Психология лжи и обмана [Как разоблачить лжеца] Спирица Евгений

Глава 12. Профайлинг и оперативная психодиагностика личности

Прежде чем мы перейдем к описанию основного инструмента верификатора – опросной беседы, необходимо определиться с рядом терминов и понятий. В первую очередь стоит сказать о разнице между деятельностью верификатора и профайлера. Некоторые исследователи часто соединяют эти два явления в одно, что в корне неверно. Давайте рассмотрим почему.

Изначально термин «профайлинг» (от англ. profail – «профилирование») использовался в ситуации составления поискового психологического портрета (профиля) неизвестного преступника по следовой картине на месте преступления.

Одна из первых попыток составления психологического портрета принадлежит британскому хирургу Томасу Бонду, которую он предпринял в 1888 г. в отношении установления личности серийного убийцы и маньяка Джека-потрошителя.

В настоящее время профайлинг (профилирование личности) применяется в рамках программы нахождения и задержания преступников, разработанной в 1985 г. в ФБР под руководством П. Брукса и Р. Ресслера с целью способствования раскрытию серийных преступлений насильственного характера.

Еще одно значение понятия «профайлинг» служит для обозначения технологии наблюдения и опроса пассажиров в ходе предполетного досмотра с целью выявления потенциально опасных лиц при авиаперелетах, а также профилактики и предотвращения терактов на воздушном транспорте.

Подготовка и использование специалистов (профайлеров) с целью выявления потенциально опасных пассажиров с точки зрения возможности осуществления противоправных действий, прежде всего террористической направленности, на воздушном транспорте и в аэропортах впервые были реализованы в Израиле авиакомпанией Эль-Аль, а также в аэропорту Бен-Гурион.

В последнее время трактовка понятия «профайлинг» была расширена и стала включать в себя ряд прикладных психологических методик, целью которых является оценка достоверности сообщаемой информации по вербальному и невербальному поведению человека, то, что мы называем безынструментальной детекцией лжи.

Профайлер – специалист, составляющий портрет неизвестного преступника по следам на месте преступления, определяющий ареал обитания человека, совершившего преступление, для скорейшего его задержания. Таким образом, профайлинг является совокупностью методов психолого-криминалистической направленности.

Верификатор – это лицо, работающее с рядом данных. В процессе детекции лжи, в отличие от профайлинга, у нас, как правило, уже есть лицо, в отношении которого нужно сделать однозначный вывод о его причастности или непричастности к расследуемому событию.

При этом нужно понимать, что и методы достижения результатов у двух разных специалистов будут разные.

«Методология криминального профайлинга предполагает работу с материалами уголовного дела и интерпретацию доказательств. Результатом работы профайлера является криминальный профиль – юридически значимый документ, в котором описаны личность и поведение преступника и жертвы в ключе совершенного преступления или серии преступлений».

Тут и хотелось бы определиться с терминами.

Поскольку в СССР маньяков и серийных убийц «не было», то и в инструментальной детекции лжи (а также в генетике, кибернетике и других отраслях науки) мы сильно отставали от Запада, где уже существовали целые отделы по поиску серийных убийц. Сейчас мы берем у западных коллег многое и даже не удосуживаемся правильно переводить термины. Термин «криминальный профайлинг» переводится однозначно и означает «преступный профайлинг»! Получается, что мы готовим преступников правильно выбирать и составлять психологический портрет жертвы для лучшего совершения преступления. Безграмотность современных российских специалистов в области детекции лжи, криминалистики и профайлинга вызывает грусть и печаль, особенно когда в научной литературе цитируются в качестве источников популярные книги Аллана и Барбары Пиз.

Вместо некорректного, с моей точки зрения, термина «криминальный профайлинг» я использую термин «криминалистическое изучение личности неизвестного (известного) преступника».

Специалист-профайлер, как правило, работает с материалами уголовного дела, со следовой картиной преступления. Перед ним стоит основная задача создания документа, в котором был бы описан психологический портрет подозреваемого. Ярким примером составления такого психологического профиля можно назвать психологический и антропологический портрет Андрея Чикатило, который создал профессор А.О. Бухановский, работая с материалами дела.

Что касается детекции лжи, как инструментальной, так и безынструментальной, то в этом случае нам предстоит иметь дело уже с конкретным лицом, нам известным (даже если это анализ видеозаписи), и, естественно, методологические подходы и приемы будут отличаться от методов криминалистического изучения личности.

Если в профайлинге основным инструментом является ознакомление с материалами уголовного дела, то в детекции лжи мы используем различные виды опросных бесед, которые и являются основными инструментами верификаторов.

Часто опросную беседу для установления истинности или ложности высказывания путают с таким явлением, как калибровка. Калибровка – термин из инструментария нейролингвистического программирования (НЛП), точное узнавание состояния и типологизация личности другого человека по вербальным и невербальным (телесным) сигналам.

Задача же, которая стоит перед верификатором во время опросной беседы, – не только описать состояние, но и спровоцировать человека на неосторожное высказывание, получить признание, поэтому калибровку верификатор проводит каждую секунду и на основании ее принимает решение о переходе от одного этапа исследования к другому.

Однако это возможно только при развитии такого качества, как «сенсорная чувствительность». Сенсорная чувствительность – навык делать более тонкие различения в отношении сенсорной информации, которую мы получаем из окружающего мира. У многих людей хорошо развита сенсорная чувствительность от природы. Особенно это качество развито у женщин в силу их правополушарности. Исследования многих антропологов, в частности Д. Морриса, показали, что женщины от природы лучше распознают невербальные сигналы.

Для верификатора это не природное качество, а навык, который сформирован путем длительных упражнений и поэтому используется не бессознательно, а осознанно.

