Подробности

У специалистов, которые буквально спасают или воссоздают на пустом месте белоснежные зубы – стоматологов есть не только специализации, но и категории.

С какой категории врач-стоматолог стартует в начале своей карьеры и какую категорию стоматолог может получить спустя несколько лет и несет ли это в себе какие-либо плюсы? Попробуем разобраться.

Стоматология – наука интересная. Правда, большинство готово с интересом к ней относиться, находясь при этом как можно дальше от представителей этой самой стоматологии. Тем не менее, в качестве будущей профессии, очень многие молодые люди, имеющие интерес к медицине, рассматривают для себя стоматологию.

Получить категорию врача-стоматолога повыше – это уже следствие развития в профессии, а для начала таковым врачом нужно стать. И нужно сказать, что вот как раз-то стать стоматологом очень и очень нелегко. Это достаточно долгий процесс и он требует множества усилий и упорного труда, так же как, любая медицинская профессия. Поступить в медицинский вуз непросто, успешно закончить его еще сложнее. Но, все же, игра стоит свеч и стать стоматологом – это очень достойный выбор. Эта одна из самых высоко оплачиваемых специализаций среди медиков. Не говоря уже о том, что это весьма интересно занятие, хоть и не каждому оно подойдет.

Категории стоматологов

Итак, чтобы стать врачом-стоматологом, надо закончить медицинский вуз. В вузе, кстати, нужно будет выбрать свою специализацию. Ведь помимо категорий, есть и специализации стоматологов . - терапевт, пародонтолог, ортодонт, детский стоматолог и другие.

Закончив обучение в вузе, нужно закончить интернатуру и можно начинать работать стоматологом. С получением опыта повышается и квалификация стоматолога. Но как же определить, на каком уровне находится эта квалификация, какой у доктора опыт работы? Для этого существует такая штука, как категории врачей-стоматологов.

Врачи-стоматологи, так же как врачи других специальностей, могут получить свои квалификационные категории в соответствии с законодательно установленной процедурой и списком требований для каждой категории стоматологов.

Среди рабочих профессий есть множество категорий – от первой и до шестой. У стоматологов все значительно уже. Существуют вторая, первая и высшая категории врача-стоматолога. Получение их регламентирует Федеральный закон, а также приказы Министерства здравоохранения.

Базовая категория врача-стоматолога

Сначала врачам присуждают вторую категорию – это и есть базис, затем – первую и уже самые опытные и мастеровитые получают высшую.

Чтобы получить свою категорию, врач-стоматолог должен соответствовать определенным требованиям. Для второй категории стаж работы стоматолога по специальности должен быть не менее трех лет, он должен иметь хорошую теоретическую и практическую подготовку, владеть современными методами диагностики, лечения и профилактики стоматологических болезней.

Для первой категории врача-стоматолога, стаж работы уже должен быть не менее семи лет, специалисту положено иметь крепкую теоретическую и практическую подготовку и необходимый опыт практических действий. Врач-стоматолог первой категории должен быть хорошо знаком со смежными своей специальности дисциплинами. Должен, кроме владения современными методами стоматологии, также активно участвовать в научно-практической деятельности своего медицинского учреждения.

Самая сложная - высшая категория врачей-стоматологов подразумевает стаж работы не менее десяти лет, наличие высокой профессиональной практической и теоретической подготовки. Само собой разумеющееся, что специалист должен, так же как и врачи предыдущих категорий, в совершенстве владеть всеми современными методами диагностики, профилактики и лечения пациентов со стоматологическими заболеваниями.

Врач высшей категории должен быть хорошо знаком со смежными для себя дисциплинами, должен иметь хорошие показатели своей трудовой профессиональной деятельности, должен принимать непосредственное участие в научно-практической работе того лечебного учреждения, где он трудится и уделять пристальное внимание повышению своей квалификации.

Получение категории стоматолога

Очевидно, что для получения категории, ключевым является стаж. Но просто пройти обучение на стоматолога и далее работать по специальности не получится. Потребуется регулярное повышение квалификации, переобучение и постоянное обновление знаний. И, конечно, это еще не гарант, ведь решение о признании специалиста еще большим специалистом принимается не автоматически, а на основе решения аттестационной комиссии.

Если специалист уверен в том, что он может претендовать на повышение своей категории, нужно подготовить документы:

  • заявление на имя председателя местной аттестационной комиссии. В нем нужно указать на какую квалификационную категорию претендует специалист, есть ли у него уже присвоенные категории, если есть, то должна быть указана ее дата;
  • напечатанный квалификационный лист, который заверяется отделом кадров лечебного учреждения, где специалист работает;
  • аттестационный отчет о профессиональной деятельности, который должен быть согласован с руководителем специалиста и заверен печатью. Этот отчет включает анализ трудовой профессиональной деятельности врача за последние 3 года.

Отчет должен выглядеть следующим образом:

  • Первая глава включает сведения о лечебном учреждении, где работает специалист-стоматолог, о стоматологическом отделении этого учреждения, технической оснащенности кабинета стоматологии и, непосредственно, рабочего места врача.
  • Во второй главе содержится отчет о деятельности стоматолога за три года. Здесь должно быть проанализировано, какова динамика работы, положительная ли она. Должно быть освещено, как врач-стоматолог осваивает современные технологии и методы лечения. Здесь же приводится статистика и качественные и количественные показатели работы в виде таблиц или графиков. К таблицам и графикам должны быть сделаны краткие выводы (1-2 предложения). Приветствуется, если будет упомянуто, какие методы лечения специалист применяет в работе.
  • Третья глава содержит анализ новых методов профилактики и лечения.

Как видите, категория стоматолога – это не стандартный этап в жизни специалиста, а весомый труд, который предполагает не просто опыт работы, но еще и постоянное обучение во время всего периода своей карьеры. И все же, для врача-стоматолога категория - это возможность отметить в своей жизни высокий профессионализм. Поэтому, оно того стоит!

Аттестация - серьезный этап в жизни каждого медицинского работника. Это возможность продемонстрировать свою квалификацию и опыт, изменить свой статус в коллективе и получить прибавку к зарплате. Однако часто процедура аттестации вызывает у медицинских сестер неоднозначную реакцию, нередко сопровождаемую страхом.

Вместо того чтобы тратить время на непродуктивные переживания и действия, давайте проанализируем наиболее часто встречающиеся ошибки и наметим пути их преодоления!

Обратите внимание! Отчет не должен представлять собой подробное перечисление действий медсестры согласно функциональным обязанностям. Нередко он выглядит как один день из жизни медсестры и заканчивается словами «Мой рабочий день закончен», а отчет так и не начат...

При подготовке отчета следует помнить, что это не просто представление имеющихся данных за определенный период, а анализ собственной деятельности!

Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23 апреля 2013 года № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории» «…отчет о профессиональной деятельности специалиста за последний год работы для работников со средним профессиональным образованием, должен содержать выводы специалиста о своей работе, предложения по улучшению организации оказания и качества медицинской помощи населению, достоверные данные в описании работ, выполненных специалистом».

Начните с изучения нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок и проведение аттестации.

Подумайте, какие результаты были достигнуты вами за истекший период. Включайте в список все достижения, даже те, которые вам кажутся не очень значимыми. Какие профессиональные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? С какими трудностями Вы сталкиваетесь в профессиональной деятельности? Каким образом преодолеваете их? Какие результаты работы считаете наиболее значимыми? Соотнесите результаты своей профессиональной деятельности с требованиями, предъявляемыми к первой или высшей квалификационным категориям.

Обратите внимание! Отчет пишется от первого лица. Выражения «медсестра должна выполнять, медсестра делает…» не используются, ведь это ваш отчет!

Обратите внимание! Для написания отчета используется деловой стиль, согласно которому главный акцент делается на точности передачи информации, не допуская двойственности толкований. Текст делового стиля должен быть максимально сжатым: все четко, конкретно, по существу.

Избегайте разговорных, жаргонных слов и выражений, например таких как «разнос направлений на анализы», «участники афганистана». А этот пример описания прививочной работы «…магазины и палатки по графику», как говорится без комментариев!

Выражайте свои мысли точно, чтобы не приходилось гадать, что скрывается за такими, например, фразами: «Прошла курс повышения квалификации в процедурном кабинете с присвоением 1 категории» или «…перед приемом готовлю инструменты: термометры, кушетку, мебель».

Помните, что грамотность – ваша визитная карточка для того, кто будет читать вашу работу!

Обратите внимание! Часто в отчетах медсестры указывают большое количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации. К ним можно отнести:

  • перечисление всей без исключения мебели, которая находится в кабинете;
  • перечисление не только сестринских, но и всех врачебных манипуляций, которые выполняются в подразделении;
  • указание всех адресов домов на участке с этажностью и другими подробностями и т.п.

Не следует приводить полностью, а тем более прикладывать к отчету стандартные инструкции по дезинфекции тех или иных изделий медицинского назначения и др. Исключением могут стать только материалы разработанные лично вами и являющиеся уникальными. В таком случае их следует размещать в приложении.

Обратите внимание! Совершенно недопустимо наполнять отчет пространными цитатами из различных учебников и учебных пособий (например, определение и основные этапы сестринского процесса; определение, виды и методы дезинфекции и т.п.).

Обратите внимание! Отчет не должен представлять собой сплошной текст. Четкая структура текста облегчит его восприятие экспертами и членами аттестационной комиссии, которые будут его оценивать. Писать работу логически завершенными частями гораздо проще.

  1. Краткие биографические сведения.
  2. Краткая характеристика места работы.
  3. Результаты профессиональной деятельности.
    1. Количественные и качественные показатели.
    2. Наиболее часто применяемые методики, выполняемые манипуляции и т.п.
    3. Санитарно-просветительская работа, обучение пациентов
    4. Распространение опыта.
  4. Повышение квалификации.
  5. Общественная и социально-значимая деятельность.
  6. Выводы.
  7. Цели и задачи дальнейшего профессионального развития.

Итак, структура аттестационной работы ясна, давайте рассмотрим наполнение каждой части.

1. Краткие биографические сведения (не более 1 страницы)

Укажите, что и когда закончили, специальность, где работали, стаж в данной организации и в занимаемой должности, наличие квалификационной категории (какая, в каком году присвоена), перечислите курсы повышения квалификации (год окончания, полное название курса и учреждения, в котором курс проводился), наличие сертификатов и отмеченные наградами или грамотами достижения в работе.

2. Характеристика места работы (не более 1 страницы)

Сначала кратко расскажите о медицинской организации, где вы трудитесь в настоящее время: количество коек, число посещений, отметьте те особенности, которые отличают его от остальных организаций подобного рода.

Дайте краткую характеристику подразделения (отделения, кабинета и т.п.), в котором вы трудитесь. Расскажите об основных задачах и принципах его работы.

3. Результаты профессиональной деятельности
(основная часть работы, объем 3-5страниц)

Количественные и качественные показатели. Расскажите о своей деятельности в течение последнего года. Выберите показатели, характеризующие вашу работу (работа с пациентами, выполнение манипуляций, заполнение документации и т.д.).

Обратите внимание! Не стоит излишне подробно рассказывать о проветривании кабинетов и их уборке, лучше сконцентрироваться на результатах, приводящих к улучшению здоровья пациентов.

Количественные данные представьте в виде таблицы для наглядности, можно внести в таблицу данные за предыдущий отчетный период, чтобы провести анализ (это может быть количество манипуляций, структура контингента, динамика заболеваемости и т.п.). Можно сравнить свои показатели с аналогичными по подразделению, учреждению, региону. Каждую таблицу сопроводите поясняющим цифры текстом и сделайте выводы.

  • Что изменилось (или не изменилось)?
  • По какой причине?
  • Какие изменения это вносит в вашу работу?
  • Что сделано, что еще вам необходимо сделать?
  • Какие задачи стоят перед коллективом, какие вы ставите перед собой?

Меняется структура заболеваний, подходы к диагностике и лечению, появляются новые нормативные документы, следовательно, необходимо менять тактику обучения пациентов, работу по профилактике и т.п.

Обратите внимание! Перечень нормативных документов, регламентирующих вашу деятельность, должен быть полным и актуальным. Абсолютно недопустимо указание уже недействующих приказов!

Наиболее часто применяемые методики, выполняемые манипуляции и т.п. Расскажите о новых методах и технологиях, которые вы используете в своей работе. Не следует приводить полностью инструкцию к новому аппарату или подробное описание новой манипуляции. Лучше расскажите, с какими сложностями вы столкнулись при освоении, чему потребовалось научиться? Если вы обучали других медсестер, упомяните об этом. Может быть, вы владеете смежными специальностями, можете заменить коллег, расскажите.

Обратите внимание! Встречающаяся практически в каждом отчете фраза: «В свое работе использую инновационные технологии», не имеет права на существование без перечня этих самых технологий. В противном случае она не несет никакой смысловой нагрузки!

Противоэпидемические мероприятия. Расскажите, каким образом обеспечивается безопасность на рабочем месте и безопасность пациента.

Обратите внимание! информация должна иметь отношения к оценке вашей квалификации.

Расскажите, каким образом осуществляется контроль инфекционной безопасности на рабочем месте, какова ваша роль. Опишите ваши действия при возникновении аварийной ситуации.

Санитарно-просветительская работа, обучение пациентов . Этому разделу профессиональной деятельности медсестры в последние годы уделяется особое внимание. В отчетах напротив медсестры бывают предельно краткими.

