в начальных классах

Дети любят уроки труда больше других уроков. На уроках труда ребенок занят изготовлением милых его сердцу игрушек, в которых он видит своих друзей. Сочетание интеллектуальной и моторной деятельности создает атмосферу осмысленного труда.

Особое место в системе трудового обучения занимают уроки труда по аппликационным работам с природными материалами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками игрушки из желудей, орехов, листьев! Не меньше удовольствия доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.

Занимательность работы по выполнению аппликационных работ из природного материала способствует развитию у учащихся таких качеств как:

    эстетическую отзывчивость и художественный вкус;

    творческое воображение и конструкторские способности;

    сноровку, изобретательность;

    умение целесообразно и бережно использовать дары природы;

    интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней;

    трудолюбие, усидчивость, терпение.

Благодаря работе с природным материалом ребенок знакомится с его свойствами, у детей развивается мелкая моторика кистей рук, координация движений и др.

Учитель организует с детьми наблюдения в природе, прогулки, экскурсии, сбор природного материала, учит детей собирать природный материал так, чтобы не нанести ущерб природе: береста и кора снимаются с поваленных деревьев, веточки – сухие, а шишки, семена, листья – опавшие.

К сбору природного материала учитель приобщает детей, начиная с 1 класса. Это разнообразные шишки, семена (липы, клена, ясеня), корни, изогнутые веточки, древесина, грибы, кора, ветки, желуди, мох, солома, трава, древесные спилы, листья, засушенные лепестки цветов и т.д.

Хранится природный материал в коробках под крышками. Если коробки большие, их делят внутри на ячейки и используют для хранения ракушек, перьев, косточек, желудей, разного мелкого материала. На крышке коробки наклеиваются соответствующие обозначения с тем, чтобы ребенок мог быстро найти все необходимое.

При изготовлении поделок из природного материала советуем учитывать следующие правила работы с природным материалом:

    Не пользоваться при конструировании пластилином, поскольку такие поделки непрочные, быстро теряют свой вид, не дают полной возможности совершенствовать детям конструктивные умения.

    Не следует окрашивать природный материал, так как он достаточно красив (наша задача научить детей подчеркивать его естественную красоту). Гораздо лучше покрывать поделки бесцветным лаком, чтобы сделать их более прочными и красивыми.

    При изготовлении поделок из природного материала не следует использовать другой материал, например, бумагу, поролон, пенопласт и пр. От этого поделка теряет свою естественную прелесть.

    Следует применять для поделок только тот материал, который не может уже использоваться в пищу и который относится к отходам (косточки от фруктов, скорлупа от орехов, кожура от апельсинов, шелуха от лука, чеснока, семечек и т.д.).

    Не использовать тот материал, который может нанести ребенку травму или угрожать его здоровью (репейник, колосья, ядовитые растения, скорлупа сырых яиц).

    Не применять слишком хрупкий, непрочный материал, который легко повреждается уже в процессе работы (целая яичная скорлупа).

Процесс выполнения аппликационных работ из природного материала очень увлекательный. У ребенка формируется особое видения мира природы, его изучение и собственное преобразование. Благодаря работе с природным материалом ребенок знакомится с его свойствами, у детей развивается мелкая моторика кистей рук, координация движений и многое др. Работа растительным природным материалом имеет большое значение для всестороннего развития младшего школьника. Встреча с природой неизменно расширяет представления детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные явления.

Работа с природным материалом развивает у детей фантазию, способствуют творческому подходу к труду.

Учитель заранее отбирает, сушит, готовит природные материалы для последующего использования ребенком в своей деятельности. Работа с природным материалом требует особой аккуратности, внимательности и состоит из трех этапов:

Первый этап - выбор и изучение природного материала (веток, су­хих листьев, еловых шишек, древесной коры), приведение в опреде­ленное состояние путем удаления лишних частей.

Второй этап - объединение отдельных деталей предмета в общие. Не­обходимо обратить внимание ребенка на качество и прочность природных материалов.

Третий. этап - оформление предмета в соответствии с темой работы.

Развивать фантазию, логическое мышление, повышать творческую актив­ность, качество результатов труда.

Для работы с природными материалами на занятиях и во время прогулок и экскурсий необходимо собирать материалы, определяя их качество (твердые, мягкие, гладкие, шероховатые, пушистые и т.д.) и форму, выбирая нужные для выполнения работ.

Основные задачи при работе с природным материалом

· Формирование деловых навыков при отборе природных материа­лов для будущей работы.