Из книги Криминалистическая психология автора Образцов Виктор Александрович

5.3. Психодиагностика почерка подозреваемого В начале 90-х годов минувшего столетия профессор Башкирского госуниверситета Г. Аминев разработал оригинальную методику исследования почерка подозреваемого, названную автором "Психодиагностикой почерка подозреваемого в

Из книги Формула успеха или Философия жизни эффективного человека автора Козлов Николай Иванович

Грамотная оперативная корректировка Если какой-то сотрудник имеет привычку излагать большинство вопросов невнятно, неконструктивно или обвинительно, создавая из любого мелкого вопроса большую проблему, Ну, как обычно…не будьте пассивны и не дожидайтесь наезда в

Из книги Искусство Быть Собой автора Леви Владимир Львович

ОПЕРАТИВНАЯ ТОНИЗАЦИЯ Не устану повторять, что в попытках самоовладения нет нужды стремиться к чему-то сверхъестественному – достаточно лишь хорошенько поучиться у себя самого. Вот и теперь не открою никакого секрета, сказав, что мы ежедневно и иногда по многу раз

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика «Оперативная память» Применяется для обследования взрослых. Цель: изучение кратковременной памяти.Инструкция. Сейчас я назову вам пять чисел (см. табл. числовых рядов). Ваша задача – постараться запомнить их, затем в уме сложить первое число со вторым, а

Из книги Загадки и тайны психики автора Батуев Александр

Оперативная память А теперь я хочу рассказать о собственных исследованиях нейронных основ памяти, которые проводились совместно с моими учениками А. А. Пироговым и А. А. Орловым на обезьянах – макаках-резусах. Обезьяна во время опыта находилась в специальном

Из книги Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка автора Круглова Наталья Федоровна

Оперативная память Ограниченность оперативной (кратковременной) памяти особенно отрицательно сказывается на первых этапах обучения, когда ребенок не имеет еще никаких рациональных способов работы с поступающим каждодневно учебным материалом, и поэтому этот материал

Из книги Техники позитивной терапии и НЛП автора

Психодиагностика и тестирование Корректное применение психодиагностических методик может существенно повысить эффективность работы психолога. К сожалению, использование психологических тестов в практической работе с клиентами сталкивается с рядом психологических

Из книги Техники гештальта и когнитивной терапии автора Малкина-Пых Ирина Германовна

Глава 1 Психодиагностика Для понимания теоретических основ психотерапевтического консультирования необходимо ответить на вопрос – каков генез психологической проблемы.Практика психотерапии всегда ставит перед психологом одни и те же ведущие вопросы: «Какими

Из книги Психология критического мышления автора Халперн Дайана

Оперативная память Ученые, изучающие свойства памяти, сходятся во мнении, что объем человеческой памяти ограничен; иначе говоря, мы неспособны запомнить все, что нам хотелось бы. Не можем мы и удерживать в памяти слишком много разных «кусков» информации, с тем чтобы можно

Из книги Психологические подсказки на каждый день автора Степанов Сергей Сергеевич

Житейская психодиагностика Один издатель в Цюрихе выпустил брошюру, в которой даются советы, как подбирать хороших работников на руководящие должности. «Вместо того, чтобы предлагать кандидатам заполнять длинные анкеты и проводить с ними собеседование, лучше

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

42. КРАТКОВРЕМЕННАЯ, ДОЛГОВРЕМЕННАЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. В чем-то кратковременная

Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов

Часть IV Психодиагностика общения

Из книги Записки профайлера автора Гусева Евгения

Из книги Психология лжи и обмана [Как разоблачить лжеца] автора Спирица Евгений

Из книги автора

Часть 3. Профайлинг: оперативная психодиагностика личности, или Как лгут разные психотипы Из этой части книги вы узнаете о том, чем различаются разные психотипы. А главное – разберетесь, как они

Из книги автора

Глава 13. Профайлинг в безынструментальной детекции

С овременные технологии призваны защитить общество от потенциально опасных лиц, способных причинить ущерб личности или государству. Одной из таких дисциплин стал профайлинг, разрабатывающий технологии, способные выявить лиц с потенциально опасным поведением.

Понятие и история профайлинга

В практике деятельности органов, специализирующихся на оперативно-розыскной деятельности и следствии, под профайлингом (термин произошел от английского слова profile - «профиль») понимается система оценки личности и выявления ее особенностей, использующая методы невербальной и оперативной психодиагностики. Применение этой системы знаний в работе сотрудников полиции призвано решить ряд важнейших задач, связанных с защитой правопорядка.

Впервые «в поле» эта система была опробована в конце 1970-х годов авиакомпанией государства Израиль «Эль-Аль». Это был период авиационного терроризма, и психологи разработали комплекс простых вопросов пассажирам, для того, чтобы определить у них значимость или незначимость важных антитеррористических тем. В 1980х годах технология была признана успешной и ее стали использовать другие авиакомпании и аэропорты, в частности, с 1984 года она стала повсеместно применяться в США.

С 1985 года в технологии профайлинга добавили алгоритмы оценки лица и мимики по методологии американского эксперта Пола Экмана, позволяющая по лицу человека определить его эмоциональное состояние и предположить его основные мотивы и стереотипное поведение.

В дальнейшем, технологии профайлинга существенно дополнились и распространились на другие контексты и рынки, в частности - в практическую деятельность силовых ведомств, следственную деятельность, корпоративную безопасность и другие сферы.

Технологии профайлинга в деятельности органов ОРД

Для того чтобы сотрудник полиции смог применить в своей работе сложные технологии, он должен пройти специальное обучение. Но его результаты позволяют существенно упростить задачи дознавателей и следователей, привести не только к выявлению преступников, но и к предотвращению совершения преступлений. Так, если привести пример из сферы транспорта, то закон «О транспортной безопасности» считает одной из основных задач органов полиции определение наличия угроз незаконного вмешательства в работу транспорта. Как показывает практика, существенное количество террористических актов совершается именно на транспорте, на магистралях, вокзалах, в автобусах и поездах. Наличие в штате служб, обеспечивающих их безопасность, сотрудников, владеющих технологиями профайлинга, способно минимизировать угрозы.

