В норме эмоциональный фон варьирует в широких пределах, в соответствии с жизненной ситуацией. При длительном пребывании в неблагоприятной ситуации возможно его столь же долгое снижение. Это неблагоприятный психологический фактор, но не признак патологии.

Патологическое снижение настроения, по глубинœе и/или длительности не соответствующее вызвавшей его причинœе или вообще не имеющее видимой внешней причины, - признак депрессивного состояния. При депрессии человек не способен испытывать положительные эмоции. У него резко падает активность, часты мысли о самоубийстве. Возможны и суицидальные попытки, что делает состояние депрессии очень опасным. Оно нередко требует психиатрического вмешательства. Частый источник депрессии - длительная фрустрация (неудовлетворенность) значимой потребности.

Существуют различные виды депрессии: классическая (основное проявление - глубокое снижение настроения), астеническая (с ярко выраженной ослабленностью, сильной истощаемостью), тревожная (включающая значительное повышение тревоги), ажитированная (с возбуждением) и др.
Размещено на реф.рф
У детей депрессия нередко протекает в замаскированной форме, когда снижение настроения не особенно заметно. При этом и в данном случае наблюдается снижение уровня активности, обеднение интересов, некоторая общая вялость. Депрессия часто сопровождается неприятными соматическими (телœесными) ощущениями, болями, не имеющими явной физиологической причины.

Снижение настроения, не доходящее до уровня депрессии, называют субдепрессией. В случае если же оно сочетается с мрачной раздражительностью, то говорят о дисфории.

Специфическим эмоциональным состоянием, с которым особенно часто приходится сталкиваться психологу-консультанту, является состояние тревоги: беспокойство, волнение, ощущение угрозы, ожидание неопределœенной опасности. Уровень тревоги повышается в состоянии стресса (нагрузки, вызванной крайне важно стью адаптации к неблагоприятным или резко меняющимся условиям). Острая тревога приводит к распаду целœенаправленной деятельности и паническому поведению.

При сочетании высокого уровня тревоги с депрессивными тенденциями часто возникают фобии (навязчивые страхи) - боязнь каких-либо ситуаций, не представляющих непосредственной угрозы: закрытых помещений, открытых пространств, высоты, глубины и т. п.

Благоприятность/неблагоприятность состояния

Психологические состояния можно грубо разделить на четыре категории:

> благоприятные;

> неблагоприятные в пределах психологической нормы;

> пограничные;

> патологические.

Пограничные состояния - это психические отклонения, нарушающие нормальную жизнь и деятельность, но не приводящие к инвалидизации. К ним относятся, в частности, невротические состояния, характеризуемые астенией, снижением продуктивности деятельности и эмоциональными нарушениями (тревогой, депрессией и т. п.). Могут наблюдаться тики (непроизвольные подергивания мышц), заикание, энурез (недержание мочи), невротические боли и т.п. Частой причиной невротического состояния является дезадаптация - неспособность приспособиться к изменившимся условиям жизни. В частности, у детей часто возникает школьная дезадаптация, т- е. трудности в приспособлении к нормам и требованиям школьной жизни. При пограничных состояниях иногда полезно медицинское вмешательство.

Патологические состояния (в частности, психотические ) характеризуются более глубоким нарушением психики. Стоит сказать, что для них типичны неадекватность поведения, нарушения ориентации в пространстве и времени, снижение критичности к своему состоянию, продуктивная симптоматика (галлюцинации, сверхценные или бредовые идеи). При этом патологическое состояние не всœегда проявляется столь ярко и подчас трудно поддается распознаванию. Патологическое состояние во всœех случаях требует медицинского вмешательства.

Эмоциональный фон - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Эмоциональный фон" 2017, 2018.

