Ровно 20 лет назад череда странных аварий на российской станции «Мир» привела к решению начать вывод ее из рабочего режима с последующим затоплением. Этот своеобразный юбилей прошел бы незамеченным, если бы не премьера очередного голливудского «космического ужастика». Фантастический блокбастер «Живое» рассказывает о трагической гибели экипажа МКС в борьбе с необычным марсианским микроорганизмом. Эта довольна избитая тема, блестяще раскрытая Ридди Скоттом в эпопее о «чужих» монстрах и Джоном Бруно в «Вирусе», неожиданно получила оригинальное продолжение. Интригу породили слова создателя «Живого» Даниэля Эспиносы о том, что сюжет ему навеяла одна из версий гибели предшественника МКС — станции «Мир».

«Эффект домино» в нештатных ситуациях

В конце июля 1997 года один из руководителей программы «Мир» Сергей Крикалев провел сенсационную пресс-конференцию. На ней он рассказал о череде загадочных аварий.

Все началось 23 февраля 1997 года, когда при смене экипажа случился пожар. Причиной послужила некондиционная шашка пиролиза, служащая для пополнения кислорода, которую зажгли после того, как на борту скопилось шесть человек. Хотя возгорание было ликвидировано, начались сбои системы терморегуляции. В результате новому экипажу в составе Василия Циблиева, Александра Лазуткина и Джерри Линенджера пришлось неделю вдыхать пары хладоагента и «париться» при 30-градусной температуре. Систему терморегулирования отремонтировали только к середине июня.

25 июня 1997 года во время маневров грузовика «Прогресс М-34» произошло его столкновение с научным модулем «Спектр». В результате образовалась трещина, через которую стал выходить воздух. Пришлось задраить переходной люк в «Спектр», но тут на станции стало падать напряжение. Оказалось, что повреждены кабели и солнечные батареи «Спектра», дающие почти
треть электроэнергии.

На следующее утро космонавты проснулись в темноте и холоде. Выяснилось, что ночью бортовой компьютер потерял связь с датчиками положения и перешел на аварийный режим, отключив отопление и систему ориентации. Так станция потеряла оптимальное расположение солнечных панелей, и аккумуляторы разрядились.

В конце концов, станцию удалось сориентировать двигателями пришвартованного корабля «Союз ТМ-25», и солнечные батареи снова зарядили аккумуляторы.

Что с бортовым компьютером?

5 августа на замену Циблиеву и Лазуткину прибыли Анатолий Соловьев и Павел Виноградов с ремонтным оборудованием для восстановления «Мира». Новая смена столкнулась с трудностями уже при стыковке, когда не сработала автоматика и Соловьеву пришлось причаливать в ручном режиме. Он провел маневр и успел спасти положение, взяв на себя управление при очередном сбое компьютера при перестыковке «Прогресса М-35».

Затем космонавты приступили к починке бортовой ЭВМ, вспоминая суперкомпьютер HAL 9000, уничтоживший почти весь экипаж космолета в романе Артура Кларка «Космическая одиссея 2001 года». ЭВМ отладили и приступили к ремонту электролизного генератора для выработки кислорода.

После этого космонавты надели скафандры и через переходной шлюз стыковочного узла попали в разгерметизированный модуль. Им удалось восстановить кабели, ведущие к солнечным батареям «Спектра». Теперь предстояло выяснить, сколько пробоин получила станция. Однако проверка подозрительных мест ничего не дала. Поиски воздушной течи пришлось продолжить. В это время возобновились сбои главного компьютера. Его сумели собрать из двух неисправных, но неполадки следовали одна за другой, словно в ЭВМ действительно вселился дух HAL 9000…

Все эти события и привели к сворачиванию работ на станции. По официальной версии, сложившуюся на станции ситуацию рассматривали крупные эксперты по космической технике вместе с конструкторами и изготовителями. Они пришли к мнению, что «Мир» давно уже выработал свои ресурсы, и дальнейшее пребывание на нем становится попросту опасным.

Альтернативная версия

Многие альтернативные историки космонавтики считают, что причиной гибели станции «Мир» послужили события во время 14-й основной экспедиции, длившейся с 1 июля 1993 года по 14 января 1994 года. Тогда на станцию прибыли Василий Циблиев, Александр Серебров и француз Жан-Пьер Эньере.

Во время проверки снаряжения для выхода в открытый космос, оставшегося от предыдущего экипажа, бортинженер Серебров открыл ранец одного из скафандров, и его тут же окутало облачко зеленоватой пыли. Оказалось, на внутренней поверхности скафандра образовалось несколько слоев странной плесени.

Команде пришлось долго вычищать подручными средствами отсек, где хранились скафандры. Наконец почти все споры плесени из воздуха и скафандра отправили в пылесборник. Однако через несколько часов вода из регенерационной системы приобрела гнилостный привкус, и в отсеках появился запах затхлости.

Космонавты отправили в Центр управления полетами заявку на смену регенерационной колонки, но на Земле ситуацию не сочли критичной. Тогда космонавты сами разобрали колонку и увидели, что сменный фильтр забит желто-зелеными крошками.

В дальнейшем мутировавшая в невесомости и под воздействием космической радиации плесень стала разрушать оборудование станции. Особенно пострадали противопожарные датчики и анализаторы воздуха. Косвенно это подтверждают анализы лаборатории микробиологии среды обитания и противомикробной защиты Института медико-биологических проблем РАН, в которых на части вернувшихся со станции приборов были обнаружены обширные следы плесени.

Программа «Биориск»

В Институте медико-биологических проблем РАН была начата целевая программа по изучению поведения микроорганизмов в космических условиях. Она получила название «Биориск».

В ходе экспериментов в космос отправились споры микроскопических грибов как наиболее устойчивые к безвоздушной среде и радиации. Их помещали на металлические конструкции, из которых изготовлена внешняя оболочка космического корабля. Затем образцы заключали в чашке Петри, отделенной от вакуума мембранным фильтром. В космических условиях споры провели полтора года. Когда их вернули на Землю и поместили в питательную среду, споры тут же стали расти и размножаться.