Любые инциденты могут быть предотвращены только сочетанием трех методов:

  • применением специальной техники досмотра;
  • проведением стандартных и регламентированных контрольных мероприятий;
  • личной работой с гражданами с использованием методов профайлинга.

Оборудование и связанные с его применением методы легко обнаружат оружие, взрывчатые вещества, но они пока не способны определить наличие противоправных намерений. Существует не так много технологий, которые позволяют определить фактическое наличие умысла на совершение противоправного деяния.

Однако недостатком всех этих систем является сложность их применения к субъекту, который не является обвиняемым или подозреваемым. Для выявления потенциально опасных лиц необходимо использовать только неочевидные методы, одним из которых становится профайлинг. Помимо фактической невозможности использования сложных технологий в ежедневной оперативной работе, факторами, влияющими на сложность применения оборудования для изучения состояния человека, становятся его цена, невозможность массовой установки и требования к квалификации персонала. Сотрудник, имеющий возможность производить психологическое тестирование лично, оказывается в этой ситуации наиболее эффективным решением задачи. Среди компетенций профессионала, знакомого с технологией профайлинга, оказываются:

  • считывание психологического состояния;
  • определение особенностей поведения;
  • определение мотивов поведения наблюдаемого лица;
  • определение динамики развития каждого внутреннего состояния;
  • принятие решений в оперативном порядке.

Для реализации этих задач профессионал должен обладать высокой сенсорной чувствительностью и тренированностью, позволяющей улавливать мельчайшие изменения в психоэмоциональном состоянии человека, и общения, в результате которого будут получены ответы на заранее подготовленные вопросы, затрагивающие основные реперные точки риска. Именно получения этих навыков необходимо добиться при обучении сотрудника полиции технологиям профайлинга.

Оперативный и криминальный профайлинг

Практика применения метода позволила выработать все различающиеся между собой технологии оперативного и криминального профайлинга. Каждый из них основывается на конкретной технологии применения и имеет свои особенности, представляющие собой единую систему. Наиболее полезным в сфере предупреждения преступлений считается оперативный профайлинг.

Технология оперативного профайлинга

Обученный сотрудник должен иметь возможность проанализировать личности граждан, проходящих мимо него, вне зависимости от того, происходит это на транспорте или на входе в Государственную Думу, в моментальном режиме. В ситуации быстрого принятия решения возникает необходимость отнести изучаемого индивида к одной из двух групп - или потенциально опасной или проблемной.

Практика выделяет следующие этапы работы в человеком в ходе оперативного профилирования:

  1. Первичное изучение. На этой стадии производится установление контакта. Требуется не только представиться потенциальному субъекту изучения, но и создать у него уверенность, что вопросы задаются только в целях обеспечения его безопасности. Для этого могут быть использованы все доступные психологические методы.
  2. Осмотр. Он производится визуально. Фиксируются и запоминаются все существенные особенности внешнего вида и поведения гражданина, составляется его профиль. Надо обращать внимание на все нестандартные моменты и отклонения. Кроме выявления подозрительных моментов, необходимо провести определение типа личности, отнести его к любым стандартным группам - путешественник, командировочный, бизнесмен. Если такая типизация невозможна и общая система не выстраивается, это становится поводом продолжить изучение более глубоко.
  3. Составление психологического портрета и выявление профайлером признаков страха, агрессии или подавленности. Общие характеристики личности должны быть учтены, но на этой стадии выявлению подлежат и ее особенности.
  4. Проверка документов. Она не должна настораживать человека. Требуется изучить паспорт или другие документы, что поможет не только решить задачу установления личности и маршрута, но и обнаружить возможные признаки подделки. Фотография позволит установить идентичность человека, а данные в билете или его электронной распечатанной версии облегчат его типизацию.
  5. Беседа . Задаваемые в ее ходе вопросы относятся к категории отработанных многолетним опытом, они составляют стройную систему и нацелены на получение информации не только о самом пассажире, но и о его контактах с другими людьми. Стандартным вопросом становится уточнение цели визита, но помимо нее выясняется наличие знакомых или родственников в месте назначения, планов на посещение наиболее известных культурных достопримечательностей. Важным станет вопрос и о планируемых покупках.

Чтобы не усложнять задачу и не привлекать внимания, все эти 5 стадий надо пройти за небольшое время, стандартно не превышающее 2-3 минуты. Это особенно важно, если в зоне досмотра образовалась очередь, любое замедление при которой вызывает повышенную нервозность граждан, снизить которую можно только применением дополнительных мер воздействия. Если есть основания для подозрения, для выявления потенциально опасных лиц потребуется перевод беседы на более глубокий уровень изучения. В его рамках необходимо прояснить все появившиеся сомнения, связанные с особенностями внешности, багажа, поведения, документов. Уточняющие вопросы задаются по всем этим категориям и ставятся они так, чтобы новые сведения подкрепили или опровергли подозрения. К такой беседе профессионалы в технологии профайлинга предъявляют следующие требования:

  • система опроса должна быть глубоко отработана. До получения исчерпывающих данных нельзя произвольно менять тему, переходить с характеристик личности на цель туристической поездки. Странный маршрут с непредсказуемыми пересадочными пунктами станет отличным объектом для анализа;
  • вопросы должны быть подготовлены профайлером заранее и представлять собой проверенную методику. Нельзя терять время и преимущества, конструируя новые темы на ходу;
  • вербальная информация должна фиксироваться и запоминаться, но крайне важно соотносить ее со сведениями, поступающими при наблюдении за невербальными особенностями поведения. Мимика, жесты, непроизвольные физиологические реакции, например, нервный тик, могут сообщить ценные данные для предотвращения потенциального преступления;
  • требуется фиксировать любое отклонение от обычного поведения. Нервозность является обычным состоянием многих пассажиров, особенно для авиационного транспорта, и во время опроса ее проявления иногда усиливаются. Более опасным станет выявление признаков стресса или агрессии;
  • инициатива в беседе всегда должна оставаться за профайлером, недопустимо упускать ее и начинать отвечать на встречные вопросы. При этом следует помнить, что у пассажира всегда есть право не отвечать на те вопросы, которые покажутся ему чересчур личными. Процедура профайлинга не является допросом.