Консультация для родителей.
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА:
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ.
Эмоциональное

развитие
ребенка ­ одна из важнейших задач
воспитания. Но не для всех
родителей это является очевидным
фактом:
уделяя повышенное
внимание
и
интеллектуальному
развитию
своего ребенка, такие родители
склонны абсолютно игнорировать
его эмоциональную сферу. Они рассматривают эмоциональные проявления как нечто
краткосрочное, нерациональное и малозначимое. Иногда, по их убеждению,
максимум, что можно сделать - это научить ребенка жестко контролировать свои
эмоции. И подобный контроль, выработанный под влиянием родительских запретов
на громкий смех, плач или ярко выраженный гнев, нередко оборачивается тем, что
детские переживания оказываются подавлены, скрыты, загнаны внутрь. Запрет на
свободное выражение эмоций делает ребенка несчастным, подрывает его иммунитет,
приводит к развитию неврозов и психосоматических заболеваний.
физическому

Что такое эмоциональное развитие ребенка?
Эмоции - это не просто позитивно или негативно окрашенные отклики на
сигналы из внешнего мира. Эмоциональные переживания представляют собой
сложный процесс оценивания окружающей действительности. Это иная оценка,
нежели та, которая производится холодным рассудком. Рациональный способ
регуляции собственного поведения многим людям представляется идеальным
вариантом. Но человек, руководствующийся в своих поступках исключительно
доводами разума, во многом проигрывает, особенно когда дело касается социальной
сферы. Умение эмоционально оценивать ситуацию очень важно в повседневной
жизни. Дети с нарушениями эмоционального развития испытывают трудности с
налаживанием коммуникаций и установлением долгосрочных личностных связей, они
невосприимчивы к социальным ожиданиям и нюансам межличностных отношений.
Такой ребенок оказывается в социальной изоляции, он чувствует себя подавленным и
одиноким, и это не может не отразиться на всех сферах его деятельности. Чтобы
эффективно взаимодействовать с окружающим миром, ребенок должен научиться
управлять собственными эмоциями и правильно считывать эмоциональные состояния
других людей. Умение распознавать свои и чужие эмоции не является врожденной
способностью. Здесь требуются знания, опыт и определенный уровень развития.
Малыш, растущий в эмоционально обедненной среде, лишен возможности
отслеживать чужие реакции и получать адекватную оценку собственным
эмоциональным проявлениям. Чтобы наработать багаж знаний в эмоциональной
сфере, ребенку требуются партнеры по совместным переживаниям: родители, члены
1

семьи, сверстники, другие люди. Важно также, чтобы эмоции, проживаемые ребенком
в дошкольный период, были разнообразны по характеру - это позволит наработать
хороший эмоциональный опыт и составить более полную картину окружающей
действительности.
Особенности эмоциональной сферы детей 5­6 лет.
Дети старшего дошкольного возраста в целом имеют спокойный эмоциональный
фон восприятия. Их чувства все еще непроизвольны и переменчивы, но восприятие
уже не столь аффективно окрашено, как у малышей. Дошкольники 5­6 лет способны
предвидеть последствия своих поступков и реакцию на них окружающих. Они умеют
предугадывать оценку взрослых - похвалу или неодобрение - и переживают по
этому поводу. Детям удается успешно распознавать чужие эмоции. Особенно легко
они выявляют положительные переживания, такие как радость и восхищение.
Некоторые трудности возникают при
идентификации грусти, и еще тяжелее
дается дошкольникам распознавание
испуга и удивления.
Пытаясь
определить настроение человека,
пятилетний ребенок руководствуется
в основном выражением лица
собеседника, не придавая особого
значения позе и жестикуляции.
Родителям стоит учитывать, что в
этом возрасте ребенок все еще плохо осознает свои чувства и почти не умеет владеть
собой. Его эмоции ярки, мгновенно вспыхивают и быстро затухают. За бурным
весельем
последовать
неожиданные слезы, а через минуту на
лице снова появится улыбка. Взрослым
не следует заострять внимание на
быстрой смене настроения ребенка -
эмоциональная стабильность придет со
временем. Старшие дошкольники уже
преодолели первый этап социализации и
способны к сотрудничеству с другими
людьми. Находясь в группе сверстников,
они умеют считывать чужие эмоции и
адекватно реагировать на переживания своих друзей. Им понятны нормы и правила,
они следуют им, хотя личные желания и потребности, симпатии и антипатии имеют
все же решающее значение. Детям старшего дошкольного возраста уже хорошо
известно чувство сопереживания, они способны проявить деятельную заботу по
отношению к близкому человеку. В отличие от трехлетних малышей старшие
дошкольники не провоцируют сознательно конфликтных ситуаций. Не имея
достаточно веской причины идти на конфликт, пятилетний ребенок будет избегать
острых ситуаций.
могут

Роль родителей в эмоциональном развитии ребенка.