Все это по-новому осветило старую проблему дезинфекции космической техники. Ведь в случае возвращения экспедиций, побывавших в различных уголках Солнечной системы, земные микроорганизмы могут существенно измениться.

Космическая инфекция

После возвращения на Землю у космонавтов 14-й экспедиции появились симптомы странного заболевания. Особенно сильно они проявлялись у Сереброва, жаловавшегося на боли в области живота, тошноту и постоянную слабость. За помощью космонавт обратился в Институт эпидемиологии и микробиологии, но поставить точный диагноз врачи ему так и не смогли.

23 марта 2001 года станцию-рекордсменку, проработавшую втрое больше первоначально запланированного срока, затопили в Тихом океане, неподалеку от островов Фиджи. Ученые уверяли: станция прошла термообработку при полете через атмосферу. В такой печке ни один микроб не выживет. Но признавали: до конца свойства мутировавшей в невесомости плесени неизвестны. Что если космические микроорганизмы на затопленной станции выжили? Существует ли угроза того, что из водных глубин на землю придет неизвестная инфекция?

Мутанты или конспирология?

Пару лет назад многие СМИ сообщили о сенсационном открытии следов каких-то микроорганизмов на внешних конструкциях МКС. При более детальном осмотре оказалось, что этими организмами является планктон, неизвестным образом попавший на обшивку станции.

Астробиологи, изучающие все живое в космосе, выдвинули теорию, согласно которой планктон добрался до МКС на одном из космических кораблей. Скажем, это вполне могло произойти на главном ракетодроме NASA во Флориде на мысе Канаверал, где часто дуют сильные ветры с Атлантики и Мексиканского залива.

Согласно другой гипотезе, высказанной много лет назад патриархом британской фантастики Брайаном Олдиссом в романе «Долгие сумерки Земли», микроорганизмы постоянно возносятся атмосферными потоками на десятки километров вверх и путешествуют на тысячи километров.

Тем не менее загадки плесени на станции «Мир» и планктона на МКС так и не находят объяснений, которые устроили бы всех.

А у странной гибели станции «Мир» есть, оказывается, конспирологическое объяснение. Его озвучил чешский историк космонавтики Карел Пацнер в бестселлере «Секретная гонка за Луну». По его мнению, причины поспешного уничтожения станции самые банальные — коррупция и казнокрадство. По мнению Пацнера, затраты на содержание этого объекта расходились по карманам руководства космической отрасли, и на станции скопилось много уникальных приборов и оборудования, которое существовало только на бумаге.

Следы надо было срочно заметать, и в ход пошла легенда о плесени для подготовки общественного мнения. В общем, как говорится в популярном сериале, истина где-то рядом.

3659

Кратко о статье: МКС - самый дорогостоящий и амбициозный проект человечества на пути к освоению космоса. Впрочем, строительство станции в самом разгаре, и пока неизвестно, что будет с ней через пару-другую лет. Мы рассказываем о создании МКС и планах по ее завершению.

Космический дом

Международная космическая станция

Ты остаешься за главную. Но ничего не трогай.

Шутка русских космонавтов в адрес американки Шэннон Люсид, которую они повторяли каждый раз, когда выходили со станции “Мир” в открытый космос (1996).

В далеком 1952 году немецкий ракетостроитель Вернер фон Браун говорил, что человечеству очень скоро понадобятся космические станции: как только оно выйдет в космос, его уже будет не остановить. А для планомерного освоения Вселенной нужны орбитальные дома. 19 апреля 1971 года Советским Союзом запущена первая в истории человечества космическая станция “Салют 1”. Она была длиной всего 15 метров, а объем обитаемого пространства составлял 90 квадратных метров. По нынешним меркам первопроходцы летали в космос на ненадежном металлоломе с начинкой из радиоламп, однако тогда казалось, что в космосе для человека больше нет преград. Сейчас, 30 лет спустя, над планетой висит всего один обитаемый объект - “Международная космическая станция”.

Она - самая крупная, продвинутая, но в то же время и самая дорогостоящая станция среди всех, что когда-либо запускались. Все чаще задаются вопросы - а нужна ли она людям? Мол, что вообще нам надо в космосе, если и на Земле осталось так много проблем? Пожалуй, стоит разобраться - что представляет собой этот амбициозный проект?

Рокот космодрома

Международная космическая станция (МКС) - совместный проект 6 космических агентств: Федерального космического агентства (Россия), Национального агентства по аэронавтике и исследованию космического пространства (США), Японского Аэрокосмического Исследовательского Управления (JAXA), Канадского космического агентства (CSA/ASC), Бразильского космического агентства (AEB) и Европейского космического агентства (ESA).

Впрочем, не все члены последнего приняли участие в проекте “МКС” - Великобритания, Ирландия, Португалия, Австрия и Финляндия отказались от этого, а Греция и Люксембург присоединились позднее. По сути, в основе МКС лежит синтез несостоявшихся проектов - русской станции “Мир-2” и американской “Свобода”.

Работа над созданием МКС началась в 1993 году. Станция “Мир” была запущена 19 февраля 1986 года и имела гарантийный срок эксплуатации в 5 лет. Фактически она провела на орбите 15 лет - из-за того, что у страны просто не было денег на запуск проекта “Мир-2”. У американцев были похожие проблемы - холодная война закончилась, и их станция “Свобода”, на одно проектирование которой уже было истрачено около 20 миллиардов долларов, оказалась не у дел.

Россия имела 25-летнюю практику работы с орбитальными станциями, уникальные методики длительного (свыше года) пребывания человека в космосе. Кроме того, у СССР и США имелся неплохой опыт совместной работы на борту станции “Мир”. В условиях, когда ни одна страна не могла самостоятельно потянуть дорогую орбитальную станцию, МКС стала единственной альтернативой.