Существует такая категория граждан, как наивные пассажиры, добровольно решившие передать кому-то посылку. Это может быть и ценная книга, и что-то опасное. Для выявления таких ситуаций требуется провести опрос, связанный с багажом. Вопросы помогут выявить факт отказа от ответов или иные способы сокрытия информации. Если такие реакции проявились, оперативный сотрудник должен принять решение о досмотре.

Стандартными вопросами будут:

  • принадлежит ли весь багаж пассажиру, нет ли в нем вещей третьих лиц;
  • как, где и каким образом производилась упаковка;
  • где находились вещи с момента упаковки и до настоящего времени, был ли за ними постоянный контроль;
  • не было ли ситуаций, в которых за багажом просили проследить незнакомцев;
  • нет ли с собой жидкостей или предметов, работающих от электросетей.

После удовлетворения своего интереса сотрудник полиции или службы безопасности должен поблагодарить пассажира за сотрудничество, которое могло предотвратить террористический акт.

Технологии иных видов профайлинга

Помимо решения оперативных или криминальных задач технологии профайлинга часто применяются и в мирных областях деятельности, в которых важно умение составить психологический портрет человека. Выделяются следующие направления применения метода:

  • Криминалистический. Его основной задачей является подготовка психологического портрета (описания базовых черт характера, типа личности, возможных психических отклонений) человека, подозреваемого в совершении серии преступлений. В 90% случаев это маньяки и убийцы. Специалисты криминалистического профайлинга используют знания по криминалистике, психиатрии и клинической психологии. Подобные отделы созданы при МВД Российской Федерации, ФБР в США и др.
  • Антитеррористический профайлинг, используемый для предотвращения террористических угроз и захвата заложников, особенно в местах массового скопления людей. Специалисты в области антитеррористического профайлинга мониторят обстановку и в ходе массовых мероприятий, выявляя и нейтрализуя потенциально опасных участников.
  • Авиационный. Позволяет обеспечить безопасность авиаперелетов для граждан. Для этого специалистами по профайлингу разработаны алгоритмы наблюдения, осмотра и опроса для лиц, которые проходят досмотр перед вылетом. Это позволяет выявить потенциально опасных пассажиров и исключить попадание на борт запрещенных к перевозу веществ.
  • Научно-исследовательский профайлинг - быстро развивающееся научное направление, которое постоянно дополняется современными научными теориями и фактами. Большое количество исследований посвящено технологиям считывания эмоций и дистанционной детекции лжи. Благодаря этому, сегодня инструменты профайлинга используются не только сотрудниками спецслужб, но и департаментами безопасности коммерческих организаций.
  • Типологический. Основной задачей этого вида профайлинга явлется создание практических психотипологий, необходимых для быстрого определения типажа человека и его основных личностных качеств и, основываясь на этом, создать наиболее вероятные поведенческие модели его действий в интересующий ситуациях.
  • Психотехнологический. Таким профайлингом пользуются специалисты, применяющие методы НЛП (нейролингвистического программирования). Они составляют программный профиль личности, ее систему ценностей и убеждений. Определяют особенности получения, интерпретации и анализа сведений при личностном контакте. Политехническая методика направлена на получение информации, позволяющей понять окружающих и увеличить коммуникативные навыки.

Профайлинг продолжает развиваться. С конца девяностых годов прошлого века набирает популярность наука психосоматика, в основе которой лежит утверждение, что заболевания связаны с неправильными мыслями. При помощи профайлинга можно корректировать психологические установки, снизить уровень тревожности и предупредить появление заболеваний психосоматического характера.
Сотрудники, занимающиеся профайлингом, специализируются на обработке и анализе «языка жестов» (невербальных источников информации), проявляющегося при общении с контрагентами компании во время деловых переговоров или рядовых рабочих встреч с партнерами по бизнесу. Участие профайлеров в указанных мероприятиях - гарантия получения правдивых и объективных сведений о профессиональных навыках контрагентов, их скрытых целях, а также личном отношении к предмету бизнес-переговоров.

превентивный противоправный профайлинг опасный

При проведении профайлинга можно выделить основные этапы технологии, которые представляют собой целостный процесс выявления потенциально опасных лиц и ситуаций

1. Первичное наблюдение за пассажиром и анализ первого впечатления. На данном этапе сотруднику безопасности необходимо:

поздороваться с пассажиром и представиться ему;

объяснить цель проводимой проверки (т.е. пояснить, что проверка проводится в целях безопасности самого пассажира);

* установить с пассажиром контакт.

Очень важный информативный фактор в профайлинге -- анализ первого впечатления о пассажире по его внешности, поведению, багажу (если имеется), ручной клади, одежде, обуви, аксессуарам, прическе, украшениям, особым приметам (для женщин -- по макияжу) и т.д.

Первичный осмотр пассажира позволяет:

составить первое впечатление о человеке и охарактеризовать его;

обнаружить подозрительные признаки во внешнем облике, поведении пассажира и сопровождающих его лиц;

отнести к определенному типу («турист», «командировочный», «бизнесмен» и др.);

выявить характерные признаки стресса, страха, агрессии, тревоги, состояния общей неадекватности;

зафиксировать внешние признаки, указывающие на возможное алкогольное или наркотическое опьянение;

сделать предварительные выводы о пассажире.

