Уважаемые соседи, если батареи отопления в вашей квартире недостаточно теплые - просто спустите воздух, который мешает циркуляции горячей воды.

В данном случае не нужно донимать застройщика или управляющую компанию, завоздушенность батареи - это обычное явление.

Дома на улице Сочинской оборудованы “умной” системой, которая выпуск воды из батареи может распознать как аварию - порыв и заблокировать циркуляцию, то есть без отопления может остаться весь дом!

Что такое завоздушенность батареи и как ее определить?

Если Вы заметили, что батареи не нагреваются на полную мощность, хотя еще вчера вся система работала отлично и в доме было тепло, наверняка вся проблема в том, что вам нужно всего лишь стравить воздух с той батареи, которая не совсем горячая. Данная статья расскажет во всех подробностях как спустить воздух из батареи.

Прежде чем стравливать воздух, нужно убедиться, что это действительно является причинной сбоя системы.

Для начала проверьте все батареи: если они все слишком холодные или напротив слишком горячие, возможно проблема непосредственно в обогревателе или может быть, в батареях скопился иной осадок. Также понаблюдайте, не капает ли с батарей вода. Возможно, в батарее утечка, тогда просто нужно отключить систему отопления и подтянуть гайку на впускном клапане батареи .

Если в результате проведенных действий ситуация не изменилась, возможно гайка подверглась коррозии и ее необходимо заменить. Бывают такие моменты, что на верхних этажах батареи остаются холодными, в то время, как этажом ниже батареи очень хорошо нагреты. В таких случаях желательно вызвать мастера, который специализируется в данной сфере.

А если в результате детального обследования отопительной системы вы не обнаружили иных проблем, кроме того, что какая-то батарея частично или полностью холодная, тогда вам необходимо всего-навсего понять, как стравить воздух из батареи.

Как правильно спустить воздух из батареи?

Для того, чтобы выпустить воздух с отопительной батареи используйте специальный ключ, которым можно открыть «воздушный клапан».

Чаще всего в таких случаях используют специальный радиаторный ключ, который можно приобрести в хозяйственном магазине. Современные батареи позволяют использовать для таких целей отвертку.

Теперь, когда ключ или отвертка, а также емкость для слива воды у вас под р ой, осмотрите батарею и с какой-либо её стороны, найдите маленький клапан, который в народе называется кран Маевского.

Подставьте под кран какую-либо емкость и подождите, пока весь лишний воздух выйдет. Как только пойдет вода, б вально первая капля - кран следует закрыть. Вот теперь весь воздух в батареях спущен, и кран можно закрутить в исходное положение.

Образование воздушной пробки в системе отопления характеризуется частичным остыванием радиаторов либо участков водяного теплого пола. Иногда в трубах и батареях слышится журчание, указывающее местонахождение скопившегося воздуха. Интересует 2 вопроса: как его удалить оттуда и не допустить подобных неприятностей в будущем. Предлагаем рассмотреть причины завоздушивания отопительных приборов в частных домах, а потом подскажем способы, как убрать воздушные пузыри из отопительной сети.

Откуда берется воздух в системе

Практика показывает, что идеально изолировать сеть водяного отопления от внешней среды невозможно. Воздух различными путями проникает в теплоноситель и постепенно скапливается в определенных местах – верхних углах батарей, поворотах магистралей и высших точках. Кстати сказать, в последних должны устанавливаться автоматические спускные клапаны, изображенные на фото (воздухоотводчики).

Разновидности автоматических воздушников

Воздух попадает в систему отопления следующими путями:

  1. Вместе с водой. Не секрет, что большинство домовладельцев пополняют недостаток теплоносителя прямо из водопровода. А оттуда поступает вода, насыщенная растворенным кислородом.
  2. В результате химических реакций. Опять же, не обессоленная должным образом вода реагирует с металлом и алюминиевым сплавом радиаторов, отчего выделяется кислород.
  3. Трубопроводная сеть частного дома изначально спроектирована либо смонтирована с ошибками – нет уклонов и сделаны петли, обращенные кверху и не оборудованные автоматическими клапанами. Из подобных мест сложно выгнать воздушные скопления даже на этапе заправки теплоносителем.
  4. Малая толика кислорода проникает сквозь стенки пластиковых труб, невзирая на специальный слой (кислородный барьер).
  5. В результате ремонта с разборкой трубопроводной арматуры и частичным или полным спуском воды.
  6. При появлении микротрещин в резиновой мембране .

