоды (периоды, благоприятные для развития определённых функций), например для развития речи – 2-3 года.

В развитии ребенка психологи выделяют три стабильных периода: "младенческий" - с рождения до одного года, "раннее детство" - от года до трех, и "дошкольное детство" - от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Обойти их не возможно - через это проходят практически все дети. Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

o кризис одного года . Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых.

o кризис трех лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений». Негативизм– негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот. Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. По-ведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам.

o кризис семи лет. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения.

o подростковый кризис , как момент перехода от детства к юношеству и взрослой жизни. Связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста.

o Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет) . Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

o Кризис 30 лет. Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность. У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет .

o Кризис ухода на пенсию . Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни.

Неравномерность психического развития в онтогенезе проявляется в том, что индивид, личность и индивидуальность в человеке развиваются неравномерно. Кроме того, неравномерно развиваются и различные психические функции, и даже компоненты одной функции (например опосредованная и непосредственная память) также развиваются неравномерно.

Онтогенез человека – это не развёртывание естественно заложенного, а присвоение социального, искусственного культурного опыта людей при помощи механизма интериоризации. Организма развивается, функционируя. Личность взрослого человека развивается, когда человек трудится в обществе. Ребёнок развивается, воспитываясь и обучаясь – это основной закон психического развития ребенка.

22. Основные методы исследования эмоций.

Понятия и факты акцентируют представление об эмоции как о сложном феномене, имеющем нервный, выразительный и переживательные компоненты. Следовательно, изучение эмоции может происходить на любом из трех уровней, соответствующих одному из основных компонентов эмоционального процесса.

«ДОМИНАНТА» УХТОМСКОГО

Физиолог, психолог, богослов, энциклопедист, лектор, публицист, художник, иконописец, поэт, церковный и общественный деятель; профессор, заведующий кафедрой физиологии человека и животных Санкт-Петербургского университета, заведующий биологическим отделением Ленинградского университета; профессор физиологии в Институте Лесгафта и в Психоневрологическом институте; академик АН СССР; староста Никольской старообрядческой церкви в Петербурге, епископ Охтенский Алипий (посвящен тайно в 1931 г.), «монах в миру»; основатель и директор Научно-исследовательского физиологического института (ФНИИ); директор электрофизиологической лаборатории АН СССР; организатор рабочего факультета в Ленинградском университете и там же – первой в СССР лаборатории физиологии труда; президент Ленинградского общества естествоиспытателей; депутат Петроградского совета; лауреат премии им. В.И. Ленина (1932), князь Алексей Алексеевич Ухтомский (1875–1942) исследовал процессы возбуждения, торможения и механизм лабильности (подвижности, неустойчивости психики). Ухтомский создал учение о доминанте – универсальном принципе головного мозга, позволившем объяснить фундаментальные аспекты поведения и психических процессов человека.

Начать разговор о научных достижениях А.А. Ухтомского лучше всего с его слов: «Относительно религии надо сказать, что ею улавливается одна из сторон действительности, недоступных до сих пор научному настроению». Ухтомскому-физиологу помог Ухтомский-богослов понять непостижимую другими учеными связь психоанализа с физиологической теорией поведения человека. А еще подсказал Ухтомский-поэт: «В духовной жизни много поразительно непонятного, переходы душевных состояний, неуловимые для рефлексирующего разума, но лишь понятные для поэтического духа… Понятно, насколько завлекательно в научных целях принять все это бесконечное разнообразие феноменов – за прямую функцию материальной жизни».

Результаты первых экспериментов ученого по вопросу о доминанте можно найти в его докторской диссертации «О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний» (1911).

Полностью теорию Ухтомский изложил в фундаментальном труде «Доминанта как рабочий принцип нервных центров» (1923). Позднее дополнил его учением об усвоении ритма – «Усвоение ритма в свете учения о парабиозе» (1926). В 1928 г. увидела свет книга «Психоанализ и физиологическая теория поведения», в которой ученый увязал психоанализ с физиологией нервной системы. Свои теории Ухтомский распространил на природу утомления – «Возбуждение, утомление, торможение. Современное состояние проблемы утомления» (1934).