требуется
Главная задача взрослых, отвечающих за эмоциональное развитие ребенка,
состоит не в том, чтобы научить дошкольника контролировать свои чувства и
следовать неким установленным нормам выражения эмоций - тем более, что
старший дошкольник способен
управлять своими переживаниями
лишь до определенной степени. От
родителей
не
искоренить «неудобные» эмоции
ребенка,
научиться
перенаправлять их в нужное русло,
а также создать благоприятную
среду, в которой дошкольник не
будет испытывать эмоционального
голода и стрессовых перегрузок.
Ребенок очень зависим от условий, в которых воспитывается. Нарушить его
эмоциональное равновесие и вызвать далеко идущие последствия могут различные
перекосы во внутрисемейных отношениях: чрезмерная опека, граничащая с истерией,
предпочтение одного ребенка другому, односторонняя привязанность к одному из
родителей и т. п. Родители должны позаботиться, чтобы общий эмоциональный фон в
семье оставался позитивным, с преобладанием положительно окрашенных эмоций.
Но и негативные переживания из жизни ребенка исключать не стоит. Во­первых,
абсолютно оградить от них свое чадо все равно не получится. Во­вторых, в малом
объеме отрицательные переживания полезны для становления личности. Они
мотивируют ребенка к активной деятельности и преодолению препятствий,
позволяют получить разнообразный эмоциональный опыт. Главное, чтобы негативные
эмоции не были слишком интенсивными, длительными и частыми. Эмоциональные
способы воздействия на ребенка не должны выбираться спонтанно и зависеть от
настроения родителя. Важно, чтобы при оценке поступков дошкольника и
регулировании его поведения «метод пряника» был превалирующим. Отчуждение
как форму неодобрения нужно использовать нечасто - только в случае особо
серьезных проступков. Ребенку важно не просто чувствовать хорошее отношение к
себе со стороны родителей, но и слышать словесные выражения любви. Старший
дошкольник легко путается даже в собственных чувствах и эмоциях. Ему не всегда
удается замечать их, правильно идентифицировать и облекать в слова. Родитель
может помочь своему ребенку разобраться в личных эмоциональных переживаниях с
помощью вопросов: «Ты расстроился из­за того, что…?», «Тебе обидно, потому
что…?», «Ты обрадовался, когда…?». Только от родителей зависит насколько
полной и эмоционально насыщенной будет жизнь ребенка. Для ребенка основным
источником эмоций является общение с другими людьми. Дошкольник должен иметь
возможность свободно и полно контактировать с окружающим миром. Но
способствуя эмоциональному развитию ребенка, нельзя переусердствовать. Сильные
и разнообразные, пусть даже и положительные, эмоции могут утомить кого угодно. А

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.

С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он уже способен не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в общепринятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя о своих переживаниях окружающих, воздействуя на них.

Но дошкольники все еще остаются непосредственными импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.

Основными методами, позволяющими выявить особенности эмоционального развития, считаются наблюдение и специальные рисуночные методы.

Наблюдение – наиболее старый метод психологического исследования, «состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан» , и при изучении эмоциональных особенностей этот метод может стать информативным.

На какие же параметры в эмоциональных проявлениях нужно, прежде всего, обратить внимание? Начнем с эмоционального фона. Он имеет много общего с настроением, но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Положительный эмоциональный фон проявляется в приподнятом настроении, улыбке и жестах, выражающих открытость и расслабленность, руки свободно двигаются, голова поднята, во время беседы корпус направлен в сторону собеседника. Ребенок легко вступает в общение и игры, проявляя заинтересованность. Это не означает, что при обследовании он не станет стесняться. Возможна некоторая напряженность, постепенность в установлении контакта.

Отрицательный эмоциональный фон характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, руки висят вдоль тела или лежат на столе, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

Иногда бывает трудно отличить эмоциональный фон от реакции на ситуацию обследования. Вполне возможно, что ребенок стесняется или боится новой обстановки. В таком случае лучше обратиться к рисуночным или другим проективным методам.

