Российская система высшего образования включает в себя несколько тысяч учебных заведений, каждое из которых именуется университетом, институтом или академией. Каждое из данных названий имеет свои отличия, включающие в себя уровень профессорско-преподавательского состава, количество обучающихся аспирантов, структуру и другие особенности.

История разделения вузов на институты и университеты

Первые высшие учебные заведения Российской империи имели четкое разделение на классические и прикладные. Классические вузы назывались исключительно университетами (Московский, Санкт-Петербургский и Харьковский императорские университеты) и давали студентам знания в области литературы, языкознания, истории, математики и химии. В отличие от классических университетов, прикладные учебные заведения назывались институтами (Санкт-Петербургский и Новочеркасский политехнические институты) либо высшими училищами (Московское императорское высшее ). Студенты институтов изучали естественные и инженерные науки, медицину и право.

В Советском Союзе звания университетов были сохранены за несколькими крупнейшими вузами (МГУ им. Ломоносова, СПбГУ). Остальные существующие и вновь открываемые учебные заведения именовались институтами и давали прикладное высшее образование.

Профессорско-преподавательский состав

Для получения статуса университета не менее 60% его профессорско-преподавательского состава должны иметь ученую степень. Таким образом, студенты университетов имеют возможность получать знания от практикующих ученых, имеющих определенные достижения в области своей компетенции.

Отличия в структуре

Институт может являться как отдельным учебным заведением, так и входить в состав более крупного вуза в качестве структурной единицы, объединяя несколько факультетов, кафедры которых осуществляют подготовку студентов по одному направлению (Инженерно-экономический институт в составе Казанского Научно-исследовательского Технического Университета). Университеты могут не иметь в своем составе отдельных институтов и разделяться исключительно на факультеты.

Подготовка аспирантов

В университете на каждые 100 студентов дневной формы обучения должно приходиться не менее 4 аспирантов, в то время как достаточно готовить к защите кандидатской диссертации лишь двух человек из ста. Кроме того, темы диссертаций соискателей, обучающихся в университетах, предполагают проведение фундаментальных научных исследований, а диссертации, защищаемые в институтах, носят преимущественно прикладной характер.

Тенденции развития высших учебных заведений

Современное состояние высшей школы в России характеризуется переходом от большого числа небольших высших учебных заведений к образованию крупных образовательно-исследовательских центров, аккумулирующих вокруг себя научный потенциал отрасли или региона. За последнее десятилетие количество институтов в стране значительно сократилось, так как часть из них была упразднена, а часть вошла в состав более крупных вузов. Укрупнение по региональному принципу заключается в объединении нескольких вузов в Федеральные университеты (Южный, Дальневосточный), а отраслевой принцип предусматривает создание на основе ведущих технических вузов страны Национальных Исследовательских университетов.

Когда перед абитуриентом встает вопрос выбора учебного заведения, способного удовлетворить образовательные потребности будущего студента, нередко возникает сомнение относительно того, какой вуз лучше – институт или университет. И есть ли принципиальная разница?

Институт – это специализированное учебное заведение, в котором также, как в университете, можно пройти обучение по программам высшего образования. Чаще всего институты являются узкопрофильными, т.е. осуществляют профессиональную подготовку специалистов для определенной отрасли – экономики, юриспруденции, психологии, медицины, строительства, культуры, менеджмента, а также по специальностям смежных отраслей. В этом главное и основное отличие данного типа вуза.

В институте можно пройти программу бакалавриата или поступить в магистратуру, а также стать аспирантом. Кроме того, при институтах могут функционировать колледжи, центры довузовской подготовки, студенческие центры. Институты могут существовать как сами по себе, так и осуществлять свою деятельность при университетах, будучи его составной частью или подразделением.

Подать заявку на обучение

Понятие университет

В свою очередь, университет представляет собой более раннюю версию учебного заведения: исторически университеты имеют более долгий срок существования как организации, обеспечивающие фундаментальное образование. Первые «универсальные» учебные заведения появились еще в IX веке и были доступны лишь избранным, однако к сегодняшнему дню их количество выросло многократно, позволяя обеспечивать профессиональной подготовкой всех абитуриентов, претендующих на получение университетского образования.

Современный университет – это образовательная организация высшего образования, обеспечивающая обучение специалистов по разнообразным фундаментальным и прикладным наукам. Количество факультетов в университете может обычно составляет не менее 7, а самих специальностей может быть в разы больше.