· Формирование навыков предварительной подготовки материала и использования в работе (удаление лишних частей, размещение в пространстве, объединение, сохранение прочности и т.д.).

· Формирование навыков передачи образа изготавливаемого пред­мета.

· Формирование умения самостоятельно определять и использовать особенности природных материалов.

Огромное воспитательное значение имеет использование выполнен­ных детьми предметов из природных материалов: различных видов икеба­ны, поделок из соломы, фигурок животных, птиц, зверей, насекомых и Т.д. для оформления комнат, для подарков.

Очень интересны для детей строительные работы из песка и снега на площадках детского сада. Рекомендуется сооружать из песка «Замки», из снега «Ледяные городки», «Горки», «Мир сказок», фигурки зверей, птиц; из мелких камней - колодец, змей, черепах и т.д.

В результате работы дети узнают, что песок сыпучий и при исполь­зовании его нужно смачивать, что снег пушистый, мягкий, холодный и может превратиться в лед. На площадке воспитатель предлагает детям тему, а они самостоятельно выполняют работу.

Конструирование

При конструировании из детских конструкторских наборов выполня­ются задания по условиям. Дети знакомятся с новыми материалами, рассматривают пути решения одновременно нескольких задач.

При конструировании по своему замыслу детям предоставляется возможность действовать самостоятельно, развивая фантазию.

При конструировании из конструкторов, собирая конструкции, сое­диняя и "закрепляя детали, дети прилагают определенные усилия, приобретают навыки работы по размещению предмета в пространстве. Можно пользовать конструкторы «Лего», «Тектоп», «Иксию> и др., удобные для конструирования по схеме.

Руководство детьми при конструировании, направление их поиска, слияние игры с деятельностью, применение художественного слова, системной связи сказок, рассказов помогает придать этому процессу творче­ский характер, приводит к качественным результатам труда.

Вначале детям предлагаются знакомые им обычные и металлические конструкторы в виде дополнительного материала. Затем для развития их фантазии и творческого мышления ставятся проблемные задачи и ведутся поиски их решения.

На занятиях дети работают группами из пяти-шести человек. Каждом­у ребенку раздаются Г-образные детали конструктора, как незаконченное сооружение или часть предмета. Воспитатель спрашивает у детей, что "эти детали им напоминают и что из них можно изготовить. Внимательно рассмотрев конструкторский набор, изучив мелкие части, продумав, что южно из них изготовить, каждый ребенок говорит воспитателю, что он хочет сделать. Учитель объясняет, что соединяя основные и дополни­тельные мелкие части конструктора можно создать простые построения. Например: самолеты, жилые дома, стулья, зверей и т.д. Дети конструиру­ют по своему замыслу несколько предметов. На следующих занятиях им предлагаются Т- и П-образные конструкторские детали различной длины и толщины. Дети самостоятельно продумывают, какие предметы можно сде­лать из этих деталей. Им предлагается выполнить две-три формы констру­ирования. Предложенная воспитателем фигура является основной. В ходе работы она дополняется конструкторскими деталями для изготовления нового предмета. На последующих занятиях предложенные воспитателем фигуры будут не только основным сооружением, но и одним из элементов частей для свободного использования детьми при самостоятельном кон­струировании. На последних занятиях детям предлагаются общие темы, например «Зоопарк», «Аэропорт», «Мой любимый город», дается направление для самостоятельной работы с использованием приобретен­ных навыков.

При работе с конструктором можно предложить, форму конструиро­вания по условиям. Например, «Пешеходный мост через речку», «Много­этажные дома из двух подъездов», «Наша улица с двухсторонним движе­нием». В совместных играх взаимное обсуждение, согласование действий, правильное распределение функций каждого, достижение конечных ре­зультатов развивает у детей культуру взаимоотношений.

Для коллективного тематического конструирования нужно создавать определенные условия. Например, для работы детей огромное значение имеет подготовка рабочего места, т.е. правильная расстановка рабочих столов или удобное расположение на ковре. Желательно, чтобы было дос­таточное количество конструкторов и дополнительных запасных частей и деталей («Лего», «Даста», «Тектоп», состоящие из 202 деталей). Для коллективной работы предлагаются конструкторы следующих образцов: «Квадро», «Стартер», «Бейси», «Юниор», «Универсал», «Мобиль» и др. Также удобны мобильные конструкторы типа: «Занимательные кубики», «Модуль-игра» (автор С. Л, Новоселова), «Волшебная башню> (авторы Л. А, Паромова, Ф. А. Юнусов, Т. В. Чернышева), «Змейка». На плоско­сти очень удобны конструкторы «Мозаика» и «Сердечко».