Когда в мембране возникают трещины, газ смешивается с водой

Примечание. К химическим реакциям склонна вода, взятая из колодцев и неглубоких скважин, поскольку насыщена активными солями магния и кальция.

Также нередко возникает ситуация, когда после длительного простоя в межсезонье давление в закрытой системе отопления снижается из-за попадания воздуха. Спустить его довольно просто: нужно добавить буквально пару литров воды. Подобный эффект случается и в системах открытого типа, если остановить котел и циркуляционный насос, выждать пару дней и снова запустить отопление. При остывании жидкость сжимается, давая воздуху возможность проникнуть в магистрали.

Что касается централизованных систем теплоснабжения многоквартирных домов, то в них воздух проникает исключительно вместе с теплоносителем либо в момент заполнения сети в начале сезона. Как с этим бороться – читайте ниже.

Пример из практики. Из открытой отопительной системы приходилось ежедневно выгонять воздушные пробки из-за напрочь забитого грязевика. Работающий насос создавал перед собой разрежение и таким образом втягивал кислород в трубопроводы через малейшие неплотности.


На теплограмме показана область отопительного прибора, где обычно задерживается воздушный пузырь

Удаляем воздушную пробку без слива воды

О том, как удалить воздух из системы отопления стандартными способами, вы наверняка знаете. Обнаружив непрогревающийся радиатор, нужно отверткой приоткрыть в нем кран Маевского и выпустить воздушный пузырь. Если установлены старые батареи, где такого вентиля нет, можно попробовать удаление другими способами:

  1. Так называемая прокачка трубопроводной сети применяется в квартирах многоэтажных домов при условии, что в радиатор заделан кран для сброса воды. Подсоедините к нему шланг, направленный в канализацию, откройте вентиль на максимум и выполняйте слив, пока движущийся с большой скоростью поток не увлечет за собой воздушную пробку.
  2. В частном доме советские стальные батареи можно развоздушить с помощью самонарезающего винта. Обмотайте его у основания ФУМ-лентой и завинтите шуруповертом в стенку отопительного прибора (поближе к верху). Затем выверните саморез на пару оборотов отверткой, выпустите воздух и затяните до упора. Летом врежьте в этом месте кран Маевского.
  3. Удаление воздуха из чугунных батарей дачного домика, не оборудованных воздушниками, можно выполнять двумя способами: полной перезаправкой системы либо наращиванием давления (до 2 Бар) с одновременным прогревом. Выкручивать боковые заглушки «на ходу» не рекомендуется, потом их будет сложно запаковать.
  4. Слабая циркуляция и теплоотдача могут быть следствием скопления воздуха в корпусе сетевого насоса. Отверните большой винт, установленный в торце агрегата, на пару оборотов. Когда из-под резинового кольца выступят капли воды, затяните его обратно.

Совет. Чтобы не сталкиваться с воздушными пробками во время эксплуатации, установите на все радиаторы краны для спуска воздуха. Если толщина металлической стенки не позволяет нарезать 3-4 витка резьбы, наварите сверху бобышку с отверстием требуемого диаметра. В чугунных «гармошках» вентиль заделывается в боковую стальную пробку.

Фокус с самонарезающим винтом также успешно применяется для неправильно спроектированных магистралей с обращенными кверху либо книзу петлями (например, для обхода дверей и других строительных конструкций). Как убрать воздушный пузырь в неблагополучном месте трубопровода путем закручивания самореза, смотрите на видео:

Рекомендация. Если вы постоянно стравливаете воздух из системы отопления через батареи и не находите причины завоздушивания, временно поставьте на отопительные приборы автоматические клапаны, пока не разберетесь, в чем дело (возможно, имеет место химическая реакция с выделением кислорода).

Заполняем систему правильно

Проще всего закачать воду или антифриз в трубопроводы, подключенные к открытому расширительному баку. Для этого необходимо открыть все вентили (кроме сливного) и, присоединив шланг к штуцеру подпитки, заполнить магистрали и радиаторы теплоносителем. В этом деле важно не торопиться и дать возможность воздуху самостоятельно покинуть систему через расширительную емкость.

Совет. После заполнения включите циркуляционный насос и котел, а потом прогрейте все отопительные приборы. Затем спустите с них остатки воздуха через краны Маевского. Не забудьте перед запуском развоздушить и насос, как описывалось выше.