15 марта 1993 года представители Российского космического агентства и научно-производственного объединения “Энергия” обратились к NASA с предложением о создании МКС. 2 сентября подписано соответствующее правительственное соглашение, а к 1 ноября - подготовлен детальный план работ. Финансовые вопросы взаимодействия (поставки оборудования) были решены летом 1994 года, а к проекту присоединилось 16 стран.

Что в имени твоем?

Название “МКС” родилось в спорах. Первый экипаж станции с подачи американцев дал ей имя “Станция Альфа” и некоторое время использовал его в сеансах связи. Россия была не согласна с таким вариантом, поскольку “Альфа” в переносном смысле означало “первая”, хотя Советский Союз уже запускал 8 космических станций (7 “Салютов” и “Мир”), да и американцы экспериментировали со своей “Skylab”. С нашей стороны было предложено имя “Атлант”, однако американцы отвергли его по двум причинам - во-первых, оно было слишком похоже на название их шаттла “Атлантис”, а во-вторых, ассоциировалось с мифической Атлантидой, которая, как известно, утонула. Было решено остановиться на словосочетании “Международная космическая станция” - не слишком звучный, но компромиссный вариант.

Поехали!

Развертывание МКС было начато Россией 20 ноября 1998 года. Ракета “Протон” вывела на орбиту функционально-грузовой блок “Заря”, который, наряду с американским стыковочным модулем NODE-1, доставленным в космос 5 декабря того же года шаттлом “Индевер”, составил “костяк” МКС.

“Заря” - наследник советского ТКС (транспортный корабль снабжения), разработанного для обслуживания боевых станций “Алмаз”. На первой стадии сборки МКС она стала источником электроэнергии, складом оборудования, средством навигации и корректировки орбиты. Все остальные модули МКС сейчас имеют более конкретную специализацию, в то время как “Заря” практически универсальна и в будущем станет выполнять функции хранилища (питание, топливо, приборы).

Официально “Заря” находится в собственности США - они оплатили ее создание - однако фактически модуль собирали с 1994 по 1998 годы в Государственном космическом центре имени Хруничева. Он был включен в состав МКС вместо модуля “Bus-1”, спроектированного американской корпорацией “Локхид”, поскольку тот стоил 450 миллионов долларов против 220 миллионов за “Зарю”.

У “Зари” три стыковочных шлюза - по одному с каждого конца и один сбоку. Ее солнечные батареи достигают 10,67 метров в длину и 3,35 метров в ширину. Кроме того, на модуле установлено шесть никель-кадмиевых аккумуляторов, способных выдавать около 3 киловатт мощности (первое время с их зарядкой возникали проблемы).

По внешнему периметру модуля расположено 16 топливных баков общим объемом в 6 кубометров (5700 килограммов горючего), 24 поворотных реактивных двигателя большого размера, 12 маленьких, а также 2 главных двигателя для серьезных орбитальных маневров. “Заря” способна на автономный (беспилотный) полет в течение 6 месяцев, однако из-за задержек с российским служебным модулем “Звезда” ей пришлось летать пустой в течение 2 лет.

Модуль “Unity” (создан корпорацией “Боинг”) отправился в космос вслед за “Зарей” в декабре 1998 года. Будучи оборудованным шестью стыковочными шлюзами, он стал центральным соединительным узлом для последующих модулей станции. “Unity” жизненно важен для МКС. Рабочие ресурсы всех модулей станции - кислород, вода и электричество - проходят именно через него. На “Unity” также установлена базовая система радиосвязи, позволяющая использовать коммуникационные возможности “Зари” для общения с Землей.

Служебный модуль “Звезда” - главный российский сегмент МКС - запущен 12 июля 2000 года и состыковался с “Зарей” 2 недели спустя. Его каркас построили еще в 1980-х годах для проекта “Мир-2” (дизайн “Звезды” очень напоминает первые станции “Салют”, а ее конструктивные особенности - станцию “Мир”).

Упрощенно говоря, этот модуль - жилье для космонавтов. Он оснащен системами жизнеобеспечения, связи, управления, обработки данных, а также двигательной установкой. Общая масса модуля - 19050 килограммов, длина - 13,1 метра, размах солнечных батарей - 29,72 метра.

В “Звезде” имеется два спальных места, велотренажер, беговая дорожка, туалет (и другие гигиенические установки), холодильник. Наружный обзор обеспечивают 14 иллюминаторов. Российская электролитическая система “Электрон” разлагает отработанную воду. Водород выводится за борт, а кислород поступает в систему жизнеобеспечения. В паре с “Электроном” работает система “Воздух”, поглощающая углекислый газ.

Теоретически, отработанную воду можно очистить и использовать повторно, однако на МКС такое практикуется редко - свежую воду доставляют на борт грузовые “Прогрессы”. Надо сказать, что система “Электрон” несколько раз барахлила и космонавтам приходилось использовать химические генераторы - те самые “кислородные свечи”, которые однажды вызвали пожар на станции “Мир”.

В феврале 2001 года к МКС (на один из шлюзов “Unity”) присоединен лабораторный модуль “Destiny” (“Судьба”) - алюминиевый цилиндр весом 14,5 тонн, длиной 8,5 метров и диаметром 4,3 метра. Он оборудован пятью монтажными стойками с системами жизнеобеспечения (каждая весит 540 килограммов и может производить электричество, остужать воду и контролировать состав воздуха), а также доставленными чуть позже шестью стойками с научным оборудованием. Оставшиеся 12 пустых установочных мест будут заняты со временем.

В мае 2001 года к “Unity” присоединили главный шлюзовой отсек МКС - “Quest Joint Airlock”. Этот шеститонный цилиндр размерами 5,5 на 4 метра оснащен четырьмя баллонами высокого давления (2 - кислород, 2 - азот), позволяющими компенсировать утрату выпущенного наружу воздуха, и стоит сравнительно недорого - всего 164 миллиона долларов.

Его рабочее пространство в 34 кубометра используется для выходов в открытый космос, причем размеры шлюза позволяют использовать скафандры любых типов. Дело в том, что устройство наших “Орланов” предполагает их применение только на российских переходных отсеках, аналогичная ситуация с американскими EMU.