Крупногабаритные мягкие модули (объемные и плоскостные) позволя­ют детям создавать конструкции для игр, спортивных соревнований, дают возможность самостоятельно, по своему желанию, создавать и трансфор­мировать игровое пространство, формирует у ребенка конструктивные способности, фантазию и творчество.

Вышеуказанные конструкторы сделаны из дерева, металла, пластмас­сы. Они отличаются друг от друга объемом, деталями. В связи с этим вос­питатель должен обратить внимание, прежде всего, на качество и объем конструктора. Для руководства работой детей воспитатель должен сам изучить построение предмета, предусмотрев варианты конструирования. После этого он ставит перед ребенком конкретные задачи, знакомит с ин­струкцией по использованию данного конструктора, направляет творчество ребенка в нужное русло.

Ручной труд

Занятия по ручному труду в группах проводят, чередуя их с конструи­рованием, один раз в две недели.

На занятиях по ручному труду воспитатель должен выполнять следующие задачи:

· соблюдать правила трудовой деятельности;

· обеспечивать безопасность во время работы;

· прививать навыки аккуратности, чистоты, экономного расходования используемого материала (бумага, ткань и др.);

· развивать логическое мышление, интерес к выполняемой работе.

В процессе ручного труда главная задача - научить детей работать с различными материалами. Прежде всего, нужно объяснить ребенку, из какого материала необходимо сделать намеченное (из картона, бумаги, ткани, поролона, ваты, природного материала, бросового материала, дерева). "Затем дать возможность выбрать нужные инструменты, ознакомиться с образцом, показать ребенку, как пользоваться ножницами, шаблонами,

Особое внимание уделяется умению работать с образцами, чертежами, 1 рисунками.

При работе с тканью учат приемам работы с иглой (вдевание нитки, завязывание узлов). С помощью воспитателя дети могут сделать «поду­шку для иголок», из готовых деталей сконструировать «узорный коврик» (путем склеивания).

На занятиях по работе с тканью дети делятся на несколько групп (по три-четыре человека). Первая группа занимается шитьем, вторая - работает с бумагой (делает выкройки, шаблоны). По окончании работы группы меняют вид работы. В процессе данной деятельности особое внимание уделяется детям, работающим иглой - они должны быть под постоянным присмотром взрослого человека (воспитателя, родителя).

Ручной труд требует от ребенка терпеливости, усидчивости, спокойствия.

Во время обучения шитью каждому ребенку индивидуально объясняются правила работы с иглой, т.е. учитель показывает, как держать ее, как вводить в ткань, как протягивать нитку.

При коллективной работе, например при подготовке настольных театрализованных тематических сюжетов, одна группа вырезает костюмы для образов (артистов); вторая - готовит декорации; третья - наряжает персонажи. Затем общими усилиями ставится спектакль. В итоге все группы получают удовольствие от своего творчества, радуются, увидев результаты общего труда.

Важно иметь все необходимые инструменты для ручного труда. Они должны отвечать требованиям гигиены и эстетики, а также быть удобны­ми для пользования, соответствовать возрастному развитию детей.

При организации ручного труда детей нужно соблюдать следующие требования:

Любой вид ручного труда начинать с разрешения воспитателя, ро­дителя;

Выбрать рабочее место, подготовить его, удобно и аккуратно расста­вить нужные инструменты;

Перед началом работы засучить рукава, надеть фартук, девочкам со­брать волосы под косынку;

Инструменты, материал (иголки, пуговицы, молоток, ножницы и др.)

использовать соответственно заданной теме;

Запрещается работать с неисправными инструментами;

Соблюдать чистоту на рабочем месте, не оставлять мусор;

Внимательно выполнять работу, не отвлекать друг друга;

По окончании работы привести в порядок рабочее место и себя;

При получении травмы во время работы сообщить воспитателю или

Правила работы с ножницами:

Храни ножницы в определенном месте, держи их в шкатулке;

Держи ножницы в сложенном виде, не клади на край стола;

Во время работы следи за направлением ножниц, береги пальцы

Не держи ножницы в вертикальном положении;

Не пользуйся ножницами при ходьбе;

При передаче ножниц другому держи острый кончик в сложенном

Правила пользования иголкой:

Держи иголки в определенном месте;

Не вводи иголку в свою одежду;

Не оставляй иголку на столе, положи в шкатулку;

Не бери иголку в рот;

Во время шитья не бери в рот узелок нитки;

Не перекусывай нитку зубами;

передавай иголку только с ниткой;

Длина нитки на иголке не должна быть больше 25-35 см;

Не пользуйся ржавой иголкой.