Теперь о том, как спустить воздух из батарей и трубопроводов закрытой системы отопления частного дома. Предлагаемая методика, постоянно практикуемая нашим , выполняется в следующем порядке:

  1. Откройте всю отсекающую арматуру основных контуров (кроме слива).
  2. Перекройте все радиаторные краны, исключая самые последние батареи на концах петель, чтобы через них шла циркуляция.
  3. Привлеките к работам помощника. Его задача – находиться в котельной и поддерживать давление в сети на уровне 1 Бар с помощью опрессовочного насоса либо через ветвь подпитки из водопровода.
  4. Открыв подачу воды, заполните основные магистрали, расширительный и котловой бак. Воздух должен сбрасываться через клапан группы безопасности и воздухоотводчик в наивысшей точке (при наличии).
  5. Подойдите к первому от котла радиатору и одновременно откройте оба крана (медленно). Спустите воздух через клапан Маевского и снова закройте вентили. Помощник в это время не позволяет давлению упасть ниже 1 Бар.
  6. Повторите операцию на всех батареях, после чего включите циркуляционный насос и запустите теплогенератор. Когда магистрали начнут прогреваться, поочередно откройте все радиаторные краны и повторно удалите остатки воздуха из них.

Важный момент. Перед тем как выдавить воздушные пробки из радиаторов, обязательно стравите воздух из циркуляционного насоса и включите его на 5-10 минут для прокачки трубопроводов.

После полного прогрева отопительных приборов давление в системе должно находиться в пределах 1.3-1.6 Бар. На этом процедура считается законченной. Если же в системе присутствуют теплые полы, то их надо заполнять в последнюю очередь, используя тот же алгоритм (на холодную!). То есть, накачав давление в основной магистрали, нужно поочередно открывать и закрывать напольные контуры, спуская воздух через клапаны коллектора, а потом производить прогрев и настройку расхода теплоносителя.

Замечание касательно монтажа автоматических . Такое устройство должно всегда стоять в группе безопасности котла, а второе, третье и так далее – лишь в том случае, когда магистрали проходят выше радиаторов. При нижней разводке в одноэтажном доме воздух скапливается в батареях, поскольку они стоят выше трубопроводов, и клапаны на них ставить необязательно.

Заключение

Сбросить воздух из радиаторов несложно, а вот выгнать его из всей системы отопления, включая теплые полы, – задача трудоемкая. Если в процессе заполнения греющих контуров вы допустите ошибку и появится блуждающая воздушная пробка, то ее устранение может занять до нескольких недель. Так что не торопитесь и делайте эту работу обстоятельно.

Зачастую в первые дни после начала функционирования отопительной системы обнаруживается, что некоторые батареи работают не в полную силу. Причиной этого может быть завоздушенность элементов. Решение данной проблемы в многоквартирных домах – задача работников ЖЭКов. Но далеко не всегда они ее выполняют добросовестно. А в частных домовладениях устранение неполадок полностью ложится на плечи хозяев. Рассмотрим, как спустить воздух из батареи самостоятельно.

Прежде чем выяснить, как спустить воздух из системы отопления, разберемся, почему он там скапливается. Основные причины:

  • проведение ремонтных работ – во время разбора/сбора элементов в них неизбежно попадает воздух;
  • неправильный запуск системы отопления в многоквартирном доме – по нормативам трубы должны заполняться водой медленно с одновременным стравливанием лишнего воздуха;
  • неплотное прилегание частей системы или плохая герметизация стыков – теплоноситель незаметно вытекает и испаряется, а извне втягивается воздух;
  • пониженное давление в трубопроводе, приводящее к образованию пустот и их заполнению воздухом;
  • повышенное количество кислорода в теплоносителе – в воде всегда присутствуют пузырьки газа, но если их слишком много, то могут образовываться воздушные пробки;
  • неправильное подключение системы теплого пола – расположение веток на разной высоте;
  • некорректная работа или отсутствие воздухоотводчика на батарее.

Кроме того, к скоплению воздуха может привести низкое качество радиатора. отличаются доступной ценой и высокой теплопроводностью. Но металл активно вступает в реакцию с водой, в результате которой выделяется газ водород. Проблему быстрой коррозии частично решает пленка, которой покрывается изнутри алюминий, но она со временем исчезает. Более надежный, долговечный и дорогостоящий вариант – биметаллические батареи, в которых алюминий совмещен со сталью, не поддающейся воздействию воды.

Как правило, с проблемой, как развоздушить батареи, сталкиваются жители последних этажей в многоквартирных домах. При нагревании кислород, растворенный в воде, поднимается вверх, формируя пробки. В частных домах с открытой системой отопления пузырьки воздуха свободно выходят через расширительный бак в верхней точке системы, поэтому воздух обычно не скапливается, за исключением некоторых случаев.