В этом модуле космонавты, выходящие в космос, также могут отдыхать и дышать чистым кислородом, чтобы избавиться от декомпрессионной болезни (при резкой смене давления азот, количество которого в тканях наших тел достигает 1 литра, переходит в газообразное состояние).

Последним из собранных модулей МКС является российский стыковочный отсек “Пирс” (СО-1). Создание СО-2 было прекращено из-за проблем с финансированием, поэтому на МКС сейчас имеется только один модуль, к которому можно без труда пристыковать корабли “Союз-ТМА” и “Прогресс” - причем сразу три штуки. Кроме того, из него можно выходить наружу космонавтам, одетым в наши скафандры.

И, наконец, нельзя не назвать еще один модуль МКС - багажный многоцелевой модуль обеспечения. Строго говоря, их три - “Леонардо”, “Рафаэлло” и “Донателло” (художники эпохи Возрождения, а также трое из четырех ниндзя-черепашек). Каждый модуль представляет собой практически равносторонний цилиндр (4,4 на 4,57 метра), перевозимый на шаттлах.

В нем может храниться до 9 тонн груза (собственный вес - 4082 килограмма, с максимальной загрузкой - 13154 килограмма) - припасов, доставляемых на МКС, и отходов, увозимых с нее. Весь багаж модуля находится в обычной воздушной среде, поэтому космонавты могут добраться до него, не используя скафандры. Багажные модули были изготовлены в Италии по заказу NASA и относятся к американским сегментам МКС. Они используются поочередно.

Полезные мелочи

Помимо основных модулей, на МКС находится большое количество дополнительного оборудования. Оно уступает по размерам модулям, но без него эксплуатация станции невозможна.

Рабочие “руки”, вернее, “рука” станции - манипулятор “Canadarm2”, смонтированный на МКС в апреле 2001. Эта высокотехнологичная машина стоимостью 600 миллионов долларов способна передвигать объекты весом до 116 тонн - например, помогать в монтаже модулей, стыковать и разгружать шаттлы (их собственные “руки” очень похожи на “Canadarm2”, только меньше и слабее).

Собственная длина манипулятора - 17,6 метров, диаметр - 35 сантиметров. Он управляется космонавтами из лабораторного модуля. Самое интересное заключается в том, что “Canadarm2” не закреплен на одном месте и способен передвигаться по поверхности станции, обеспечивая доступ к большинству ее частей.

К сожалению, из-за различий в портах подключения, расположенных по поверхности станции, “Canadarm2” не может перемещаться по нашим модулям. В недалеком будущем (предположительно, 2007 год) на российском сегменте МКС планируется установить ERA (European Robotic Arm) - более короткий и слабый, но более аккуратный манипулятор (точность позиционирования - 3 миллиметра), способный работать в полуавтоматическом режиме без постоянного управления космонавтами.

В соответствии с требованиями безопасности проекта МКС, на станции постоянно дежурит спасательный корабль, способный в случае необходимости доставить экипаж на Землю. Сейчас эту функцию выполняет старый добрый “Союз” (модель ТМА) - он способен принять на борт 3 человек и обеспечить их жизнедеятельность в течение 3,2 суток. “Союзы” имеют небольшой гарантийный срок пребывания на орбите, поэтому их меняют каждые 6 месяцев.

Рабочими лошадками МКС в настоящее время служат российские “Прогрессы” - родные братья “Союзов”, работающие в беспилотном режиме. За сутки космонавт потребляет около 30 килограммов груза (еда, вода, средства гигиены и т. п.). Следовательно, для штатного шестимесячного дежурства на станции одному человеку необходимо 5,4 тонны припасов. Возить столько на “Союзах” невозможно, поэтому снабжением станции занимаются в основном шаттлы (до 28 тонн груза).

После прекращения их полетов, с 1 февраля 2003 до 26 июля 2005 вся нагрузка по вещевому обеспечению станции лежала на “Прогрессах” (2,5 тонны нагрузки). После разгрузки корабля он заполнялся отходами, отстыковывался в автоматическом режиме и сгорал в атмосфере где-нибудь над Тихим океаном.

Экипаж: 2 человека (по состоянию на июль 2005), максимум - 3

Высота орбиты: От 347,9 км до 354,1 км

Наклон орбиты: 51,64 градуса

Суточных оборотов вокруг Земли: 15,73

Пройденное расстояние: Около 1,5 миллиарда километров

Средняя скорость: 7,69 км/с

Нынешняя масса: 183,3 тонны

Масса топлива: 3,9 тонны

Объем жилого пространства: 425 квадратных метров

Средняя температура на борту: 26,9 градусов Цельсия

Предполагаемое завершение строительства: 2010 год

Планируемый срок работы: 15 лет

Полная сборка МКС потребует 39 полетов шаттлов и 30 полетов “Прогрессов”. В готовом виде станция будет выглядеть так: объем воздушного пространства - 1200 кубометров, масса - 419 тонн, энерговооруженность - 110 киловатт, общая длина конструкции - 108,4 метра (по модулям - 74 метра), экипаж - 6 человек.

На перепутье

До 2003 года постройка МКС шла своим чередом. Некоторые модули отменялись, другие задерживались, иногда возникали проблемы с деньгами, неисправным оборудованием - в общем, дело шло туго, но все же за 5 лет своего существования станция стала обитаемой и на ней периодически проводились научные эксперименты.

1 февраля 2003 при входе в плотные слои атмосферы погиб шаттл “Колумбия”. Американская программа пилотируемых полетов была приостановлена на 2,5 года. Учитывая, что ждущие своей очереди модули станции могли выводиться на орбиту только шаттлами, само существование МКС оказалось под угрозой.

К счастью, США и Россия смогли договориться о перераспределении расходов. Мы взяли на себя обеспечение МКС грузами, а сама станция была переведена на режим ожидания - на ее борту постоянно находились два космонавта, следившие за исправностью оборудования.