В конце 1930-х гг. ученый стал исследовать проблему нарушения у биологических систем биологического равновесия. Главный вывод физиолога заключался в том, что при восстановлении равновесия системы могут приходить в зависимости от скорости этого восстановления либо к старому равновесию, либо репродуцировать новое.

В основу принципа доминанты легли многочисленные эксперименты, которые Ухтомский, как и И.П. Павлов, проводил на собаках, о влиянии внешних раздражений на рецепторы организма в соответствующих частях центральной нервной системы. Рассматривая стойкий очаг возбуждения (доминанту), определяющий поведение организма в данный момент, ученый изучал одновременное побочное влияние этого очага на рецепторное торможение во всех прочих частях нервной системы, выяснял, как происходит блокирование выполнения всех других рефлекторных реакций.

А.А. Ухтомский

К идее доминанты физиолог пришел в 1904 г. В опытах Ухтомский случайно заметил, как собака перестает реагировать на раздражающее действие электрического тока на двигательные точки коры головного мозга перед тем, как у нее опорожнится кишечник. Более того, любой внешний раздражитель в этот момент только «подстегивал» животное к акту дефекации, после которого реакция на раздражение вновь приходила в норму. Это наблюдение и стало первым шагом к грандиозному открытию в физиологии.

Термин «доминанта» Ухтомский позаимствовал у немецкого философа Р. Авенариуса. Говоря по-простому, доминанта побуждает человека к труду, подвигу, творчеству, проявлению необычайной выдержки и воли. Она может быть мгновенной вспышкой, а может вести человека всю жизнь к некоей цели.

Учение о доминанте позволяет практикующим врачам и клиницистам трактовать поведенческие патологии, функциональные расстройства деятельности мозга, объяснять многие психосоматические и вегетативные заболевания. Принципом доминанты воспользовались специалисты, изучающие психологические проблемы поведения человека, социальные проблемы общения, воспитания, обучения.

По мнению биологов, Ухтомский рассматривал созданный им принцип доминанты как принцип междисциплинарного значения, признавая его мощным системообразующим фактором в комплексном научном описании наиболее сложной живой системы – человека. «По сути, А.А. Ухтомским была разработана стройная концепция человека, раскрывающая объективные законы его поведения и психики, формирования нравственной и творческой личности, межличностного общения. Знаменуя собой новый синтетический подход к природе человека, концепция А.А. Ухтомского было построена на стыке различных научных понятий: биологии, физиологии, психологии, философии, социологии и этики» (доктор биологических наук Л.В. Соколова).

Из воспоминаний доктора биологических наук. С.В. Могаевой, участницы блокады Ленинграда.

«Алексей Алексеевич остался в блокадном городе, как ни уговаривали его власти эвакуироваться на Большую землю. Его хотели сохранить как достояние нации. Ведь это был ученый с мировым именем и к тому же пожилой человек. Но он решительно отказался уехать из города. Должно быть, считал ниже своего духовного и княжеского достоинства покинуть город святого Петра в лютой беде… В то время мы не знали, что Алексей Алексеевич был епископом Алипием. Должно быть, и как высокое духовное лицо он не мог покинуть людей, обреченных врагом на мученичество и уничтожение.

С начала войны академик Ухтомский стал заниматься организацией исследований травматического шока и изучением других проблем, связанных с войной… На вопрос, почему он не уезжает, академик ответил: “Я должен закончить работу. Жить мне уже недолго, умру здесь”. Алексей Алексеевич много работал и держался на ногах, сколько мог».

Ученый подготовил доклад «Система рефлексов в восходящем ряду», с которым собирался выступить на сессии, посвященной годовщине со дня рождения И.П. Павлова, но не успел. 31 августа 1942 г. Ухтомский «погиб от голода… По рассказам, соседи нашли его тело лежащим на давно нетопленной плите, одетым в лиловый подрясник, с Евангелием в руках».


| |

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png