Признаки воздушной пробки и ее вред

Заподозрить наличие воздушной пробке в радиаторе можно по следующим признакам:

  • температура воздуха в квартире существенно ниже, чем у соседей;
  • батарея нагревается неравномерно – часть, в которой есть воздух, остается холодной;
  • слышны шипящие и булькающие звуки.

Из-за скопления воздуха в радиаторе нарушается работа системы отопления. Возможные последствия:

  • снижение эффекта от работы батареи – воздух в комнате не прогревается до необходимого уровня при существенных затратах энергии;
  • повреждение элементов трубопровода из-за разницы в температурах – одни части остаются холодными, другие – перегреваются;
  • ускорение коррозии радиаторов из-за длительного контакта металла с воздухом;
  • выход из строя циркуляционного насоса под воздействием эффекта «сухого трения».

Совет: Обнаружить скопление воздуха можно, постучав по батарее металлическим предметом. В зоне пробки звук будет более высоким и звонким, чем в части, наполненной водой.

Как выпустить воздух из батареи?

Ответ на вопрос, как спустить воздух из , зависит от типа установленного на нем воздухоотводчика. Эти устройства необходимы для облегчения удаления лишнего газа из системы. Их стоит монтировать в тех зонах, где есть риск образования пробок, либо, что еще удобнее, – на каждой батарее. Возможные варианты:

  • (ручной регулятор);
  • автоматическая (поплавковая) система.

Кроме того, на батарее может быть установлен водоразборный кран либо заглушка.

Кран Маевского

Кран Маевского представляет собой запорный клапан игольчатого типа. Он монтируется в торце радиатора вверху. Если необходимо спустить воздух, его следует открутить с помощью специального ключа, который можно купить в хозяйственном магазине, или обычной отвертки. Некоторые модели оснащаются пластиковой рукояткой, для их открытия не нужны инструменты.


Этапы работы по удалению воздуха:

  1. Поставить под запорный клапан емкость для сбора теплоносителя.
  2. Плавно открутить кран Маевского. При этом начнет выходить воздух, что будет сопровождаться шипением. Необходимо дождаться вытекания равномерной струйки воды – это признак устранения пробки. Обычно на это требуется 5-7 минут.
  3. Закрыть клапан.

В процессе развоздушивания вода может начать выходить под давлением, брызгая в разные стороны. Следует положить ветошь на воздухоотводчик, чтобы жидкость впитывалась в нее и плавно стекала в емкость. Стоит учитывать, что вода может быть достаточно горячей, важно избегать ее попадания на кожу.

Важно: Перед открытием крана Маевского не нужно перекрывать весь стояк отопительной магистрали или дожидаться остывания теплоносителя. Эти действия не только являются лишними, но и снижают эффективность развоздушивания из-за падения давления в системе отопления.

Автоматический воздухоотводчик

Если установлен автоматический воздухоотводчик, то вопрос, как правильно спустить воздух из батареи, не возникает. Это устройство, которое может иметь прямую или угловую конструкцию, работает в автономном режиме. Оно монтируется на радиатор строго вертикально или горизонтально.

Автоматический воздухоотводчик оснащен поплавком, который герметично закрывает клапан при условии достаточного уровня воды в системе. Как только в батарее скапливается воздух, поплавок опускается, отверстие открывается, и газ выходит. То есть развоздушивание происходит без участия человека.


Недостатком такого прибора для отвода воздуха является восприимчивость к качеству воды. Наличие примесей в теплоносителе приводит к скорой поломке механизма. В связи с этим следует использовать фильтры. Кроме того, нужно периодически заменять уплотнительное кольцо и чистить иглу клапана. В противном случае вода может начать подтекать.

Заглушка

Непростая задача – выпустить воздух из батареи отопления, если воздухоотводчик отсутствует, а вместо него установлена заглушка. Перед началом работы следует перекрыть доступ теплоносителя к радиатору.

Современные секционные батареи оснащаются верхними заглушками. Полностью снимать фитинг не нужно. Достаточно осторожно медленно провернуть его, сделав несколько оборотов, и дождаться, пока воздух выйдет. Предварительно все смежные поверхности стоит защитить тряпками.