Укажите подробно, какие беседы вы проводите с пациентами. Разрабатываете ли вы памятки, если да то на какие темы? Составляете ли вы планы бесед? Участвуете ли в выпуске санбюллетеней, оформлении уголков здоровья и т.п.? Участвуете ли в работе школ для пациентов, читаете ли лекции (например, в школах) и т.п.? Необходимо указать темы и количество за отчетный период (в таблице).

Распространение опыта. Для претендента на квалификационную категорию очень важно не только хорошо делать все самому, но и научить коллег. Опишите, каким образом вы передаете накопленный опыт. Это может быть:

  • работа со студентами во время практики;
  • преподавательская деятельность;
  • участие в адаптации молодых специалистов;
  • наставничество (закрепленное официально, с указанием фамилий);
  • наличие печатных работ и т.п.

4. Повышение квалификации (объем 1-2 страницы)

Повышение квалификации включает участие в работе конференций, семинаров, мастер-классов, профессиональных конкурсах. Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место в этом занимает самообразование?

Обратите внимание! В этом разделе отчета не допустимы обобщения, сведения должны быть предельно конкретны! Например: «…Активно участвую в работе сестринских конференций» (каким образом, вы докладчик, организатор или слушатель?) или «…регулярно читаю специальную литературу» (уточните какую, составьте перечень за последний год).

Обязательно укажите даты и темы конференций, семинаров и др. подобных мероприятий, а также темы докладов, если вы с ними выступали.

5. Общественная и социально-значимая деятельность

Сюда относится работа в профсоюзе, Совете сестер, членство и участие в работе ассоциации медицинских сестер и т.д. Подробно опишите, в чем заключается ваша деятельность, что конкретно Вы сделали.

6. Выводы

Если вы не оставили без внимания аналитическую часть отчета, то выводы практически готовы. Теперь необходимо их кратко сформулировать! Из всех разделов выберите свои достижения, новые умения и навыки, доказательства вашей профессиональной активности, свидетельства участия в различных мероприятиях. Именно эти, кратко сформулированные данные, свидетельствуют о вашем соответствии заявленной квалификационной категории.

Цели и задачи дальнейшего профессионального развития

Поскольку ваш профессиональный путь не заканчивается с присвоением категории, то следует обозначить дальнейшие цели и задачи. Они также вытекают из сделанного вами анализа. Что еще вы планируете сделать, над чем Вам предстоит работать, что необходимо изучить и т.д.?

Обратите внимание! Вы формулируете задачи для себя, а не для всей организации.

Правила оформления

Обратите внимание! Оформлять отчет следует правильно и эстетично – это документ! Недопустимо наличие шрифтов разных видов, цветов и размеров.

Общий объем отчета не более 15-20 страниц. Редактор MS Word, шрифт «Times New Roman», размер шрифта (кегля) 14, междустрочный интервал 1,5. Текст не должен быть перегружен курсивом и иными шрифтами. Обязательно наличие содержания с указанием номеров страниц. Страницы отчета, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку. К отчету могут прилагаться иллюстрации, фотографии, разработанные вами методические рекомендации, памятки, ваши публикации и другой наглядный материал. Объем приложений до 10 страниц.

Обратите внимание! Подписываете отчет на последней странице Вы, старшая медицинская сестра и руководитель сестринской службы больницы.

Процедура аттестации полностью соответствует известной русской пословице: «Встречают по одежке, а провожают по уму!». Так что в первую очередь приведите в порядок «одежку» - свой аттестационный отчет. Затем переходите в подготовке ума. Для собеседования освежите в памяти основные положения нормативных документов, которые регламентируют вашу работу, уделите внимание оказанию неотложной помощи и противоэпидемическим мероприятиям.

Вспомните все свои профессиональные и жизненные успехи – это придаст уверенности в себе. Настройтесь оценить себя объективно, узнать, чего вы стоите на самом деле, – это смелый шаг сильной личности. Воспринимайте аттестацию, как возможность раскрыть свой потенциал и удача всегда будет с вами!

Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 июля 2011 г. (зарегистрирован в Минюсте РФ 23 сентября 2011 г. Регистрационный N 21875. Опубликован в "РГ" N 216 от 28 сентября 2011 г. на с. 21)

I. Общие положения

1.1. Положение о порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками (далее - Положение) определяет порядок получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками (далее - специалисты).

1.2. Получение квалификационных категорий специалистами осуществляется на основании проверки соответствия профессиональных знаний и их профессиональных навыков (далее - квалификационный экзамен).

1.3. Квалификационный экзамен преследует цель стимулировать рост квалификации специалиста, улучшать подбор, расстановку и использование кадров в системе здравоохранения Российской Федерации, повысить персональную ответственность за выполнение профессиональных и должностных обязанностей.

1.4. Процесс получения квалификационных категорий обеспечивается аттестационными комиссиями и включает в себя процедуры получения квалификационных категорий - этапы оценки соответствия профессиональных знаний и навыков специалистов (далее - квалификационные процедуры).

1.5. Аттестационные комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Положением, ведомственными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

1.6. Принципы квалификационного экзамена:

независимость и объективность экспертных оценок;

открытость квалификационных процедур;

последовательное присвоение квалификационных категорий;

соблюдение норм профессиональной этики;

соблюдение строгой последовательности квалификационных процедур, предусмотренных настоящим Положением;

высокая квалификация и компетентность лиц, осуществляющих квалификационные процедуры.

1.7. Система аттестационных комиссий включает в себя:

Центральную аттестационную комиссию, создаваемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

аттестационные комиссии субъектов Российской Федерации, создаваемые органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации;

ведомственные аттестационные комиссии, ведомственные аттестационные комиссии в субъектах Российской Федерации, в учреждениях здравоохранения, научных и образовательных медицинских учреждениях, создаваемые федеральными органами исполнительной власти и иными ведомствами по принадлежности.

1.8. Аттестационные комиссии состоят из экспертных групп, соответствующих специальностям (направлениям), по которым аттестационные комиссии осуществляют установленные квалификационные процедуры, и Координационного комитета аттестационной комиссии (далее - Комитет), осуществляющего координацию работы экспертных групп.

1.9. В состав экспертных групп входят работники органов управления здравоохранением, члены РАМН, руководители и специалисты медицинских, научных и образовательных организаций, обладающие познаниями, достаточными для проведения квалификационного экзамена по заявленным специальностям.

1.10. В состав Комитета входят председатель - председатель аттестационной комиссии, заместитель председателя - заместитель председателя аттестационной комиссии, ответственный секретарь - ответственный секретарь аттестационной комиссии, заместитель ответственного секретаря - заместитель ответственного секретаря аттестационной комиссии, члены Комитета.

В состав экспертных групп входят председатель, заместитель председателя, секретарь, члены экспертных групп.