Запуски на шаттлах

После успешного полета шаттла “Дискавери” в июле-августе 2005 года появилась надежда на то, что строительство станции будет продолжено. Первым в очереди на запуск стоит близнец соединительного модуля “Unity” - “Node 2”. Предварительная дата его старта - декабрь 2006.

Европейский научный модуль “Колумб” будет вторым: запуск намечен на март 2007. Эта лаборатория уже готова и ждет своего часа - ее необходимо будет присоединить к “Node 2”. Она может похвастаться хорошей противометеоритной защитой, уникальным аппаратом по исследованию физики жидкостей, а также Европейским физиологическим модулем (комплексное медицинское обследование прямо на борту станции).

Следом за “Колумбом” пойдет японская лаборатория “Кибо” (“Надежда”) - ее старт назначен на сентябрь 2007. Она интересна тем, что имеет свой собственный механический манипулятор, а также закрытую “террасу”, где можно проводить эксперименты в условиях открытого космоса, фактически не покидая корабля.

Третий соединительный модуль - “Node 3” должен отправиться на МКС в мае 2008. В июле 2009 планируется запустить уникальный вращающийся модуль-центрифугу CAM (Centrifuge Accommodations Module), на борту которого будет создаваться искусственная гравитация в пределах от 0,01 до 2 g. Он рассчитан, в основном, на научные исследования - постоянное проживание космонавтов в условиях земного тяготения, так часто описываемое фантастами, не предусматривается.

В марте 2009 на МКС полетит “Cupola” (“Купол”) - итальянская разработка, которая, как следует из ее названия, представляет собой бронированный обзорный купол для визуального контроля над манипуляторами станции. Для безопасности иллюминаторы будут оборудованы наружными заслонками, предохраняющими от метеоритов.

Последним модулем, доставленным на МКС американскими шаттлами, станет “Научно-силовая платформа” - массивный блок солнечных батарей на ажурной металлической ферме. Он обеспечит станцию энергией, необходимой для нормального функционирования новых модулей. На нем также будет установлена механическая “рука” ERA.

Запуски на “Протонах”

Российскими ракетами “Протон” предполагается довезти до МКС три крупных модуля. Пока что известен лишь очень приблизительный график полетов. Так, в 2007 году планируется добавить к станции наш запасной функциональный грузовой блок (ФГБ-2 - близнец “Зари”), который будет превращен в многофункциональную лабораторию.

В том же году “Протоном” должна быть развернута европейская рука-манипулятор ERA. И, наконец, в 2009 году надо будет ввести в эксплуатацию российский исследовательский модуль, функционально похожий на американский “Destiny”.

Это интересно

Космические станции - частые гости в научной фантастике. Наиболее известны две - “Вавилон 5” из одноименного телесериала и “Deep Space 9” из сериала “Звездный путь”.

Хрестоматийный облик космической станции в НФ создан режиссером Стэнли Кубриком. В его фильме “2001: Космическая одиссея” (сценарий и книга Артура Кларка) показывалась большая кольцевая станция, вращающаяся вокруг своей оси и создающая таким образом искусственную гравитацию.

Наибольший срок пребывания человека на космической станции - 437,7 дней. Рекорд поставлен Валерием Поляковым на станции “Мир” в 1994-1995.

Советские станции “Салют” первоначально должны были носить имя “Заря”, однако оно было оставлено для следующего подобного проекта, которым, в конце концов, стал функционально-грузовой блок МКС.

В одной из экспедиций на МКС появилась традиция вешать на стену жилого модуля три купюры - 50 рублей, доллар и евро. На счастье.

На МКС был заключен первый в истории человечества космический брак - 10 августа 2003 года космонавт Юрий Маленченко, находясь на борту станции (она пролетала над Новой Зеландией) женился на Екатерине Дмитриевой (невеста была на Земле, в США).

* * *

МКС - самый крупный, дорогой и долгосрочный космический проект за всю историю человечества. Пока станция еще не достроена, ее стоимость можно оценить лишь приблизительно - свыше 100 миллиардов долларов. Критика в адрес МКС чаще всего сводится к тому, что на эти деньги можно осуществить сотни непилотируемых научных экспедиций к планетам Солнечной системы.

В подобных обвинениях есть доля правды. Однако это очень ограниченный подход. Во-первых, здесь не учитывается потенциальная прибыль от разработки новых технологий при создании каждого нового модуля МКС - а ведь ее приборы действительно стоят на переднем крае науки. Их модификации могут быть использованы в повседневной жизни и способны принести гигантский доход.

Нельзя забывать о том, что благодаря программе МКС человечество получает возможность сохранить и преумножить все драгоценные технологии и навыки пилотируемых полетов в космос, которые были добыты во второй половине 20 века за неимоверную цену. В “космической гонке” СССР и США потрачены бешеные деньги, погибло множество людей - все это может оказаться напрасным, если мы прекратим двигаться в том же направлении.


20 февраля 1986 года был выведен на орбиту первый модуль станции Мир, ставшей на долгие годы символом советского, а затем и российского освоения Космоса. Уже более десяти лет ее не существует, но память о ней останется в истории. И сегодня мы расскажем про самые знаменательные факты и события, касающиеся орбитальной станции «Мир» .

Орбитальная станция Мир – всесоюзная ударная стройка

Традиции всесоюзных строек пятидесятых-семидесятых годов, во время которых были возведены крупнейшие и самые значимые объекты страны, продолжились и в восьмидесятых при создании орбитальной станции «Мир». Правда, трудились над ней не низко квалифицированные комсомольцы, свезенные из разных уголков СССР, а лучшие производственные мощности государства. Всего над этим проектом работало около 280 предприятий, функционирующих под эгидой 20 министерств и ведомств.

Проект станции «Мир» начал разрабатываться еще в 1976 году. Она должна была стать принципиально новым рукотворным космическим объектом – настоящим орбитальным городом, где могли бы подолгу жить и трудиться люди. Причем, не только космонавты из страны Восточного блока, но и из государств Запада.