В учебном заведении этого типа можно получить подготовку по перечню самых разнообразных направлений, зачастую в профессиональной деятельности никак между собой не связанных, будь то маркетинг, юриспруденция, лингвистика, дизайн, психология, банковское дело, менеджмент, информационные технологии. В этом и заключается универсальность учебного заведения, именуемого «университет».

Основные точки отличия института от университета

Несмотря на то, что любое учебное заведение обязано иметь собственный устав, а также государственную лицензию и аккредитацию, подтверждающую право на ведение образовательной деятельности, институт и университет имеют отличия, установленные на законодательном уровне. Главнейшие критерии, по которым различаются типы учебных заведений, – это количество кафедр и направлений подготовки, процент аспирантов в соотношении к количеству студентов, период существования вуза, спектр форматов обучения, образованность самого преподавательского состава, отношения учебного заведения к инновациям, размер суммы, выделяемой учебной организацией на финансирование научных исследований. Всего подобных критериев насчитывается более десятка, однако главнейшие из них, первостепенно влияющие на статус вуза, перечислены выше.

При этом есть и общие моменты. Как институт, так и университет:

Осуществляют обучение студентов по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры;

Занимаются профессиональной переподготовкой кадров;

Ведут курсы повышения квалификации.

Структурные образовательные отличия

Стоит отметить, что статус учебного заведения определяется законодательно и подтверждается раз в пятилетие на специальной аттестационной комиссии Рособрнадзора. Низшую ступень в иерархии учебных заведений занимает институт, в то время как университет является вершиной развития любого вуза. Образовательная организация высшего образования имеет право называться университетом, если:

На 4 его аспирантов приходится не более сотни обучающихся студентов;

Не менее четверти аспирантов завершили учебу в аспирантуре получением кандидатской степени в период не позднее года со дня окончания обучения;

Вуз обладает развитой материально-технической базой для осуществления как научно-исследовательской, так и научно-практической деятельности минимум по 5 профессиональным отраслям и научным направлениям, а также производит определенные траты на финансирование этих исследований;

Вуз активно внедряет новейшие образовательные методики и инновационные технологии, совершенствует учебный процесс и модернизирует образовательные программы;

Учебное заведение имеет не менее 7 разноплановых направлений подготовки.

В свою очередь, институтом считается учебное заведение, которое:

Имеет не менее 2 обучающихся по программам аспирантуры на 100 студентов, получающих высшее образование на иных уровнях;

Имеет не менее 30 штатных педагогов (для вузов младше 5 лет);

Осуществляет научную деятельность в рамках своей специализации;

Использует инновационные образовательные методики в рамках установленного объема.

Подать заявку на обучение

Отличия в преподавательском составе между университетом и институтом

Есть еще один важный критерий, по которому определяется принадлежность учебного заведения к одному из упомянутых типов. Это преподавательский состав, а точнее, его качество и количество. Что касается институтов, число штатных педагогов должно быть не менее 30 – для учебных заведений в возрасте от 3 до 5 лет, а количество кандидатов и докторов наук в процентном соотношении – не менее 55%. К университетам требования жестче: преподавателей – обладателей ученых степеней – в учебном заведении этого типа должно быть не менее 60%, а само количество педагогов в штате по сравнению с институтами возрастает в разы. Это обеспечивает более серьезную подготовку по дисциплинам преподаваемых специальностей и большую глубину научно-исследовательских работ учащихся. Кроме того, благодаря более весомой финансовой поддержке в университетах становится возможным привлечение сторонних экспертов к научным разработкам и проектам.

Таким образом, характеристика учебного заведения с точки зрения преподавательского состава такова:

Институт – при условии 55% педагогов с учеными степенями;

Университет – при условии 60% и более педагогов, защитивших кандидатскую и/или докторскую диссертацию.

Прием на работу по диплому университета или института

Существует два принципиально отличных мнения относительно того, влияет ли статус учебного заведения, в котором специалист проходит профессиональную подготовку, на перспективы трудоустройства. Одни убеждены, что нет никакой разницы между дипломом института и дипломом университета, ведь будущего работодателя в первую очередь интересует наличие опыта работы у потенциального сотрудника. Однако этого убеждения чаще придерживаются абитуриенты и выпускники, которые не ставят своей целью достижение особых карьерных высот. Действительно, институт точно так же, как и университет, дает базовую профессиональную подготовку, обучение и в том, и в ином учебном заведении гарантирует получение диплома. В то же время в ряде узких областей деятельности может цениться образование, полученное в конкретном институте, специализирующемся на профессиональной подготовке работников для данной сферы. Это могут быть институты культуры, медицинские институты, институты транспорта, технические институты.

