| Италия | Рафаэль Санти | 1483-1520 | «Афинская школа» | 1509 | фреска | Станца делла Сеньятура, Ватикан, Рим

Всего на фреске представлено свыше 50 фигур (многие из них не поддаются аттрибутации, насчет некоторых нет единой точки зрения)

Станцы Ватикана расписывались Рафаэлем с 1508 по 1518 год, но сам художник принимал непосредственное участие в их росписи в 1508 - 1512 годах. Это случайно, но показательно, что время работы Рафаэля над росписями Станц в точности совпадает со временем работы Микеланджело над Сикстинским потолком, - четыре года.
В «Станца делла Сеньятура» воплощена квинтэссенция гуманизма, прославление достижений человеческой мысли в разных сферах деятельности: творческий гений человека, гений науки и искусства – науки философской, как царицы земных наук, и искусства с фигурами поэтов от Гомера до Данте и, возможно, современника Рафаэля Ариосто.
Название фрески «Афинская школа» дано не самим Рафаэлем. Первоначально она, видимо, называлась просто «Философия». «Афинская школа» - название не вполне соответствующее изображенному, потому что здесь кроме афинских философов много и тех, кто никогда не бывал в Афинах. И кроме того, здесь собраны, как вы понимаете, изображения тех мыслителей прошлого, которые жили в разное время и физически никак не могли встречаться друг с другом.
Рафаэль создает некий идеальный образ идеального собрания идеальных мыслителей. Некое идеальное царство философии, так же, как художники позднего Кватроченто создавали неоплатонические идеальные Сады Эроса – например «Весна» Боттичелли - философический сад философского эроса. Так и у Рафаэля - некий идеальный Град, где сосуществуют и прекрасно уживаются самые разные направления человеческой мысли. В старом искусствоведении иногда предпринимались попытки вычленить из этой композиции личные философические предпочтения Рафаэля, выяснить, чему он отдает преимущество – идеализму Платона, в образе Леонардо да Винчи, указующему на небеса, или мощной конкретике Аристотеля, низвергающего свою длань к земле. Искать на чьей стороне Рафаэль - дело совершенно напрасное. Точно так же, как психологически исследовать улыбку «Моны Лизы». Рафаэль занят другим. Не доказательством, а демонстрацией того, как разнообразна человеческая мысль, какие разнообразные величественные системы она может создавать, на какие разные высоты духа она может подниматься, какие разные сферы она может обнимать. Потому что в этой фреске представлена и геометрия Эвклида, и математика Пифагора, и пифагорейское учение о музыке, и астрономические представления древних. Видимо, Рафаэля консультировали гуманисты папского двора, ученые, которых в Риме в начале XVI в. было достаточно много.
Иконологические изыскания показали, что едва ли не каждая фигура, во всяком случае с большой степенью вероятности, символизирует если не отдельного философа, то какое-то свойство человеческой натуры и человеческого знания, какое-то определенное человеческое достоинство. Будь то энергичность или умеренность. Совершеннейшее чудо, что центральные персонажи, безусловно господствующие над почти пятидесятифигурной композицией, фигуры Платона и Аристотеля, вроде бы не выделяются среди остальных ни размером, ни тем, что помещены на переднем плане. И в то же время они абсолютно сразу же, без всякой заминки, отыскиваются и воспринимаются нами и как оптический, и как смысловой, и как духовный центр изображения.
В композиции этой фрески создана целая система многократно повторяющихся арочных линий по нисходящей, которая неизбежно подводит наш взгляд к этой дополняющей друг друга жестами, смыслом и состоянием паре мылителей. Изображение величественной архитектуры разработано с такой убедительностью, что она кажется не столько выдуманной, сколько реально существующей, вернее написанной с реально существующей. Здесь есть явная перекличка с архитектурными идеями Браманте, с архитектурными идеями Высокого Возрождения. Даже какая-то кажущаяся центричность этого величественного храма философии связана именно с брамантовскими идеями центрического храма как наиболее совершенной формы ренессансной архитектуры. Вспомним о колоссальном плане Браманте, плане постройки собора св.Петра и о его маленьком центрическом храме, единственной постройке, которую он реально сумел осуществить.