Правила пользования шилом:

Не пользуйся шилом без надобности;

Не прокалывай шилом твердые и скользкие полированные поверхности;

Не держи прокалываемый материал в руках, клади его на стол.


Похожая информация.


Юлия Анатольевна Пережогина
Консультация для педагогов «Работа с природным материалом»

Консультация для педагогов

«»

Посмотрите, сколько красок, совершенства, красоты. Хорошо потрудилась природа . Но каждый из нас знает, что, к сожалению, не вечен этот мир. Сменяются времена года и блекнут краски, увядает и исчезает былая красота. Шаг за шагом, открывая новое, мы постараемся в нашем волшебном мире продлить жизнь созданного природой и не только продлить, но и создать новые прекрасные образы.

Природные материалы по происхождению делятся на три группы :

- материалы растительного происхождения (листья, цветы, плоды, ветки, корни, кора и т. п.) ;

- материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья) ;

- материалы минерального происхождения (камни, песок, глина, ракушки) .

СОВЕТЫ :

1. Чтобы правильно использовать различные природные материалы , надо знать их свойства и особенности. Учитесь правильно подбирать их для каждого вида изделия. Иногда бывает, что интересный по форме материал в обработке очень труден либо твёрд, либо крошится и ломается. А красивый и податливый может потом, в готовой работе деформироваться , измениться по цвету и работа придет в полную негодность.

2. Собирать природные материалы , как правило, надо, когда они созрели, т. к. некоторые из них, будучи сорваны недозревшими, при высыхании теряют свою привлекательность. Лучшее время для сбора материала – лето и осень . Где собирать всё необходимое для работы – это широкие возможности природы и человека .

3. Что собирать, какие материалы – это вам подскажет ваше воображение, но всё-таки не проходите мимо и обязательно возьмите для работы : листья и цветы, желуди с плюсками (чашечками, в которых они растут, шишки (еловые, сосновые, кедровые, ольховые, лиственные, орехи (грецкие и лесные, косточки (персиковые, абрикосовые, сливовые, вишнёвые, от хурмы, бобы, фасоль, горох, древесные грибы, веточки различной формы, кукурузные початки (с зёрнами и без них, морские и речные ракушки, корни (деревьев, кустарников, травянистых растений, кору (сосновую, дубовую, березовую, семена-крылатки (клёна, ясеня, липы, пух тополя, репейника, вербу, солому (пшеничную, овсяную, ржаную, ячменную, глину, песок, камушки и многое другое.

4. Запомните, что собирать нужно только те материалы , которые природа нам подарила .

5. Работу по изготовлению игрушек следует начинать с лёгких конструкций и , по мере их освоения, переходить к более сложным работам .

6. Прежде чем приступить к работе , необходимо вспомнить о композиции, цвете и колорите, знакомство с которыми понадобится при любой художественной работе .

7. При изготовлении игрушек часто используют дополнительные материалы , без которых невозможно передать образ изделия. Использование каждого из них будет зависеть от замысла, проявления творчества, мастерства, смекалки и от степени развития воображения.

К дополнительным материалам относятся , например, бумага и картон, виды которых отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению. Из бумаги и картона обычно выполняются отделочные детали изделия, можно использовать их в качестве фона.

Пластилин применяется для скрепления частей из природного материала , выполнения отделочных деталей или в качестве фона-основы

Проволока является необходимым материалом для скрепления частей игрушки, для изготовления каркаса игрушек из соломы, для отделочных работ и др . Наиболее удобна медная проволока, она мягкая, гибкая и прочная.

Клей обычно используют ПВА, он хорошо скрепляет детали и не изменяет вида изделия.

Цветные лоскутки – обрезки различных тканей нужны для оформления работы .

Спички используют для соединения деталей при выполнении объёмной игрушки и для отделочных работ .

8. Для работы с природными материалами необходимо иметь и простейшие инструменты : шило, небольшие ножницы, нож, крупную швейную иглу, простой карандаш для нанесения контура на бумагу, краски, необходимые для оформления отдельных деталей игрушки, кисточки для рисования и для клея, стеку для обработки поверхности изделия при лепке из глины и пластилина, плоскогубцы, напильник, пилку и др.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой – это очень увлекательное и приятное занятие. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные природные формы , развивают наблюдательность, помогают изучить и освоить новый вид деятельности.