При отсутствии председателя Комитета (экспертной группы) его полномочия осуществляет заместитель.

1.11. Персональный состав аттестационных комиссий и положения об их работе утверждаются приказом органа, при котором они создаются. Персональный состав аттестационных комиссий обновляется по мере необходимости.

Изменения в персональном составе утверждаются приказом органа, при котором они создаются.

1.12. Аттестационные комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с последовательностью квалификационных процедур, установленной настоящим Положением. Квалификационные процедуры направлены на оценку профессиональной квалификации, компетентности специалистов.

1.13. Специалист может получить квалификационную категорию как по основной, так и по совмещаемой специальности.

1.14. Квалификационные категории присваиваются в соответствии с действующей номенклатурой специальностей.

II. Порядок получения квалификационных категорий

2.1. Квалификационные категории присваиваются специалистам, имеющим уровень теоретической подготовки и практических навыков, соответствующих квалификационным характеристикам специалистов, и стаж работы по специальности:

вторая - не менее трех лет для специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;

первая - не менее семи лет для специалистов с высшим профессиональным образованием и не менее пяти лет для специалистов со средним профессиональным образованием;

высшая - не менее десяти лет для специалистов с высшим профессиональным образованием и не менее семи лет для специалистов со средним профессиональным образованием.

2.2. При присвоении квалификационных категорий используется следующая последовательность: вторая, первая, высшая.

2.3. Специалисты, изъявившие желание получить (подтвердить) квалификационную категорию, представляют в аттестационную комиссию:

заявление специалиста на имя председателя аттестационной комиссии, в котором указывается квалификационная категория, на которую он претендует, наличие или отсутствие ранее присвоенной квалификационной категории, дату ее присвоения, личная подпись специалиста и дата (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Положению);

заполненный в печатном виде квалификационный лист, заверяемый отделом кадров (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Положению);

отчет о профессиональной деятельности специалиста, согласованный с руководителем организации и заверенный ее печатью, и включающий анализ профессиональной деятельности за последние три года работы - для специалистов с высшим профессиональным образованием и за последний год работы - для работников со средним профессиональным образованием с их личной подписью (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Положению). Отчет должен содержать выводы специалиста о своей работе, предложения по улучшению организации оказания и качества медицинской помощи населению. Отчет должен содержать достоверные данные в описании работ, выполненных специалистом, рационализаторских предложений, патентов. В случае отказа руководителя медицинской организации в согласовании отчета о профессиональной деятельности специалиста руководитель выдает письменное разъяснение о причинах отказа, которое прилагается к остальной экзаменационной документации;

копии документов об образовании (диплом, удостоверение, свидетельства, сертификаты специалиста и другие документы), трудовой книжки, заверенные в установленном порядке;

в случае смены фамилии, имени, отчества - копия документа, подтверждающего факт смены фамилии, имени, отчества;

копию удостоверения о присвоении квалификационной категории (при наличии) или копию приказа о присвоении квалификационной категории.

2.4. Руководитель организации, в которой специалист осуществляет профессиональную деятельность, создает условия для:

представления специалистом квалификационной документации, оформленной в соответствии с требованиями комплектности и правильности;

осуществления взаимодействия организации с аттестационной комиссией по поводу порядка получения квалификационной категории специалистом;

представления в аттестационную комиссию сведений о числе специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в медицинской организации и прошедших процедуру получения квалификационной категории (с указанием аттестационной комиссии и полученной квалификационной категории), а также специалистов, желающих получить (подтвердить) квалификационную категорию в следующем календарном году;

оповещения специалиста, изъявившего желание получить квалификационную категорию.

2.5. Требования, указанные в пункте 2.3 и 2.4 настоящего Положения, в части необходимости заверения представляемых специалистом документов и обеспечения взаимодействия организации с аттестационной комиссией не распространяются на специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в частной системе здравоохранения.

2.6. Документы, составляющие квалификационную документацию, должны быть аккуратно оформлены и сброшюрованы.

2.7. Квалификационная документация направляется в аттестационные комиссии посредством почтовой связи, а также непосредственно специалистом, должностным лицом организации, уполномоченным осуществлять взаимодействие организации, в которой специалист осуществляет профессиональную деятельность, с аттестационной комиссией.

2.8. В целях сохранения ранее присвоенной квалификационной категории специалист направляет квалификационную документацию в аттестационную комиссию не позднее четырех месяцев до окончания срока действия квалификационной категории. При направлении экзаменационной документации позднее указанного срока дата квалификационного экзамена может быть назначена после окончания срока действия квалификационной категории.

III. Порядок заседания аттестационных комиссий

3.1. Заседание аттестационной комиссии назначается в срок, не превышающий трех месяцев с момента регистрации экзаменационной документации.

3.2. Специалисты федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, представляют квалификационную документацию в Центральную аттестационную комиссию.

Специалисты государственных учреждений, находящихся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют квалификационную документацию в соответствующие ведомственные аттестационные комиссии.

Специалисты, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность в организациях государственной системы здравоохранения субъекта Российской Федерации, муниципальной системы здравоохранения, а также специалисты, осуществляющие профессиональную деятельность в частной системе здравоохранения, представляют квалификационную документацию в аттестационные комиссии субъектов Российской Федерации, на территории которых они осуществляют свою деятельность.

3.3. Квалификационная документация, поступившая в аттестационную комиссию, регистрируется в журнале регистрации документов (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Положению) после проверки ее соответствия требованиям комплектности и правильности оформления в течение 7 календарных дней. В случае, если квалификационная документация не соответствует указанным требованиям, представившему квалификационную документацию (должностному лицу организации, в которой специалист осуществляет профессиональную деятельность, уполномоченному осуществлять взаимодействие организации с аттестационной комиссией) сообщаются причины отказа в приеме экзаменационной документации с разъяснением возможности их устранения.

Отказ в приеме квалификационной документации, поступившей в аттестационную комиссию, должен быть направлен специалисту в срок не позднее 14 календарных дней со дня поступления экзаменационной документации в аттестационную комиссию.

Для устранения недостатков квалификационной документации специалисту предлагается в месячный срок устранить установленные недостатки.

3.4. Контроль за соблюдением порядка регистрации, требований комплектности и правильности оформления квалификационной документации, представляемой в аттестационную комиссию, осуществляется ответственным секретарем соответствующей аттестационной комиссии.

3.5. Ответственный секретарь аттестационной комиссии не позднее одного месяца со дня регистрации квалификационной документации определяет экспертную группу аттестационной комиссии, соответствующую заявленной в квалификационной документации специальности (направлению), и согласовывает с ее председателем сроки квалификационного экзамена специалиста.

3.6. По результатам рассмотрения квалификационной документации председатель экспертной группы определяет членов экспертной группы для рецензирования отчета о профессиональной деятельности специалиста.