В группе заднего плана, в центре которой торжествуют Аристотель и Платон, находится и Сократ, и, по всей видимости, Алкивиад, к которому Сократ обращается. Этой группе противостоят группы переднего плана, причем они ведь не симметричны – левая группа ученых и их учеников немного ближе продвинулась к центру, чем правая. Пространственно они занимают очень разное место. И в то же время здесь начисто отсутствует ощущение неуравновешенности правого и левого. Мы совершенно не замечаем того, что часть фрески выпадает, поскольку начинается дверной проем, нас это зрительно абсолютно не коробит. А уравновешивает эти неравные и в то же время идеально гармоничные группы фигура пресловутого Диогена, наиболее известного философа кинической школы, который разлегся по диагонали на ступенях лестницы. Эта фигура, как бы промежуточная между двумя группами переднего плана, и в то же время она ведет наш глаз в глубину. Она заполняет пустоту лестницы. Кроме того, Диоген расположен так, что воспринимается нами в движении изнутри наружу, из глубины к переднему плану, а в противоположном движении, тоже связывая передний и задний планы, дана со спины фигура поднимающегося по ступеням юноши. Вот так ненавязчиво и в то же время ритмически, пластически-пространственно, абсолютно убедительно связываются им и группы, и планы в некую единую и совершенно неразрывную цельность.


В. Клеваев. «Лекции по истории искусства.Высокое Возрождение. Рафаэль Санти»
Исходное сообщение okprofi
Рафаэль Санти - фреска "Афинская школа"

Зачем розовые буквы на белом фоне?

РАФАЭЛЬ САНТИ - главная страница

Рафаэль Санти
Афинская школа
("Философия")
1509-1511
Фреска
Станца делла Сеньятура, кабинет Папы римского

The School of Athens
Fresco
Vaticano, Stanza della Segnatura, Rome

"Афинская школа" - великое произведение Рафаэля.
Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир

Кто есть кто на фреске "Афинская школа"

1 - Леонардо да Винчи в образе Платона и Аристотель
2 - Пифагор
3 - Диоген Синопский
4 - Микеланджело в образе Гераклита
5 - автопортрет
6 - Эпикур
7 - Александр Македонский
8 - Сократ
9 - Евклид

Фреска «Афинская школа» изображает не реальную группу афинян –здесь находятся не только афиняне (к примеру, философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (например, персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона, или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Однако изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников.
Всего на фреске представлено свыше 50 фигур (многие из них не поддаются аттрибутации, насчет некоторых нет единой точки зрения).
Версия сайта Лекции online

С бородой, в коричневой тоге – Спевсипп, философ, племянник Платона
- в синей тоге – Менексен, философ, ученик Сократа
- в белой тоге – Ксенократ, философ, ученик Платона
- в желтовато-зеленоватой – философ Сократ
- в синеватой – предположительно Александр Македонский, ученик Аристотеля
- в темном головном уборе, низенький – Ксенофонт, философ, ученик Сократа
- в шлеме – Алкивиад, полководец и политик, ученик Сократа
- с вытянутой рукой – Есхин, философ, ученик Сократа
- в розовом – Критий, философ, оратор, писатель, дядя Платона
- с обнаженным торсом – Диагор Мелосский, поэт по прозвищу «Безбожник»
- рядом с амуром – философ Зенон, ученик Парменида
- следующий за Зеноном – Навсифан, философ, последователь Демокрита, учитель Эпикура
- в венке – философ Демокрит (по другой версии – Эпикур)
- мальчик за его спиной – Диоген Лаэртский, историк философии
- в белом тюрбане – Аверроэс, арабский философ
- лысый, в желтоватом одеянии на первом плане – Анаксимандр, философ, ученик Фалеса
- в белом одеянии, с книгой – Пифагор, философ и математик
- с длинными волосами – Анаксагор, философ, математик и астроном
- стоит в белом – Гипатия, женщина-математик, астроном и философ
- стоит и держит книгу – философ Парменид
- сидит опершись на куб – философ Гераклит
- лежит на ступенях – философ Диоген
- сидят на коленях и стоят согнувшись – ученики Евклида, в 27 м.б изображен герцог Федерико Гонзага
- с циркулем – Евклид, математик (по другой версии – Архимед)
- в белой одежде с небесным глобусом – Зороастр, астроном и философ-мистик
- спиной к зрителю, с земным шаром – Птолемей, астроном и географ
- в белом берете – Иль Содома, художник, друг Рафаэля (по другой версии – Перуджино, учитель Рафаэля)
- в темном берете – Рафаэль
- в темной тоге – философ Аркесилай (по другой версии – Плотин)
- опершись рукой о стену – философ Пиррон
- на одной ноге – ?
- в голубом и розовом, спускается – Аристипп, философ, друг Сократа
- всходит по ступеням – философ Эпикур
- спиной, в розовом – ?
- с бородой, в желтоватом плаще – Теофраст, философ и ученый, ученик Платона и Аристотеля
- вплотную к Теофрасту стоит – Евдем, философ, ученик Аристотеля