В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Другой важный параметр – выраженность эмоций, т. е. то, насколько ребенок умеет выражать свои чувства, насколько богат его эмоциональный мир. Зачастую дошкольники еще не до конца освоили культурные формы выражения эмоций. Они еще не всегда могут сдержать такие эмоциональные проявления, как крик, плач и т. п. В некоторых случаях дети просто не обучены этому, в других – стараются использовать их с целью воздействия на взрослых, в третьих – не могут сдержаться. Важно посмотреть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоены ли им оттенки эмоций, или они плоские, односторонние, невыраженные. В последнем случае ребенок реагирует однотипно (улыбается или плачет) или вообще не выражает никаких чувств. Это сигнал психологу для более тщательного изучения особенностей ребенка, так как может свидетельствовать об органических поражениях, предрасположенности к неблагоприятному развитию личности.

Следующий важный параметр – эмоциональная подвижность. Очевидно, что эмоции детей более подвижны, чем у взрослых. Это объясняется незаконченной миелинизацией нервных волокон, что приводит к частому переходу от возбуждения к торможению и наоборот, а внешне выражается в быстрой и легкой смене эмоций от печали к радости, от горя к веселью. Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости. Такие дети в игре бурно радуются, эмоционально включаются в ситуацию и тут же могут расплакаться по незначительному поводу. Резкую смену настроений может вызвать успех или неудача при выполнении задания, радость сменяется обидой, разочарование – гневом, страх – неудержимым весельем.

Краткий психологический отоварь / Сост. Л.А Карпечко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, – М., 1985. С.195.

Нажмите для увеличения

То, что принято называть настроением, на суконном языке психологии называется эмоциональным фоном. Условно его можно поделить на две крайние категории – положительный фон и отрицательный. В народе это принято называть хорошим и плохим настроением. Однако здесь нюанс заключается в том, что настроение может меняться по несколько раз на дню, но эмоциональный фон – это то, что присуще человеку большую часть времени.

Разумеется, большинству людей приятнее вступать в контакты с теми людьми, у которых эмоциональный фон является положительным. С ними и разговаривать легче, и особого подхода искать не нужно, и обсуждать они готовы практически любую тему.

Однако минусы имеются и в этом случае. Поскольку эмоциональный фон у этих людей очень стабилен, они слабо реагируют не только на сложности в своей жизни, но и на чужие проблемы. Проще говоря, если вы расскажете им о своих проблемах, они вряд ли их заинтересуют. В большинстве случаев позитивно настроенные люди либо не воспринимают проблемы всерьез, либо пытаются ускользнуть от них, особенно если это чужие проблемы.

Обладатели негативного эмоционального фона являются их полной противоположностью. Общаться с ними не слишком-то приятно. Даже если они вступят контакт, в скором времени у вас сложится впечатление что это либо заядлый критикан, либо брюзга, либо патологический ворчун. Собственно, именно такие прозвища им и присваиваются.

Обычно их недолюбливают, думая, что им никто не нужен и они не хотят общаться. Однако на самом деле у них просто другой стиль общения. В большинстве случаев они не отказываются от контакта, просто у них специфическая манера общаться.

Не стоит пытаться насильно разговорить такого человека и заставлять его смеяться. Если вы начнете в его присутствии травить анекдоты он может вообще мысленно покрутить пальцем у виска. Если они радуются, то только в ответ на какое-то счастливое событие, произошедшее именно в их, а не чьей-то чужой жизни.

Не стоит рассчитывать, что они станут радоваться вашему счастью. Правда, они достаточно охотно выражают сочувствие, что отчасти хорошо, но может стать и негативом, поскольку так можно легко докатиться до совместного нытья.

Еще одной их важной чертой является то, что они достаточно враждебно настроены по отношению к окружающему миру и потому постоянно напряжены, все подвергают сомнению и ждут удара. Это не значит, что все они хронические неудачники и параноики: среди таких людей тоже встречаются успешные люди, хотя и не так часто, как среди людей с позитивным настроем.

