Бихевиоризм и необихевиоризм являются одними из базовых направлений в практической психологии, наряду с психоанализом, гештальт-психологией и гуманистическим направлением в психологии. Чем же интересны эти два направления и какое место в системе психологических знаний они занимают?

Бихевиоризм – одно из основных направлений в психологии, зародившиеся в 20-х годах ХХ века в США. Это учение настолько обширно и значимо не только для психологии, но и для социологии, политологии, педагогики и прочих областей науки и практики, что бихевиоризм даже называют отдельной наукой – наукой о поведении (с английского языка behavior – поведение).

Основателем бихевиоризма как направления в психологии считается американский психолог (1878-1958), но нельзя не упомянуть, что огромный вклад в развитие этого направления внесли российские ученые И.М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И.П. Павлов и другие, все они работали в конце XIX – начале XX веков.

Позже советская власть и многие отечественные психологи рьяно и далеко не безосновательно критиковали бихевиоризм, отчего он прекратил свое развитие в СССР. Классический бихевиоризм до сих пор критикуется учеными во всем мире в основном из-за вопроса об узости предмета изучения и безнравственности, применяемых в нем методов. Но в СССР он рассматривался еще и как особое «буржуазное извращение».

Несмотря на это, некоторые теории советских ученых близки к американской науке о поведении и сегодня в России бихевиоризм и главным образом необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая психология и другие направления, вышедшие их классического бихевиоризма, развиваются, а методы их активно применяются в психотерапии.

Конечно, образованию бихевиоризма поспособствовали не только российские физиологи, психиатры и невропатологи, но и американские ученые. Главным образом коннексионист Э. Торндайк , проводивший эксперименты на голубях и белых крысах, и определивший важную, формирующую поведение роль метода «проб и ошибок».

В те времена поведение человека и животных считалось принципиально одинаковым. Человеческое поведение объявлялось лишь немного более сложным, нежели у животного, так как человек реагирует на большее количество стимулов из внешней среды. И российские и зарубежные ученые проводили опыты и эксперименты над животными с целью понять их поведение и иметь возможность, основываясь на полученных данных, изучить природу человеческого поведения.

Нельзя не сказать, что огромный вклад в бихевиоризм и в целом в понимание того как устроена психика, внесло огромное количество лабораторных собак, обезьян, крыс, голубей и прочих животных, некоторые из них погибали во время опытов.

Именно из-за того, что в ходе экспериментов живым существам наносился порой непоправимый вред, эксперименты бихевиористов считаются аморальными , хотя, конечно, далеко не все эксперименты, проводившиеся в позапрошлом и прошлом столетиях, были жестокими.

Самое страшное, что было в истории бихевиоризма это эксперименты над людьми . Многие из них покрыты тайной до сих пор и больше походят на детективную историю, о некоторых даже сняты художественные фильмы.

В наши дни никто не разрешил бы многие из проведенных в ХХ веке экспериментов как на людьми, так и над животными.

Как бы цинично это не звучало, но бихевиоризм оказался кстати в очень жестоком, но в тоже время самом прогрессивном из всех предыдущих, ХХ веке. Если бы не бихевиоризм с его прагматизмом и беспристрастностью, не было бы сделано огромное количество открытий, обусловивших лучшее понимание принципов работы психики.

Бихевиористы в 20-е годы прошлого столетия смело и резко «отмели» весь внутренний мир человека, его сознание, волю, смыслы, мотивы и остальные процессы, не поддающиеся объективному изучению, и приравняли психику к поведению .

Именно поведение индивида (человека и животного) от рождения и до смерти стало определяться как предмет психологии в бихевиоризме. Сам этот факт стал революционным для науки и до сих пор рождает множество споров.

Почему только поведение может быть проявлением психики, а как же мышление, эмоции, воля? Бихевиористы считают, что поведение – единственное проявление внутреннего мира человека, которое можно не только наблюдать и фиксировать, но объективно оценивать.

Изучая поведение, можно проводить научные опыты и эксперименты , то есть вмешиваться в личность испытуемого с целью проследить изменения в психике, вызванные этим вмешательством и быть уверенным, что полученные данные достоверны.