Развоздушить старый чугунный радиатор сложнее, так как обычно заглушка на нем надежно зафиксирована паклей и краской. Алгоритм действий:

  1. Нанести на место соединения фитинга и батареи немного растворителя. Подождать 10-20 минут.
  2. Поставить под отверстие ведро. Положить тряпки на полу.
  3. С помощью разводного ключа открутить заглушку (неполностью), чтобы начал выходить воздух.
  4. Обмотать резьбу уплотнительным материалом и закрутить заглушку.

Важно делать все аккуратно. Если не перекрыть воду и снять фитинг полностью, то из отверстия польется горячая вода под давлением.

Определить, что воздушная пробка устранена, можно, оценив температуру батарей. Секции, которые раньше были холодными, должны потеплеть.

Кран

На многих старых батареях стоят обычные водоразборные краны. При откручивании вентиля из отверстия начинает течь вода, а вместе с ней выходит накопившийся воздух. Может потребоваться слить несколько ведер жидкости, чтобы убрать весь лишний газ.

Для облегчения работы, желательно использовать длинный гибкий шлаг: один конец присоединить к крану, а второй – опустить в унитаз. Вентиль необходимо открывать максимально, чтобы обеспечить высокую скорость вытекания воды.

Частный дом

При возникновении воздушной пробки в нужно не только работать с каждой батареей в отдельности, но и производить удаление из всей системы в целом. Процедура может несколько отличаться в зависимости от того, используется система отопления с открытым или закрытым . Но в целом она сводится к тому, что и батарей выпускается воздух с помощью одного из описанных выше способов.

Воздушные пробки снижают эффективность работы отопительных систем и повышают риск поломок. Удалить лишний воздух из радиатора можно самостоятельно. Проще всего это сделать, если установлен ручной воздухоотводчик. В дальнейшем важно выяснить причину возникновения проблемы и устранить ее. В сложных ситуациях лучше обращаться к сотрудникам жилищно-эксплуатационных контор.

При первом столкновении с проблемой, как стравить воздух из батарей отопления, видео помогут вам избежать ошибок.

Воздух в батареях мешает циркуляции теплоносителя и снижает теплоотдачу радиаторов. Поэтому воздух из батарей принято стравливать (спускать). Как это делается? Об этом вы можете узнать из нашей статьи. Ниже по тексту мы рассмотрим процесс удаления пробок из отопительных систем с одноконтурной, двухконтурной и коллекторной разводкой.

Особенности устройства разводки

В современных домах используют три разновидности схем разводки:

  • одноконтурный вариант с последовательным соединением батарей,
  • двухконтурный вариант с параллельным подключением радиаторов,
  • коллекторный вариант с врезкой каждого нагревательного элемента в распределитель.

При одноконтурной схеме все нагреватели "нанизаны" на нитку отопительного контура и формируют фактически громадный радиатор. Двухконтурный вариант предполагает укладку двух ниток с врезкой батарей. Коллекторная схема основана на соединении каждого элемента с котлом с помощью распределителя (коллектора).

В итоге пробка в одноконтурной схеме может заблокировать всю циркуляцию. Двухконтурному и коллекторному варианту эта проблема не грозит. Но если в воду попадает воздушный пузырь, то один из радиаторов перестанет греть помещение.

Поэтому такой затор должен быть удален из любой разводки. И чем быстрее, тем лучше. Как это делается, вы можете узнать ниже по тексту, где мы будем разбирать наиболее эффективные методики стравливания пробок из труб и нагревательных элементов.

Как спустить воздух из одноконтурной системы

Чтобы спустить воздух с вам нужно проделать следующее: отключить насос; долить воду, увеличив давление; включить насос. Поток теплоносителя подхватит пузырь и вынесет его в расширительный бак. И если в вашем доме стоит открытый расширитель, то затор выйдет сразу в атмосферу.

Если насоса в разводке нет, то вместо него можно использовать котел. Он должен нагреть теплоноситель до максимальной температуры и тогда пузырь воздуха покинет воду под влиянием давления, генерируемого в результате тепловой циркуляции.

В закрытых одноконтурных линиях принято врезать в разводку отдельный отвод с вентилем на конце, торец которого является наивысшей точкой разводки. С помощью этого отвода вы можете стравить воздух, открывая вентиль. Причем если пробка не покинет трубы и нагреватели сразу же, то вам придется повторять манипуляции с насосом и вентилем подачи воды в отопление из водопровода.

Кроме того, было бы неплохо врезать в крайний нагреватель, выход из которой ведет в обратный патрубок котла, узел Маевского или обычный шаровой вентиль. Как показывает практика, пузырь чаще всего скапливается именно в верхней части последней батареи одноконтурной разводки.