В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим. Папа поручает художнику роспись парадных залов (станц) Ватиканского дворца. В Станца делла Сеньятура (1509-11) Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне.
Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Ее основная идея - возможность гармонического согласия между различными направлениями философии и науки - принадлежит к числу важнейших идей гуманистов. Под сводами величественного здания расположились группами древнегреческие философы и ученые.
В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие античную мудрость и представляющие две школы философии. Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей. Воин в шлеме - Александр Македонский, он внимательно слушает Сократа, который, что-то доказывая, загибает пальцы. Слева, у подножия лестницы, Пифагор, в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. Человек в венке из виноградных листьев - Эпикур. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, - Микеланджело в образе Гераклита. На ступеньках лестницы расположился Диоген. Справа Евклид, склонясь над доской, измеряет циркулем геометрический чертеж. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора.

Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Одни осматривают два глобуса - Земли и неба - последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Напротив - уединенный мечтатель. Возле него почтенный мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося схватить чужую мысль налету. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Сзади - Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений.
Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания...
Словно нищий на ступенях храма - одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Они ведут диалог - спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.
Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель.
Единство философий - в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится... И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.
В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие).
Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде - осознать их) в форме живописных композиций. А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов! Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников. Но общий замысел, структура картин, конкретные фигуры и обработка многих деталей - дело рук и мысли великого мастера.

РАФАЭЛЬ САНТИ
главная страница

Главное меню Энциклопедии

"Станца" - комната в переводе с итальянского. Станцы Рафаэля - это комнаты в Ватикане, расписанные Рафаэлем и учениками:
Станца дель Инчендио ди Борго (фреска "Пожар в Борго")
Станца делла Сеньятура
Станца д"Элиодоро (Комната Элиодоро)

Каждую стену этих комнат занимает фресковая композиция, то есть, в каждой комнате - по четыре фресковых композиции. О станце делла Сеньятура и фресковых картинах «Платон и Аристотель», «Пифагор», «Евклид с учениками», «Гераклит». Описание и Фото.

Сначала была расписана средняя из трёх станц - «Станца делла Сеньятура» (Комната подписей), названная так, потому что здесь заседал Церковный Трибунал, хранилась папская печать и подписывались указы. Папа Юлий решил отвести эту комнату под свой личный кабинет и библиотеку, что и определило сюжет росписи стен - четыре сферы духовной деятельности человека: Теология, Философия, Юриспруденция и Поэзия. На каждой стене комнаты (станцы) располагается завершённая фресковая картина. Эти четыре фресковые картины названы: первая - «Диспута» (она изображает спор о святом причастии), вторая «Афинская школа», третья - состоит из нескольких меньших композиций, четвёртая «Парнас». На своде над каждой фреской помещена аллегорическая фигура - символ каждого из этих видов деятельности, а в угловых частях свода - небольшие композиции, тематически связанные с фресками. В настоящей статье мы подробно остановимся на фреске «Афинская школа» и е ё фрагментах «Платон и Аристотель», «Пифагор» , «Евклид с учениками», «Гераклит».

Рафаэль Санти «Афинская школа»

Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля признана «Афинская школа» - один из шедевров ренессансного искусства. Используя все средства живописи своего времени, Рафаэль преодолел трудности колорита и наложения фресковых красок, благодаря чему достиг наиболее полного воздействия на зрителя. На фреске - обширный портик в стиле ренессанс. В «Афинской школе», как и в других фресках станц, Рафаэль создал композицию, которая выстраивается не вдоль переднего края, а в виде полукруга, на котором разворачиваются события. Художник в этой фреске объединил огромное количество фигур в гармоничную композицию, поэтому «Афинская школа» до сих пор считается высоким образцом героического жанра.