Изучая человека, бихевиористы стремятся снизить вероятность ошибки в результатах из-за «человеческого фактора» до минимума.

Бихевиоризм с его предметом (поведение) и методом (объективное наблюдение и эксперимент) возник как протестная реакция на существовавшую в то время психологию с очень субъективным методом интроспекции (самонаблюдение, наблюдением человеком своих же психических процессов) и сознанием как предметом изучения.

В то время, когда З. Фрейд говорил о глубине бессознательного, либидо и мортидо, Эдиповом комплексе и прочем, толковал сновидения и применял метод свободных ассоциаций для того, что бы понять, чем обусловлено сложное и противоречивое поведение человека, основатель бихевиоризма Дж. Уотсон провозгласили, что поведение может быть обусловлено только одним фактором – стимулом (внешним, физическим либо же внутренним, физиологическим воздействием на организм) и, по сути, оно – всего лишь реакция на этот стимул. А сознание и психические явления Уотсон объявил в принципе непознаваемыми естественнонаучными методами.

Поведение в бихевиоризме понимается как совокупность внешне наблюдаемых реакций организма на воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом либо же специальным прибором.

Формула поведения , предложенная Дж. Уотсоном:

Поведение = Стимул (S ) –> Реакция (R ) (за стимулом следует реакция).

Исследуя связи S –> R можно предсказать поступки любого человека, а также научиться управлять, то есть контролировать и формировать определенным образом поведением людей! Ведь если реакция человека определяется только стимулом, то, чтобы получить нужное поведение, потребуется лишь подобрать правильный стимул.

Нетрудно догадаться, почему многочисленные оппоненты бихевиоризма обрушили на это направление шквал критики, ведь от управления во благо до манипуляций и причинения вреда один шаг. Бихевиоризм стали называть «психологией без психики». Но у него также появилось и немало последователей и продолжателей, которые развивали эту науку не во вред, а во благо людям.

Безусловно, начавшаяся объективизация науки психологии была положительным явлением. Психология как наука о поведение была намного «солиднее», чем наука о душе, оторванная от реальных жизненных проблем и потребностей общества.

Все человеческие реакции, из которых и складывается поведение и, в конечном итоге, жизнь человека, делятся на два вида :

  1. Наследственные (безусловные рефлексы, физиологические реакции, три врожденные, базовые эмоции – любовь, гнев, страх).
  2. Приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение).

Приобретенные реакции являются результатом того, что немногочисленные наследственные реакции связываются друг с другом и переплетаются. Иными словами поведение человека развивается за счет того, что приобретаются новые обусловленные стимулами реакции на внешние раздражители. Но в их основе всегда лежат врожденные реакции на безусловные стимулы.

Наследственных реакций так мало, что рождаясь, человек начинает жизнь «с чистого листа». Он всему учится, все познает на собственном опыте. Философской основой бихевиоризма не зря послужила идея, которой руководствовались многие ученые (Аристотель, Авиценна, Дж. Локк) о том, что психика человека при рождении это tabula rasa (чистая доска), а потом в ней появляются «записи» – опыт и знания о жизни и о себе.

Ни один человек не стал бы человеком в полном смысле этого слова, если бы его не воспитывали определенным образом, если бы его личная история не складывалась из проб, ошибок и успехов, если б он не приобщался к культуре, не усваивал нормы морали, не слышал родной речи и так далее.

Ведь известны случаи, когда дети воспитывались животными вне человеческого общества (так называемые дети-маугли). Они вырастали скорее животными, нежели людьми. Когда их находили, то пытались приобщить к культуре, но ничего не получалось.

Человеком человека делает социум , а не его биологическая природа. Именно общество превращает индивида в личность. Та самая часть психики и отделы головного мозга, которые делают человека разумным и творческим существом, развиваются в процессе социализации .

Психическое развитие есть не что иное, как научение , то есть постоянное приобретение знаний, умений и навыков! Только так человек становится человеком – он учится им быть.

Понятие «научение» шире «обучения», так как включает не только преднамеренные действия учителя, направленные на передачу знаний ученику, но и стихийно возникающие обучающие ситуации . Сама жизнь учит человека, он сам себя учит, контактируя с окружающим миром и другими людьми.