2. Проверка документов. Проверка паспорта пассажира (другого официального документа, удостоверяющего личность) и авиабилета производится в целях:

* проверки личности пассажира;

* выявления подозрительных признаков в паспорте и авиабилете, если необходимо в визе на въезд в иностранное государство;

* определения действительности документа, удостоверяющего личность (исключение подделки);

* для международных перелетов -- проверки документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за ее пределами.

Используются следующие методы проверки документов:

сравнение информации в паспорте с личностью пассажира с целью определения принадлежности документа;

2) установление признаков подделки документа (акцент на соответствии фотографии в документе личности пассажира);

3) изучение информации, содержащейся в билете с целью выявления признаков подделки, несоответствий, ошибок и т.д.; в билете (электронном билете) содержится информация, которая должна быть учтена при классификации пассажира.

3. Беседа с пассажиром. Она проводится с целью обнаружения и (или) опровержения подозрительных признаков, выявленных на предыдущих этапах проверки пассажира. Здесь можно задать следующие вопросы:

* Ваше имя? Куда Вы летите? Цель Вашего визита в страну назначения (город и т.п.)?

* У Вас есть родственники (друзья, знакомые) в этом городе/стране?

* Где Вы планируете остановиться? (или: где Вы останавливались?);

* Что Вы собираетесь посетить (посетили) в ходе поездки (различные мероприятия, музеи, театры, культурно-исторические памятники)?

* Что Вам особенно понравилось? Какие покупки Вы сделали? (планируете сделать?).

Проверка документов и вышеперечисленные вопросы по времени должны в среднем занимать не более 2--3 мин.

4. Опрос пассажира по обнаруженным подозрительным моментам. При выявлении у пассажира подозрительных признаков во внешности, поведении, багаже, путевых документах необходимо провести опрос именно по внушающим опасение (сомнение) фактам.

Такой опрос проводится в целях разрешения возникших сомнений, чтобы предотвратить применение усиленных мер безопасности. Для этого используются контрольные уточняющие вопросы, сформулированные таким образом, чтобы можно было получить необходимую информацию, которая может рассеять или подкрепить подозрения.

Выделяют основополагающие принципы опроса по подозрительным моментам:

вопросы задаются строго по тематике подозрительного момента, не допускается перескакивания с одной темы на другую (например, если сомнения возникли на основе изучения билета пассажира -- необычный маршрут перелета, то в опросе лучше сконцентрироваться на цели поездки);

вопросы должны быть типовыми для каждой ситуации и хорошо известными лицу, которое их задает, чтобы не возникало необходимости в их конструировании на ходу;

полученную информацию при ответах на вопросы (вербальная информация) необходимо одновременно соотносить с невербальной информацией, поступающей от опрашиваемого (позы, движения, жесты, мимика);

во время беседы необходимо следить за поведением пассажира, динамикой его реакций, уделяя особое внимание признакам лжи, стресса, нервозного состояния или общей неадекватности;

* надо помнить, что обнаруженные при опросе отклонения в психологическом состоянии пассажира усиливают значимость выявленного подозрительного признака;

* при ведении опроса необходимо следить, чтобы нить разговора всегда была у сотрудника безопасности, нельзя упускать инициативу и позволять втягивать себя в длительные дискуссии и спровоцированные конфликтные ситуации.

* следует иметь в виду, что опрашиваемый вправе отказаться от ответов на задаваемые вопросы, но подобное поведение должно вызывать повышенное внимание к проверяемому лицу со стороны сотрудника безопасности.

Обязательный опрос по багажу проводится в целях выявления неосведомленных («наивных») пассажиров, поскольку все другие группы опасных пассажиров должны быть обнаружены на предыдущих стадиях.

Профессиональный и грамотно проведенный опрос по багажу позволяет обнаружить опасные ситуации, связанные с провозом запрещенных веществ и предметов. Отказ от взаимодействия с сотрудником безопасности расценивается как подозрительный признак. Неудовлетворительные итоги опроса по багажу являются основанием для применения усиленных мер безопасности к пассажиру (например, ручной досмотр багажа или же досмотр с использованием рентгено-телевизионной установки).

Опрос по багажу начинается с предварительной фразы: «Я должен (должна) задать несколько вопросов по поводу Вашего багажа, так как в прошлом неоднократно случалось, что пассажиры, возможно не зная об этом, перевозили с собой предметы, которые оказывались опасными для пассажиров и рейса».

Опрос проводится по следующим пунктам:

1. Кому принадлежит весь этот багаж, его содержимое?

2. Кто упаковывал этот багаж, когда и где?

3. С момента, когда Вы упаковали свой багаж и до настоящего времени, где он находился?

4. Оставляли ли Вы свой багаж без присмотра; доверяли ли вы его малознакомым людям, случайным попутчикам?

5. Какие предметы, переданные другими людьми, Вы везете с собой?

6. Расскажите обо всех электрических, электронных или работающих от батареек устройствах, которые Вы везете с собой.

Расскажите о всех жидкостях, которые Вы везете с собой.

Имеются ли у Вас с собой запрещенные к перевозке предметы, являющиеся оружием, похожими на оружие или же которые можно использовать как оружие?

В заключение сотрудник безопасности или сотрудник ОВД должен поблагодарить за сотрудничество и выразить пожелание, чтобы пассажир с данного момента и до посадки в самолет не принимал ни от кого никаких предметов и не оставлял свои вещи без личного присмотра или под присмотром неизвестных лиц.