При этом университет обладает большими возможностями для качественного обучения, среди которых, как было сказано выше, и более современная материально-техническая база, и более сильный педагогический состав, и возможности для повышения образовательного уровня. Именно поэтому будущие студенты, нацеленные на серьезный карьерный рост, планирующие добиться особых достижений на карьерном поприще, должны стремиться к поступлению именно в учебное заведение, обладающее статусом университета. Это вопрос не только престижа и репутации, но и перспективы более глубокой подготовки и возможности получения более разносторонних и практически применимых знаний от экспертов преподаваемых наук.

Подать заявку на обучение

Пропаганда пользы высшего образования привела к тому, что 90% выпускников после окончания школы поступают в ВУЗы. Иллюзия гарантированного успеха в жизни после получения диплома заставляет подростков усиленно грызть гранит науки. Каждый выбирает учебное заведение по душе или по возможностям, чаще всего материальным. В настоящий момент можно выделить три вида учебных заведений: университет, академия и институт. Сложно разобраться сразу, в чем различия между ними, так как все они выполняют одну основную функцию.

В чем особенности университета?

Университет – самое престижное учебное заведение в иерархической лестнице. Статус «университет» может заслужить только самое масштабное заведение высшего профессионального образования. Под своей крышей университет объединяет огромное количество самых разных направлений и специальностей. Университетское образование очень высоко оценивается работодателями.

Под сводами университетов может объединяться большое количество факультетов. Их еще часто называют «институтами» (например, «институт прикладной математики»). По видам университеты подразделяются на федеральные, региональные, национальные; государственные и частные.

В России также выделяются университеты особого статуса: и МГУ .

На базе университетов сразу после получения диплома у выпускников есть возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью без получения дополнительного образования (магистратуры). Также университеты отличаются процентным соотношением профессорско-преподавательского состава: более 60 процентов преподавателей должны иметь ученые степени не ниже кандидата наук.

Как правило, университет представляет собой сеть зданий в рамках одного географического объекта (города), одно из которых является центральным (главным). По остальным распределены факультеты так, чтобы студентам было удобнее посещать занятия без смены помещения в течение дня. Количество обучающихся в университетах составляет от нескольких тысяч до десятков тысяч в зависимости от масштабов университета (с учетом обучения студентов заочной формы обучения).

В качестве примера можно рассмотреть Приволжский Федеральный Университет . В 2012 году в нем обучалось около 37 тысяч студентов. К(П)ФУ имеет большое количество зданий, расположенных территориально преимущественно в центре города Казань, также имеет несколько филиалов в других городах Татарстана.

Что такое академия?

Академия — высшее учебное заведение, которое занимается подготовкой специалистов преимущественно в одном направлении науки. Академии по численности студентов заметно уступают университетам, так как обычно выпускают до несколько тысяч специалистов в год. Связано это, конечно же, с узкой направленностью подготовки. Академии могут заниматься также переподготовкой специалистов, повышением квалификации специалистов. Для выпускников академий не требуется получения дополнительного образования для занятий научной деятельностью. В рамках академии обязательно ведется научная работа.

Требования к профессорско-преподавательскому составу – не менее 40% сотрудников должны иметь ученые степени. Например, Российская Академия Правосудия (ныне Российский Государственный Университет Правосудия) готовил специалистов судебной система по специальности «юриспруденция». В 2014 году казанский филиал академии выпустил около 2 тысяч выпускников.

Как правило, академии могут иметь филиалы в других городах, при этом ввиду небольшой численности студентов располагаются в одном здании.

Что такое институт?

Институт – образовательное учреждение высшего профессионального образования, подготавливающего специалистов какой-то определенной специальности. Требования к профессорско-преподавательскому составу минимальные. Выпускники институтов не имеют права заниматься научной деятельностью без получения дополнительного образования. На базе институтов не ведется научная деятельность. Как правило, институты лишены возможности переподготовки специалистов и повышения их квалификации.