В любом случае, не пытайтесь их переделать. Несмотря на маску из негативного настроя, многие из них довольно симпатичные и нередко очень интересные люди, так что попытайтесь найти плюсы и у них.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть важный факт. Объективность наблюдения принципиально недостижима, так как получаемые результаты всецело зависят от субъективности наблюдателя. Последнее детерминировано необычайно широким спектром факторов, определяемых личностью (в широком смысле этого слова) специалиста.
Поскольку избежать субъективности в наблюдении невозможно, следует хотя бы минимизировать ее вклад в получаемые результаты. Единственный путь к этому - четкая организация самого процесса наблюдения. Это непростая задача, требующая по крайней мере выработки профессионального отношения к самому себе (субъекту).
Важную помощь в выработке подобного профессионального отношения к себе оказывает схема наблюдения, которая дает психологу возможность повысить точность и полноту наблюдения, использовать профессиональный опыт других специалистов. Представленные в данном цикле статей рекомендации по технологии и примерные схемы наблюдения, на наш взгляд, помогут психологам образования достичь основной цели наблюдения: выделить детей группы риска по тем или иным параметрам школьной дезадаптации. В то же время для выявления причин, механизмов и специфики наблюдаемых проявлений необходимо проводить индивидуальное углубленное психологическое обследование учащихся.

АФФЕКТИВНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА

Оценивая в процессе наблюдения эмоциональные особенности ребенка, в первую очередь необходимо обратить внимание на преобладающий эмоциональный фон, или преобладающий фон настроения ребенка.
Так, например, ребенок может быть преимущественно напряжен, тревожен в процессе занятий (на уроках), но при этом излишне возбудим (не может расслабиться) на переменах и в общении с детьми. В данном случае преобладающим будет высокий уровень тревожности ребенка, а не его возбудимость (на переменах).
В других случаях фон настроения ребенка может быть постоянно повышенным, в том числе и за счет некритичности. При этом, как правило, отмечается и повышенный уровень общей психической и речевой активности. Такое состояние эмоционального фона может быть охарактеризовано как неадекватное, в частности в приведенном выше примере можно говорить об эйфории - повышенном неадекватно-радостном настроении, сочетающемся с двигательным и общепсихическим возбуждением.
Однако психолог может наблюдать и сниженный фон настроения, что чаще будет проявляться не столько на самих уроках, сколько в иных ситуациях (на переменах, в столовой, в свободном общении детей). Такой ребенок и в коммуникативном плане скорее всего будет иметь невысокую активность.
В некоторых случаях снижение фона настроения может достигать сильной степени вплоть до полного безразличия (апатии). Тогда психолог увидит у ребенка полную потерю интереса к жизни во всех наблюдаемых ситуациях, хотя это может и не сказываться на качестве овладения программным материалом и не быть предметом беспокойства педагога.
Таким образом, анализируя преобладающий эмоциональный фон, мы ориентируемся на эмоциональное состояние ребенка в одном случае - на занятиях, а в другом - вне их.
Следующим параметром оценки эмоциональных особенностей ребенка является адекватность наблюдаемых аффективных реакций. Мы не считаем, что при подобного рода скрининговой диагностике психологу необходимо квалифицировать конкретные эмоциональные состояния - гнев, радость, удивление, печаль, страх и т.п. Для решения задач выделения детей с недостаточными адаптационными возможностями логично говорить именно о наличии неадекватных эмоциональных реакций.