Итак, ведущий фактор формирования и развития личности – социальная среда , но чтобы выжить в ней, нужно уметь приспосабливаться.

Социальная адаптация – главная детерминанта психического развития, определяющая его направление. Адаптироваться можно к чему угодно, человек привыкает ко всему. Но для личности имеет огромное значение то, чему будет учиться и к чему адаптируется человек.

Если индивид растет среди туземцев, привыкших ходить без одежды и не знающих, что такое наука, ему никогда не стать новым Эйнштейном. Стимулы не те, которые бы могли привести к нужным реакциям и к формированию соответствующего поведения. И сам А. Эйнштейн не был великим ученым, если бы не родился и не вырос там, где он родился и вырос.

Бихевиористы не просто строили догадки и умозрительные выводы, они доказывали свои гипотезы экспериментальным и опытным путем, поэтому их выводы, даже превращая порой личность в «собаку Павлова», стройны и объясняют многие явления психики.

Эксперимент «Маленький Альберт»

Большинство своих экспериментов бихевиористы проводили на животных, но не все.

Одним из самых показательных, выдающихся и в то же время страшных экспериментов, был эксперимент «Маленький Альберт» , проведенный Дж. Уотсоном с девятимесячным малышом в 1920 году. Сегодня подобные эксперименты запрещены.

Этот эксперимент, также как и другие эксперименты, проводимые на младенцах, не приемлем с точки зрения морали , но у ученого была цель – понять природу страха и механизм возникновения фобий и он ее достиг.

Уотсон установил, что любая фобия и страх возникает как реакция только на два стимула из всех возможных. Первый стимул – потеря опоры , второй – резкий громкий звук .

Если сочетать эти безусловные стимулы с любыми иными, то вскоре реакцию страха будут вызвать и эти, первоначально нейтральные или даже положительные, стимулы. Это и есть процесс обуславливания.

Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом и образуют более сложные реакции, их сочетание и обуславливает определенное поведение.

Альберту сначала показывали различные вещи и животных, среди которых была и белая крыса. Малыш абсолютно ничего и никого из них не боялся. Но вот когда ему в очередной раз показали белую крысу, экспериментатор ударил молотком по металлической трубе. Малыш испугался сильного звука и расплакался.

После того, как показ крысы несколько раз повторялся наряду с громким звуком, Альберт стал бояться уже просто саму белую крысу, даже если ее показ не сопровождался громким звуком.

Так малыш стал бояться белых крыс, но не только. После эксперимента ребенок стал пугаться всего белого и пушистого – маминой шубы, бороды Деда Мороза и так далее. Дж. Уотсон так и не смог помочь малышу после избавиться от страха. Что случилось с ребенком дальше, после эксперимента, никто не знал.

Только в 2005 году по инициативе психолога П. Бека начались поиски Альберта. В итоге в 2012 году обнаружилось, что мальчика звали вовсе не Альберт, он болел гидроцефалией (водянка головного мозга) и умер в возрасте пяти лет в 1925 году.

Не исключено, что результат этих поисков еще не конец истории о мальчике, благодаря которому позже ученые все-таки научились избавлять людей от фобий .

Позже проводились и другие эксперименты над детьми, во время которых дети получали легкие разряды электрического тока, пугались и начинали плакать, когда держали в руках белого кролика. Так Уотсон обучал детей бояться кролика, но после у него получалось и устранять этот страх.

Через какое-то время детям во время еды вновь показывали кролика (которого они уже очень боялись). Поначалу малыши прекращали кушать и начинали плакать, но потом желание съесть шоколадку или мороженное брало верх. Так постепенно, подвигая кролика все ближе к малышу и сочетая это действие с приемом сладостей, Уотсон возвращал любовь к этому животному. В конце эксперимента дети уже снова брали кролика на руки и даже пытались его кормить вкусностями.

Так было доказано, что поведение управляемо и даже сильная эмоция всего лишь ответная реакция на стимул, который может быть устранен.

Бихевиоризм подчеркивает ограниченность человеческих возможностей, он отказывается от рассмотрения внутреннего мира человека. Если любой поступок человека это всего лишь ответная реакция на определенный стимул, то нет никаких внутренних мотивов, желаний, устремлений, целей, мечтаний, то есть они есть, но это не выбор человека.

