Что Нептун делает на гербе Великого Устюга? Как Павлин оказался на эмблеме Серпухова? «Россия - это загадка, завернутая или окутанная мистикой, внутри головоломки». Когда смотришь на наши гербы, понимаешь, что Черчилль был прав.

Нептун в условиях Русского Севера

У государственной символики России сложное, запутанное прошлое. Мы до сих пор не знаем «откуда есть пошел» двуглавый орел, почему в качестве «геральдического покровителя» был избран именно Георгий Победоносец, а не Андрей Первозванный или Николай Угодник, почитание на Руси которых было куда более широким. Но еще более запутанная генеалогия у гербов русских городов, логику символизма которых порой просто невозможно постичь.

С точки зрения геральдической науки герб призван представлять главную идею символизируемого, его формулу, его ДНК. Но когда вы посмотрите, скажем, на эмблему Великого Устюга (Нептун держит в руках два кувшина с изливающейся водой), то расшифровать геральдический код сего сюжета вы вряд ли сможете. Официально герб с римским морским божеством город получил в 1780 году. Фактически же Нептун перекочевал из «Знаменного гербовника» графа Миниха, изданном в 1730 году и был призван, согласно мысли его создателей, символизировать выгодное географическое положение Великого Устюга. Интересно, что изображение подкреплялось легендой: якобы на Землю спускался некий водолей-богатырь, чтобы слить воды двух рек, Юга и Сухоны, в одну – Северную Двину. Большая вероятность, что эта легенда была создана в том же XVIII веке, чтобы как-то объяснить явление Нептуна на Русском Севере.

Бестиарий Иоанна Грозного

В Россию городская геральдика пришла довольно поздно – при Петре I. До этого роль гербов выполняли печати, украшенные эмблемами. В 1570-ых годах появилась печать Иоанна IV, на которой можно увидеть 24 эмблемы - по 12 с каждой стороны -княжеств, земель, городов, составляющих Московское царство. Интересно, что львиную долю символов составляет изображения животных, птиц, рыб. Другую часть – оружие: луки, мечи, сабли. Ученые утверждают, что большая часть эмблем не содержала никакого идентификационного кода мест, земель, которые они символизировали, а была плодом воображения придворных изографов. Те же руководствовались ни столько «гениями мест», сколько Псалтырью и популярными тогда на Руси «Физиологом». Таким образом Нижний Новгород стал символизировать олень, Псков – барс (или рысь), Казань – василиск (дракон), Тверь – медведь, Ростов – птица, Ярославль – рыбы, Астрахань – собака, Вятские земли – лук и т.д.

Едва ли тогда кто-то всерьез задумывался о глубинном символизме городов. Главную символическую нагрузку на печати Иоанна IV несли расположенные в центре двуглавый орел со святым Георгием – с одной стороны, и Единорог (личная эмблема Грозного) – с другой. Вся же окружность, периферия, играла на печати государя роль этакой массовки, в задачи которой входило ни столько правильная идентификация места, сколько показать могущество царя.

По трагическому стечению обстоятельств печать Грозного стала своего рода программой на будущее – Москва все, периферия – ничто.

Это совсем не значит, что у территорий, представленных на печати, не было своих родовых, аутентичных, символов. Были, и некоторые из этих символов насчитывали столетия. Однако в системе координат Иоанна они, конечно, не могли найти своего места. Так, Грозный самолично придумал печать Великого Новгорода, которая легла в основу его будущего «медвежьего» герба, проигнорировав существовании на протяжении столетий аутентичных новгородских символов на печатях (Спаса Вседержителя, Андрея Первозванного, всадника, льва). Главная причина заключалась в том, что поместная аутентичность противоречила политике централизации Московского царства.

Первый русский брендбук

Спустя столетие, в 1672 году на свет появилась «Большая государственная книга», или « Царский титулярник», которая явило новую геральдическую версию русских земель. В книге мы видим уже 33 герба. Эмблемы некоторых земель, которые присутствовали на печати Грозного, кардинально эволюционировали.

Так, Ростов Великий поменял птицу на оленя, Ярославль – рыбу на медведя, вооруженного секирой, а Рязань сменила лошадь на пешего князя. Однако вряд ли этим изменениях предшествовала какая-то серьезная проработка темы: скорее всего, в основе ребрендинга лежало все тоже свободное творчество изографов, а не исконные символы этих земель. При этом «Титулярник» лег в основу будущих геральдических экспериментов, что окончательно привело к потере первичных символических кодов древних русских территорий.

«Хотим павлина!»

Петр I решил систематизировать русский брендбук и ввести в оборот настоящие гербы, созданные по всем правилам европейской геральдики. Интересно, что в основе решения находились армейские цели. Для облегчения снабжения продовольствием армия должна была размещаться по городам и губерниям России. Полки получали названия городов и местностей прописки, а на полковые знамена должны были быть помещены гербы этих территорий.

В 1722 году царь учредил особую герольдмейстерскую контору, которой было поручено сочинение гербов, в том числе и городских. На роль творческого директора был приглашен граф Франциск Санти. Итальянец взялся за дело с неистовым энтузиазмом: во-первых, он «довел до ума» эмблемы из «Титулярника» Алексея Михайловича, а, во-вторых, создал несколько десятков гербов для русских городов «с нуля». Перед началом творческого процесса Санти отправил местным городским чиновникам анкеты, в которых те должны были рассказать о ключевых особенностях своих городов. Надо отметить, что местные канцелярии отнеслись к «техническому заданию» итальянца без должного энтузиазма: ответы чиновников были весьма локаничны и бессодержательны. Правда, были и города, которые со всей серьезностью отнеслись к заданию. Например, чиновники Серпухова отрапортавали, что город их славится павлинами, которые живут в одном из местных монастырей. Вскоре заморская птица заняла свое почетное место на гербе города.