Фреска олицетворяет и прославляет Истину (Vero ) и символизирует рациональные поиски истины философией и наукой. На ней изображены античные философы, чьи идеи и работы во многом формировали духовный мир Ренессанса. Это мудрые, уверенные в себе люди сильной воли и высокого достоинства. Многие из них наделены чертами великих философов, художников и знаменитых современников автора. По замыслу Рафаэля, согласно идеям неоплатонизма, это сходство должно было символизировать родство античной философии и новой теологии. Художник блестяще справился с задачей распределения более 50 персонажей на фреске, где каждый наделён индивидуальностью.

Рафаэль Санти «Платон и Аристотель»

Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, но великих греческих философов Платона (427 - 347 гг до н.э.) и его ученика Аристотеля (384 - 322 гг до н.э.) легко узнать по названиям книг в их руках. Платон (в красном плаще и с чертами лица Леонардо да Винчи) указывает рукой на небо, а рука Аристотеля (в синем плаще) обращена раскрытой ладонью к Земле. В этих жестах сконцентрированы и философские идеи - абстрактные у Платона (его мир идей обретается в небесах) и более практические и обоснованные у Аристотеля (его мир идей связан с земным опытом). Фигуры Платона и Аристотеля заметно крупнее и выше рядом стоящих фигур. Но это не нарушение логики перспективного построения, это приём выделения центральных героев, когда рядом с фигурами высокого роста (Платон и Аристотель) изображаются низкие фигуры. Со всех стороны фигуры Платона и Аристотеля окружены группами философов и учёных разных школ и их учениками. Вверху слева от Платона - Сократ. По пальцам перечисляет он убедительные доводы своего учения, вызывая восторг и изумление окружающих его учеников и народа. Самый внимательный из слушателей - молодой воин Алкивиад в шлеме и полном вооружении. Ниже - Эпикур в венке, советовавший получать удовольствие от жизни, и Зенон - философ противоположных взглядов, а рядом - фигура Пифагора.

Рафаэль Санти «Пифагор»

В своих работах Пифагор (около 580 - 500 гг до н.э.) пытался связать математику и музыку. На табличке в его руках начертаны математические формулы, с помощью которых он стремился описать музыкальную гармонию, что должно было стать ключом к познанию гармонии мира. Платон использовал эти формулы для расчёта гармонических пропорций души. Эта идея подробно изложена Платоном в трактате «Тиней», с которым он изображён на фреске.

Рафаэль Санти «Евклид с учениками»

Внизу справа лысый математик Евклид (с чертами лица Браманте) демонстрирует своим ученикам чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею. Художник поставил свою подпись золотыми буквами на тунике Евклида у горловины: « R . V . S . M .» («Рафаэль Урбинский своей рукой»). В группе рядом с ним Рафаэль изобразил себя в чёрном берете, в образе древнегреческого живописца Апеллеса.

Рафаэль Санти «Гераклит»

На переднем плане - одинокая фигура Гераклита, погружённого в размышления. Это портрет Микеланджело - знак глубокого уважения Рафаэля к своему сопернику, который в то же время расписывал Сикстинскую капеллу. Этот образ появился на фреске позже, после того как были открыты фрески Микеланджело в Сикстинской капелле, настолько поразившие воображение Рафаэля, что он даже изменил стиль письма. Интересная деталь - Гераклит написан в манере Микеланджело, он сидит в сложной позе, его фигура напоминает пророков с плафона Сикстинской капеллы. Существует легенда, что Микеланджело побывал в Станце делла Сеньятура, долго рассматривал фрески и, казалось, остался доволен увиденным. Узнав себя в образе Гераклита, порадовался: «Однако радует, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих краснобаев».

Атмосфера высокого духовного подъёма в «Афинской школе» достигнута не только индивидуальной выразительностью героев, но и характером окружающих этих героев среды - величественной классической архитектурой Высокого Возрождения. Вполне возможно, что архитектурный фон был навеян проектом собора Святого Петра, над которым в то время работал Браманте.

Изображает одно из замечательных явлений античной истории. Возникшая в Древних Афинах в классический период, эта школа стала эталоном учреждения по воспитанию свободного гармонично развитого человека.

Образование в Древних Афинах: особенности

В демократических Афинах, особенно в правление Перикла, воспитанию и образованию граждан отводилось огромное значение. Воспитание происходило в рамках принципа калокагатии - совокупности "добродетелей": культура тела и готовность исполнять гражданские обязанности. Первое относили к разряду внешней культуры или культуры тела, а второе - к внутренней культуре.