В плане оценки адекватности эмоциональных реакций можно говорить об адекватности по знаку и об адекватности по силе реакций. В первом случае анализируется соответствие аффективной реакции ребенка силе воздействия со стороны взрослых или сверстников. Например, педагог может доброжелательно и спокойно предложить ребенку подумать еще над ответом на какой-либо вопрос, а ребенок в ответ может либо заплакать, либо обидеться и уйти в себя. В крайних проявлениях в ответ на подобного рода замечания возможны и неадекватные протестные реакции. И наоборот, педагог может высказывать в достаточно резкой форме свои претензии, а ребенок - демонстрировать варианты положительных эмоций. Особенно часто описываемые ситуации могут возникать в общении со сверстниками, когда на явное неприятие и подкалывание со стороны детей ребенок реагирует неестественным в данной ситуации радостным возбуждением, смехом и т.п.
Трудности распознавания эмоционального настроя других людей в первую очередь будут наблюдаться у детей с вариантами искаженного развития. Наряду с этим у детей описываемой группы будут отмечаться и совершенно специфические поведенческие характеристики (в особенности при взаимодействии с другими людьми). Также будут проявляться особенности моторики, общей двигательной активности и специфика речевых высказываний.
Неадекватность аффективных реакций по силе чаще всего наблюдается в тех случаях, когда ребенок, что называется, эмоционально раним и «тонок». Но не только. С нашей точки зрения, такого рода аффективная неадекватность будет проявляться, если мы имеем дело с недостаточной зрелостью регуляторных механизмов, позволяющих ребенку как бы «дозировать» свою эмоциональную экспрессию в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда мы будем наблюдать чрезмерную радость или огорчение, вовсе не характеризующие эмоциональную ранимость ребенка. Такой ребенок будет выделяться в том числе и по параметрам регуляторной незрелости. Именно сочетание эмоциональной неадекватности реакций силе воздействия и регуляторной незрелости будет отличать такого ребенка от ребенка с истинной эмоциональной ранимостью.
Также в процессе наблюдения можно отметить такой показатель эмоционального неблагополучия, как чрезмерная эмоциональная лабильность, которая в наблюдаемых ситуациях будет проявляться в очень быстрых сменах как фона настроения и его выраженности, так и адекватности реагирования на ситуацию.
Многие из наблюдаемых специалистом особенностей эмоционального статуса детей могут быть проанализированы с точки зрения уровневой теории базовой аффективной регуляции О.С. Никольской. С этой точки зрения, такие особенности, как задиристость, робость, боязливость, трудности контактов со сверстниками, всеядность в общении, трудности подчинения распорядку, трудности удержания дистанции со взрослыми, безразличие, подчиняемость, эмоциональная пассивность, понимание и возможность заражения эмоциональным состоянием, умение объяснить эмоциональное состояние другого ребенка, будут служить внешним проявлением недостаточности или чрезмерности функционирования того или иного базового уровня аффективной регуляции.
Особенности эмоционально-аффективной сферы удобно фиксировать в таблице (см. табл. 1).
Данная таблица предназначена лишь для фиксации наблюдаемых особенностей того или иного ребенка. Совершенно естественно, что при наличии выраженной специфики аффективно-эмоционального состояния ребенка необходимо проводить его углубленное психологическое обследование с целью выявления и анализа тех причин, которые привели к такому состоянию, а также для поиска путей помощи ребенку.
Эмоциональные особенности могут присутствовать у конкретного ребенка в различных сочетаниях. Например, нередко сниженный фон настроения сочетается с тревожностью, а повышенный фон настроения - с эмоциональной лабильностью, неадекватностью по знаку. Также ребенок может иметь «плюсы» не только в плане агрессивного фона настроения, но и выделяться из среды сверстников по параметрам неадекватности эмоциональных реакций и регуляторной незрелости.