Несмотря на всю инертность городских канцелярий Санти все же умудрился нарисовать реестр из 97 гербов (другой вопрос, насколько аутентичны были эти символы?). Вероятно, он мог бы сделать и больше, однако уже в 1727 году Екатерина I, правившая после смерти Петра, отправила графа в Сибирь с обвинением в заговоре.

Геральдическая лихорадка

Следующий геральдический бум в России пришелся на время правления Екатерины II. Это было связано с реформой местного управления 1775 года. За десятилетие было создано несколько сотен гербов русских городов. Многие из них, если не большинство, имели абсолютно надуманный характер, являясь плодом вкусовщины провинциальных городских чиновников и плохого знания герольдами истории городов. Так, на свет появились гербы городов Великие Луки (три лука), Сумы (три сумки) и т.д.

На этот момент приходится и рождение многих «геральдических» мифов: местные чиновники вовлекаются в творческий процесс и начинают сочинять легенды о происхождении гербов. Например, сановники Коломны рассказывали историю, что их город был построен в 1147 году представителем древнего патрицианского римского рода Колонна, поэтому и город так называется, а на гербе его изображен столп.

Но дальше всех пошли ярославцы, которые утверждали, что герб в виде медведя с секирой был придуман самым великим князем Ярославом: «по той причине, что он, шествуя в Ростов по проливу из Которосли в Волгу, нашел на медведя, и онаго с помощью людей своей свиты убил».

В XIX веке власти попытались как-то систематизировать геральдическую лихорадку, поскольку – в порыве творчества - у некоторых городов оказалось аж несколько утвержденных гербов. Пришлось от лишнего отказаться.

После революции отечественную городскую геральдику ждал новый бум гербового творчества, но «клейма территорий», созданные советскими художниками годились разве что для сигнификации кругов ада, нежели для городов, населенных живыми людьми.

После распада СССР начался геральдический ренессанс, который выразился в массовому возвращению городов к «екатерининскому брендингу».

Что мы имеем?

Несколько столетий экспериментов в геральдике русских городов закончилась ничем. Так, древние русские города, имеющие многовековые традиции, с легкой руки центральной власти обзавелись пустыми бессодержательными символами и погрузились в депрессию. Герб, призванный объединять горожан в единую общность, отражать сущность, характер города, так и остался в мечтах.

Нужно признать, что вся многовековая работа в области геральдики русских городов делалась на коленке. Все истинные символы древнерусских земель были проигнорированы еще при создании печати Иоанна IV. А в «Царском Титулярнике» московское надуманное герботворчество, когда столичные дьяки придумывали красивые эмблемы для «остальное мира», было введено в систему. Роковую роль сыграло увлечение московской элиты «последними западными трендами».

Так, «Титулярник» был создан по приказу главы Посольского приказа боярином Артамоном Матвеевым, который, как известно, был одним из первых западников в русской истории. Важно знать, что книга создавалась не как официальный гербовник, а как сувенирное издание, которое показывали высоким заморским гостям. Дескать, смотрите, мы не хуже вас, мы тоже продвинутые, в тренде. Беда в том, что последующие герботворцы стали использовать этот сувенир в качестве основного источника по русской геральдике, коим он ни на секунду не являлся, как, впрочем, и печать Иоанна IV.

При последующих государях положение только усугубилось, знаки все дальше уходили от означаемого, исконные символы потеряли всякую надежду быть обнаруженными придворными герольдмейстерами. Настоящим роком стало и то, что ключевые роли в создание гербов русских сыграли иностранцы.

Символ города играет чрезвычайно важную роль в установлении прочной связи между городом и горожаниным. Городская эмблема является связующим компонентом между личностью жителя и городской общностью, и чем сильнее и содержательнее символ, тем связь человека с городом прочнее.

Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены. В самом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Однако, несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси считают XVI век, государственный герб в России появляется уже при Иване III (1462-1505). Именно ему приписывается учреждение государственного герба, как такового. В качестве герба в то время выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел.

Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошлое. Первые, известные нам, его изображения, датируются XIII веком до н.э. Это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он служил гербом хеттских царей.

Затем двуглавый орел обнаруживается в Мидийском царстве - древней державе, раскинувшейся на территории Передней Азии,- во времена правления мидийского царя Киаксара (625-585 года до н.э.). Шли столетия. И вот мы уже видим двуглавого орла на эмблемах Рима. Здесь он появился при Константине Великом. Им в 326 году двуглавый орел был выбран в качестве своей эмблемы. После основания новой столицы - Константинополя - в 330 году двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи. На Руси двуглавый орел появился после брака Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог, племяннице последнего Византийского императора Константина XII Палеолога. История взаимоотношений Руси и Византии очень глубока и интересна и является темой для отдельной работы. Однако, обратимся вкратце к этому вопросу. Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом - годом когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство. Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969-972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом.

Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь.

"Принятие Русью христианства из Византии широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области политической. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка...”

Однако далее исторических подтверждений отношений Руси и Византии не имеется вплоть до 1469 года, когда римский папа Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Софью в жены русскому государю Иоанну III Васильвичу, свадьба которых состоялась в 1472 году. Брак этот не привел Москву к религиозному соединению с Римом, но имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного Востока. По желанию и по советам Софии в Московском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и “домашнего” титула “великий князь Иван Васильевич” Иван III принимает пышный титул: “Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных”.