Еще одним принципом образования в Афинах была агонистика. То есть использовался дух соревновательности, основанный на личном превосходстве.

Типы школ в древних Афинах

Среди основных типов афинских школ можно выделить:

  1. Школы для обучения подростков грамоте и музыке (с 7 до 13-14 лет):
      грамматиста (учителя-дидаскалы обучали счету, письму, чтению); кифариста (обучение литературе, пению, декламации, рисованию, музицированию).
  2. Палестры - спортивные школы.
  3. Гимнасии - школы для продолжения образования взрослых.

Описание афинской школы

В образовательных школах мальчиков обучали грамоте и счету. Учиться здесь могли подростки любых сословий, как городские, так и сельские.

Чему учили в афинских школах? В грамматистах счету обучали при помощи пальцев, затем камушков, а позже - доски с камушками, напоминающей счеты. Младшие школьники обучались письму. Они писали заостренными металлическими или костяными палочками - стиль или стило (с). На другом конце стило было что-то вроде лопаточки - для выравнивания поверхности и стирания ошибочных записей. Буквы, тексты писали на дощечках, покрытых слоем воска. Старшие ученики писали тростинкой на папирусе.

Кроме обучения письму, в афинской школе кифаристе подростки учились читать, в основном, на историко-художественном материале - поэмах Гомера "Иллиада" и "Одиссея" и мифах, стихах известных греческих поэтов и пьесах драматургов Софокла, Еврипида и Эсхила (в старшем возрасте). Также учителя прививали им навыки рисования и музицирования. Причем музицирование начинали осваивать лишь после знакомства с поэзией. Кроме игры на музыкальных инструментах, юноши осваивали и нотную грамоту. А искусство игры на флейте вошло в программу афинских школ после персидских войн.

В ходе воспитательно-образовательного процесса учитель мог не только применять поощрительные методы, например, раньше дать писать на папирусе, но и наказания. Для этого у него в руках всегда была плетка из бычьих хвостов.

В обычных школах с самого начала обучения вводились занятия гимнастикой, ведь без физической красоты и здоровья невозможно воспитать гармонично развитого человека.

Как говорит история

В афинских школах и гимназиях делался упор на внешнюю форму. Для более серьезных занятий спортом служили палестры. Их мальчики могли посещать с двенадцати лет. В палестре они занимались гимнастикой, в которую тогда были включены бег, борьба, прыжки и метание копья и диска.

Главным идеалом спортивной фигуры служили выставленные в портиках палестры скульптуры знаменитых греческих мастеров: Мирона "Дискобол" и Поликлета "Диадумен" и "Дорифор".

Занятия в хорошую погоду проходили в перестиле - внутреннем открытом дворике, а в пасмурную - в крытых галереях или портиках, окружавших его. Поскольку мальчики занимались обнаженными и смазывали тело оливковым маслом, то после занятий они производили омовение водой из находящегося на территории палестры фонтана, колодца или бани.

Интересно, что в палестрах еще обучали началам красноречия и пению песен, которые позже молодые афиняне пели на пирах. Также ученые мужи с ними вели беседы о политике и нравственности.

Обучение в гимнасиях

Гимнасии служили для продолжения образования, и занимались в них взрослые граждане Афин. Здесь были представлены возможности как для духовного, так и спортивного развития человека.

Обычно гимнасии строились за городом среди красивой природы. В них были площадки для занятия гимнастикой, бассейны и бани, а также помещения для отдыха и ведения длительных интеллектуальных бесед и споров.

Здесь можно было поприсутствовать на выступлениях известных ученых того времени, а также поучиться красноречию и риторике, умению грамотно вести споры и отстаивать свое мнение.

Роль педагогов в афинском образовании

В афинском обществе в семьях знатных граждан было принято, что мальчики до семи лет только играли в подвижные игры, но потом для них подбирали педагога для сопровождения и воспитания. Само слово "педагог" в переводе с греческого дословно означает "сопровождающий ребенка". Обычно на эту должность брали старого, подчас увечного раба, который иногда даже плохо слышал и почти не говорил на греческом языке.

Педагоги отвечали за ежедневное посещение ребенком школы: сопровождали до нее и обратно, несли школьные принадлежности и музыкальные инструменты, на которых должен был уметь играть любой афинянин. Чаще всего это была флейта.