Людям только кажется, что они принимают решения, воля – иллюзия! Одни из самых главных человеческих ценностей – свобода и любовь – самообман! Также как и индивидуальность, самостоятельность, независимость и смысл жизни.

Не удивительно, что совершенно отвергать все эти ценности и то, что называют сознанием, ученые, взявшиеся изучать поведение, долго не могли, поэтому уже в 30-е годы ХХ века , спустя примерно 15 лет после появления бихевиоризма, появился и необихевиоризм .

Необихевиористы (в начале ХХ века это были психологи Э. Толмен, К. Халл, а во второй половине века Б. Скиннер и А. Бандура, провозгласившие социальный бихевиоризм) внесли в формулу Уотсона новую переменную, которую назвали «черный ящик» или «промежуточная переменная».

Если классический бихевиоризм утверждал, что поведение представляет собой совокупность цепочек S –> R, каждая из которых формируется в результате положительного или отрицательного подкрепления, то необихевиоризм говорит о том, что между стимулом и реакцией есть еще что-то, что усиливает, замедляет или вовсе препятствует подкреплению, то есть образованию обусловленной связи.

Это «что-то» может быть: цель, образ, потребность, намерение, ожидание, знание, знак, гипотеза и прочие сознательные психические феномены. Необихевиористы говорят о целесообразности, целенаправленности и разумности поведения человека, не отрицая значения стимулов и реакций. Поведение человека целевое и когнитивное.

Связь между стимулом и реакцией опосредуется промежуточной переменной: S –>РР(промежуточная переменная) –> R .

Необихевиористами было доказано , что реакция (поведение):

  • может возникать без внешних стимулов,
  • может продлеваться без видимых стимулов,
  • изменяется без внешних стимулов, которые могли бы это обусловить,
  • прекращается в условиях, когда стимулы продолжают действовать,
  • изменяется до того, как стимулы начинают действовать (способность к предвидению),
  • совершенствуется, даже если повторяется в одних и тех же условиях.

До 60-х ХХ века бихевиоризм и необихевиоризм практически безгранично господствовал среди психологических направлений и оказал влияние на формирование бихевиоральной психотерапии, методов обучения животных и людей, на психологию рекламы и иные отрасли науки и сферы жизнедеятельности.

В новейшее время бихевиористские идеи не пользуются особой популярностью, но популярны те теории и направления, которые вышли из бихевиоризма и необихевиоризма, к примеру, когнитивная психология.

Если Вы хотите глубже изучить необихевиоризм, рекомендуем книги:

3. Г. Салливан, Дж. Роттер и У. Мишел

В самом начале XX века возникло мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение как совокупность реакций организма, обусловленную общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Кредо этого направления запечатлел термин поведение (англ. "бихевиор"), а само оно было названо бихевиоризмом . Его "отцом" принято считать Джона Уотсона (1878-1958), статья которого "Психология, каковой ее видит бихевиорист" (1913) стала манифестом новой школы. Уотсон требовал "выбросить за борт" как пережиток алхимии и астрологии все понятия субъективной психологии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых реакций живых существ на раздражители.

Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что не поддается объективной регистрации, не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека нельзя рассматривать, потому что их нельзя измерять. Происходящее внутри человека изучить невозможно, следовательно, личность выступает как «черный ящик». Объективны лишь внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые они обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

Личность, с точки зрения бихевиористов, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула «стимул-реакция» (S-R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Оно бывает положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает стремление избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность - все то, чем обладает индивид, его расположенность к тому или иному реагированию: навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции, а также пластичность, помогающая образовывать новые навыки, и способность их удержать и сохранить, чтобы приспособиться к среде. Это значит, что личность - организованная и относительно устойчивая система навыков. Последние составляют основу относительно устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям, чье изменение ведет к формированию новых навыков.

Человека бихевиористы понимают как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать его на требуемое поведение,

1.7 Психологические школы: когнитивная психология.