В отношениях с малыми соседними землями появляется уже титул царя всея Руси. Другой титул, принятый московскими государями, “самодержец” представляет собой перевод византийского императорского титула autocrator; титул этот означал первоначально самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными. С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орел (который комбинируется с прежним московским гербом - изображением Георгия Победоносца). Так Русь обозначила свою преемственность от Византии, что является первым отражением ее развития на гербе...

Становление Российского герба от Ивана III до Петра I

Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 с племянниками его, князьями Федором и Иваном Борисовичами Волоцкими.

В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань. Вкратце, если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия. Этот факт нашел свое воплощение в теории монаха Филофея ”Москва - Третий Рим”, известную из послания монаха Василию III.

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати на груди орла изображен щит вырезанной, или “германской”, формы с единорогом - личным знаком царя. Дело в том, что все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси. На оборотной стороне печати на груди орла - щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам.

21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и взошествием на престол Михаила Романова подорвали дух русского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил крылья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства. К этому периоду Россия полностью окончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этот факт символично отразился в государственном гербе. Над орлом вместо осьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов.

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), при нем Россия смогла “показать себя” всей Европе. Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. В период царствования Алексея Романова отмечено также появление нового изображения гербового орла. Это связано с тем, что по просьбе царя, император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение “О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича”.

Она явилась отправной точкой для развития российской геральдики. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава. Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453 гг), постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.

В 1667 году при помощи Лаврентия Хурелевича впервые было дано официальное разъяснение российского герба: “Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению... на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя”. Как видим, описание дает новое толкование элементов гербового орла. Оно продиктовано дипломатическими соображениями и должно свидетельствовать о величии России.

"От Руси Древней до Империи Российской". Шишкин Сергей Петрович, г. Уфа.

Полное собрание законов Российской империи” Cобрание 1. СПб, 1830
“Собрание государственных грамот и договоров” часть 1. М, 1813
Брокгауз и Эфрон “Хронология всеобщей и русской истории”. СПб, 1905
Брокгауз и Эфрон “Энциклопедия” т.17. СПб, 1893
Фон Винклер П.П. “Государственный орел”. СПб: тип. Э.Гоппе, 1892
“Хрестоматия по истории СССР XVI - XVII в.в.”. М,1962
Вилинбахов Г.В. “Государственная геральдика России конца XVII - первой четверти XVIII в. (к вопросу становления абсолютизма в России)” //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л, 1982
“Геральдика” //Материалы и исследования Государственного Эрмитажа. Л: ГЭ, 1987 (1988)
Дворянские роды Российской империи”. СПб, 1993
“История России в лицах и датах” Словарь-справочник. СПб, 1995
Каменцев Е.И., Устюгов Н.В. “Русская сфрагистика и геральдика”. М, 1974
Н.М. Карамзин “Предания веков”. М., 1988
Лакиер А.Б. “Русская геральдика”. М: Книга, 1990
Лебедев В. “Державный орел России”. М: Родина, 1995
Лукомский В.К. “Герб как исторический источник” //Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. М, 1947; вып. 17.
Лукомский В.К. “Гербовая экспертиза (случаи и способы применения)” //”Архивное дело” 1939 N 1(49).
Лукомский В.К. “О геральдическом художестве в России”. СПб, 1911.
“Новый герб, утвержденный императором Павлом”. 1799 г., Б. М. и Г.
Пушкарев С.Г. “Обзор русской истории”. Ставрополь, 1993.
Хорошкевич А.А. “Символы русской государственности”. М., 1989
Г. Вилинбахов “Родословная российского герба” //”Родина” 1993 N1
Шиланов В., Семенович Н. “Флаги Русского флота” // “Советский музей”, 1990. N 3(113), с.59
Конов А. “Геральдика российская” //”Нева” 1985 N2.

5 074

Гербы развивались в тесной связи с другим символическим изображением — печатями. Нередко герб и печать повторяли друг друга или содержали сходные элементы. Поэтому геральдику изучают одновременно со сфрагистикой — наукой о печатях.

Гербы и печати — это отличительные знаки. Прежде чем герб и печать стали тем, как мы их сегодня представляем, прошло много времени. Ученые считают, что родоначальниками гербов и печатей были знаки собственности, метки на предметах, свидетельствующие об их принадлежности тому или иному лицу.

Средневековые ремесленники ставили свои клейма на металлических, гончарных и иных изделиях, крестьяне делали зарубки («рубежи») на деревьях, отмечая границы земельных участков. Владельцы скота подчас выжигали на шкурах животных «тавро», «пятно». Кстати, отсюда пошло слово «запятнать».

Княжеские знаки можно встретить на монетах, оружии, поясах дружинников и на воинских знаменах.

Купец, отправляя свой товар за границу, подвешивал в нему свинцовую пломбу, нередко со знаком князя, которому подчинялся.

Жалованные грамоты на вотчины, звания и привилегии правители удостоверяли подвешиванием свинцовых (реже золотых и серебряных) или восковых печатей с соответствующими изображениями.

Прикладные печати стали применяться с конца XIV века. Церковнослужители пользовались печатями, па которых обычно изображалась Богоматерь с младенцем на лицевой стороне и благословляющая рука на оборотной.

Разновидностью печатей являлись личные перстни — печати, весьма распространенные на протяжении нескольких веков.