В пример можно привести Казанский Юридический Институт . Он ежегодно подготавливает специалистов по специальности юриспруденция, при этом он нацелен на подготовку кадров именно для органов внутренних дел. Проводиться также обучение уже действующих сотрудников органов внутренних дел.

В чем отличия университета от академии и института

  1. Масштабы: университет является самым крупным образовательным учреждением по сравнению с институтом и академией
  2. Выпускники университетов и академий имеют право заниматься научной деятельностью, институтов – нет.
  3. По общему правилу в рамках университетов и академий ведется научная деятельность, в рамках институтов – нет.
  4. У университетов самые высокие требования к профессорско-преподавательскому составу.
  5. Университет универсален, очень часть университет заключает в себе огромное количество факультетов и специальностей. В академиях обычно всего один факультет, в институтах – одна специальность.
  6. Университеты в большей мере ввиду большого количества студентов включают в себя несколько зданий, институты и академии чаще всего располагаются в одном здании.
  7. В университетах самое наибольшее количество студентов. Академии и институты уступают по масштабам количества выпускников.

Бытует мнение, что престиж диплома напрямую зависит от статуса университета. Чем солиднее тем качественнее образование и более востребован диплом. Что выше - академия или университет? Это вопрос задают многие при выборе учебного заведения. Ведь большинство стремится попасть в самые престижные вузы страны.

Итак, давайте определимся, что между ними общего и какие ключевые отличия можно выделить. Тогда определить, что выше - академия или университет, не составит никакого труда.

Высшее образование в любом случае

И академия, и университет, и институт - это высшие учебные заведения (сокращенно вузы). А вуз, в свою очередь, - место, где получают высшее образование по интересующей профессии. В России вузы бывают двух типов: государственные и частные. Некоторые из них могут иметь свои представительства и филиалы в других населенных пунктах или даже в других странах.

Кроме того, в университетах осуществляется переподготовка специалистов с уже имеющимся высшим образованием или повышение квалификации работников.

В университете могут быть и технические, и гуманитарные факультеты. Так, один университет может выпускать и химиков, и юристов, и музыкантов одновременно. Университеты имеют право выпускать старших и младших специалистов, бакалавров, магистров и аспирантов.

Академия

Согласно легенде, слово «академия» появилось еще во времена Платона. По научному определению, академия представляет собой высшее учебное заведение, которое, как и университет, проводит обучение в областях первого высшего профессионального образования и послевузовского. Первая школа, которую открыл философ, находилась в прекрасной роще, посвященной греческому богу Академу. Платон решил также назвать свое учебное заведение именем этого бога - академия.

Тогда чем отличается академия от университета? Тем, что в академии готовят специалистов в одной отрасли искусства или науки. Как правило, отрасль подготовки четко отражена в самом названии учебного заведения (например, Российская академия художеств или Московская академия экономики и права).

Однако вне зависимости от того, частной или государственной является академия, в ней все же могут быть и другие сферы подготовки специалистов, отличающиеся от отрасли, прямо указанной в названии. Так, во многих российских академиях можно увидеть и юридические, и экономические, и научные факультеты под крылом одного учебного заведения. Бывает, что при академиях существуют университеты. Например, Академический университет при Академии наук в Санкт-Петербурге.

Что говорит закон

Как известно, в России существует три формы высшего учебного заведения: университет, институт, академия. Разница между ними прямо прописана в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Часть 9 главы II содержит ряд требований, которым учебное заведение должно соответствовать, чтобы получить статус академии, университета или института. Для этого регулярно проводится специальная оценка. Следовательно, любое российское учебное заведение, имеющее сегодня статус университета, института или академии, может его поменять. Так, например, Санкт-Петербургский который до июня 1998 года был Академией МВД.

Стоит обратить внимание, что одним из требований для образовательного учреждения, претендующего на статус университета, является наличие программ обучения по семи большим группам различных направлений (специальностей). Такого критерия для академий и институтов нет. Если в учебном заведении проводится обучение менее чем по семи специальностям, то статус университета ему не получить. Следовательно, прямо из закона вытекает, что именно университет имеет самый высокий статус. Университет выше, чем академия или институт.

Что выберете вы

Но это вовсе не означает, что обучение в академии или институте будет хуже, а диплом менее престижным. Ведь главное в образовании - это уровень знаний, который получают студенты, а никак не форма или статус учебного заведения.