Таблица 1. Аффективные и эмоциональные особенности ребенка

Порядковый
номер
Фамилия,
имя ребенка
№ парты Аффективные и эмоциональные особенности
Эмоциональный фон настроения Адекватность эмоциональных реакций Трудности распознавания эмоционального настроя других людей (по знаку и по силе) Конкретные эмоциональные особенности
Преобладание
сниженного фона
Преобладание повышенного фона Преобладание тревожного фона (дисфоричность) Преобладание агрессивного
(злобного)
Выраженная эмоциональная лабильность реакций по знаку Наличие неадекватных
эмоциональных
реакций по силе
Наличие неадекватных
эмоциональных
Эмоциональная
ранимость
1
...
30

ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ
(КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ)

При оценке особенностей общения ребенка в различных ситуациях (на уроке, перемене, в столовой, на прогулке и т.п.) необходимо учитывать, что в структуру общения (коммуникаций) теснейшим образом вплетены практически все характеристики и особенности, оцениваемые с помощью метода наблюдения. Совершенно естественно, что особенности речевого развития, аффективно-эмоциональные реакции, регуляторная зрелость, интеллектуальные особенности и даже особенности моторики - все они не могут не оказывать влияния на коммуникативный процесс. Поэтому оценка всех этих показателей тесно связана и с оценкой специфики общения ребенка с детьми и взрослыми.
В данном разделе нами выделяются наиболее общие характеристики общения, которые могут быть оценены психологом в процессе непосредственного наблюдения за поведением ребенка и его взаимодействия с окружающими, а именно:
коммуникативная активность;
коммуникативная адекватность;
конфликтность;
косвенная оценка социометрической позиции ребенка.
В какой-то степени коммуникативная активность пересекается с речевой активностью. При этом очевидно, что в первую очередь оценивается направленность на взаимодействие с другим человеком и на процесс обмена информацией в общем информационном поле, создаваемом партнерами по общению.
При оценке уровня коммуникативной активности наблюдатель фиксирует лишь количественную сторону коммуникаций, поскольку качественные ее особенности (характеристики адекватности, конфликтности, социальной перцепции и т.п.) должны отмечаться отдельно. В качестве примера можно привести ребенка, который на уроке постоянно обращается к другим детям (то за линейкой, то за карандашом, то просто поболтать, то есть постоянно требует не только внимания к себе, но и ответа на свои коммуникативные посылы). В данном случае можно говорить о высокой коммуникативной активности, пусть и несколько формальной.
В другом случае можно наблюдать ребенка, который постоянно бубнит что-то себе под нос, как бы разговаривая сам с собой, не ожидая ответных реакций со стороны окружающих. Такое поведение нельзя назвать коммуникацией.
Оценить количественно коммуникативную активность можно, наблюдая детей не столько в процессе занятий (на уроках), сколько в ситуации свободного общения (на переменах, во время прогулок).
При низкой коммуникативной активности ребенок может быть достаточно подвижным и моторно активным, но при этом не стремиться к взаимодействию с другими детьми. Ребенок не сам инициирует общение, а лишь отвечает с большей или меньшей адекватностью на коммуникативные посылы (запросы) других. Как правило, и речевая активность детей с низкой коммуникативной активностью бывает невысокой. Исключение составляют дети с вариантами дисгармоничного развития (преимущественно экстрапунитивного плана) и дети с вариантами искаженного развития.
Качественная оценка взаимодействия ребенка с другими детьми в какой-то мере может быть произведена при оценке показателей коммуникативной адекватности.
Взаимодействие ребенка с окружающими вряд ли может быть адекватным, если у него присутствуют трудности оценки коммуникативных посылов (экспектаций) со стороны других людей. Внешне это может выглядеть как непонимание обращения (а скорее даже непонимание подтекстовой составляющей того или иного обращения). В особенности это касается понимания юмора (как детского, так и взрослого), подколов и т.п.
Однако при низкой коммуникативной активности ребенок может не реагировать вербально, а только аффективно. Очень часто дети и добиваются именно таких неадекватных аффективных реакций, что является в прямом смысле целью подобного рода взаимодействий. Однако неадекватные коммуникативные реакции вовсе не обязательно могут проявляться при пробах «на вшивость», что достаточно естественно, но могут характеризовать и высокую конфликтность ребенка.
Коммуникативная неадекватность в ситуациях обыденного, бытового взаимодействия является важным маркером вариантов дисгармоничного или даже искаженного развития личности ребенка и должна быть отмечена психологом.