У князя Д. М. Пожарского на перстне-печати изображены два льва, стоящие друг против друга на задних лапах и вступившие в схватку. Гордился своей родовой печатью А. С. Пушкин. На ней изображена рука с поднятым мечом, что символизировало верную службу его предков России.

Несмотря на малую сохранность дошедших до нас старинных печатей, исследователи считают, что они были исключительно разнообразны в свое время. Изучать их бывает чрезвычайно сложно.

Многие печати не датированы, являются «глухими», иные столь загадочны, что порождают противоречивые толкования при попытках расшифровать рисунки и надписи.

При всем этом наблюдается некая закономерность в развитии печатей, скажем, времен становления Российского централизованного государства. Символы борьбы с внешними врагами — изображения вооруженного всадника — перешли от Александра Невского на печати московских князей. И в дальнейшем закрепились в государственных знаках Руси — в печати и гербе. Правда, какое-то время на московских печатях можно было видеть вполне мирного всадника с соколом. Но после Куликовской битвы все более утверждалось изображение в виде воина, восседающего на коне и поражающего копьем змея-дракона.

После захвата Константинополя турками в середине XV века московские великие князья приняли византийскую гербовую эмблему — двуглавого орла. Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, что явно повлияло на государственную эмблематику России.

С тех пор официально признанным изображением на гербе и печати Руси стало сочетание двуглавого орла и всадника-копьеносца.

В борьбе за первенство на Руси, за право ее объединения под своей властью московские князья столкнулись с тверскими. И это своеобразно отразилось на печатях последних великих князей тверских: на них виден всадник, вооруженный мечом, под ногами коня извивается змей. Но Твери не суждено было превратиться в столицу Российского государства, а «заявка» на это была…

Появление гербов связывают с необходимостью различать рыцарей разных орденов в эпоху крестовых походов. На щитах, плащах, доспехах помещали символические изображения. Иначе закованные с ног до головы в железо воины не могли распознать, где свои, а где чужие.

Составление гербов подчинялось некоторым общим правилам. Определились различные типы гербов — французские, испанские, итальянские и другие. На Руси использовались в основном гербы французского типа — щит четырехугольной формы с заострением в нижней части.

Для изображений на гербах употреблялись золото и серебро. Если гербы воспроизводились на бумаге, употреблялись условные обозначения (золото — черные точки, серебро — белое поле без штриховки). В ходу была при изготовлении гербов разноцветная эмаль, что также передавалось в упрощенном виде посредством красок и особой штриховки.

На поле герба наносились всевозможные рисунки. Это были животные (реальные и фантастические), небесные светила, рукотворные предметы (лук, стрелы, меч), растения и, конечно, люди.

Над щитом помещалась лента с девизом, выражающим в кратком изречении правила жизни и деятельности владельца герба.

На печатях-гербах отдельных княжеств и земель изображения сложились во времена феодальной раздробленности. Затем они вошли составной частью в общегосударственные знаки.

Изменения изображений на гербах и печатях нередко отражали большие политические перемены. Так, владимиро-суздальские князья сначала имели общий для всех русских князей знак герба — трезубец. Но уже в конце XII века появляется в их гербе лев — символ силы и власти.

В 1672 году искусные художники роскошно оформили книгу «Ти-тулярник». Здесь сведены воедино зарисовки гербов-печатей России того времени. Наряду с общегосударственным гербом тут приведены знаки городов и земель, отражающие подчас характерные местные признаки.

Так, герб Ярославля — стоящий на задних лапах медведь с протазаном (родом копья). Медведь, но уже в естественном положении, на четырех лапах, запечатлен на гербе Перми Великой (Средний Урал). На гербе Смоленска можно видеть пушку, на которой сидит птица. Оленем-лосем представлен символ Нижнего Новгорода. Почти на всех гербах сибирских городов — пушные звери. Старинный город Владимир олицетворял золотой лев в короне.

Иногда достаточно взглянуть на герб города, чтобы сказать, чем знаменита эта местность с точки зрения хозяйственных занятий населения.

Кострома издавна была крупной пристанью на Волге. На ее гербе — серебристая река и на ней ладья с гребцами. В гербе Кинешмы отражено ткацкое дело. Горнорудная промышленность запечатлелась в символах городов Екатеринбурга, Петрозаводска, Бийска, Кузнецка, Алапаевска. Набор оружия представляет герб Тулы. Хлебные колосья сыплются из рога изобилия — так представлен герб Кунгура. Белоозе-ро, Осташков и другие пункты славились рыбным промыслом, что и отразили гербы этих городов.

Настоящее развитие русское гербоведение получило в XVIII столетии. Разработкой гербов занималось специальное государственное учреждение — Герольдмейптерская контора, основанная еще при Петре I. В это время широко распространилась практика герботворчества для дворянских родов и городов. Царь распорядился, чтобы расквартированные по разным городам полки русской армии на своих знаменах имели изображения гербов этих городов. Кстати, старинные знамена — тоже исторический источник, связанный с эмблемами геральдики.

Во время проведения реформ Екатерины II (губернской, городской) предполагалось, что каждый город должен иметь свой герб. На рубеже XVIII-XIX веков был издан указ о создании «Общего гербовника Российской империи». Но работу не закончили.

Ныне мы наблюдаем возвращение к историческим символам наших городов, что выражается в знаках на изделиях промышленности той или иной местности. Известны и сувенирные значки, охотно приобретаемые туристами. Дорожить историческими символами своей местности — значит поддерживать добрые дела предков.