Активные работы по строительству орбитальной станции начались в 1979 году, но в 1984 были на время приостановлены – все силы космической индустрии Советского Союза шли на создание челнока «Буран». Однако вмешательство высших партийных чиновников, планировавших запустить объект к XXVII съезду КПСС (25 февраля – 6 марта 1986), позволили в сжатые сроки завершить работы и запустить «Мир» на орбиту 20 февраля 1986 года.


Структура станции Мир

Впрочем, 20 февраля 1986 года на орбите появилась совсем не та станция «Мир», которую мы знали. Это был лишь базовый блок, к которому со временем присоединилось несколько других модулей, превративших «Мир» в огромный орбитальный комплекс, соединяющий жилые блоки, научные лаборатории и технические помещения, в том числе, и модуль для стыковки российский станции с американскими космическими челноками «Шаттл».

В конце девяностых годов орбитальная станция «Мир» состояла из следующих элементов: базовый блок, модули «Квант-1» (научный), «Квант-2» (бытовой), «Кристалл» (стыковочно-технологический), «Спектр» (научный), «Природа» (научный), а также стыковочный модуль для американских челноков.



Планировалось, что сборка станции «Мир» закончится к 1990 году. Но экономические проблемы в Советском Союзе, а затем и распад государства помешал осуществлению этих планов, и в итоге последний модуль был присоединен лишь в 1996.

Назначение орбитальной станции Мир

Орбитальная станция «Мир» - это, в первую очередь, научный объект, позволяющий проводить на нем уникальные эксперименты, недоступные на Земле. Это и астрофизические исследования, и изучение самой нашей планеты, процессов, происходящих на ней, в ее атмосфере и ближнем Космосе.

Важную роль на станции «Мир» играли эксперименты, связанные с поведением человека в условиях длительного пребывания в невесомости, а также в стесненных условиях космического корабля. Здесь изучалась реакция человеческого организма и психики на будущие полеты к другим планетам, да и вообще на жизнь в Космосе, освоение которого невозможно без такого рода исследований.



И, конечно же, орбитальная станция «Мир» служила символом российского присутствия в Космосе, отечественной космической программы, а со временем, и дружбы космонавтов из разных стран.

Мир – первая международная космическая станция

Возможность привлечения к работе на орбитальной станции «Мир» космонавтов из других, в том числе, несоветских стран была заложена в концепцию проекта изначально. Однако осуществились эти планы лишь в девяностых годах, когда российская космическая программа испытывала финансовые затруднения, а потому было принято решение пригласить к работе на станции «Мир» иностранные государства.

Но первый иностранный космонавт попал на станцию «Мир» намного раньше – в июле 1987 года. Им стал сириец Мухаммед Фарис. Позже на объекте побывали представители Афганистана, Болгарии, Франции, Германии, Японии, Австрии, Великобритании, Канады и Словакии. Но больше всего иностранцев на орбитальной станции «Мир» были из Соединенных Штатов Америки.



В начале 1990-х у США не было собственной долговременной орбитальной станции, а потому они решили присоединиться к российскому проекту «Мир». Первым американцем, оказавшимся там, стал 16 марта 1995 года Норман Тагард. Случилось это в рамках программы «Мир-Шаттл», но сам полет осуществлялся на отечественном корабле «Союз ТМ-21».



Уже в июне 1995 года на станцию «Мир» прилетело сразу пятеро американских астронавтов. Они добрались туда на шаттле «Атлантис». Всего же представители США появлялись на этом российском космическом объекте пятьдесят раз (34 разных астронавта).

Космические рекорды на станции Мир

Орбитальная станция «Мир» и сама по себе является рекордсменом. Изначально планировалось, что она просуществует всего пять лет и будет заменена объектом «Мир-2». Но сокращение финансирования привело к тому, что срок ее службы растянулся на пятнадцать лет. А время беспрерывного пребывания на ней людей исчисляется 3642 днями – с 5 сентября 1989 по 26 августа 1999, почти десять лет (МКС побила это достижение в 2010 году).

За это время станция «Мир» стала свидетелем и «домом» для множества космических рекордов. Там было осуществлено более 23 тысяч научных экспериментов. Космонавт Валерий Поляков, будучи на ее борту, провел в Космосе непрерывно 438 суток (с 8 января 1994 по 22 марта 1995), что до сих пор является рекордным достижением в истории. И там же был установлен подобный рекорд для женщин – американка Шеннон Лусид в 1996 году задержалась в космическом пространстве 188 дней (уже побит на МКС).





Еще одним уникальным событием, произошедшим на борту станции «Мир», стала 23 января 1993 года первая в истории . В ее рамках были представлены две работы украинского художника Игоря Подоляка.


Вывод из эксплуатации и спуск на Землю

Поломки и технические проблемы на станции «Мир» фиксировались с самого начала ее ввода в эксплуатацию. Но в конце девяностых годов стало понятно, что дальнейшее ее функционирование будет затруднительным – объект морально и технически устарел. Тем более что еще в начале десятилетия было принято решение о строительстве Международной Космической Станции, в котором принимала участие и Россия. А 20 ноября 1998 года РФ запустила первый элемент МКС – модуль «Заря».

В январе 2001 года было принято окончательное решение о будущем затоплении орбитальной станции «Мир», несмотря на то, что появились варианты ее возможного спасения, в том числе, и покупка Ираном. Однако 23 марта «Мир» был затоплен в Тихом океане, в месте, которое называют Кладбищем космических кораблей – именно туда отправляют на вечное пребывание отслужившие свой срок эксплуатации объекты.



Жители Австралии в тот день, опасаясь «сюрпризов» от давно ставшей проблемной станции, в шутку размещали на своих земельных участках прицелы, намекая, что именно туда может упасть российский объект. Однако затопление прошло без непредвиденных обстоятельств – «Мир» ушел под воду примерно в том районе, где и следовало.