Общие требования к проведению обязательного опроса по багажу таковы:

беседа ведется в спокойной и доброжелательной манере, задавать вопросы лучше негромким голосом, немного наклонившись к пассажиру, чтобы оказать необходимое психологическое воздействие;

вопросы предлагаются пассажирам в корректной форме, на понятном для них языке;

начать опрос лучше всего со слов о том, что цель предстоящей беседы -- безопасность самого пассажира и его рейса, так как это создает нужный настрой;

вопросы должны быть составлены в определенной логической последовательности, которой необходимо придерживаться;

в случае непонимания вопрос можно повторить, но при этом не менять формулировок;

вопросы должны быть открытыми, т.е. они предполагают развернутые ответы, а не просто: «да» и «нет».

Технология проведения профайлинга предполагает, что могут возникнуть самые различные по сложности ситуации и в любой момент нахождения пассажира (посетителя) в здании аэровокзала. Поэтому существуют разные варианты опроса пассажира по подозрительным моментам.

Так, в целях предотвращения незаконного оборота оружия нельзя упускать из вида такую ситуацию, когда пассажир перевозит с соблюдением требуемых условий в зарегистрированном багаже следующие предметы: арбалеты, ружья для подводной охоты, мечи, кинжалы, ножи, имитаторы любого вида оружия и др. В этой ситуации необходимо особенно внимательно следить за поведением пассажира. При проявлении внешних признаков тревоги, неуверенности, стресса сотруднику САБ или представителю органа внутренних дел следует задать вопросы следующего содержания:

* Кому принадлежат эти предметы?

* Где, когда и с какой целью Вы их приобретали?

* Каким образом собираетесь их использовать в том городе, стране, регионе, куда Вы направляетесь?

Пассажир должен дать четкие логичные ответы на эти вопросы и при утверждении, что данный предмет принадлежит именно ему, должен быть в состоянии объяснить их предназначение и как им пользоваться.

Если в ходе предполетного досмотра предъявлено или обнаружено огнестрельное, газовое, пневматическое и другое оружие, сотрудник органа внутренних дел на транспорте обязан проверить наличие у пассажира документов на право хранения и ношения оружия, а в необходимых случаях соответствующего разрешения на его ввоз (вывоз), а также произвести тщательный осмотр оружия и сделать соответствующую отметку в актах приемки оружия на период полета. При возникших подозрениях следует задать такого рода вопросы:

* Кому принадлежит лицензия на оружие?

* Какой срок действия лицензии на приобретение оружия?

* Где и когда данная лицензия была выдана?

* С какой целью Вы перевозите данное оружие?

* Известны ли Вам правила обращения с оружием?

* Вы охотник? У Вас имеется охотничий билет? (в случае перевозки охотничьего оружия);

* В каких спортивных мероприятиях Вы планируете принимать участие? Уже принимали участие? (при перевозе спортивного оружия).

Сбивчивые и неясные ответы, признаки лжи и явного стресса в поведении будут свидетельствовать о возможной причастности данного лица к таким противоправным действиям, как незаконный оборот оружия.

При подозрении в предъявлении поддельной или неисправной визы представителю авиакомпании (сотруднику САБ, милиции) следует поставить перед пассажиром такие вопросы:

* Где Вы получали визу?

* Кто, когда выдавал Вам эту визу?

*Какая валюта принята в данной стране, куда (откуда) Вы направляетесь?

* Назовите срок действия визы.

* На какой срок Вы отправляетесь в данную страну?

Здесь очень важно обратить внимание на то, знает или не знает пассажир дат, указанных в визе.

В случае применения профайлинга сотрудниками органов внутренних дел при проведении, например, оперативных проверок в зоне пограничного (паспортного) контроля в целях выявления лиц с недействительными документами и (или) лиц, которым временно ограничен выезд из Российской Федерации, в связи с задержанием по подозрению в совершении преступления либо с привлечением в качестве обвиняемого пассажиру выборочно и (или) при возникших подозрениях можно задать примерно такие вопросы:

* Имеются ли у Вас ограничения на выезд из Российской Федерации?

* Не были ли Вы в качестве обвиняемого, подсудимого?

* Где и когда Вы получали паспорт или иной предъявляемый документ?

* Ваша фамилия, имя, отчество? Дата Вашего рождения? Место жительства? (сверить ответы с данными в паспорте).

Если пассажир путается в собственных паспортных данных, напрягается при произнесении его фамилии, имени и отчества, демонстрирует признаки лжи при ответах на вопросы об ограничениях на выезд и привлечении к уголовной ответственности, можно предположить, что это лицо, связано с теми или иными преступлениями (правонарушениями).

Для выявления подозрительных признаков, указывающих на возможный провоз пассажиром (посетителем) запрещенных, предметов и веществ или размещение вещей в камерах хранения с противоправными целями, можно также задать ряд вопросов:

* Кому принадлежит этот багаж?

* Не оставляли ли Вы багаж без присмотра или посторонним малознакомым людям?

* Что находится в Вашем багаже?

* С какими целями Вы сдаете багаж в камеру хранения?

Рекомендуется проводить данный опрос при зафиксированных в поведении лица, сдающего багаж, вещи (в момент предъявления для досмотра), при несоответствии сдаваемого багажа статусу, общему облику человека, подозрительных сопровождающих и т.д., а также в качестве выборочного контроля и (или) дополнительной меры безопасности при усилении угрозы совершения АНВ.

5. Характеристика пассажира. Проведенные мероприятия на перечисленных этапах проверки предоставляют возможность охарактеризовать пассажиров с точки зрения потенциальной опасности для рейса (угрозы взрыва, захвата заложников), т.е. классифицировать их по категориям. В зависимости от присвоенной характеристики (категории) должны варьироваться и последующие меры безопасности (проверки).