Чрезвычайно важно знание гербов, чтобы разобраться в предметах быта прошлых веков. Особенно тех, которые имеют особую художественную ценность. Знатные дворяне считали признаком хорошего тона, если на посуде из золота, серебра и фарфора, на столовых приборах, даже на пуговицах одежды можно было узреть родовой герб. А для историка это хороший путеводитель для определения принадлежности таких вещей, их датировки, установления исторической ценности.

Нельзя не сказать о том, что гербами украшались дворцы и дома, их каменные и металлические ограды. Благодаря этому выяснена застройка старых кварталов — например, Ленинграда.

В «родственных отношениях» с гербами находятся книжные знаки (экслибрисы), указывающие на владельцев книг. Иногда экслибрисы совпадали с гербами, но далеко не всегда. Зная книжные знаки, кому они принадлежали, ученые восстановили состав некогда разрозненных библиотек видных исторических деятелей прошлого. Экслибрисы в ходу и сейчас. Один остроумный владелец библиотеки, в назидание любителям не возвращать взятую литературу, включил в книжный знак слова: «Эта книга украдена из библиотеки такого-то»…

Письменные источники

Колюмны

Сходство с личными эмблемами Рюриковичей обнаруживает литовский знак, известный под названием «Колюмны» или «Столпы Гедимина». Эта эмблема, считающаяся личным гербом великого князя литовского Гедимина , использовалась его потомками в качестве родового герба. Первое сохранившееся изображение «Колюмн» относится к 1397 году, времени правления великого князя литовского Витовта . «Столпы Гедимина» считаются одним из древнейших символов Литвы ; изображение этой эмблемы является частью большого герба Литовской республики .

Обращает на себя внимание сходство знака Гедимина с дву- и трезубыми личными геральдическими эмблемами Рюриковичей. Фактически, он построен по той же схеме: основание в виде перевёрнутой буквы «П» с дополнительными элементами. Учитывая, что к XIII веку единое древнерусское государство перестало существовать, многочисленные родственные связи между ветвями Рюриковичей и литовскими князьями, а также распространение власти великого князя литовского на часть территорий, входивших в состав Киевской Руси, возможно предположить, что «столпы Гедимина» являются дальнейшим развитием древнерусских княжеских эмблем. Следует, однако, заметить, что, несмотря на заманчивость и привлекательность такой теории, она остаётся пока лишь гипотезой, не подкреплённой документально.

Современное использование

Несмотря на то, что геральдические символы князей Древней Руси перестали употребляться ещё в XIII веке , в XX веке один из них, а именно «герб» Владимира Святославича , был извлечён из небытия, но уже в новом качестве.

Герб Украины

После ликвидации СССР в 1991 году , постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного

Большой герб Российской империи. В нём в виде своеобразной карты зашифрована история Российской империи.

Один из читателей ресурса сайт Максим Каракулов в поисках книги по истории совместной жизни народов внутри нашего государства, нашел … Герб. И написал статью, постаравшись показать историю объединения народов в России.

«Государственный герб Российской империи- это своеобразная карта её политического и географического устройства. В центре герба расположен щит с эмблемой Москвы, окружённый по кругу щитами с гербами царств, княжеств и областей, в разное время присоединённых к России. Попробуем же разобраться, какое историческое событие связано с каждым из этих щитов.

Россия уникальна в том числе тем, что на протяжении веков ей удавалось объединять в одном государстве самые разные народы - каждый со своей культурой, верой и языком. Многие народы благодаря этому не просто смогли сохраниться как отдельный этнос, но также смогли ещё более развить свою самобытную культуру.

Книга о дружбе народов в едином государстве обязательно должна появиться в самое ближайшее время. Вся текущая политическая обстановка неистово требует этого. Однако, в данный момент такой книги нет, или же она так глубоко запрятана, что обнаружить её не удаётся.

В поисках такой книги и родилась эта публикация. Я попрбовал сделать очень грубый набросок истории объединения народов в одном Российском государстве. Для начала, хотелось просто отметить на шкале времени, когда тот или иной народ присоединялся, а также узнать, хотя бы поверхностно, причины такого присоединения, и напоследок - посчитать время совместной жизни в одном государстве.

Структуру публикации мне подсказал Большой герб Российской империи. Я недавно случайно натолкнулся на него и вдруг обнаружил, что в нём в виде своеобразной карты зашифрована та самая история, которую я ищу!

Вкратце - об истории герба. На Руси никогда не существовало понятия рыцарского наследственного герба, широко принятого в Западной Европе. Во время боёв над войском несли боевые хоругви с вышитыми или нарисованными изображениями православного креста или святых. История герба России - это прежде всего история великокняжеской печати.

Иван III Великий(1440 - 1505) ликвидировал зависимость Руси от Золотой Орды и объединил вокруг Москвы многие исконные русские территории, раздробленные с XII века. Для повышения авторитета в глазах иностранных государств Иван III женился на царевне Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии, и принял родовой герб Византийских царей - двуглавого орла. С тех пор двуглавый орел выступает государственной эмблемой на печатях русских правителей.

Чуть позже к эмблеме добавилось изображение московского герба: всадника, поражающего копьем дракона. Этот всадник помещался сначала на оборотной стороне печати, а затем перекочевал на грудь орла. Затем к московскому гербу были присоединены сначала гербы царств Астраханского, Казанского и Сибирского, завоёванных Иваном IV Грозным (1530 - 1584), а потом гербы всех главнейших областей и земель, вошедших в состав империи в последующее время. Так, государственный герб стал эмблемой всей её территории.