Выполняя такую работу , важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить уверенность, что они смогут выполнить задуманное. Пусть ребёнок внимательно рассмотрит имеющийся материал , расскажет, что именно смог увидеть. Взрослые должны лишь помочь ребёнку раскрыть образ будущего персонажа, разбудить его воображение, ведь воображение – самый главный помощник творчества.

Изготовление изделий из природного материала требует от ребёнка ловких действий, развивающих мелкую моторику пальцев, способствует развитию согласованности в работе глаза и руки , совершенствованию координации движений, что неоспоримо важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Любые творческие достижения детей не должны оставаться без внимания. Наиболее интересные работы постарайтесь оформить в виде выставки.

При оформлении выставки необходимо учитывать следующие требования :

Изделие должно располагаться так, чтобы его можно было хорошо рассмотреть;

Плоскостные композиции лучше закреплять на стенках или оформленные в рамки размещать на стене;

Объёмные работы расставляют на столе или специальных подставках, располагая на разные уровни высоты;

Все работы , размещённые на выставке, должны представлять собой продуманное целое по содержанию, композиции, цвету.

От того, как будут представлены детские работы , во многом зависит воспитание у ребёнка эстетического и художественного вкуса, общей культуры, отношения к творчеству.

Участвуя вместе с взрослыми в оформлении выставки, дети развивают активность, самостоятельность, инициативу, критичность, гибкость и оригинальность мышления, художественную интуицию.

Публикации по теме:

Материал для выполнения мастер – класса: цветная бумага, шаблон вазы, простой карандаш, ножницы, клеевой карандаш, лист картона жёлтого.

Во время осенних прогулок проводим повседневные целевые наблюдения за изменениями, которые происходят с деревьями: расцвечивание листьев.

Я от осени привет Соберу большой букет, Ведь особого он цвета. В нем краски и запах Уходящего Лета, Приобщать детей к миру прекрасному.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Игра является эффективным средством формирования.

Конспект НОД в подготовительной группе «Работа с природным материалом из крашеных опилок» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе

Чтобы правильно использовать различные природные материалы, надо знать их свойства и особенности при обработке и поведение в готовой . Может оказаться, что интересный по форме природный материал плохо поддается обработке: либо очень тверд, либо крошится и ломается. А бывает, наоборот, что красивый и податливый материал через какое-то время деформируется или меняет свой цвет, и поделка приходит в негодность. Чтобы не расстраиваться потом, вы должны знать, как при помощи клея, лака или красителей можно улучшить или даже изменить свойства многих природных материалов.

В различных поделках один и тот же природный материал может выступать как основной или как вспомогательный.
Отдельные детали: ручки, ножки, бороды человечков, обувь, клювики птиц, морские волны выполняются из так называемых вспомогательных материалов. Например, ножки, ручки, носы делаются из палочек и веточек, бороды - из мха и лишайника, обувь - из половинок желудей или кедровых орешков, семян или чурбачков, волны - из бересты (рис. 13), шляпки - из зеленой оболочки лесных орехов (рис. 6), а головки птиц - из фасолинок (рис. 14).

С каждой новой сделанной поделкой приходит опыт, благодаря которому вы сами будете находить варианты изготовления тех или иных деталей. Подбирая различные природные материалы, вы увидите, какой разный получается результат и как это интересно - комбинировать различные материалы.

ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ .


Для изготовления ручек и ножек к фигуркам человечков и лап у животных прекрасно подходят веточки сирени, кизила и других пород деревьев и кустарников, у которых молодые побеги по форме напоминают рогатки (рис. 7). А из веточек вербы и краснотала замечательно получаются лапки птиц, так как кора у них красного цвета.

Сучки, из которых будут делаться конечности человечков, желательно подбирать так, чтобы рогатки имели утолщения, похожие на суставчики. При изготовлении ножек кора с сучков счищается частично. Если вы оставите немного коры внизу сучка-«ножки», то получится «носочек», а если вверху, то - штанишки. Одновременно веточки выступают в роли соединительных элементов, штырьков, при помощи которых отдельные детали поделки соединяются друг с другом. Но некоторые породы деревьев имеют слишком мягкую древесину, которая, высыхая, становится ломкой и хрупкой. Поэтому в лесах средней полосы и северных районах России рекомендуем собирать ветки ели, сирени и березы, а на юге еще и веточки граба и кизила, так как именно на них легко подобрать необходимые сучки. Не обламывайте живые ветки, поищите и в любом лесу вы найдете дерево с сухими веточками! Но будьте внимательны, не берите пересохшие, ломкие ветки.