Решите для себя сами, что лучше - быть частью ста тысяч студентов самого престижного университета страны, в котором вашей специальности отведено всего 2-3% преподавателей, или учиться в небольшой академии, в которой 90% педагогов - специалисты в вашей области? Ответ напрашивается сам.

Поэтому на вопрос о том, что выше - академия или университет, можно смело отвечать, что разницы в качестве образования или престижности диплома между ними не существует. Выпускникам российских вузов не стоит волноваться за статус своего учебного заведения. Несмотря на то что по законодательству самый высокий ранг занимает университет, никаких льгот для его выпускников не предусмотрено. Работодателю все равно, где вы обучались - в академии, университете или институте. Ему важен уровень ваших знаний. А статус… Это всего лишь статус.

В России есть федеральный закон, прочитав который становится ясно, чем отличается институт от университета. И несмотря на это, мало кто понимает разницу между основными видами

Не стоит без четкого понимания этих различий, ведь потом, когда бывший студент начнет искать работу, он может пожалеть, что не отнесся серьезно к своему выбору.

Почему так важно вовремя задаться вопросом, чем отличается институт от университета? Да для того, чтобы точно знать, какое будущее тебя ждет, какие должности сможешь занять после окончания учебы, в каких организациях работать и на какую зарплату претендовать.

Когда стоит выбрать институт

Если уверены в выборе факультета на 100%, считаете избранную специальность единственно подходящей для себя и точно знаете, что спустя 5 лет вы не передумаете (ведь это ваше призвание), можете смело поступать в институт. Но и при такой уверенности нет гарантии, что в стране не изменится ситуация и вам не придется работать где-то еще и не совсем по специальности. Для этого чтобы эта работа не была из разряда рабочих должностей, всегда стоит отдавать предпочтение именно университету.

Что дает диплом университета

Прежде всего, он дает выбор места работы и даже должности. В случае с институтом выбор невелик. Например, если вы учились на факультете педагогики, станете учителем какого-то определенного предмета и уже не сможете работать на смежных должностях. Если вы учились на таком же факультете, но уже в университете, сможете работать не только учителем, но и преподавать, и быть специалистом в той сфере, в какой преподаете. Например, психологом, если в дипломе университета красуется надпись «Педагог. Психолог». А наработав сможете стать и методистом. Таким образом, у вас всегда будет более разнообразный выбор. Если вдруг разочаруетесь в одной сфере деятельности, можете уйти в другую. Например, поменять должность «преподаватель психологии» на должность психолога в частной фирме. К тому же всегда сможете поменять сферу деятельности внутри этой специальности: бросить консультирование и стать тренером (психолог-тренер высоко ценится во всех крупных и серьезных частных фирмах). То же самое можно отнести к любой другой специальности, полученной после окончания университета.

А теперь для наглядности, чтобы до конца понять, чем отличается институт от университета, сравним зарплату специалиста (в нашем примере - психолога) в частной фирме и преподавателя. Поскольку уровень заработной платы отличается по России, рассмотрим среднюю ситуацию, а именно предложения работы в областных центрах страны - не Москвы и Санкт-Петербурга, а таких как Екатеринбург, Челябинск, Владивосток, Пермь и т.п. Специалист психолог в частной фирме может получать 40 тыс. руб., в бюджетной организации - максимум 12 тыс. руб.

Теперь вы знаете, чем отличается университет от института - возможностью адаптироваться к изменяющейся экономической ситуации в стране. Ведь не всегда у учителей были хорошие зарплаты. И многие выпускники университетов, поняв, что уровень их жизни оставляет желать лучшего, смогли сменить работу на более оплачиваемую и столь же престижную. Выпускники институтов тоже смогли это сделать, но с существенным отличием. Пришлось отказаться от престижной работы в пользу хорошей зарплаты.

Когда стоит пойти в академию

Узнать отличие университета от института еще не значит полностью разобраться в данном вопросе, ведь в России существуют еще и академии. Раньше они специализировались на выпуске специалистов научной сферы. Теперь же это ни чем не отличается от университета. Эти вузы гарантируют высокое качество образования, получение престижной и «двойной» специальности. Разве ни к этому мы все стремимся? Получить "путевку" в жизнь, чтобы суметь обеспечить себя и свою семью всем необходимым, в том числе и социальным статусом.

Теперь когда мы вместе выяснили, чем отличается институт от университета, каждый сможет сделать для себя определенные выводы.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png