Разделение пассажиров на категории должно осуществляться в соответствии со степенью их угрозы для рейса, установленной при помощи профайлинга. Условно выделяют четыре категории пассажиров: «низкий риск», «обычный риск», «высокий риск» и «очень высокий риск».

«Низкий риск» (пассажир «низкого риска»). В эту категорию входят пассажиры с зафиксированными положительными признаками (дипломаты, «известные» пассажиры, действующие сотрудники МВД России, ФСБ России и других силовых структур); пассажиры с положительными результатами проверки. Профиль -- неопасный пассажир.

Можно с полным основанием предполагать, что такого рода пассажир:

* не имеет намерения совершить теракт;

* не может быть использован для совершения теракта.

«Обычный риск» (пассажир «обычного риска»). Отнести пассажиров к данной группе позволяют: положительные результаты проверки; подозрительные признаки не выявлены или же не получили негативного подтверждения в ходе собеседования. Профиль -- неопасный пассажир. Можно с полным основанием предполагать, что исходный уровень угрозы от данного типа пассажира ограничен.

«Высокий риск» (пассажир «высокого риска»). В данную категорию входят те пассажиры, в отношении которых в ходе проверки были обнаружены подозрительные признаки, получившие при опросе дополнительное подтверждение. Профиль -- потенциально опасный пассажир. В этом случае можно с полным основанием предполагать, что пассажир представляет собой угрозу для рейса или каким-то образом задействован в осуществлении теракта.

«Очень высокий риск» (пассажир «очень высокого риска»). Эту категорию составляют пассажиры, в отношении которых были зафиксированы негативные (критические) признаки. В ходе собеседования по выявленным подозрительным признакам сотрудником безопасности были получены данные, свидетельствующие о высокой степени причастности данного лица к планируемому теракту. В частности, со значительной степенью достоверности выявляется намерение совершить теракт на борту самолёта, например путем вооруженной атаки с использованием холодного или огнестрельного оружия, ручных гранат, боевых кассетных элементов, самодельных взрывных устройств и т.д. Профиль -- потенциально опасный пассажир.

К пассажирам, которым присвоен статус «высокий риск» и «очень высокий риск», должны быть применены дополнительные (усиленные) меры безопасности, осуществляемые СБ и правоохранительными органами. Цель усиленных мер безопасности -- вынесение окончательного решения по поводу причастности данного пассажира к планируемому теракту и соответственно о возможности осуществления им авиаперелета (проезда) или его задержание.

Выявление потенциально опасных пассажиров является актуальным вопросом в деле защиты от АНВ. В настоящее время теракт – четко спланированное мероприятие за которым стоят недели, месяцы подготовки, мощное финансирование. Используются все более изощренные способы сокрытия опасных веществ и взрывчатых устройств, проводят целенаправленную работу по подготовке непосредственных исполнителей.

В данной ситуации служителям безопасности надо быть на один шаг впереди террористов и постоянно повышать качество защиты от АНВ. Главным аспектом должно быть направление на создание высокоэффективных комплексных систем, снижающих вероятность реализации преступных намерений. Следует опираться на современные теории и направления обеспечения безопасности, применяемые в правовом отношении и учитывающим вызовы современного терроризма.

Террорим на воздушном транспорте наносит удар и по политическому престижу страны. Последствия терактов становится усиление мер безопасности, подготовка соответствующих сотрудников и поиск новых форм физической защиты, технических и иных видов контрольного и пропускного режима. Это достаточно дорогие мероприятия, которые ощутимы для страны, АП и АК.

Перед гражданской авиацией стоит серьезная задача: создать и совершенствовать научно-обеспеченные разноплановые системы по предупреждению АНВ

Одной из главных задач САБ является выявление потенциально опасного пассажира. Практика показала, что использования только режимных мероприятия и досмотровой техники недостаточно для предотвращения АНВ.

Существующие средства нацелены на обнаружение опасных предметов и веществ, за гранью их возможностей остаются преступные намерения и установки на совершение АНВ. Для решения этого вопроса предпринимают попытки сконструировать приборы определяющие противоправные намерения путем считывания внутренней информации человека. Это интересная и перспективная технология, но преждевременно говорить об их массовом использовании в АП в контексте обеспечения защиты от АНВ не стоит.

Необходимо учитывать специфические особенность – стоимость оборудования и обучение персонала для работы на нем.

На сегодняшний день только человек с определенной долей вероятности способен к считыванию внутренней информации, гибкому реагированию на изменения окружающей обстановки, на динамику поведения других людей и к оперативному принятию решений в зависимости от этого.

Применение технических устройств в САБ не гарантирует надежного результата при выявлении потенциально опасного пассажира. Техника может быть неисправна, не отвечать конкретному заданию и условию работы. Оператор может быть некомпетентным или недобросовестным. В ряде случаев специалист, специально подобранный и подготовленный, будет превосходить техническое устройство. Следует сделать акцент и на межличностное взаимодействие, которое дает им больше возможносте дл выявления противоправных намерений.

Некоторая субъективная информация может быть обработана за счет специальных методов и технологий, направленных на выявление опасных субъектов. Рассмотрим профайлинг как систему действий по предотвращению противоправных актов ГА.

Профайлинг является направлением, которое только начинает получать свое развитие в теоретическом аспекте. Методика профайлинга впервые сформирована в конце 70-х годов израильской авиакомпанией Эль-Аль как ответ на возросшую террористическую активность исламских террористов. В 1984 году данная методика была сформирована в англоязычном варианте. «международная консультация по безопасности уязвимых объектов», стала применяться в САБ в зарубежных странах.

Теракты в 2004 г. В Домодедово повлекли необходимость серьезного анализа происшедшего со стороны руководства ГА. Сразу после данных терактов распоряжением руководителя ФСНСТ было рекомендовано реализовать подбор сотрудников в САБ АП, т.к. террористки продемонстрировали характерные подозрительные признаки, которые служат сигналом для досмотра.