Толщину сучков подбирают в соответствии с размером фигурки. Если палочки несут дополнительную функцию - соединения деталей, то нужно, чтобы они были и не слишком толстыми (сложно будет вставлять), и не слишком тонкими (могут сломаться, не выдержав веса фигурки).

Для изготовления башмачков от толстых веточек отпиливают маленькие чурбачки. Затем раскалывают их пополам (рис. 8 а) и в каждой половинке просверливают отверстия, в которые затем вставляются палочки (рис. 8 б). Кору оставляют только в том случае, если человечка нужно «обуть в лапти». Для этого кору на чурбачках надрезают «клеточками» и кончиком ножа осторожно снимают с части клеточек в шахматном порядке. Получается очень похоже на старинную русскую обувь - лапти.

Из толстых и тонких палочек можно смастерить ПЛОТИК С ПАРУСОМ из листа клена или кусочка бересты (рис. 9). Для этого лучше всего подойдут ветки осины, ивы или черемухи.

Сначала заготовьте три «бревнышка» одинаковой длины с заостренными концами (деталь 1). В каждом просверлите по два отверстия. Затем возьмите две тонкие палочки (деталь 2), сделайте в них три сквозных отверстия и шесть коротеньких колышков (деталь 3).
Из веточки с сучком вырежьте руль (деталь 4). А из длинной тонкой веточки, расщепив ее посередине на две трети длины, сделайте мачту (деталь 5). Подготовив все детали, соберите их так, как показано на рисунке 9, предварительно вставив в прорезь мачты кленовый лист или прямоугольный кусок тонкой бересты. После сборки плотика в среднем бревнышке сделайте дырочку и вставьте в мачту.

КОРНИ РАСТЕНИЙ.


Корни бывают разнообразной формы, поэтому их можно использовать в различных поделках и композициях. Но в основном они служат для имитации деревьев в небольших композициях. Лучше всего для этого подходят высушенные корни маленьких елочек. Пригодны для поделок и корни крыжовника, смородины. Корни этих кустарников хорошо поддаются обработке: легко режутся, сверлятся, хорошо склеиваются. В некоторых изделиях они выступают как основной материал. Например, из большого корня можно сделать необыкновенную напольную вазу.

ЛУКОВИЦЫ РАСТЕНИЙ.


Это скоропортящийся материал. Но луковицы вполне подходят для поделок, которые не претендуют на длительное хранение, например игрушек для новогодней елки. Из них также можно сделать оригинальные и забавные игрушки и фигурки. Основное их достоинство - простота изготовления и доступность материала в любое время года (рис. 10).

Луковицы легко разрезаются ножом и протыкаются шилом. Форма луковиц позволяет создавать поделки мгновенно, почти ничего не доделывая. Например, на рисунке 10а показана головка ЧИППОЛИНО . Достаточно только приделать луковке глаза, нос и рот - и головка готова! Так же делаются головы СТАРИЧКА и МАТРЕШКИ (рис. 10 6, в). Если насквозь через всю луковицу продеть толстую нитку с петелькой на одном конце и завязать узелок в нижней части луковицы, то фигурку можно будет повесить на новогоднюю елку.

КОРА ДЕРЕВЬЕВ.


Для поделок годится любая кора. Все зависит от конкретной композиции и фантазии автора. Наиболее ценной считается сосновая, дубовая, липовая и березовая кора.

Толстая березовая (или сосновая) кора подойдет для изготовления любой подставки. Ее используют и для создания отдельных деталей (рис. 11), вырезают лодочки, скалы, различные фигурки. Например, попробуйте сделать ЛОДОЧКУ (рис. 12). Из куска сосновой коры вырежьте корпус лодочки (деталь 1) и руль (деталь 2). Сделайте из двух кусочков бересты паруса (детали 3 и 4), а из отструганной палочки - мачту (деталь 5). Соберите лодочку так, как показано на рисунке 12.

Из бересты хорошо получаются морские волны (рис. 13), косынки, шляпки, сумочки, ведерки, лапки птиц (гусей, уток, цапель).

Кора долго сохраняет мягкость, пластичность, цвет, легко обрабатывается. Но, заготавливая кору для поделок, вы должны иметь в виду, что, например, сосновая кора, высыхая, расслаивается на отдельные пластинки. Поэтому, чтобы она лучше сохранила свои свойства, ее надо проклеить и покрыть лаком.

СЕМЕНА-КРЫЛАТКИ.