Манифест Павла I

Идея Большого Государственного Герба, каким мы его сегодня знаем, была изначально предложена Павлом I (1754 - 1801), сыном Екатерины II. В 1800 году он издаёт манифест о «Полном Государственном гербе Всероссийской империи» с подробным описанием всех частей герба. В частности, вот что он пишет:

«Существующий ныне Российский Императорский Герб присвоен Империи нашей еще в пятом на десять столетии от сего времяни до дней наших промыслом Бога судьбы Царств определяющаго, в разныя времена присоединены к Престолу России разныя Державы и земли, коих имянования внесены в Титул наш Императорский; но герб Российский и Государственная печать доселе оставались в прежнем их виде несоразмерном пространству наших владений. Ныне же соизволяем, чтобы в состав Герба Российского вмещены были сообразно полному Титулу нашему все Гербы и знаки Царств и земель нами обладаемых а потому утверждая их в прилагаемом при сем виде, повелеваем Сенату зделать надлежащее в разсуждении употребления их распоряжение».

Государев титул

Тут важно обратить внимание на такое понятие как «императорский титул», о котором несколько раз говорит Павел I. Титул вообще - это почётное наследственное звание в сословных обществах (барон, граф, князь).Государев же титул  -  это самый главный титул, почётное звание правителя российского государства. Этот титул со времён Ивана III должен был включать в себя перечисление всех подвластных земель. Данный принцип титулования сохранился у потомков и наполнялся новым содержанием в процессе прироста или утери земель. Со временем титул все более превращался в видоизменяемую, подвижную формулировку, при помощи которой решались как масштабные, так и текущие политические задачи. История государева титула есть история расширения территории государства. Присоединяя новую территорию, государь к своему титулу присоединял титул прежнего правителя этой терттории.

Геральдическая реформа

К сожалению, Павла I убили (не без участия, кстати, английской разведки), и он не успел воплотить свой манифест в жизнь. Его идею начинает воплощать его сын, Николай I (1796 - 1855). Он затевает геральдическую реформу, приглашая для этого барона Б. Кене. Закончить реформу Николай I не успевает опять же по причине смерти, и дело заканчивает уже его сын, Александр II (1818 - 1881). В 1857 году «высочайше утверждается» Большой Государственный герб.

Этото герб в первозданном виде просуществовал вплоть до 1917 года. Только в 1882 г. Александр III (1845 - 1894) внёс в герб небольшую поправку: помимо чисто стилистических и композиционных изменений, был добавлен щит с гербом Туркестана, который вошел в состав России в 1867 г.

Что изображено на гербе

Приводить подробное описание всего герба не будем, чтобы не уходить от нашей основной темы, скажем лишь, что главный щит с эмблемой Москвы окружают щиты с гербами царств, княжеств и областей, в разное время присоединённых к России.

Главный щит снизу окружают девять щитов. Гербы царств: I.Казанского, II. Астраханского, III.Польского, IV.Сибирского, V. Херсонеса Таврического, VI. Грузинского. VII. Соединенные гербы великих княжеств: Киевского ,Владимирского и Новгородского. VIII. Герб великого княжества Финляндского. IX. Родовой Его Императорского Величества герб.

Над главным щитом шесть щитов. X. Щит соединенных гербов княжеств и областей великороссийских . XI. Щит соединенных гербов, княжеств и областей юго-западных . XII. Щит соединенных гербов княжеств и областей белорусских и литовских . XIII. Щит соединенных гербов областей прибалтийских . XIV. Щит соединенных гербов северо-восточных областей . XV. Герб Туркестанский .

Выходит, что государственный герб - это своеобразная карта, отражающая как политическое устройство России, так и её географию. Попробуем же разобраться, какое историческое событие связано с каждым из гербовых щитов, дополним данную нам «карту» историческим содержанием. В скобках, рядом с названием щита, будем указывать номер, соответствующий номеру данного щита на схеме, которая приведена выше.

Соединенные гербы великих княжеств (VII)

Герб Киевский (святой Михаил),
Владимирский (львиный леопард),
Новгородский (два медведя и рыбы).

Это три самых «корневых» древнерусских великих княжества. Киевский герб символизирует прародину русского государстваКиевскую Русь (образовалось в середине IX века). Также, Киев обозначает образовавшуюся чуть позже юго-западную Русь , Владимирский герб - северо-восточную Русь , а Новогородский - северо-западную (Новгородская республика). Все три Руси образовались в XII веке в результате раздробления Киевской Руси и татаро-монгольского нашествия.

Титулы всех правителей России, начиная с Ивана III, всегда начинались с перечисления этих трёх земель: «Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский…» - так начинался титул последнего русского императора Николая II. После чего следовали все остальные царства, княжества и области.

История России в целом, начиная с Киевской Руси, насчитывает более 1000 лет. Условно все три Руси сложились в XII веке в связи с распадом Киевской Руси (до этого были вместе 300 лет). Под влиянием татарского нашествия в XIII веке вплоть до середины XV века они были разделены (200 лет), но с тех пор - снова вместе (более 500 лет). Интересно далее будет сопоставить с этими временными интервалами время совместной жизни других народов, постепенно присоединяющихся к России.

Гербы княжеств и областей великороссийских (X)

Герб Псковский (золотой барс по ценру), герб Смоленский (пушка), гербТверской (золотой престол), герб Югорский (руки с копьями), гербНижегородский (олень), герб Рязанский (стоящий князь), гербРостовский (серебряный олень), герб Ярославский (медведь), гербБелозерский (серебряные рыбы), герб Удорский (лисица).