3.7. Председатель экспертной группы определяет необходимость привлечения независимых специалистов (экспертов) к осуществлению рецензирования отчета о профессиональной деятельности специалиста.

3.8. Рецензия на отчет о профессиональной деятельности специалиста подписывается участвующими в осуществлении рецензирования членами экспертной группы или независимыми специалистами (экспертами) и председателем экспертной группы.

3.9. Рецензия должна отражать:

владение современными методами диагностики и лечения, адекватными квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам второй, первой и высшей категорий;

участие специалиста в работе научного общества или профессиональной медицинской ассоциации;

наличие публикаций и печатных работ;

продолжительность и сроки последнего повышения квалификации;

формы самообразования, используемые специалистом;

соответствие объема теоретических знаний, фактически выполняемых диагностических и лечебных практических навыков квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам по заявленной квалификационной категории.

3.10. Срок экспертизы квалификационной документации экспертной группой не может превышать 14 календарных дней.

3.11. По результатам рецензирования экспертная группа готовит заключение об оценке отчета специалиста и совместно с ответственным секретарем аттестационной комиссии определяет дату проведения заседания по специальности, заявленной в квалификационной документации.

Секретарь экспертной группы уведомляет специалиста о дате проведения заседания.

3.12. В рамках заседания экспертной группы осуществляется тестирование специалиста и собеседование.

Тестирование предусматривает выполнение тестовых заданий, соответствующих заявленной квалификационной категории и специальности, и признается пройденным специалистом при условии не менее 70% правильных ответов на тестовые задания.

Собеседование предусматривает опрос специалиста членами экспертной группы по теоретическим и практическим вопросам, соответствующим специальности, заявленной в квалификационной документации.

3.13. На заседании экспертной группы секретарь экспертной группы ведет индивидуальные протоколы специалистов, проходящих квалификационные процедуры (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящему Положению). Каждый индивидуальный протокол заверяется членами и председателем экспертной группы.

3.14. Решение о соответствии специалиста заявленной категории принимается по результатам тестирования, собеседования и с учетом оценки отчета о профессиональной деятельности специалиста и заносится в квалификационный лист.

3.15. Экспертная группа аттестационной комиссии на заседании принимает одно из перечисленных решений:

присвоить вторую квалификационную категорию;

повысить вторую квалификационную категорию с присвоением первой;

повысить первую квалификационную категорию с присвоением высшей;

подтвердить присвоенную ранее квалифицированную категорию;

снять первую (высшую) квалификационную категорию с присвоением более низкой квалификационной категории;

лишить квалификационной категории (второй, первой, высшей);

перенести сроки аттестации;

отказать в присвоении квалификационной категории.

3.16. При лишении, понижении или отказе в присвоении более высокой квалификационной категории в индивидуальном протоколе специалиста указываются причины, по которым экспертная группа аттестационной комиссии приняла соответствующее решение.

3.17. Оценка квалификации специалиста принимается открытым голосованием при наличии на заседании не менее 2/3 числа членов экспертной группы аттестационной комиссии.

3.19. При принятии решения о присвоении квалификационной категории специалисту, являющемуся членом аттестационной комиссии, последний не участвует в голосовании.

3.20. Специалист имеет право пройти повторный квалификационный экзамен, но не ранее чем через год после принятия решения о несоответствии квалификационной категории.

3.21. Индивидуальные протоколы экзаменующихся специалистов направляются ответственному секретарю аттестационной комиссии для подготовки протокола заседания аттестационной комиссии (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к настоящему Положению). Протокол заседания экспертной группы заверяется членами экспертной группы и утверждается заместителем председателя аттестационной комиссии.

3.22. Замещение члена экспертной группы другим лицом, не входящим в ее состав, не допускается.

3.23. Проект приказа о присвоении квалификационной категории готовится ответственным секретарем аттестационной комиссии на основании ее решения. Орган, при котором создана аттестационная комиссия, в течение одного месяца издает приказ о присвоении квалификационной категории.

3.24. В течение недели со дня издания приказа о присвоении квалификационной категории ответственный секретарь аттестационной комиссии оформляет документ о получении квалификационной категории, который подписывается председателем аттестационной комиссии и заверяется печатью органа, при котором она создана.

3.25. Документ о присвоении квалификационной категории выдается специалисту или уполномоченному им лицу (на основании доверенности) при предъявлении документа, удостоверяющего личность получателя, либо направляется посредством почтовой службы (с согласия специалиста).

3.26. Выданный документ о присвоении квалификационной категории регистрируют в журнале регистрации документов.

3.27. В случае утери документа о присвоении квалификационной категории на основании письменного обращения специалиста в аттестационную комиссию в течение месяца выдается дубликат. При его оформлении на левой стороне вверху пишется слово "Дубликат".

3.28. Квалификационная документация, копии приказов о присвоении квалификационных категорий и иных организационно-распорядительных документов, касающихся работы аттестационной комиссии, хранятся в аттестационной комиссии в течение пяти лет, после чего подлежат уничтожению в соответствии с установленным порядком.

3.29. Специалист имеет право ознакомиться с представленными на него в аттестационную комиссию документами.

3.30. Решения аттестационных комиссий в тридцатидневный срок со дня их вынесения могут быть обжалованы посредством направления заявления с обоснованием причин несогласия в органы, при которых созданы аттестационные комиссии, а также в Центральную аттестационную комиссию.

3.31. В конфликтных случаях работник может обжаловать решение аттестационной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.32. Информация (справка, выписка из протокола и др.) о специалистах, получивших квалификационную категорию, может быть выдана по письменному обращению самого специалиста или запросу правоохранительных органов.

IV. Формы работы аттестационной комиссии

4.1. Аттестационная комиссия:

анализирует деятельность специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, представивших документы на получение квалификационных категорий;

обобщает опыт работы и реализации квалификационных процедур и осуществляет предоставление ежегодного отчета в орган, при котором она создана;

рассматривает необходимость проведения выездных заседаний.

4.2. Необходимость проведения выездного заседания определяется аттестационной комиссией на основании ходатайств организаций и иных структур, представляющих интересы специалистов. При изучении вопроса о необходимости проведения выездного заседания аттестационная комиссия вправе запрашивать данные о количественном составе специалистов, желающих получить квалификационную категорию, и специальностям (направлениям), заявленным на квалификационный экзамен.

4.3. Председатель аттестационной комиссии направляет в орган, при котором создана аттестационная комиссия, обоснование о необходимости (отсутствии необходимости) проведения выездного заседания аттестационной комиссии.