На клене, грабе, ясене и липе осенью созревают семена-крылатки - необходимый для поделок природный материал (рис. 15). Заготавливают семена-крылатки, когда они созрели, но еще имеют зеленоватый цвет и скреплены попарно. Если их собрать в этот период, то они сохраняются в «рабочем» состоянии долгое время.

Хранить семена-крылатки надо в картонной коробке, отдельно от другого сырья, и следить за тем, чтобы они не пересохли, не потрескались.

Из семян-крылаток делаются ушки животных (зайцев, белок), головки и хвостовое оперение птиц (рис. 17), различная одежда [юбочки (рис. 16), платьица] для человечков и многое другое.

СОЦВЕТИЯ ЧЕРТОПОЛОХА И РЕПЕЙНИКА


Необыкновенно выразительный и интересный в поделках природный материал (рис. 18 а). Из них можно делать головки человечков (рис. 18 6), мордочки зайцев, котов, собак и других животных. Собирать соцветия чертополоха и репейника довольно сложно из-за тонких острых иголок, покрывающих как само соцветие, так и стебель, листья. Собрав соцветия чертополоха, их надо обязательно обработать дома жидким столярным клеем, иначе, высыхая, они раскроются и разлетятся тысячью пушинок.

Будьте аккуратны и во время работы с соцветиями репейника. Многочисленные мелкие крючочки на чешуйках репейника крепко цепляются за одежду и друг за друга.

ПЛАУН, МОХ, ЛИШАЙНИК


Плауны часто встречаются в сырых моховых лесах. Плаун - интересный и часто используемый поделочный природный материал. Из него хорошо получаются дополнительные элементы, например рога оленя (рис. 19 а) или косички девочки (рис. 19 б).

Мох и лишайники растут в хвойных и смешанных лесах. Лишайники часто покрывают деревья, свисая с ветвей или оплетая ствол. Это замечательный природный материал для изготовления бород и усов человечков, создания композиций сказочного дремучего леса.

Заготовленные плауны, мхи и лишайники, перед тем как использовать в поделках, необходимо хорошо просушить в подвешенном состоянии или в гербарной папке.

Как это правильно сделать, рассказывается в статье «Вторая жизнь растений».

ПЛОДЫ ВОДЯНЫХ ЛИЛИЙ.


На месте отцветших красивых белых и желтых водяных лилий, которые часто встречаются в тихих речных заводях рек и озер, завязываются оригинальной формы плоды (рис. 20 а). Эти плоды очень мясистые и для поделок годятся только хорошо высушенными. Высыхая, они несколько сморщиваются, но это придает им еще более интересную форму.
Из таких плодов получаются замечательные поросячьи рыльца (рис. 20 б).

ОЛЬХОВЫЕ ШИШКИ.


В конце лета на ольхе образуются гроздья плодов - шишечек, по своей форме напоминающих неспелые ягоды малины. Если эти шишки собрать в конце июля и обработать клеем, то получится прекрасный поделочный природный материал, из которого можно будет потом сделать кулачки человечков, лапки животных и головки птиц.



Это универсальный поделочный природный материал, из которого издавна на Руси делались разнообразные и красивые изделия и игрушки. Для поделок, представленных на этом сайте, вам понадобится солома ржи, овса и пшеницы как дополнительный, вспомогательный материал. Солома прекрасно поддается обработке: разглаживается, режется и окрашивается.

Для создания поделок вам понадобится солома и круглая, и расплющенная, тщательно разглаженная. Тем, кто незнаком с обработкой соломы, позволим себе дать несколько полезных советов.

Для работы надо выбирать свежую ровную солому, не смятую, не подгнившую и не заплесневевшую. Ее собирают вручную. Стебли соломы очищают от листьев и ножницами обрезают корни. Для хранения стебли соломы следует разрезать на части (по узлам) и аккуратно уложить в коробку.

Плоская соломка делается из круглых и ровных стеблей. Их кладут в кипяток, посуду закрывают крышкой и оставляют запариваться на несколько часов. Вынув из воды после запаривания, солому разрезают вдоль маленькими ножницами или острым ножом (рис. 21 а, б). Затем разрезанную солому разглаживают с обеих сторон горячим утюгом (рис. 21 в). Если гладить долго, то можно изменить цвет соломы от золотистого до темно-коричневого.