В результате последовавшей за этим войны с Речью Посполитой Россия вернула земли, утерянные в результате Смутного времени. И Алексей Михайлович (1629 - 1676 гг.) дополнил титул новой формулировкой: «Государь, Царь и Великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец».

Территория нынешней центральной Украины входит в состав России/СССР с середины XVII века по конец XX (вместе более 300 лет).

Переяславская рада. Художник Михаил Хмелько. 1951 г.

В 1654 году на царской печати в лапах орла впервые появились скипетр и держава. Кованый двуглавый орел устанавливается на шпиле Спасской Башни Московского Кремля. В 1667 году Алексей Михайлович, в первом в истории указе о гербе («О титуле царском и о государственной печати»), дал официальное объяснение символики трёх корон над головами орла:

«Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях (груди) изображение наследника; в пазноктях (когтях) скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя».

Спустя более чем 100 лет, в 1793 году при Екатерине II в результате второго раздела Речи Посполитой к России вместе со всей правобережной Украиной отошли Подольск и Волынь.

Территория нынешней западной, правобережной, Украины в составе России/CCCP с конца XVIII века (вместе 200 лет).

Значительная часть современной Украины в середине XIV века была включена в состав Великого княжества Литовского, а с середины XVI века - в состав Речи Посполитой (т.е. центральная Украина до воссоединения с Россией была литовской 200 лет и польской ещё 100 лет, а западная - была литовской 200 лет и польской еще 200 лет).

Впервые формально независимую государственность Украина обретает, становясь советской республикой в составе СССР. В это же время оформляется территория современной Украины. А первое суверенное государство Украина образует в 1991 году в результате краха СССР. Т.е. этому государству чуть более 20 лет.

Гербы областей прибалтийских (XIII)

Герб Эстляндский (три леопардовых льва), Лифляндский (серебряный гриф с мечом), гербы - Курляндский (лев) и Семигальский (олень), гербКарельский (руки с мечами).

Пётр I (1672 - 1725 гг.) рубил окно в Европу. В 1721 году поНиштадтскому мирному договору Эстляндия (нынешняя серверная Эстония), Лифляндия (нынешние северная Латвия и южная Эстония) и Карелия перешли от Швеции к России. Соответственно, в это время в титул государев включёно: «князь Лифляндский, Эстляндский и Карельский». А фраза большого титула «Великий государь, царь всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец» меняется на «Мы, Пётр Первый, император и самодержец Всероссийский».

На гербе у орла вместо царских корон появляются императорские, на груди его появляется орденская цепь Святого апостола Андрея Первозванного , покровителя России и небесного покровителя самого царя. На крыльях орла впервые появляются щиты с гербами Великих царств и княжеств. На правом крыле размещаются щиты с гербами: Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским.

«Полтавская битва». Луи Каравак. 1717–1719 гг.

В 1795 году при Екатерине II в результате к России отошла Курляндия и Семигалия (нынешняя западная Латвия). Екатерина II добавляет в титул «княгиня Курляндская и Семигалльская».

Итак. С XIII по XVI века (300 лет) народы нынешней Эстонии и Латвии были под управлением немцев в составе Ливонского ордена. По итогам Ливонской войны с конца XVI по начало XVIII века (ещё 100 с лишним лет) территория Эстонии входила в состав Швеции, а территория Латвии была поделена между Швецией и Речью Посполитой.

С начала XVIII по начало XX веков Эстония и Латвия были частью Российской империи (200 лет), а с середины по конец XX века - частью СССР (ещё 50 лет).

Впервые в своей многовековой истории Эстония и Латвия стали независимыми государствами в 1918 году в результате распада Российской империи. А в 1940 году вошли в состав СССР в связи с угрозой нападения гитлеровской Германии. Эстония и Латвия вновь обрели независимость в 1991 году в связи с распадом СССР. Таким образом, суммарная история суверенитета у этих народов насчитывает порядка 50 лет.

Гербы княжеств и областей белорусских и литовских (XII)

Герб великого княжества Литовского (серебряный всадник - по центру), герб Белостокский (всадник с орлом), герб Самогитский (медведь), герб Полоцкий (всадник на белом фоне), герб Витебский (всадник на красном фоне), герб Мстиславский (волк).

В 1772 году при Екатерине II в результате первого раздела Речи Посполитой к России отошли белорусские земли, включающие Полоцк, Витебск и Мстиславль. В 1795 году в результатетретьего раздела Речи Посполитой к России отошло великое княжество Литовское. В 1807 году при Александре I по Тильзитскому миру к России отошли Белосток (Беларусь) и Самогития (Литва).

Получается, нынешняя Беларусь и Литва жили вместе с Россией/СССР 200 лет. До этого Беларусь находилась в составе Великого княжетсва Литовского. А само Великое княжество Литовское образовалось ещё в XIII веке. Спустя 300 лет, в середине XVI века, образовало с Польшей государство Речь Посполитую и пробыло с нею до присоединения к России ещё почти 250 лет. История независимости Литвы насчитывает более 500 лет.

Беларусь впервые обрела формальную независимость в составе СССР. А полную независимость получила впервые в 1991 году в результате распада СССР. Этому государству чуть более 20 лет, как и Украине.

«Штурм Праги» (1797). Александр Орловский. Штурмом командовал генерал-аншеф Суворов и получил за эту победу высший воинский чин фельдмаршала. Штурмом Праги завершилось подавление польского восстания 1794 года.