Наследие орбитальной станции Мир

«Мир» стал первой орбитальной станцией, построенной по модульному принципу, когда к базовому блоку можно присоединять множество других элементов, необходимых для выполнения тех или иных функцией. Это дало толчок к новому витку освоения космического пространства. И даже при будущем создании , долговременные орбитальные модульные станции все равно будут основой для человеческого присутствия за пределами Земли.



Модульный принцип, отработанный на орбитальной станции «Мир», теперь используется и на Международной Космической Станции. На данный момент, она состоит из четырнадцати элементов.

Космическая станция «Мир» (Салют-8) является первой в мире орбитальной станцией с пространственной модульной схемой. Начало работы над проектом следует считать 1976 год, когда НПО «Энергия» были разработаны Технические предложения по созданию усовершенствованных орбитальных станций, предназначенных для долговременной эксплуатации. Запуск космической станции «Мир» состоялся в феврале 1986 года, когда на околоземную орбиту был выведен базовый блок, к которому в течение последующих 10 лет были добавлены еще 6 модулей различного назначения. На космической станции «Мир» было установлено множество рекордов, начиная от уникальности и сложности конструкции самой станции, заканчивая длительностью пребывания на ней экипажей. Начиная с 1995 года станция, по сути, становится международной. Её посещают международные экипажи, в составе которых находились космонавты Австрии, Афганистана, Болгарии, Великобретании, Германии, Канады, Словакии, Сирии, Франции, Японии. Космическими кораблями, обеспечивающими сообщение космической станции «Мир» с Землей был пилотируемый «Союз» и грузовой корабль «Прогресс». Кроме того, была предусмотрена возможность стыковки с американскими космическими кораблями. Согласно программе «Мир - Шатл» было организовано 7 экспедиций на корабле «Атлантис» и одна экспедиция на корабле «Дискавери», в рамках которой станцию посетили 44 космонавта. Всего же на орбитальной станции «Мир» в разное время работало 104 астронавта из двенадцати стран. Несомненно, что этот проект, опередивший в орбитальных исследованиях на четверть века даже США, был триумфом советской космонавтики.

Орбитальная станция «Мир» - первая в мире модульная конструкция

До того, как в космосе появилась орбитальная станция «Мир», модульность использовалась, как правило, писателями-фантастами. Несмотря на эффективность объемной модульной конструкции, на практике осуществить эту задачу было чрезвычайно сложно. Ведь ставилась задача не просто продольной стыковки (такая практика уже имелась), а стыковки в поперечном направлении. Это требовало сложных маневров, при которых стыкуемые модули могли повредить друг друга, что в космосе является смертельно опасным явлением. Но советские инженеры нашли блестящее решение, снабдив стыковочный узел специальным манипулятором, который обеспечивал захват стыкуемого модуля и плавную стыковку. Передовой опыт орбитальной станции «Мир» в дальнейшем был использован в Международной космической станции (МКС).

Практически все модули (кроме стыковочного узла), из которых состояла станция, были выведены на орбиту с использованием ракеты-носителя «Протон». Состав модулей космической станции «Мир» был следующий:

Базовый блок был доставлен на орбиту в 1986 году. Визуально он напоминал орбитальную станцию «Салют» . Внутри модуля располагалась кают-компания, две каюты, рабочий отсек со средствами связи и централизованным постом управления. Базовый модуль имел 6 стыковочных портов, портативную шлюзовую камеру и 3 панели Солнечных батарей.


Модуль «Квант» был выведен на орбиту в марте 1987 года и пристыкован к базовому модулю в апреле этого же года. Модуль включал в себя комплекс приборов для астрофизических наблюдений и биотехнологических экспериментов.


Модуль «Квант-2» был доставлен на орбиту в ноябре, а состыкован со станцией в декабре 1989 года. Основным предназначением модуля являлось обеспечение дополнительного комфорта космонавтов. В состав «Квант-2» входило оборудование жизнеобеспечения космической станции «Мир». Кроме того, модуль имел 2 солнечные батареи с поворотным механизмом.


Модуль «Кристалл» являлся стыковочно-технологическим модулем. На орбиту был выведен в июне 1990 года. Пристыкован к станции в июле этого же года. Модуль имел разноплановое назначение: исследовательские работы в области материаловедения, медицинские и биологические исследования, астрофизические наблюдения. Отличительной особенностью модуля «Кристалл» являлось его оснащение стыковочным механизмом для кораблей массой до 100 тонн. Предполагалось проведение стыковки с космическим кораблем в рамках проекта «Буран».


Модуль «Спектр» предназначался для геофизических исследований. Пристыкован к орбитальной станции «Мир» в июне 1995 года. С его помощью выполнялись исследования земной поверхности, океана и атмосферы.


Стыковочный модуль имел узконаправленное назначение и предназначался для возможности стыковки со станцией американских космических кораблей многоразового использования. Модуль был доставлен кораблем «Атлантис» и пристыкован в ноябре 1995 года.


Модуль «Природа» содержал в себе оборудование для исследования поведения человека в условиях длительного полета в космосе. Кроме того, модуль использовался для наблюдения за поверхностью Земли в различном волновом диапазоне. На орбиту был выведен и пристыкован в апреле 1996 года.


Почему затопили космическую станцию «Мир»

В конце 90-х годов XXI века на станции начались серьезные проблемы с оборудованием, которое массово стало выходить из строя. Как известно, было принято решение станцию вывести из эксплуатации, затопив в океане. На вопрос, почему затопили космическую станцию «Мир», официальный ответ связывался с неоправданной дороговизной дальнейшего использования и восстановления станции. Однако впоследствии выяснилось, что для такого решения были более веские причины. В частности, причиной массовых поломок оборудования стали мутировавшие микроорганизмы, которые расселились в самых разнообразных местах станции. Они то и выводили из строя проводку и различное оборудование. Масштаб этого явления оказался настолько большим, что, несмотря на различные проекты спасения станции, было принято решение не рисковать, а уничтожить её вместе с непрошенными обитателями. В марте 2001 года станция «Мир» была затоплена в Тихом океане.