Солому можно окрасить и другим способом - просто прокипятив ее в растворе анилинового красителя. Насыщенность цвета зависит от длительности кипячения. В этом случае вы можете получить любой выбранный вами цвет.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображе-ния. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Работа с природным материалом включает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых навыков.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотли-вый, увлекательный и очень приятный.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий. В процессе сис-тематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы ста-новятся гибкими. А это важно для подготовки рук к письму, к учебной дея-тельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики-согласованности в работе глаза и руки. Совершенствованию координации движений.

Приобщить детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать вни-мание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы ли-стьев, их цвета и т.п., так как в работе с природным материалом все то надо учитывать.

I. Как организовать работу с природным материалом. Руководить трудом детей.

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным ма-териалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последо-вательности, доступности.

Очень важно, чтобы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации ра-боты, дальнейшее их расширение и изменение. Можно рекомендовать воспи-тателям и родителям в начале выяснить, как дети относятся к ручному труду, хотят ли они трудиться и что умеют делать. Следует пробудить интерес де-тей к природному материалу, желание действовать с ним. В группе необхо-димо устраивать выставки детских работ из природного материала, так как детям очень нравиться разглядывать готовые материалы, выполненные их сверстниками - каждый хочет научиться делать такие игрушки.

Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется детьми успешнее, если они имеют возможность заниматься ею в других видах деятельности: на занятиях по лепке, аппликации. Дети любят делать ап-пликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях они знако-мятся с новым для них приемом наклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, на то место, куда будут накладываться.

Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необ-ходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей. Изготовле-нию задуманной игрушки предшествует больная подготовительная работа к ее созданию. С детьми проводятся экскурсии в природу. Во время экскурсии в природу воспитатель напоминает детям, что для изготовления игрушек из природного материала используют кору высохших или срубленных деревьев, кустарников. На глазах у детей воспитатель делает 1-2 простые игрушки, вы-зывая тем самым у детей интерес к изготовлению поделок из природного ма-териала. Собранные сухие корни, ветви. Шишки, сучки имеют причудливую форму. Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: «На что похоже? Что напоминает? Побуждает ребенка сравнивать их, внимательно вгляды-ваться в материал, фантазировать, продумывать заранее, что из него можно будет сделать.»

Целесообразно учить детей одну и туже игрушку мастерить из различного материала.

Изготовление игрушек из природного материала состоит из двух этапов:

  1. Ребенок анализирует игрушку, которую ему предстоит смастерить, плани-рует последовательность работы над ней, подбираем необходимый материал, инструменты и определяет практические умения, навыки, с помощью кото-рых цель будет достигнута.
  2. Ребенок приступает к непосредственному созданию игрушки. Детям объяс-няется, что работа над поделкой начинается с подготовки рабочего места, в процессе труда необходимо соблюдать определенные правила. Прежде всего учат тщательно анализировать образец будущей поделки. Затем ребенка учат анализировать процесс предстоящей работы над игрушкой. Воспитатель де-монстрирует перед детьми весь процесс работы над игрушкой от начала до конца и показывает, как она создается. Показ работы перед каждой частью, деталью поделки, способов их соединения воспитатель сопровождает объяс-нением.

При создании игрушек можно предложить детям комбинировать природный материал.

Схема последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу:

  1. Рассматривание и анализ образца игрушки.
  2. У становление поэтапной последовательности ее изготовления и планиро-вание хода работы.
  3. Выбор способа соединения частей игрушки.
  4. Под бор материала и инструментов.
  5. Изготовление игрушки.
  6. Анализ и оценка поделок.

П. Когда и как работать.

В детском саду работу с природным материалом организуют в первой поло-вине дня 2 раза в месяц, и 1 раз в неделю - кружковая работа (во второй по-ловине дня) . Заниматься можно сразу со своей группой (если поделки про-стые) или по подгруппам.

В группе и дома должны быть созданы условия работы с природным мате-риалом в свободное время, определенное место, где дети при желании могли бы заниматься этой деятельностью.

Как создается игрушка, какие операции при этом необходимо выполнить?

Самый простой и доступный способ соединения частей поделки достигается при помощи пластилина. Более сложный, но и более прочный способ соеди-нения частей игрушки - склеивание. Соединять части игрушки можно и при помощи веточек, спичек, палочек, для чего потребуется шило. Основную ра-боту с шилом выполняет воспитатель. Детали можно соединять нитками, проволокой.

Природный материал:

шишки (сосны, ели, лиственницы, ольхи) орехи и их скорлупа (грецкие, лес-ные, кедровые, земляные) , каштаны, желуди, кора, ветки, корни, листья, се-мена, шиповник, рябина, кукурузные початки, солома, мох, птичьи перья, ра-кушки.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png