4.4. При подготовке обоснования о необходимости (отсутствии необходимости) учитываются:

уровень загруженности экспертных групп аттестационной комиссии и их членов по основному месту осуществления трудовой деятельности;

обстоятельства, по которым специалисты, желающие пройти квалификационный экзамен, не могут явиться по месту заседания аттестационной комиссии;

количественный состав специалистов, желающих пройти квалификационный экзамен;

сведения о квалификации указанных специалистов, представленные организациями, в которых они осуществляют профессиональную деятельность;

возможность соблюдения при выездном заседании аттестационной комиссии требований, в том числе квалификационных процедур, установленных настоящим Положением.

4.5. Орган, при котором создана аттестационная комиссия, принимает решение о проведении выездного заседания аттестационной комиссии и утверждает своим приказом персональный состав аттестационной комиссии и экспертных групп, сроки проведения выездного заседания аттестационной комиссии и ее задачи.

Как известно, наличие квалификационной категории подтверждает квалификацию медицинского работника и влияет на заработную плату. Стоматолог одной из поликлиник г. Кирова решил получить вторую категорию, попросил совета у коллег, но, как ни странно, выяснилось, что врачебных категорий ни у кого нет. Доктор обратился в отдел кадров, но тоже, как ни странно, ответа на свой запрос не получил. Пришлось обратиться на «Горячую линию» профсоюза «Действие».

Присвоение врачебной категории регулируется Приказом Министерства здравоохранения РФ от 23 апреля 2013 г. N 240н "О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории".

Каждый врач имеет право получить категорию по нескольким специальностям одновременно, если они являются смежными. Главным требованием является стаж работы по требуемой специализации.

Требования для получения второй категории:

Не менее 3 лет практического стажа по специальности,

Требования для получения первой категории:

Не менее 5 лет практического стажа по специальности,

Личная явка, включающая тестирование, участие в оценке отчета, собеседование.

Требования для получения высшей категории:

Не менее 7 лет практического стажа по специальности,

Личная явка, включающая тестирование, участие в оценке отчета, собеседование.

Для получения категории специалист должен обратиться в региональный орган управления здравоохранением (минздрав, департамент, комитет, управление - в каждом регионе он свой) к ответственному секретарю аттестационной комиссии по своей специальности. Все вопросы касательно категории решаются именно через ответственного секретаря. Врач оформляет заявление на имя председателя аттестационной комиссии (в случае переаттестации заявление подаётся за четыре месяца до срока её наступления). В заявлении указываются паспортные данные, существующая категория (если есть) и дата её получения, квалификационная категория, на которую претендует врач, согласие на получение и обработку персональных данных, личная подпись и дата. Также в печатном виде заполняются аттестационный лист и отчет о проделанной работе за последние 3 года, утверждённые главным врачом и отделом кадров ЛПУ, где работает аттестуемый. В комиссию отправляют и копии документов об образовании (диплом, удостоверения, свидетельства, сертификаты специалиста), трудовой книжки и присвоении текущей квалификации (при её наличии), в случае изменения фамилии, имени, отчества - копия документа, подтверждающего факт их изменения.

Что из себя представляет аттестационный отчет врача? Он состоит из трех частей – введения, основной части и заключения.

Введение включает в себя данные о личности врача и о лечебном учреждении, где он занимает должность. Описываются характеристика отделения, его оснащенность и структура штата, показатели работы отделения в виде статистических данных.

Основная часть состоит из следующих пунктов: характеристика контингента, проходящего лечение в отделении; возможности проведения диагностических мероприятий; проведенная лечебная работа с указанными результатами по профильным заболеваниям; летальные случаи за последние 3 года и их анализ; внедрение инноваций.

Заключение отчета состоит из обобщения результатов, указания возможных проблем и примеров их решения, возможности совершенствования. При наличии опубликованных материалов прилагаются их копии. Указывается список использованной литературы и изученной за последние несколько лет.

В случае отказа руководителя организации, где работает специалист, в согласовании отчета последнему выдается письменное разъяснение о причинах отказа, которое прилагается к заявлению на получение квалификационной категории.

Документы направляются в адрес органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию, посредством почтовой связи или предоставляются лично специалистом ответственному секретарю этой комиссии.

Проведение аттестации назначается не позже трех месяцев с момента поступления данных о специалисте. В случае несовпадения данных с требованиями к ним, поступает отказ в приеме документации (не позднее 7 дней с момента её регистрации). После устранения оснований, послуживших причиной отказа в принятии документов, специалист вправе повторно направить документы в аттестационную комиссию.

Секретарь согласовывает с председателем экспертной группы необходимой специализации срок проведения экзамена. Члены экспертной группы рассматривают аттестационные работы врачей на категорию, оформив на каждую из них рецензию, отображающую следующие данные: уровень практических навыков специалиста; участие в социальных проектах, связанных с медицинской сферой; наличие опубликованных материалов; самообразование аттестуемого; соответствие знаний и навыков заявленной категории врачей. Экспертиза должна происходить в 30-дневный срок с момента поступления отчета. Результат рецензии является показателем возможного итога аттестации.

Секретарь сообщает специалисту срок заседания, включающего проведение собеседования и тестирования (не позднее чем за 30 дней до этой даты). Тестирование считается пройденным при получении более 70% верных ответов. Собеседование проходит путем опроса аттестуемого согласно теории и практике, знание которых должно соответствовать запрошенной квалификации. Заседание сопровождается оформлением протокола, который подписывается членами экспертной группы и председателем. Итоговое решение отмечается в квалификационном листе. Право на пересдачу экзамена специалист получает только через год. Документ, подтверждающий получение, повышение, понижение категории или отказ в её присвоении выдаётся специалисту на руки или отсылается по почте ответственным секретарем аттестационной комиссии (в срок не позднее 120 дней со дня регистрации заявления на аттестацию или переаттестацию).

Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано в органе государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию, в течение одного года с даты принятия аттестационной комиссией обжалуемого решения.

Аттестационная комиссия может принять решение о продлении срока действия по ходатайству главного врача лечебно-профилактического учреждения. Если врач отказывается от явки на комиссию, его категория снимается автоматически по истечении пятилетнего срока с момента присвоения.

Также администрация лечебного учреждения может отправить запрос в аттестационную комиссию, чтобы врач был лишен квалификации или чтобы она была повышена досрочно (специалисты могут претендовать на присвоение более высокой квалификационной категории не ранее, чем через три года со дня получения настоящей категории). В таком случае направляются документы, позволяющие обосновать решение. Комиссия рассматривает вопрос в присутствии специалиста. Неявка без уважительной причины позволяет принять решение в его отсутствие. Со дня вынесения решения врач или лечебно-профилактическое учреждение могут обжаловать результат в 30-дневный срок. Для этого необходимо оформить заявление с уточнением причин несогласия и отправить в комиссию при региональном органе управления здравоохранением (минздраве и т.д.).