Одним из показателей коммуникативной неадекватности является наличие так называемых коммуникативных барьеров. В понятие коммуникативного барьера входит прозаическая ситуация, когда информация (как вербальная, так и невербальная) передается одним ребенком другому (взрослым ребенку или ребенком взрослому) в сложной и непривычной для принимающего форме. Это не психологический барьер: сообщение в целом может быть интересным принимающему (или по крайней мере нейтральным), но существуют какие-либо препятствия (штрихи, нюансы ситуации и состояния ребенка), которые мешают адекватному восприятию информации. К препятствиям могут быть отнесены, во-первых, особенности развития самого ребенка (недоразвитие речевого восприятия, этнические, культурные, интеллектуальные или иные особенности его существования), во-вторых, особенности ситуации, в-третьих, социокультурные, этнические, религиозные или даже интеллектуальные особенности передающего информацию человека (неважно - взрослого или сверстника). В то же время нельзя отрицать и наличие классических коммуникативных барьеров.
Одним из наиболее часто встречающихся барьеров являются трудности понимания сложного речевого высказывания, обращенного к ребенку. Это может быть следствием недостаточного речевого развития ребенка, а также нарушением физического слуха.
Наличие коммуникативных барьеров часто может наблюдаться в том случае, если в детский коллектив попадает ребенок из другой этносоциальной среды. В этой ситуации наблюдается конгломерат коммуникативных барьеров, имеющих, как уже указывалось, этническую, социокультурную, языковую природу.
Понятно, что целью наблюдения, как уже говорилось, является лишь выделение детей с риском личностной дезадаптации в образовательной среде. Для более квалифицированной и углубленной оценки всех параметров и причин наблюдаемых трудностей коммуникации ребенка (впрочем, как и других показателей развития) необходимо его индивидуальное углубленное психологическое обследование.
Еще одним параметром адекватности взаимодействия, который хоть и трудно, но можно оценить с помощью наблюдения, является интегральная оценка сформированности коммуникативных навыков. Несформированность данных навыков (часто сочетающаяся с бедностью словаря, неумением оформить свое речевое высказывание) выражается в неумении чисто технически взаимодействовать с другими детьми, в узости, бедности самого репертуара способов взаимодействия. Такой ребенок в ответ на любое обращение других людей может начать плакать, а в некоторых случаях конфликтовать (что можно рассматривать также как неадекватность коммуникативных реакций).
В целом несформированность (сужение репертуара) коммуникативных навыков будет выражаться в стереотипности, малой модулированности коммуникативных ответов.
Также к несформированности коммуникативных навыков можно отнести трудности взаимодействия в режиме диалога (как вербального, так и невербального). Естественно, что причинами подобных трудностей будут являться, в первую очередь, регуляторные и речевые проблемы.
Параметр конфликтность также является важным в оценке коммуникативных характеристик ребенка. Конфликтность, как правило, сочетается с особенностями эмоционального фона и наличием неадекватных эмоциональных реакций.
При наблюдении следует различать общий высокий уровень конфликтности, при котором «зона» конфликта не зависит от партнера по общению и распространяется на большинство ситуаций общения. Такой ребенок одинаково конфликтен как со взрослыми, так и с детьми в различных жизненных ситуациях. При этом достаточно часто отмечается повышенный агрессивный фон настроения. Часто такой ребенок сам провоцирует конфликты по отношению к себе других партнеров по общению.
При другом варианте конфликтного поведения, а именно избирательной конфликтности, проблем агрессивности и изменения общего фона настроения может не быть, а конфликтность ребенка проявляется лишь при взаимодействии с каким-то конкретным лицом или в конкретной ситуации.
Из всех вышеперечисленных параметров, по которым оцениваются коммуникативные особенности, складывается косвенная оценка психологом социометрической позиции ребенка. Ее можно рассматривать как интегральную оценку характера взаимодействий и адаптации ребенка к окружающим его партнерам по общению. Она показывает, насколько ребенок интересен для общения другим детям и взрослым, каков его авторитет, насколько дети стремятся к дружбе с ним, насколько он им интересен как в игровом, так и в познавательном плане. Социометрическая позиция (без каких-либо количественных измерений) отражает ту социальную роль, которую выполняет ребенок в группе. Это могут быть роли «отличника», «своего парня», «недотроги», «козла отпущения», «души общества».
Для оценки и регистрации особенностей общения ребенка с детьми и взрослыми удобно использовать следующую таблицу (см. табл. 2).

Наталья Семаго,
кандидат психологических наук,
ППМС-центр САО,
г. Москва

Таблица 2. Общение ребенка с детьми и взрослыми (коммуникативные особенности)

Порядковый
номер
Фамилия,
имя
ребенка

парты
Характеристика взаимодействия ребенка
Коммуникативная
активность
Коммуникативная адекватность Конфликтность Косвенная
оценка
социаметрической позиции
Чрезмерная активность Низкая активность Трудности
оценки
коммуникативных
посылов
Неадекватные
реакции
Наличие барьеров
общения
Сформированность
навыков
Высокий
уровень
Избирательно
высокая
конфликтность
1 r r r r r r r r r r r
... r r r r r r r r r r r
30 r r r r r r r r r r r


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png