Дома в обязанности педагога входило обучение мальчика этикету и хорошим манерам. Также педагог должен был наказывать воспитанника розгами за невыполнение требований и провинности.

История Академии Платона

История афинской школы связана с философским течением соратников и последователей греческого мыслителя Платона, стоявшего у его основания. Представители течения с 4 в. до н. э. собирались в стенах Афинской Академии, основанной также Платоном.

Основной дидактический метод обучения, использовавшийся в Академии - диалог или по-другому - диалектика. Ею овладевали на двух условных ступенях обучения: для младших и для старших. Здесь изучали различные предметы, но особый упор делали на астрономию и математику.

Академия имела четыре возобновления. При Спевсиппе, племяннике Платона, в Академии стали обучать на платной основе и готовили преимущественно ораторов и государственных деятелей. Здесь была распространена платонико-пифагорийская философия. А сама Академия стала духовным центром для аристократов и образованных афинян. К обучению в Академии стремились даже женщины.

Дело Спевсиппа продолжил Ксенократ, который привлекал к себе всех знаменитостей обширной Греции. Далее Академию поочередно возглавляли последователи того же философского учения - Полемон, Кратес и Крантор.

Аркесилай же повернул вектор Академии в другом направлении: он придерживался теории полного воздержания от суждений, выяснял точку зрения своих слушателей и вел с ними активную беседу. Во главу угла ставился разум ученика, а не авторитет учителя. Выступал против догматизма. Преемниками Аркесилая в качестве главы Академии стали Лакид и Карнеад. Последний отрицал чувственное и инстинктивное восприятие мира и попытку его познания через них.

Попытку возрождения Академии в духе Платона совершил Антиох Асколонский.

Знаменитое творение Рафаэля

Фресковая роспись "Афинская школа" - одно из величайших творений маэстро. Создана она для оформления папского дворца в Ватикане и размещена на одной из стена la Stance della Seniatura. Изображенное на фреске имело мало общего с реальной афинской школой, видимо, гимнасией. В абсолютно не античной, а более ренессансной архитектуре размещены фигуры взрослых людей, одетых в античные одежды.

Среди них можно встретить художественные образы, в которых Рафаэль воплотил свое представление о наиболее ученых умах Древней Греции - Аристотеле, Платоне, Гераклите и др. Высказывается мнение, что в этих трех мужах мастер изобразил с передачей порьретного сходства трех титанов эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и самого себя - Рафаэля Санти.

Согласно истории, все персонажи, изображенные Рафаэлем, разделены на группы, каждая из которых занята каким-то дело: слушают рассказы мудрецов, спорят, изучают документы и новейшие приборы, ведут философские беседы. Это - территория "духа". А вот территория "тела" на фреске отсутствует - автор не изобразил атлетов или места для принятия водных процедур.


Рафаэль Санти. Афинская школа
1511
Scuola di Atene
500 × 770 см
Апостольский дворец, Ватикан. Викисклад

Кликабельно - 3200px × 2037px

Афинская школа (итал. Scuola di Atene) — фреска работы Рафаэля в станце делла Сеньятура Ватиканского дворца.

Список персонажей

1. Зенон Китийский или Зенон Элейский
2. Эпикур
3. Фредерико II, герцог Мантуи
4. Аниций Манлий Торкват Северин Боэций или Анаксимандр или Эмпедокл Акрагантский
5. Аверроэс
6. Пифагор
7. Алкивиад или Александр Македонский
8. Антисфен или Ксенофонт
9. Гипатия (черты лица возлюбленной Рафаэля, Маргериты)
10. Эсхин или Ксенофонт
11. Парменид
12. Сократ
13. Гераклит Эфесский (портретное сходство с Микеланджело)
14. Платон (портрет Леонардо да Винчи) с трактатом «Тимей» в левой руке.
15. Аристотель, держащий Никомахову этику
16. Диоген
17. Плотин
18. Евклид (или Архимед) с учениками (портретное сходство с архитектором Браманте)
19. Скорее всего, Гиппарх, по другим версиям Страбон или Заратустра
20. Клавдий Птолемей
21. Протоген
R — Апеллес (черты лица самого Рафаэля)

Фреска «Афинская школа» изображает не реальную группу афинян - здесь находятся не только афиняне (к примеру, философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (например, персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона, или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Однако изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников. Всего на фреске представлено свыше 50 фигур (многие из них не поддаются атрибуции, насчет некоторых нет единой точки зрения).