Это направление в психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio – познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении, в наибольшей степени подорвало позиции бихевиоризма. К 1930 психологи, работавшие в традиции когнитивизма Э.Толмена, убедительно показали, что психика существует и у животных. В одном из экспериментов было выявлено, что крысы в лабиринте действуют на основе «когнитивных карт», т.е. психических образов знакомой им структуры лабиринта, а не просто двигательного обусловливания. Аналогичные эксперименты продемонстрировали, что бихевиоризм Уотсона рисует чрезвычайно упрощенную картину, так как на самом деле значительную часть деятельности составляет то, что происходит внутри организма. Для описания таких внутренних феноменов и процессов необихевиористы начали использовать понятие «промежуточных переменных» (см. ниже раздел Теория научения). Серьезным достижением когнитивизма стала гипотеза об избирательной готовности, суть которой в следующем: у животных могут возникать только те поведенческие реакции, к которым оно психологически подготовлено и которые соответствуют уровню его психической организации. Другими словами, речь идет о значении «видоспецифичных» свойств в формировании поведения. С позиций данного принципа становится очевидной концепция Уотсона о безграничных возможностях бихевиоризма – ни одному экспериментатору не удалось, например, научить свиней бросать монетки в копилку, поскольку естественное поведение этих животных состоит в том, что они роют и разбрасывают, а не подбирают и складывают.

Бихевиоризм в психологии - это направление, абсолютно отрицающее существование сознания в качестве самостоятельного явления. В данном направлении сознание приравнивается к поведенческим реакциям человека на действие внешних раздражителей. Если отбросить в сторону психологические термины, то можно сказать о том, что данное направление соотносит эмоции и мысли человека с двигательными рефлексами, что вырабатываются благодаря жизненному опыту. В начале двадцатого столетия, появление данной теории произвело настоящую революцию в научном мире. В данной статье мы рассмотрим основные положения этого учения, его достоинства и недостатки.

Бихевиоризм в широком понимании — направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека

Бихевиоризм – одно из психологических направлений, основывающееся на изучении поведенческой модели людей и представителей животного мира . Термин «бихевиоризм» в буквальном переводе с английского означает «поведение». Данное революционное направление значительно изменило саму суть американской области психологии. Сторонники бихевиоризма считают, что сегодняшнее понимание человеческой психики — полностью неверно.

Основоположником бихевиоризма является американский психолог Джон Бродес Уотсон. В основу своей практики он заложил идею о том, что психологическая наука изучает не человеческое сознание, а поведенческую модель. В конце девятнадцатого столетия, эти понятия рассматривались как равные друг другу. На основе этого факта возникла теория, что устранение сознания приравнивается к устранению психики.

Данное ответвление психологии изучает связь между влиянием внешних раздражителей и поведенческими реакциями.

В данной науке, важное значение уделяется различным стимулам. Стимул – любое проявление внешнего воздействия на индивида. В это понятие входят реакции человека, которые могут быть выражены в виде эмоций и идей в ответ на действие окружающих. Факт наличия субъективных переживаний не отрицается, но имеет определенную степень зависимости от воздействия внешних сил.

Следует обратить внимание на то, что когнитивная ветвь психологии, частично опровергает догмы бихевиоризма . Несмотря на это, многие аспекты этого направления используются в современном мире, в отдельных психотерапевтических методах.

Причины возникновения теории

В конце девятнадцатого столетия, основным методом изучения человеческой психики, являлась интроспекция. Бихевиоризм – являлся революционным направлением, который ставил под сомнение все традиционные теории о психике человека . Первопричиной возникновения бихевиоризма стал недостаток документально подтвержденных фактов, являющихся основой интроспекции.

Задача Бихевиоризма – исследование поведенческих реакций, как часть истинного феномена психики. Основоположник этой теории говорил о том, что человек появляется на свет абсолютно «чистым» и подвергал сомнению, факт существования мыслящей субстанции. Опровергая общепринятую концепцию, Уотсон Джон говорил о том, что возникновение разных реакций связано с воздействием из внешнего мира. Из-за того, что реакцию и стимул можно измерить, данное направление быстро получило высокое распространение в научных кругах.