«Мир» — советский (впоследствии - российский) пилотируемый научно-исследовательский орбитальный комплекс, функционировавший с 20 февраля 1986 года по 23 марта 2001 года. На орбитальном комплексе «Мир» были совершены важнейшие научные открытия, реализованы уникальные технические и технологические решения. Принципы, заложенные при проектировании орбитального комплекса «Мир» и его бортовых систем (модульное построение, поэтапное развертывание, возможность выполнения оперативных ремонтно-профилактических мероприятий, регулярное транспортно-техническое снабжение), стали классическим подходом к созданию перспективных пилотируемых орбитальных комплексов будущего.

Головной разработчик орбитального комплекса «Мир», разработчик базового блока и модулей орбитального комплекса, разработчик и изготовитель большинства их бортовых систем, разработчик и изготовитель космических кораблей «Союз» и «Прогресс» - Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королева. Разработчик и изготовитель базового блока и модулей орбитального комплекса «Мир», части их бортовых систем - Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева. В разработке и изготовлении базового блока и модулей орбитального комплекса «Мир», космических кораблей «Союз» и «Прогресс», их бортовых систем и наземной инфраструктуры также принимали участие около 200 предприятий и организаций, в том числе: Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс», Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, Конструкторское бюро общего машиностроения им. В. П. Бармина, Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения, Научно-исследовательский институт точных приборов, Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, Российская академия наук. Обеспечение управления орбитальным комплексом «Мир» осуществлялось Центром управления полетами Центрального научно-исследовательского института машиностроения.

Базовый блок - основное звено всей орбитальной станции, объединяющее её модули в единый комплекс. В базовом блоке находились оборудование управления служебными системами обеспечения жизнедеятельности экипажа МИР-Шаттл На протяжении 1995 - 1998 годов на станции "Мир" велись совместные российско-американские работы по программе "Мир - Шаттл", "Мир - НАСА". Орбитальная станция и шаттл станции и научной аппаратурой, а также места для отдыха экипажа. Базовый блок состоял из переходного отсека с пятью пассивными стыковочными агрегатами (один осевой и четыре боковых), рабочего отсека, промежуточной камеры с одним стыковочным агрегатом и негерметичного агрегатного отсека. Все стыковочные агрегаты пассивного типа системы "штырь-конус".

Модуль "Квант" был предназначен для проведения астрофизических и других научных исследований и экспериментов. Модуль состоял из лабораторного отсека с переходной камерой и негерметичного отсека научных инструментов. Маневрирование модуля на орбите обеспечивалось с помощью служебного блока, оснащённого двигательной установкой, и отделяемого после стыковки модуля со станцией. Модуль имел два стыковочных агрегата, расположенных по его продольной оси, - активный и пассивный. В автономном полёте пассивный агрегат был закрыт служебным блоком. Модуль "Квант" был пристыкован к промежуточной камере базового блока (ось X). После механической сцепки процесс стягивания не удалось завершить из-за того, что в приёмном конусе стыковочного агрегата станции оказался посторонний предмет. Для устранения этого предмета потребовался выход экипажа в открытый космос, который состоялся 11-12.04.1986.

Модуль "Квант-2" был предназначен для дооснащения станции научной аппаратурой, оборудованием и обеспечения выходов экипажа в открытый космос, а также для проведения разнообразных научных исследований и экспериментов. Модуль состоял из трёх герметичных отсеков: приборно-грузового, приборно-научного и шлюзового специального с открываемым наружу выходным люком диаметром 1000 мм. Модуль имел один активный стыковочный агрегат, установленный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. Модуль "Квант-2" и все последующие модули осуществляли стыковку к осевому стыковочному агрегату переходного отсека базового блока (ось -X), затем с помощью манипулятора модуль переводился на боковой стыковочный агрегат переходного отсека. Штатное положение модуля "Квант-2" в составе станции "Мир" - ось Y.

Модуль "Кристалл" был предназначен для проведения технологических и других научных исследований и экспериментов и для обеспечения стыковок с кораблями, оснащёнными андрогинно-периферийными стыковочными агрегатами. Модуль состоял из двух герметичных отсеков: приборно-грузового и переходно-стыковочного. Модуль имел три стыковочных агрегата: осевой активный - на приборно-грузовом отсеке и два андрогинно-периферийного типа - на переходно-стыковочном отсеке (осевой и боковой). Модуль "Кристалл" до 27.05.1995 находился на боковом стыковочном агрегате, предназначенном для модуля "Спектр" (ось -Y). Затем он был переведён на осевой стыковочный агрегат (ось -X) и 30.05.1995 переставлен на своё штатное место (ось -Z). 10.06.1995 вновь переведён на осевой агрегат (ось -X) для обеспечения стыковки с американским кораблём "Атлантис" STS-71, 17.07.1995 возвращён на штатное место (ось -Z).

Модуль "Спектр" был предназначен для проведения научных исследований и экспериментов по исследованию природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, собственной внешней атмосферы орбитального комплекса, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и в верхних слоях земной атмосферы, а также для дооснащения станции дополнительными источниками электроэнергии. Модуль состоял из двух отсеков: герметичного приборно-грузового и негерметичного, на котором были установлены две основные и две дополнительные солнечные батареи и приборы научной аппаратуры. Модуль имел один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. Штатное положение модуля "Спектр" в составе станции "Мир" - ось -Y. Стыковочный отсек (создан в РКК "Энергия" им. С.П. Королёва) был предназначен для обеспечения стыковок американских кораблей системы "Спейс Шаттл" со станцией "Мир" без изменения её конфигурации, доставлен на орбиту на американском корабле "Атлантис" STS-74 и пристыкован к модулю "Кристалл" (ось -Z).

Модуль "Природа" был предназначен для проведения научных исследований и экспериментов по исследованию природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, космических излучений, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и верхних слоях земной атмосферы. Модуль состоял из одного герметичного приборно-грузового отсека. Модуль имел один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси. Штатное положение модуля "Природа" в составе станции "Мир" - ось Z.

Технические характеристики

Видео



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png