Аттестационный лист

1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) ________________________________

2. Дата рождения ______________________

3. Сведения об образовании*(1) _________________________________________

________________________________________________________________________

4. Сведения о трудовой деятельности*(2)

с _____ по ______ ______________________________________________________

(должность, наименование организации, местонахождение)

Подпись работника кадровой службы и печать отдела кадров организации,

работником которой является специалист.

5. Стаж работы в медицинских или фармацевтических организациях

6. Наименование специальности (должности), по которой проводится

аттестация для получения квалификационной категории ___________________

7. Стаж работы по данной специальности (в данной должности)

Лет.

8. Сведения об имеющейся квалификационной категории по специальности

(должности)*(3), по которой проводится аттестация ______________________

9. Сведения об имеющихся квалификационных категориях по иным

специальностям (должностям)*(3) _______________________________________

10. Сведения об имеющихся ученых степенях и ученых званиях*(4) _________

________________________________________________________________________

11. Сведения об имеющихся научных трудах (печатных)*(5) ________________

________________________________________________________________________

12. Сведения об имеющихся изобретениях, рационализаторских предложениях,

патентах*(6) ___________________________________________________________

13. Знание иностранного языка __________________________________

14. Служебный адрес и рабочий телефон __________________________________

15. Почтовый адрес для осуществления переписки по вопросам аттестации с

аттестационной комиссией _______________________________________________

________________________________________________________________________

16. Электронная почта (при наличии): _________________________________

17. Характеристика на специалиста*(7): _________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Подпись руководителя и печать организации, работником которой является

специалист.

18. Заключение аттестационной комиссии:

Присвоить / Отказать в присвоении ________________ квалификационную(-ой)

(высшая, первая, вторая)

(наименование специальности (должности))

"___" ________ 20___ г. N ______*(8)

Ответственный секретарь

Экспертной группы подпись И.О.Фамилия

______________________________

*(1) Указываются уровень имеющегося образования (среднее, высшее, послевузовское или дополнительное профессиональное образование), тематика курса повышения квалификации или профессиональной переподготовки (для сведений о дополнительном профессиональном образовании), наименование присвоенной специальности, номер и дата выдачи документа об образовании, наименование организации, выдавшей документ об образовании.

*(2) Указываются даты начала и окончания трудовой деятельности в соответствующей должности, наименование организации-работодателя, ее местонахождение.

*(3) Указываются имеющаяся квалификационная категория, наименование специальности (должности), по которой она присвоена, и дата ее присвоения.

*(4) Указываются имеющиеся ученые степени, ученые звания и даты их присвоения.

*(5) Указываются сведения только о печатных научных работах, включая наименование научной работы, дату и место публикации.

*(6) Указываются регистрационный номер и дата выдачи соответствующих удостоверений.

*(7) Включает сведения о результативности профессиональной деятельности специалиста, его деловых и профессиональных качествах (в том числе оценка уровня ответственности, требовательности, имеющихся умений, практических навыков).

*(8) Указываются реквизиты протокола заседания Экспертной комиссии, на котором принималось решение о присвоении специалисту квалификационной категории.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Правовая поддержка работников медицинских организаций в Российской Федерации и мониторинг актуальных проблем в сфере социально-трудовых отношений в условиях реформирования общественного сектора здравоохранения» с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

Категория врача выступает важным показателем уровня его квалификации и компетентности. Ее присваивают, основываясь на теоретической подготовке, практических навыках и выслуге лет медицинского специалиста. Способом оценки квалификации врача, ее повышения и подтверждения выступает аттестация.

Квалификационные категории: классификация по возрастанию

Компетенция медработника определяется в ходе аттестационных процедур. Присвоение категории указывает на профессиональный рост врача, способствует его дальнейшему продвижению, повышает престиж, положительно влияет на размер заработной платы.

При этом квалификация устанавливается по основной или совмещаемой должности, может быть получена по нескольким специальностям одновременно, если они смежные.

В зависимости от уровня теоретических умений, практических навыков, выслуги лет, в медицине используется классификация категорий по возрастанию:

Это значит, что наиболее квалифицированная врачебная категория - высшая. Обычно их получают последовательно, но возможны исключения. Общие требования по присвоению квалификационной категории для врачей различных специальностей (терапевта, фельдшера скорой помощи, хирурга, стоматолога, гинеколога, невролога и так далее) идентичны и включают прохождение тестов по теории и практике, а также оценку стажа работы.

Как получить

В медицине выделяют виды аттестаций:

  • получение звания «специалист» в результате оценки знаний по теории и практике;
  • присвоение соответствующей квалификационной категории, что возможно только после сертификации;
  • ее подтверждение.

Рассмотрение кандидатур для назначения их «специалистами» проводится в заведениях последипломного образования. Это выступает обязательной процедурой для вступления в должность врача.

Проходят мероприятие учащиеся после магистратуры, интернатуры, аспирантуры, ординатуры, если нет сертификата «врач-специалист», лица, которые не трудятся более 3 лет по специальности, кому не присвоена в нужные сроки квалификация или было в ней отказано.

Аттестация врача, медицинской сестры, фельдшера скорой помощи и так далее позволяет получить квалификационную категорию и рассматривается государством как механизм контроля за качеством подготовки кадров и услуг в данной сфере. Это мероприятие считается добровольным.

Аттестация и переаттестация оценивает компетентность медицинского работника, его соответствие квалификационным характеристикам должности.

Общий список требований для получения 1 и 2 категории, помимо выслуги лет:

  • знание теории;
  • уверенные практические навыки;
  • применение современных методов и приемов диагностики, лечения, профилактики, реабилитации пациентов;
  • умение использовать оздоровительно-диагностическую технику в практикуемой сфере, анализировать качественные и количественные показатели работы, составлять отчеты;
  • образовательная деятельность, совершенствование практических умений и так далее.

Общие требования к кандидатам на присвоение высшей категории, помимо стажа работы:

  • высокий уровень подготовки в теории и практике;
  • знание взаимосвязанных дисциплин;
  • применение новейших методов диагностики, лечения, профилактики, реабилитации;
  • использование современной оздоровительно-диагностической техники в сфере практикуемой деятельности;
  • глубокий анализ качественных и количественных показателей в работе, составление отчетов;
  • образовательная деятельность, совершенствование собственных навыков и умений и так далее.

Порядок аттестации медицинских работников

В процедуре присвоения категории врачу непосредственно участвует руководитель клиники, который:

  • способствует сбору и подаче документов;
  • взаимодействует с аттестационной комиссией;
  • предоставляет информацию о количестве работников в медицинской организации, кто прошел процедуру аттестации или планирует в следующем году;
  • вводит в курс дела сотрудника, который стремится получить категорию.

Документы

Если специалист заинтересован в проведении аттестации, за 4 месяца до окончания срока квалификации он оформляет заявление. Его образец на получение, подтверждение или повышение категории представлен на фото.

Список документов включает копии диплома, трудовой книжки, сертификата, удостоверения об интернатуре, профессиональной подготовке, о наличии квалификационной категории.