По мнению создателя теории, правильный подход к изучению поведенческих реакций, позволяет получить возможность не только предугадать поведение человека, но и получить полный контроль над подобными реакциями. Для того чтобы это сделать, следует подвергнуть изменениям окружающую действительность конкретного индивида.


Основной метод классического бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды

Важность исследований академика Павлова

Что такое бихевиоризм? Рассматривая данный вопрос, следует упомянуть, что основные идеи этого направления берут свое начало в исследованиях академика Павлова. Иван Петрович Павлов проводил исследования, в результате которых было установлено, что безусловные рефлексы живых существ определяют их модель поведения. С помощью внешнего влияния, имеется возможность создавать новые условные рефлексы, что дает возможность управлять моделью поведения.

Джон Уотсон в собственных опытах, ставил различные эксперименты на новорожденных детях. Эти исследования помогли обнаружить наличие у младенцев трех инстинктивных реакций. К ним относятся:

  • проявление любви;
  • проявление страха;
  • проявление гнева.

Основываясь на этом, ученый пришел к выводу, что остальные рефлексы являются прямым продолжением первичных. Однако, сам процесс формирования этих рефлексов так и не был выявлен. Так как подобные эксперименты не приветствуются в научных кругах, основатель бихевиоризма не получил должной поддержки от окружающих.

Опыты Эдварда Торндайка

В основу бихевиоризма вошли многие научные исследования из разных направлений психологии. Эдвард Торндайк, основоположник теории об оперантном поведении, что складывается на почве ошибок и проб, внес значимый вклад в развитие рассматриваемого направления. Важно отметить тот факт, что этот исследователь не относил себя к бихевиористам. В большинстве своих экспериментах, он использовал голубей и белых крыс.

Британский философ Томас Гоббс утверждал, что ассоциативные реакции являются основной базой интеллекта. Герберт Спенсер говорил о том, что интеллектуальное развитие животного отвечает за уровень приспособляемости к измененным условиям обитания. Опыты Эдварда Торндайка позволили выявить, что природа интеллекта может быть определена без прямого взаимодействия с сознанием. По его мнению, между движениями и идеями нет никакой связи. Главная связь осуществляется лишь между движениями и ситуациями.

В отличие от идей Уотсона, основывающихся на том, что внешние импульсы заставляют человека совершать различные движения, основой учения Торндайка является идея, что все поведенческие реакции человека взаимосвязаны с проблемными ситуациями, что заставляют создавать новую поведенческую модель. По словам Эдварда, связь между понятиями «реакция» и «ситуация» объяснялась следующей формулой. Проблемная ситуация – является своеобразной отправной точкой, в ответ на которую организм противостоит ей, как единое целое. Это заставляет его искать наиболее подходящую поведенческую реакцию, что приводит к появлению новой модели поведения.

Данная теория стала отправной точкой для развития бихевиоризма. Следует отметить, что в исследованиях Торндайка, использовались те понятия, что позже были полностью вычеркнуты из нового направления психологии. Идея Эдварда заключалась в том, что основой поведения является чувство дискомфорта и удовольствия. А в бихевиоризме, запрещается само обращение к чувствам и физиологическим факторам.


Миссия бихевиоризма - перевести умозрительные фантазии гуманитариев на язык научного наблюдения

Основные положения

Бихевиоризм, как научное направление основывается на нескольких положениях, выдвинутых автором идеи об отрицании существования сознания, как самостоятельного явления. Данное направление изучает поведенческие реакции и модели всех существ, населяющих нашу планету. Задачей бихевиоризма является исследование подобных проявлений при помощи наблюдения.

По мнению приверженцев этого направления, все психические и физиологические аспекты, связанные с человеческим существованием, тесно взаимосвязаны с поведением. Само поведение рассматривается в качестве совокупности двигательных реакций с воздействием внешних раздражителей, что обозначаются, как стимул. Основываясь на этих наблюдениях и зная природу внешнего воздействия, исследователь получает возможность предсказать поведение человека . В задачу бихевиоризма входит обучение верным предсказаниям человеческих действий. Обладая этим навыком, человек получает возможность контроля поведения окружающих.