С бородой, в коричневой тоге - Спевсипп, философ, племянник Платона
- в синей тоге - Менексен, философ, ученик Сократа
- в белой тоге - Ксенократ, философ, ученик Платона
- в желтовато-зеленоватой - философ Сократ
- в синеватой - предположительно Александр Македонский, ученик Аристотеля
- в темном головном уборе, низенький - Ксенофонт, философ, ученик Сократа
- в шлеме - Алкивиад, полководец и политик, ученик Сократа
- с вытянутой рукой - Есхин, философ, ученик Сократа
- в розовом - Критий, философ, оратор, писатель, дядя Платона
- с обнаженным торсом - Диагор Мелосский, поэт по прозвищу «Безбожник»
- рядом с амуром - философ Зенон, ученик Парменида
- следующий за Зеноном - Навсифан, философ, последователь Демокрита, учитель Эпикура
- в венке - философ Демокрит (по другой версии - Эпикур)
- мальчик за его спиной - Диоген Лаэртский, историк философии
- в белом тюрбане - Аверроэс, арабский философ
- лысый, в желтоватом одеянии на первом плане - Анаксимандр, философ, ученик Фалеса
- в белом одеянии, с книгой - Пифагор, философ и математик
- с длинными волосами - Анаксагор, философ, математик и астроном
- стоит в белом - Гипатия, женщина-математик, астроном и философ
- стоит и держит книгу - философ Парменид
- сидит опершись на куб - философ Гераклит
- лежит на ступенях - философ Диоген
- сидят на коленях и стоят согнувшись - ученики Евклида
- с циркулем - Евклид, математик (по другой версии - Архимед)
- в белой одежде с небесным глобусом - Зороастр, астроном и философ-мистик
- спиной к зрителю, с земным шаром - Птолемей, астроном и географ
- в белом берете - Иль Содома, художник, друг Рафаэля (по другой версии - Перуджино, учитель Рафаэля)
- в темном берете - Рафаэль
- в темной тоге - философ Аркесилай (по другой версии - Плотин)
- опершись рукой о стену - философ Пиррон
- на одной ноге - ?
- в голубом и розовом, спускается - Аристипп, философ, друг Сократа
- всходит по ступеням - философ Эпикур
- спиной, в розовом - ?
- с бородой, в желтоватом плаще - Теофраст, философ и ученый, ученик Платона и Аристотеля
- вплотную к Теофрасту стоит - Евдем, философ, ученик Аристотеля


Зенон Китийский или Зенон Элейский


Эпикур


Аверроэс и Пифагор


Пифагор


Алкивиад или Александр Македонский и Антисфен или Ксенофонт


Франческо Мария I делла Ровере или возлюбленная Рафаэля в образе Гипатии и Парменид


Парменид


Эсхин и Сократ


Микеланджело в образе Гераклита Эфесского


Леонардо да Винчи в образе Платона


Аристотель


Диоген


Донато Браманте в образе Евклида или Архимеда


Страбон или Заратустра, Клавдий Птолемей, Рафаэль в образе Апеллеса и Пьетро Перуджино или Тимотео Вити в образе Протогена

В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим. Папа поручает художнику роспись парадных залов (станц) Ватиканского дворца. В Станца делла Сеньятура (1509—11) Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне.

Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Ее основная идея — возможность гармонического согласия между различными направлениями философии и науки — принадлежит к числу важнейших идей гуманистов. Под сводами величественного здания расположились группами древнегреческие философы и ученые.

В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие античную мудрость и представляющие две школы философии. Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей. Воин в шлеме — Александр Македонский, он внимательно слушает Сократа, который, что-то доказывая, загибает пальцы. Слева, у подножия лестницы, Пифагор, в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита. На ступеньках лестницы расположился Диоген. Справа Евклид, склонясь над доской, измеряет циркулем геометрический чертеж. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора.

Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Одни осматривают два глобуса - Земли и неба - последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Напротив - уединенный мечтатель. Возле него почтенный мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося схватить чужую мысль налету. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Сзади - Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений.

Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания.

Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Они ведут диалог - спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.

Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель.

Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.

В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие).

Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде — осознать их) в форме живописных композиций. А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов! Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников. Но общий замысел, структура картин, конкретные фигуры и обработка многих деталей — дело рук и мысли великого мастера.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png