В настоящее время рядом авиакомпания применяются технология профайлинга, что в целом способствует повышению качества АБ. В специальной литературе нет единой формулировки, раскрывающией понятие профайлинга. Данное слово относится к сленговой терминологии и берет начало от англ. Profile.

Всесторонний анализ терактов позволил создать возможную модель действия лица, вынашивающего преступные замыслы, которые должны базироваться на хараткрных отличительных особенностях поведения, признаках. Описание и детали изученных признаков дает возможность перейти к созданию соответствующей классификации. На освновании такого подхода всех пассажиров можно отнести к определенному типу профиля в зависимости от наличия или отсутствия признаков, указывающих на возможно преступные намерения, то есть осуществлять профилирование.

Технология профайлинга позволяет классифицировать каждого пассажира на предмет его потенциальной опасности

При определении профайлинга необходимо исходить из положений:

    Профайлинг является одним из способов обеспечения авиационной безопасности, так как позволяет предотвращать АНВ посредством выявление потенциально опасных пассажиров и ситуаций

    Выявление потенциально опасных пассажиров и ситуаций происходит по специальной технологии, в основе которой лежит комплексный анализ таких значащих факторов, как:

    1. Внешность и поведение пассажира

      Его перевозочные документы

      Вещи, находящиеся при нем

    Профайлинг как способ предотвращения АНВ может применяться в ходе предполетного досмотра, а также в других местах и мероприятиях по обеспечению АБ.

В рамках профайлинга необходимо применение методов психологии в их прикладном аспекте, так как в данной технологии основной акцент делается на процесс межличностного взаимодействия, на возможность человеческого восприятия к считыванию внешней и внутренней информации, на формирование и развитие таких качеств, как наблюдательность, коммуникативность.

Профайлинг – это технология, направленная на предотвращение АНВ посредством выявления потенциально опасных лиц и ситуаций , например, при досмотре и других мероприятиях по обеспечению безопасности,с акцентом на применение прикладной психологии.

В ФАП «требования по АБ к АП», приказ МТ №142 от28.11.05 говорится о необходимости применения предполетного психологического тестирования (опроса) пассажиров. В правилах проведения предполетного и послеполетного досмотров приказ МТ от 25.07.07 предлагается для выявления потенциально опасных пассажиров исользовать психологический опрос.

Используемые в этих документах термины психологическое «тестирование» и «опрос» нуждаются в разъяснении и не являются синонимами «профайлинга».

Профайлинг – система мероприятий, в которую могут быть включены психологические тестирование и опрос как вспомогательные методы.

Психологическое тестирование

Психологическое тестирование в контексте деятельности САБ следует рассматривать как экспресс диагностику внутреннего состояния субъкта по характерным признакам во внешнем поведении с целью выявления противоправных намерений.

Данная диагностика проводится путем целенаправленного наблюдения за пассажиром или посетителем и при общении с ним. Фиксация характерных отклонений в поведении субъекта – составляющая часть профайлинга при определении потенциально опасных пассажиров. Тестирование поведения (эмоционального состояния) члоевека должно иметь место а всех этапах проведения профайлинга (при проверке документов, досмотре багажа, ручной клади, опросе). Таким образом, психологическое тестирование следует рассматривать как структурны компонент профайлинга, позволяющий диагностировать факторы внешности и поведения пассажира с точки зрения его причастности к планируемому АНВ.

Психологическое тестирование акцентировано на поведение, внутренне состояние, внешний облик правонарушителя; в рамках метода рассматриваются возможности наблюдения и общения для выявления противоправных замыслов. Используемые рекомендации по организации процесса наблюдения и общения включают беседу. Психологическое тестирование может применяться как при проведении профайлинга, так и в других мероприятиях по защите от АНВ.

Психологический опрос

Можно охарактеризовать как специальную систему взаимодействия сотрудников САБ с пассажирами и посетителями, направленной на получение необходимой информации с возможным применением технологий общения. Опрос является структурным компонентом профайлинга и одним из методов психологического тестирования.

На сегодняшний день в нормативных документах отсутствует единая терминология по данному вопросу, нет четкой правовой методической базы, которая обосновывает саму сущность профайлинга и его практическое применение для выявления потенциально опасных лиц. Профайлинг не регламентируется как обязательное мероприятие в структуре досмотра. В указанных документах просматривается только необходимость применения методов, базирующихся на психологическом подходе с акцентом на наблюдение и общения для выявление потенциально опасных пассажиров. На сегодняшний день только поставлен вопрос о практическом применении профайлинга в структуре деятельности САБ. До настоящего времени в перечне должностей авиаперсонала РФ №749 от 10.07.98 и дополнений к нему отсутствует должность «профайлер».

На данном этапе проблемы внедрения профайлинга сводятся к следующим аспектам:

    Создание правовой базы профайлинга, включающей законодательное подтверждение об обязательности применения данного метода для выявления потенциально опасных лиц

    Определение роли и места профайлинга в комплексной системе АБ

    Включение профайлинга в технические процессы по ОАБ

    Установление возможных участков применения профайлинга, как то:

    1. Вход в АВ комплекс

      Зал ожидания

      Пункт предполетного досмотра

      Выход на посадку

      Борт ВС и т.д.

    Определить контингент, который будет работать по данным технологиям (сотрудники САБ, возможен вариант обучения основам профайлинга сотрудников всех подразделений)

Последовательное решение указанных проблем в дальнейшем приведет к четкой регламентации профайлинга как метода по выявлению потенциально опасных лиц в комплексной концепции ОАБ. Законодательное обоснование профайлинга как важный элемент защиты от АНВ в система ОАБ должно быть зафиксировано в соответствующих постановлениях, распоряжениях, отвествтенных за данную сферу жизнеобеспечения.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png