В основу данной практики легла идея, что все двигательные реакции можно разделить на две группы:

  1. Условные рефлексы, имеющие приобретенный характер.
  2. Безусловные рефлексы, передающиеся по наследственной линии.

Таким образом, поведение человека является результатом процесса обучения, при котором поведенческая реакция при помощи постоянного повторения, становится автоматической. Во время процесса преобразования, реакции закрепляются в памяти, для того, чтобы впоследствии воспроизводится автоматически. Основываясь на этом факте, было выдвинуто предположение, что за формирование навыков — отвечают условные рефлексы. По мнению Уотсона, мышление и речь относятся к навыкам, а память – механизм, отвечающий за удержание полученных навыков.

Психические реакции развиваются на протяжении всей человеческой жизни, и в определенной доле зависят от окружающего мира. Социальное окружение, экология, жизненные условия и многие другие факторы оказывают влияние на развитие человека. Также, по мнению ученого, не существует определенных периодов, оказывающих влияние на развитие психики. Уотсон говорил, что закономерности в вопросе становления психики ребенка в разные возрастные периоды — отсутствуют. А проявление эмоций следует понимать, как реакцию всего организма на воздействие внешних раздражителей, имеющих негативный или позитивный окрас.


Бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение

Достоинства и недостатки теории

Бихевиоризм — это направление в психологии, которое, как и все известные практики имеет свои недостатки и достоинства. В начале двадцатого столетия, данное направление считалось прогрессивным и революционным. Но современные ученые опровергли все постулаты этого учения. Давайте ознакомимся более подробно с плюсами и минусами бихевиоризма.

Задачей рассматриваемого направления является изучение поведенческой модели человека. Для двадцатого века, подобный подход к психологии являлся прогрессивным, поскольку ученые того времени изучали человеческое сознание, отрывая его от окружающего мира. Недостатком этого учения является то, что бихевиоризм рассматривает ситуацию лишь с одной точки зрения, игнорируя тот факт, что человеческое сознание является самостоятельным явлением.

Благодаря последователям этого направления, остро встал вопрос, связанный с объективным изучением человеческой психологии. Недостатком метода являлось лишь то, что поведение живых существ рассматривалось лишь в аспекте внешних проявлений. Те процессы, что не лежали на поверхности, попросту игнорировались исследователями. По мнению сторонников теории, человеческое поведение можно корректировать, основываясь на практических нуждах исследователя. Но механический подход к вопросу поведенческих реакций сводил все к простому сочетанию примитивных реакций. При этом сама сущность индивида полностью игнорировалась.

Представители данного направления сделали лабораторные опыты своеобразным фундаментом для психологического направления, введя в практику проведение различных экспериментов. Важно обратить внимание на то, что учеными не учитывалась разница между поведением животного и человека. Также во время исследования механизма создания условных рефлексов, были не учтены важные факторы. К таким факторам относятся: социальное окружение, психический образ и мотивация, которые являются основой реализации личности.


Если говорить простым языком, то теория заключается в том, что все чувства и мысли человека сводятся к его двигательным рефлексам, которые вырабатываются на протяжении жизни

Последователи Джона Уотсона

Джон Уотсон, являющийся отцом-основателем бихевиористического учения, создал лишь основу для этого направления. Но только благодаря его последователям, данное направление получило столь массовое распространение. Многие представители данного ответвления психологии проводили довольно интересные эксперименты.

Уильям Хантер, в тысяча девятьсот четырнадцатом году, выявил наличие отсроченных поведенческих реакций. Во время своего опыта он демонстрировал обезьяне два ящика, в одном из которых находился банан. После этого он закрывал ящики ширмой, а по прошествии нескольких секунд снимал её. После этого обезьяна безошибочно находила тот ящик, где был расположен банан. Данный опыт стал доказательством того, что животные обладают способностью проявлять как непосредственную, так и отсроченную реакцию на внешние раздражители.

Карл Лешли, в своих экспериментах занимался выработкой у животных определенных навыков. После того как рефлекс был закреплен, животному удалялись определенные мозговые центры, для того, чтобы найти связь между ними и выработанными рефлексами. Данный эксперимент помог определить, что каждый мозговой отдел может с успехом заменить другой, поскольку является равноценным.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png