Как убрать воздух из двухконтурной разводки

Чтобы убрать затор из вам нужно заранее, еще на этапе монтажа, вкрутить в радиатор кран Маевского. Этот вентиль предназначается именно для удаления воздуха из нагревателей. И без него убрать пробку будет крайне затруднительно.

Ну а сам процесс спуска затора из системы отопления выглядит следующим образом:

  1. 1. Открываем вентиль на подаче воды из водопровода в отопление.
  2. 2. Ставим под каждым сливом ведерко на 5 литров.
  3. 3. Открываем все краны Маевского.
  4. 4. Ждем, пока из сливов не пойдет только вода.
  5. 5. Закрываем краны, перекрываем вентиль и выливаем воду из ведерок.

Напор воды из водопровода убирает пробку, выталкивая ее сквозь открытый кран Маевского. И если между сливом и воздушным пузырем находится немного жидкости, то она просто стечет в подставленное ведро. Ну а после того как из слива пойдет только вода, его можно закрыть и отключить подачу из водопровода.

Включать котел или насос в этом случае не нужно. Необходимое давление генерирует сам водопровод. Причем в закрытых контурах, перед открытием вентиля на линии подачи жидкости из водопровода, нужно спустить ниппель расширительного бачка, сбросив давление в трубах и нагревателях.

Как удалить воздушную пробку из коллекторной системы

Стравливание пробок из коллекторной системы отопления возможно только при наличии тех же краников Маевского. Они врезаются в свободный верхний угол нагревательного элемента на этапе сборки. Причем коллекторную конструкцию чистят от заторов почти по той же схеме, что и двухконтурные линии обогрева.

Для этого нужно подставить под кран на радиаторе ведро, перекрыть на обратном коллекторе вентиль, отсекая нагреватель от котла, и подать в трубы воду из водопровода. Напор воды надавит на пузырь и вытолкнет его сквозь отверстие в открытом сливе. А перекрытая обратка не даст пузырю сместиться в котел.

При этом из батареи может вытечь приличная порция воды, поэтому ведро под краном должно быть как минимум пятилитровым. И, скорее всего, в самом начале из слива пойдет именно вода, за которой последует и воздух. Поэтому спешить и перекрывать краник не стоит.

После того, как из радиатора уйдет затор, вам следует закрыть подачу воды из водопровода в трубы и открыть линию обратки на соответствующем коллекторе. Сделав это, вы можете включать котел и насос.

Как найти воздушный пузырь в системе отопления

Завоздушенный участок можно отыскать по тактильным ощущениям или на слух. В первом случае вы обходите все радиаторы (по направлению движения теплоносителя) и трогаете их рукой за верхнюю и нижнюю часть. Если одна из батарей окажется холоднее предыдущих, то в этом месте, скорее всего, и скопилась проблема. Поэтому краник Маевского нужно открывать именно у этой батареи, отключив (по возможности) ее от обратки.

Иногда пробку можно определить на звук. Частично заполненная воздухом батарея продолжает работать, но циркулирующий в ее внутренностях теплоноситель издает характерное журчание. И если вы услышали этот "ручеек" в комнате, то просто идите на звук и найдите проблемный радиатор.

Причем редкие стоны и скрипы в трубах не имеют к пробкам никакого отношения. В большинстве случаев они сигнализируют о возможных перепадах давления или гидроударах в арматуре. Это, разумеется, не очень хорошо, но к воздушной пробке не имеет никакого отношения.

От автора: привет, друзья! Наверняка многие из вас сталкивались с ситуацией, когда батарея внезапно становится холодной. Иногда полностью, иногда - местами. Также бывают случаи, когда батарея в одной комнате становится гораздо холоднее, чем в другой, или же все радиаторы вдруг начинают недовольно шипеть и булькать.

Причина этому всегда одна - образование воздушной пробки в системе. Справиться с этой напастью поможет специальное оборудование - кран Маевского. Причем процедура довольно проста. О том, что такое кран Маевского как спустить воздух с его помощью, и в чем вообще заключается принцип завоздушивания батарей, мы и расскажем в сегодняшней статье.