Герб Херсонеса Таврического (V)

Герб Херсонеса Таврического

В результате Русско-турецкой войны 1768 - 1774 годов, по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору , при Екатерине II к России отошли Новороссия и Северный Кавказ, а Крымское ханство перешло под её протекторат.

А уже в 1783 году Екатерина II (1729 - 1796 гг.) издала манифест, по которому Крым, Тамань и Кубань становились российскими владениями. Таким образом, Крым окончательно вошел в состав Российской империи. А Екатерина II добавила в государев титул: «Царица Херсонеса Таврического».

Крым, Северный Кавказ и Новороссия в составе России 200 лет.

Современная история Крыма начинается с середины XV века образованием на его территории из осколока Золотой Орды Крымского ханства , быстро ставшего вассалом Османской империи (получается, в составе ханства Крым был 300 лет).

Герб великого княжества Финляндского (VIII)

Герб великого княжества Финляндского

В результате войны со Швецией поФридрихсгамскому мирному договору в 1809 году земли Финляндии перешли от Швеции к России на правах унии. Александр I (1777 - 1825 гг.) добавляет в государев титул: «Великий князь Финляндский».

Территория нынешней Финляндии большую часть своей истории, начиная с XII и заканчивая началом XIX века (600 лет), была в составе Швеции. После чего вошла в состав России как Великое княжетво Финляндское, просуществовав в таком виде до распада Российской империи в начале XX века (100 лет были вместе). Впервые независимую государственность Финляндия обретает с 1917 года. Т.е. этому государству не более 100 лет.

Польша сформировалась как независимое государство параллельно Киевской Руси, в IX веке. В середине XVI века Польша объединяется с Великим княжеством Литовским в Речь Посполитую, просуществовавшую до конца XVIII века. Затем государство полностью исчезло, будучи разделённым между соседними государствами, включая Россию. А с начала XIX века Польша была возрождена как Царство Польское в составе России и просуществовала в таком виде до начала XX века и крушения Российской империи (100 лет вместе). До вхождения в состав России Польша насчитывала 900 летнюю независимую историю.

Эпизод Бородинского сражения. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Хромолитография Н. Богатова. 1912 г.

Суть его сводилась к установлеию протектората со стороны России. В 1800 году грузинская сторона попросила о более тесном взаимодействии. И Павел I (1754 - 1801 гг.) выпустил манифест, по которому Грузия присоединялась к России в качестве независимого царства. Но уже в 1801 году Александр I выпускает новый манифест, по которому Грузия подчиняется напрямую российскому императору. Соотвественно, Павел I добавляет в титул: «Государь Иверския, Карталинския, Грузинския и Кабардинския земли». А Александр I добавляет в титул уже: «Царь Грузинский».

Образование Грузии как государства относится к X веку. С XIII по XIV века государство претерпело сначала нашествие монголов, а потом Тамерлана. C XV по XVII Грузия разрывается на части Ираном и Османской империей, превратившись в изолированную христианскую страну, со всех сторон окружённую мусульманским миром. С конца XVIII и по конец XX века Грузия в составе России/СССР (200 лет вместе). До этого, получается, у Грузии 800 летняя история отдельного государтва.

Покорение Закавказья Россией было завершено в первые годы правления Николая I. По результатам русско-персидской войны 1826 - 1828 годов, к России были присоединены Эриванское и Нахичеванское ханства, которые объединились в Армянскую область, куда переселилось порядка 30 тысяч армян из Персии. В результате русско-турецкой войны 1828 - 1829 годов власть России над Закавказьем признала и Османская империя, а с её территории в Россию переселилось порядка 25 тысяч армян. По результатам русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов Россиия присоединила Карсскую область, населённую армянами и грузинами и занята стратегически важную Батумскую область.Александр II

Герб Туркестанский

Туркестаном в XIX веке именовались земли нынешней Средней Азии: Туркмении, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Туркестан включал в себя пять областей, расположенных одна за другой к востоку от Каспийского моря по границе Российской империи с Персией, Афганистаном и Китаем: Закаспийскую, Самаркандскую, Ферганскую, Сырдарьинскую и Семиреченскую, а также Бухарское и Хивинское ханства.

Присоединению Туркестана предшествовало присоединение Казахского ханства (нынешнего Казахстана). Казахское ханство образовалось из осколка Золотой Орды в XV веке, а в XIX веке состояло из трёх частей: Младший (запад), Средний (центр) и Старший (восток) жузы. В 1731 году под протекторат России - для защиты от Хивинского и Бухарского ханств - попросился и был принят Младший жуз. В 1740 году под протекторат для защиты от Кокандского ханства был принят Средний жуз. В 1818 году - часть Страшего жуза. А в 1822 году власть казахских ханов была упразднена. Таким образом, Казахстан вместе с Россией более 250 лет. (1845 - 1894 гг.) утвердил проект об образовании нового генерал-губернаторства - Туркестанского края. Это обозначило завершение начального этапа присоединения среднеазиатских территорий. Александр III начинает титуловаться «Государем Туркестанским».

В состав Большого герба входит герб Его Императорского Величества. К концу монархического правления в России (1917 г.) большой титул российских императоров, согласно ст. 59 Свода законов Российской империи , формулировался так:

«Божиею поспешествующею милостью Мы (имярек), Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северныя страны повелитель и Государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския; Черкасских и Горских князей и иных наследный Государь и Обладатель ; Государь Туркестанский, Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Сторнмарнский, Дитмарский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая».



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png