Бумаги отправляются в комиссию почтой или их доставляет должностное лицо.

Отчет

Введение в отчете на категорию включает информацию о личности медицинского работника, учреждении, где он трудится.

Отчет готовят в свободной форме, его объем не превышает 20 страниц печатного текста.

Если за последние 3 года врач менял работу, подают информацию и с последних мест. Общий срок простоев в работе не должен превышать 3 месяцев. Если у врача имеются опубликованные работы, их копии прикладывают к отчету на присвоение категории. Прилагают список литературы, изученный в последнее время.

Готовый документ комиссия отправляет на рецензию высококвалифицированному персоналу. На ее оценке, анализе документов и результатов собеседования основывается решение о присвоении новой или подтверждении действующей категории.

Баллы

При аттестации каждому участнику начисляют баллы, которые учитывают при решении о присвоении категории. Выше показатели у лиц, которые участвуют в конференциях, какие проводят в России или за рубежом, читают лекции коллегам или среднему медперсоналу, проходят дистанционное обучение или на очных курсах.

Также баллы присваивают за:

  • публикации статей;
  • издательство пособий, учебников;
  • публичные доклады на симпозиумах, в средствах массовой информации;
  • защиту диссертации;
  • получение звания, награждение государственными органами.

Аттестационная комиссия

В состав комиссии, проводящей аттестацию сотрудников медицинских учреждений входят:

  • комитет - осуществляет деятельность в перерывах между заседаниями;
  • экспертная группа - участвует в экзамене и тестировании специалиста.

Среди должностей, которые входят в аттестационную комиссию, выделяют:

  • председателя - контролирует деятельность и распределяет задачи между членами комиссии;
  • заместителя председателя - при необходимости выполняет функцию главы;
  • секретаря - регистрирует документы, собирает и формирует материалы, фиксирует присвоенные категории и результаты работы комиссии;
  • заместител я секретаря - во время отсутствия секретаря выполняет его задачи.

В экспертные группы входят врачи смежных специальностей, какие бывают в данной сфере. Например, при получении категории зубным врачом нужно участие пародонтолога, ортодонта, терапевта, детского стоматолога.

Цель работы комиссии - оценить профессиональные умения медицинского работника, их соответствие занимаемой должности.

Сроки действия

По правилам аттестационные мероприятия по присвоению категорий медицинским работникам проводят 1 раз в 5 лет. Действительной квалификация считается с момента издания распоряжения о ее назначении. Спустя 5 лет категорию следует подтверждать. В противном случае она утрачивается.

Сотруднику целесообразно стремиться к получению более высокой категории, но только спустя 3 года после выхода распоряжения о присвоении действующей.

С 2012 года и в нынешнем 2018 году ряд ранее существовавших социальных льгот (сохранение категории на 1 год при увольнении по сокращению, полностью в период отпуска по беременности и родам, уходу за ребенком, отсрочка переаттестации на 3 месяца при временной нетрудоспособности и так далее) по действующему приказу не учитывается.

В настоящее время возможно продлить срок без пересдачи по ходатайству главного врача перед аттестационной комиссии, от которой зависит окончательное решение.

Администрация медицинского учреждения может отправить запрос о повышении врача или лишении его квалификации досрочно. В этом случае причину объективно обосновывают, и комиссия разбирает ситуацию в присутствии специалиста. При его неявке без уважительной причины решение принимается без медицинского работника.

Повышение и подтверждение категории

Деятельность аттестационной комиссии по присвоению квалификационной категории происходит не позднее 3 месяцев с момента поступления информации о враче в комитет.

При несоблюдении требований к документации возможен отказ в ее приеме (не позже 2 недель после получения).

Комиссия согласовывает дату проведения экзамена. Экспертная группа оценивает аттестационные работы врачей с учетом требований, оформляет на каждую рецензию. Экспертиза занимает 2 недели после получения отчета.

Решение экспертной группы выступает показателем возможного результата аттестации работника. Последнему сообщают срок заседания, которое включает собеседование и тестирование.

Опрос медицинского работника включает теорию и практику, согласно запрошенной квалификации.

Тестирование признается пройденным, если 70% ответов верны.

Аттестация сопровождается оформлением протокола, который подписывает экспертная группа и председатель. Итоговый результат фиксируют в квалификационном листе.

Пересдача экзамена допустима только спустя год. В течение недели медицинский работник получает документ, подтверждающий повышение, подтверждение категории или отказывающий в ее присвоении.

Протест

После вынесения итогового решения аттестационной комиссией врач или медицинское учреждение вправе обжаловать его в месячный срок.

Для этого пишут заявление с обоснованием причин несогласия и направляют в Центральную комиссию Министерства Здравоохранения Российской Федерации или в орган, при котором сформирована определенная комиссия по аттестации.

Доплата

Дополнительная надбавка к окладу врача, медсестры 1,2, высшей категории начисляется после решения аттестационной комиссии о присвоении квалификации. Специалист имеет право обратиться к работодателю за установлением доплаты к ставке.

Руководитель медицинского учреждения в обязательном порядке назначает премию сотруднику. В случае отказа к нему применяются административные наказания: денежные штрафы, компенсация материального ущерба работнику. Возможно отстранение руководителя от занимаемой должности.

Надбавки за квалификацию выплачиваются весь период действия категории.

Как проверить квалификацию

Пациенту важно знать категорию врача, предоставляющего ему медицинскую помощь. Специальность и квалификацию сотрудника можно уточнить в регистратуре, часто информацию указывают на табличке кабинета. Документ, подтверждающий данные, запрашивают у самого врача или руководителя медицинского учреждения.

Министерством здравоохранения разрабатываются федеральные регистры врачей и клиник, где они работают. В первый вносится информация об образовании, специализации, должности, квалификации врача. Это решает вопрос, как человеку проверить категорию медицинского работника. Однако Минздрав пока воздерживается от комментариев, будет ли доступна информация рядовым пользователям.

Чем отличается врач от доктора

Считается, что понятия «врач» и «доктор» - синонимы, в чем не сомневается и не видит разницы большинство пациентов. Однако это не так. Врач определяется как практикующий медицинский работник, имеющий соответствующую квалификацию. Доктор (даже по медицине) - ученая степень, что следует за кмн (кандидатом медицинских наук). При этом человек характеризуется, как исследователь, научный работник.

Поэтому доктор совсем не обязан быть врачом, также как последний иметь ученую степень, что является главным отличием между понятиями.

Докторская степень для России и стран СНГ - высшая научная ступень. Поэтому обращение к врачу «доктор» считается неэтичным. Это все равно, что любого военного величать «генералом».

Чтобы стать доктором, врач должен защитить диссертацию, соответствующую определенным положениям. Считается, что врач - больше практик, доктор - теоретик.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png