Причины возникновения воздушной пробки

Для начала разберемся, откуда вообще в закрытом радиаторе берется воздух, да еще в количестве, способном повлиять на работоспособность всей системы. Причин тому может быть несколько:

  • неправильная процедура подачи отопления в дом. По-хорошему, делаться это должно медленно, а воздух в процессе должен стравливаться неоднократно;
  • нарушение герметичности какой-либо части отопительной системы. В таком случае воздух попадает в нее постоянно, и единственный выход из этой ситуации - ремонт;
  • замена радиатора. После удаления старой батареи и установки новой в системе всегда оказывается некоторое количество воздуха. Если его не стравить перед запуском, то он встанет той самой пробкой на пути воды. Это, кстати, самая частая причина возникновения проблемы;
  • плохое качество самого теплоносителя. Содержание воздуха непосредственно в воде может быть чрезмерно высоким, и со временем все это дело собирается все в ту же пробку.

Самое неприятное последствие подобного явления - это отсутствие обогрева, особенно если проблема возникает посреди зимы. Радиатор отопления просто прекращает функционировать. Но неприятности ограничиваются не только этим.

Например, воздух очень плохо влияет на металл, из которого обычно делаются батареи. В таких случаях высока вероятность возникновения коррозии, которая способна быстро разрушить оборудование.

Другим фактором является разница температур. В результате появления воздушной пробки одна часть находится под нагревом, а вторая охлаждается. Подобные перепады, опять же, ведут к разрушению его элементов.

Третья проблема касается подшипников циркуляционного насоса. Их эксплуатация предусматривает наличие воды вокруг. Воздух же провоцирует повышенное трение, поэтому циркуляционный насос может быстро сломаться.

Из вышесказанного становится понятно, что бороться с воздушными пробками необходимо. Проще всего это делать с помощью крана Маевского.

Устройство и разновидности крана Маевского

Источник: housechief.ru

Кран Маевского состоит из нескольких частей:

  • игольчатый клапан в форме конуса. Когда он закрыт, вода успешно удерживается в батарее. Открытый же клапан выпускает воздух, который успел накопиться внутри системы;
  • регулировочный винт - деталь, с помощью которой производится открытие и закрытие игольчатого клапана;
  • четырехгранный ключ - нужен для того, чтобы была возможность повернуть регулировочный винт. Впрочем, за неимением специального девайса можно обойтись и обычной отверткой;
  • корпус, в который прячется игольчатый клапан. Как правило, он сделан из сплавов с использованием латуни, что придает ему отличные антикоррозийные свойства.

Данные элементы составляют основу конструкции. Но есть некоторые различия, свойственные определенным разновидностям. Вообще, краны Маевского делятся на три группы: ручное оборудование, автоматическое и со встроенным предохранителем. Разберемся подробнее:

  • ручной представляет собой ту самую простую конструкцию, описанную выше. При необходимости регулировочный винт поворачивается с помощью отвертки или четырехгранного ключа, воздух спускается, затем винт закручивается обратно. Приспособление абсолютно простое и надежное;
  • в автоматическом кране нет игольчатого клапана, роль этой детали выполняет поплавок, сделанный ил пластика. Системы ручного управления тоже нет, как таковой, но при необходимости все же можно регулировать его работу и вручную. Принцип действия довольно прост: внутри латунного корпуса находится поплавок, который перемещается в зависимости от того, какое количество воздуха собралось в системе. При перемещении он открывает затворник. Через последний и происходит сброс воздуха. Затем поплавок поднимается обратно, тем самым перекрывая соответствующее отверстие;
  • устройство с предохранителем не только избавляет систему от лишнего воздуха, но и контролирует в ней давление. В случае повышения этого показателя до 15 атмосфер в оборудовании срабатывает специальный клапан, через который происходит стравливание излишков. Оптимально ставить такое устройство на трубы, сделанные из , поскольку сами по себе они плохо выдерживают слишком высокое давление.

Чтобы выбрать устройство, наиболее подходящее для вашего случая, необходимо учесть некоторые нюансы, в частности, тип отопления. Если оно централизованное, то имеет смысл ставить только ручной кран Маевского. Как правило, в таких отопительных системах вода очень грязная, поэтому автоматические разновидности оборудования будут либо быстро выходить из строя, либо требовать постоянной прочистки.

А вот для частных домов автоматика прекрасно подойдет, ведь там качество воды в радиаторах совершенно иного уровня. Кроме того, автоматически кран спасет положение в тех случаях, когда его приходится устанавливать в труднодоступное место: например, в нишу, стенки которой не дадут подобраться к винту ручного управления.

Для старых чугунных батарей также существует специальный кран Маевского с ручной системой управления. Но оптимальным вариантом считается установка латунного воздухоотводчика с автоматическим принципом работы. Такие изделия отличаются высокой прочностью и удобством в эксплуатации.

Установка и эксплуатация

Источник: teplodvor.ru

Самое главное в процедуре монтажа крана Маевского - это правильно выбрать точку установки. Вам нужен участок в верхнем сегменте радиатора, причем расположенный со стороны, противоположной месту поступления горячей воды в батарею. Именно здесь и возникают большие скопления воздуха.

В большинстве современных радиаторов отопления уже предусмотрено специальное место для установки крана Маевского. До монтажа оно закрыто с помощью заглушки. Ее нужно вынуть, предварительно слив всю воду из отопительной системы, а затем закрепить кран в соответствующем месте.

Для того чтобы сделать соединение наиболее надежным, используются специальные резиновые уплотняющие прокладки. Кроме того, резьбу необходимо слегка уплотнить с помощью ФУМ-ленты или льняной пакли.

В старых чугунных батареях места под кран Маевского, как правило, не предусмотрено, поэтому процедура установки будет несколько сложнее. В боковой части такого радиатора находится большая заглушка. В ней необходимо просверлить отверстие, при этом диаметр его должен быть немного меньше, чем у резьбы крана.

Затем с помощью специальных плашек внутри этого отверстия делается резьба. В завершение кран Маевского устанавливается и герметизируется так же, как и в случае с современными радиаторами. Не забудьте, что все работы выполняются только при отсутствии воды в отопительной системе.

Перейдем к тому, как использовать кран Маевского для спуска излишнего воздуха из радиатора. Естественно, мы будем говорить о ручной разновидности, поскольку остальные работают без вмешательства человека.

  1. В качестве подготовка поставьте на пол под тем местом, где будут проходить работы, тазик или другую пустую емкость. Также приготовьте тряпку. Когда вы будете выпускать воздух, на определенном этапе польется вода, поэтому следует предотвратить ее попадание на пол.
  2. Если работоспособность вашей отопительной системы обеспечивается за счет использования специальных насосов, то их следует отключить минимум за 10 минут до того, как откроете кран. Во время работы таких насосов воздух не успевает скапливаться в определенной точке, вместо этого он разносится вместе с водой по всей системе, поэтому толку от стравливания не будет.
  3. После того как подготовка завершена, нужно очень аккуратно открутить запорный винт. Делается это либо с помощью специального ключа, идущего в комплекте, либо просто отверткой. Вам нужно осуществить поворот против часовой стрелки, примерно на ¼ или ½ оборота. Еще раз упомянем об аккуратности. Поворачивать винт нужно очень плавно, особенно в том случае, если вы осуществляете первоначальный запуск нового радиатора.
  4. В результате поворота винта через кран начнет выходить воздух. Определить этот момент можно по специфическому шипению. Вам нужно держать кран в открытом положении до тех пор, пока из него вместо воздуха не потечет вода. Поначалу струйка будет прерывающейся - это значит, что процесс еще не закончен. А вот когда струя станет непрерывной, можно закрывать кран Маевского.

Если после проведенной процедуры батареи не начали нагреваться, это значит, что проблема заключается не в наличии воздуха. Скорее всего, в отопительной системе возник засор. Справиться с ним самостоятельно вы не сможете, поэтому придется вызвать сантехническую бригаду.

Как видите, в процессе спуска воздуха из радиатора с помощью крана Маевского нет ничего сложного. Но могут возникнуть две проблемы. Во-первых, иногда бывает так, что отверстие, через которое должен выходить воздух, засоряется. В этом случае можно просто устранить проблему с помощью иголки или еще чего-нибудь тонкого и острого.

Во-вторых, если вы редко занимаетесь стравливанием воздуха из батареи, регулировочный винт может банально заржаветь. Понятно, что повернуть его в такой ситуации будет проблематично. В этом случае вам понадобится специальный смазывающий спрей, который можно приобрести в соответствующих магазинах.

Этим средством необходимо побрызгать винтовую резьбу и подождать несколько минут. После этого процедура откручивания должна пройти безболезненно. Чтобы предотвратить подобные ситуации в дальнейшем, каждый раз после Маевского обрабатывайте регулировочный винт специальной смазкой на основе силикона. Это поможет уберечь его от воздействия воды и воздуха в системе отопления.

Даже самый простой и недорогой кран Маевского способен верой и правдой прослужить долгие годы при правильной эксплуатации и уходе. Так что не забывайте периодически чистить и смазывать это оборудование. В этом случае батареи всегда будут надежно обогревать ваше жилище. Удачи!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png